Нет, конечно, не ошибочным. Вы упустили только одну маленькую деталь: в условиях жесточайших гонений, когда угроза смертью более чем реальна, этими "мощами при жизни" являются сами тела священников. Пресвятые старцы в лагерях в качестве престола с мощами использовали свои собственные тела.
И кстати антиминс тут совершенно ни при чём: вшивание мощей в антиминс- специфически "русская" традиция, которая если и встречается у греков, то лишь в качестве заимствования у РПЦ. Антиминс, грубо говоря, это "патент" на совершение Евхаристии и имеет в нём значение только лишь наличие благословения самого Епископа (после которого антиминс и становится антиминсом, а отнюдь не после вшивания в него частички мощей). Помимо антиминса в храмах в алтаре мощи находятся отдельно.
Но если мощи вшиты в антиминс, то, разумеется, иметь их в том, что используется вместо престола (например, камень в походе) уже не обязательно. Главное, чтобы мощи обязательно были. А где именно- в антиминсе или престоле- не обязательно.
А использование той или иной субстанции при Евхаристии роли, действительно, не играет, если им не придаётся специфического значения. Например, если священник захочет служить на пиве только для того, чтобы показать своё неподчинение канонам, тогда да, это будет ересью. Если Евхаристия будет служиться на пресном хлебе, за неимением квасного, тогда это ересью не будет. А если только потому, чтобы показать, например, что Христос подчинился заповедям об опресноках или то, что Христос принял тело без-душное и без-умное, как учили аполлинариане, то тогда да- анафема (и т.п.).
Так что пример с субстратом не проходит и, кроме того, мощи в тех условиях, как раз, были.
И кстати антиминс тут совершенно ни при чём: вшивание мощей в антиминс- специфически "русская" традиция, которая если и встречается у греков, то лишь в качестве заимствования у РПЦ. Антиминс, грубо говоря, это "патент" на совершение Евхаристии и имеет в нём значение только лишь наличие благословения самого Епископа (после которого антиминс и становится антиминсом, а отнюдь не после вшивания в него частички мощей). Помимо антиминса в храмах в алтаре мощи находятся отдельно.
Но если мощи вшиты в антиминс, то, разумеется, иметь их в том, что используется вместо престола (например, камень в походе) уже не обязательно. Главное, чтобы мощи обязательно были. А где именно- в антиминсе или престоле- не обязательно.
А использование той или иной субстанции при Евхаристии роли, действительно, не играет, если им не придаётся специфического значения. Например, если священник захочет служить на пиве только для того, чтобы показать своё неподчинение канонам, тогда да, это будет ересью. Если Евхаристия будет служиться на пресном хлебе, за неимением квасного, тогда это ересью не будет. А если только потому, чтобы показать, например, что Христос подчинился заповедям об опресноках или то, что Христос принял тело без-душное и без-умное, как учили аполлинариане, то тогда да- анафема (и т.п.).
Так что пример с субстратом не проходит и, кроме того, мощи в тех условиях, как раз, были.
Комментарий