Прибалтика- "Земля Пресвятой Девы Марии"

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • St.Igor
    Обещал вернутся

    • 27 January 2009
    • 1880

    #181
    Сообщение от Curon
    Хотите оспорить мнение Михаила Васильевича Ломоносова ?
    Хочу ли я оспорить мнение Ломоносова?
    На мой взгляд, это вам придется попотеть, чтобы опровергнуть не только Ломоносова и Нестора, но и немчуру Миллера (Герхард Фридрих Миллер (Мюллер)), который вначале не давал разрешения на публикацию работы Ломоносова по истории, а после его смерти, завладев рукописью Ломоносова, опубликовал ее под своией редакцией.
    В измененном виде она и дошла до нас. Современники Ломоносова, хорошо знавшие его мнение по истории, когда увидели напечатанную книгу, то не могли поверить в то, что что-то подобное мог написать САМ Ломоносов.
    Слава Богу, что ныне появились научные математические методы, позволившие доказать, что данный труд принадлежит Ломоносову лишь частично, но в большей степени Миллеру.
    Итак, Нестор ни словом не упомянул про Латышей. Ни словом не обмолвился о них и Ломоносов. Даже Миллер, усердно отредактировав рукописи Ломоносова, тоже ничего не сказал про латышей, хотя подробно описал все народы, проживавшие на территории нынешней Латвии.
    Но вот, чудо! Карамзин, родившийся через год после смерти Ломоносова, пишет про латышей!!!


    Так что мы видим явные доказательства того, что Латыши - это искусственная формация, появившаяся в фантазии Карамзина, ссылающегося на Нестора, якобы писавшего про латышей. Хотя, возможно и то, что Карамзин просто исполнил чей-то (государственный, конечно, ибо Марта Скавронская должна же быть из какого-то народа) заказ, ибо никто до него не знал ничего про латышей.


    Но, если не брать во внимание историю появления латышей, то картина получается весьма интересная.
    Рюрики происходят от Иафета, третьего сына Ноя, а Рогнеда-Горислава (потомок Рюриков), от имени которой произошло название города Краслава, жила в этом городе, который был центром торговли между западом и востоком. То есть в этом городе был поставлен престол или кресло (креслс) Рогволода, князя Полоцкого.
    По этой причине город разрастался и богател, а так же прилепилось имя креслс к этому месту.
    Рогнеда-Горислава прославилась, во-первых, тем, что не побоялась напасть с ножем на мужа, который убил ее отца и братьев. Во-вторых, она осталась жива после покушения, что было в то время равноценно чуду, но жить в мире с мужем так и не смогла, маявшись всю жизнь.
    Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про деревню Адамово.
    ШЕСТЬ деревень с таким названием находятся в Витебской области и одно около Краславы, а Царьград, то есть Ерсика, которая тоже находится не так далеко от описываемой территории: "Ерсика (латыш. Jersika лат. Gerzika, Gercike, Gerceke нем. Zargrad рус. Царьград, Ерсика, Герцике) Другие названия : Gercike, Gerdeke, Gerseke, Gertzeke, Locus Castri in Gerzeke, monte Gerzieche, Gersika, Gerzeke, Gerzike) исторический центр Латгалии, княжества (королевства) Герцике, ныне среднее село в Ерсикской волости Ливанского края Латвии"!
    Вы упомянули про Мальту. Может вы имели в виду городок Малта Резекненской губернии?
    Rufancik говорит: "Когда есть простое объяснение, нет нужды в чем-то сложном".

    Комментарий

    • Curon
      Участник

      • 16 April 2012
      • 186

      #182
      Сообщение от St.Igor
      Хочу ли я оспорить мнение Ломоносова?
      На мой взгляд, это вам придется попотеть, чтобы опровергнуть не только Ломоносова и Нестора, но и немчуру Миллера (Герхард Фридрих Миллер (Мюллер)), который вначале не давал разрешения на публикацию работы Ломоносова по истории, а после его смерти, завладев рукописью Ломоносова, опубликовал ее под своией редакцией.
      В измененном виде она и дошла до нас. Современники Ломоносова, хорошо знавшие его мнение по истории, когда увидели напечатанную книгу, то не могли поверить в то, что что-то подобное мог написать САМ Ломоносов.
      Слава Богу, что ныне появились научные математические методы, позволившие доказать, что данный труд принадлежит Ломоносову лишь частично, но в большей степени Миллеру.
      Итак, Нестор ни словом не упомянул про Латышей. Ни словом не обмолвился о них и Ломоносов. Даже Миллер, усердно отредактировав рукописи Ломоносова, тоже ничего не сказал про латышей, хотя подробно описал все народы, проживавшие на территории нынешней Латвии.
      Но вот, чудо! Карамзин, родившийся через год после смерти Ломоносова, пишет про латышей!!!

      Глядя на карту снизу, назовите хоть одну причину которая вас заставляет усомниться в роботах Ломоносова, Миллера и Карамзина ?



      Да ну, не может быть типографская опечатка, наверное.. Но с тех времен на территории Литвы стоит и сегодня городок с подозрительно русским названием "Россиены"




      Расейняй (старая столица Жемайтии)

      Расе́йняй (лит. Raseiniai, жем. Raseinē, польск. Rosienie, рус. Россиены) город в Расейнском районе Литвы, его центр. В Российской империи до 1917 года назывался Россиены. Расейняй является одним из древнейших общин в Литве - название населенного пункта упоминается в летописях 13-го и 14-го века под разными названиями, в том числе Rushigen, Rossyen и Rasseyne.
      ИИСУС ВОСКРЕС...

