Никто не спорит, все это вполне может быть. Если вы помните, Второй Храм был разрушен из-за взаимной ненависти, это и был основной грех евреев. Очевидно, у последователей Иисуса тоже были внутренние враги.
Но если мы опираемся на текст НЗ, то картина получается довольно простая. Буквально несколько строк написано о том, как Павел гнал учеников Иисуса, и множество книг - об обратном. И так во всех случаях. Описаны толпы поклонников - и какие-то заговорщики, готовые убить, причем контекст неявно или явно указывает на политику. Враги из евреев, названные явно, одновременно враги Израиля, ибо поддерживают завоевателей - царь, первосвященник и их окружение. А в подавляющем большинстве мест мы видим симпатию и поддержку Иисуса.
И это, вообще-то, очевидным образом следует из того, что он учил во множестве синагог. Если бы в религиозных кругах его терпеть не могли, если бы хотя бы относились настороженно, то о каких "синагогах" могла бы идти речь? Максимум, быть может, ему удалось бы основать собственную "нетрадиционную" синагогу в своем городе. Но в чужие синагоги его, естественно, никто бы не пригласил. Я знаю это не понаслышке, ведь мой друг, раввин, тоже имел кое-какие трения с другими ортодоксами. Об этом когда-то даже в газетах писали...
Реально, проповедь в синагогах целого региона означает только одно: он был признанным и чрезвычайно уважаемым равом, несмотря на молодость. И именно это, очевидно, вызывало неприятие у иерусалимцев: им не нравилось, что он побеждает их в спорах и что его признают больше, чем их самих.
В том-то и дело. Я читал Евангелия не один раз, но непредзято: я не имел никакого изначального мнения о том, как относиться к Иисусу и его противникам. Попробуйте и вы прочитать непредвзято. Вы увидите, что "жесткая неприязнь" - это единичные случаи, а вот признание - очевидно и маштабно. Судя по контексту, вероятнее всего, что он в молодости учился у великих мудрецов Санедрина - если, конечно, судить с позиций здравого смысла, не привлекая чудесные объяснения (воплощенный Бог идеально знал Свою Тору). Потому и дружил с фарисеями. Мф 15:1: это же рассказ о том, как он пригласил друзей из Иерусалима в гости, на трапезу! Потому, собственно, и "всплыл" вопрос о нетилат ядаин.
Кстати, перечисляя саддукеев и фарисеев через запятую, надо четко понимать, что они представляли собой радикально разные школы и были идейными врагами. Расхождения между ними в тысячи раз превосходят те нюансы, о которых Иисус спорил с фарисеями. Саддукеи не верили в воксресение мертвых, отрицали Устную Тору (то самое "предание") и были с позором изнганы из Санедрина в предыдущем столетии.
И это единственное место, где говорится об резком осуждении Иисуса именно со стороны массы, толпы. Однако, читая это, очень важно представлять себе исторический контекст - сколько их было. В Иерусалиме очень тесная застройка, и перед домом прокуратора никак не могло собраться много людей. И вполне понятно, что раз уж они там собрались, значит, вряд ли дорожили святостью Бога и Израиля.
Апостолы описали сцену, напоминающие огромное количество подобных ситуаций в последующие века - публичные казни вроде Гревской площали. Во все времена находилась толпа, которой хотелось убить жертву, да помучительнее - совершенно независимо от прежних заслуг этого человека. Даже наоборот, убийство праведника больше "щекотало нервы". Но это никак не позволяет судить о том, как действительно относились к этому человеку массы людей.
Но если мы опираемся на текст НЗ, то картина получается довольно простая. Буквально несколько строк написано о том, как Павел гнал учеников Иисуса, и множество книг - об обратном. И так во всех случаях. Описаны толпы поклонников - и какие-то заговорщики, готовые убить, причем контекст неявно или явно указывает на политику. Враги из евреев, названные явно, одновременно враги Израиля, ибо поддерживают завоевателей - царь, первосвященник и их окружение. А в подавляющем большинстве мест мы видим симпатию и поддержку Иисуса.
И это, вообще-то, очевидным образом следует из того, что он учил во множестве синагог. Если бы в религиозных кругах его терпеть не могли, если бы хотя бы относились настороженно, то о каких "синагогах" могла бы идти речь? Максимум, быть может, ему удалось бы основать собственную "нетрадиционную" синагогу в своем городе. Но в чужие синагоги его, естественно, никто бы не пригласил. Я знаю это не понаслышке, ведь мой друг, раввин, тоже имел кое-какие трения с другими ортодоксами. Об этом когда-то даже в газетах писали...
Реально, проповедь в синагогах целого региона означает только одно: он был признанным и чрезвычайно уважаемым равом, несмотря на молодость. И именно это, очевидно, вызывало неприятие у иерусалимцев: им не нравилось, что он побеждает их в спорах и что его признают больше, чем их самих.
В том-то и дело. Я читал Евангелия не один раз, но непредзято: я не имел никакого изначального мнения о том, как относиться к Иисусу и его противникам. Попробуйте и вы прочитать непредвзято. Вы увидите, что "жесткая неприязнь" - это единичные случаи, а вот признание - очевидно и маштабно. Судя по контексту, вероятнее всего, что он в молодости учился у великих мудрецов Санедрина - если, конечно, судить с позиций здравого смысла, не привлекая чудесные объяснения (воплощенный Бог идеально знал Свою Тору). Потому и дружил с фарисеями. Мф 15:1: это же рассказ о том, как он пригласил друзей из Иерусалима в гости, на трапезу! Потому, собственно, и "всплыл" вопрос о нетилат ядаин.
Кстати, перечисляя саддукеев и фарисеев через запятую, надо четко понимать, что они представляли собой радикально разные школы и были идейными врагами. Расхождения между ними в тысячи раз превосходят те нюансы, о которых Иисус спорил с фарисеями. Саддукеи не верили в воксресение мертвых, отрицали Устную Тору (то самое "предание") и были с позором изнганы из Санедрина в предыдущем столетии.
И это единственное место, где говорится об резком осуждении Иисуса именно со стороны массы, толпы. Однако, читая это, очень важно представлять себе исторический контекст - сколько их было. В Иерусалиме очень тесная застройка, и перед домом прокуратора никак не могло собраться много людей. И вполне понятно, что раз уж они там собрались, значит, вряд ли дорожили святостью Бога и Израиля.
Апостолы описали сцену, напоминающие огромное количество подобных ситуаций в последующие века - публичные казни вроде Гревской площали. Во все времена находилась толпа, которой хотелось убить жертву, да помучительнее - совершенно независимо от прежних заслуг этого человека. Даже наоборот, убийство праведника больше "щекотало нервы". Но это никак не позволяет судить о том, как действительно относились к этому человеку массы людей.
Комментарий