      Комментарий

      • Curon
        Участник

        • 16 April 2012
        • 186

        #183
        Сообщение от St.Igor

        Но, если не брать во внимание историю появления латышей, то картина получается весьма интересная.
        Рюрики происходят от Иафета, третьего сына Ноя, а Рогнеда-Горислава (потомок Рюриков), от имени которой произошло название города Краслава, жила в этом городе, который был центром торговли между западом и востоком. То есть в этом городе был поставлен престол или кресло (креслс) Рогволода, князя Полоцкого.
        По этой причине город разрастался и богател, а так же прилепилось имя креслс к этому месту.
        Рогнеда-Горислава прославилась, во-первых, тем, что не побоялась напасть с ножем на мужа, который убил ее отца и братьев. Во-вторых, она осталась жива после покушения, что было в то время равноценно чуду, но жить в мире с мужем так и не смогла, маявшись всю жизнь.
        Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про деревню Адамово.
        ШЕСТЬ деревень с таким названием находятся в Витебской области и одно около Краславы, а Царьград, то есть Ерсика, которая тоже находится не так далеко от описываемой территории: "Ерсика (латыш. Jersika лат. Gerzika, Gercike, Gerceke нем. Zargrad рус. Царьград, Ерсика, Герцике) Другие названия : Gercike, Gerdeke, Gerseke, Gertzeke, Locus Castri in Gerzeke, monte Gerzieche, Gersika, Gerzeke, Gerzike) исторический центр Латгалии, княжества (королевства) Герцике, ныне среднее село в Ерсикской волости Ливанского края Латвии"!
        Сведения о Рогволоде (Отце Рогнеды-Гориславны ) содержатся в древнерусской летописи под 980 и 1128 годами и могут восходить как к одному источнику, так и к разным устным источникам.

        «Повесть временных лет» под 980 годом:
        Владимир Святославич вернулся в Новгород с варягами И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов варягов, словен, чуди и кривичей и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены.

        Если Владимир собрал воинов из варягов, словен, чуди и кривичей. То ко кого рода тогда была Рогнеда-Горислава до крещения ?
        ИИСУС ВОСКРЕС...

        Комментарий

        • Curon
          Участник

          • 16 April 2012
          • 186

          #184
          Сообщение от St.Igor
          Итак, Нестор ни словом не упомянул про Латышей. Ни словом не обмолвился о них и Ломоносов. Даже Миллер, усердно отредактировав рукописи Ломоносова, тоже ничего не сказал про латышей, хотя подробно описал все народы, проживавшие на территории нынешней Латвии.
          Но вот, чудо! Карамзин, родившийся через год после смерти Ломоносова, пишет про латышей!!!


          Латыши этим словом в современном русском языке обозначается коренной народ теперешней Латвии. Однако этот народ образовался только в 16-м 17-м столетиях путем слияния четырех балтских народностей (см. латгалы, курши, земгалы, селы), а также ассимиляции одной финно-угорской народности (см. ливы). Но слово «латыши» гораздо старше 16-го века (как в русском языке, так и, тем более, в тех языках, откуда оно было позаимствовано). В таком случае можно спросить, кто же обозначался этим словом до того, как сформировался нынешний латышский народ?

          Н.М. Карамзин во второй главе своей «Истории государства Российского» пишет: «Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует еще Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский.»

          Итак, здесь «латышским народом» названы вообще все балты: включая и пруссов, и литовцев.

          С другой стороны, по-особенному «латышами» именуются латгалы (летгола = ливонские латыши, а земгалы и курши не ливонские латыши!).
          Таким образом, видно, что во времена до формирования современного латышского народа словом «латыши» у русских обозначались в узком смысле латгалы, а в широком смысле все родственные им балтские народы.
          Именно латгалы принесли корень «лат» в современную Латвию и тем самым дали ей имя; но сами они получили это имя отнюдь не в Латвии, а еще там, откуда они пришли, в верховьях Даугавы (Зап. Двины). Именно там, на территории современной Белоруссии и приграничных областей России жил тот народ, который, как можно предположить, исповедовал культ Латы и поэтому называл себя «latīši» (см. латвиеши); именно там пришедшие славяне впервые с ним встретились и приняли его самоназвание в качестве слова своего языка: «латыши»; именно там находилась их страна Латва.

          Тот народ, «первые латыши», исчез еще в конце I тысячелетия н.э.: частично был истреблен на войне, частично был оттеснен в бесплодные места и вымер, частично был ассимилирован в русском (и особенно в белорусском) народе, а одна его часть в виде латгалов ушла на запад и в конце концов влилась в другой, в новый народ «вторых латышей». Но «первые латыши» оставили заметный след в России и русском языке в виде множества балтских («латышских») топонимов, и во множестве русских и белорусских прозвищ и фамилий типа Латышев, Лотыш и т.п., и даже отмеченного В. Далем слова «латышать» (происходящего, очевидно, от того, как «первые латыши» неправильно и с акцентом говорили по-русски).

          Вновь образовавшийся у моря в низовьях Даугавы народ унаследовал (через латгалов) его имя и начал другую жизнь в современном мире.
          Современные латыши как народ образовались путем слияния пяти прежних народностей четырех балтских и одной финно-угорской.



          Сообщение от Curon

          Если Владимир собрал воинов из варягов, словен, чуди и кривичей. То ко кого рода тогда была -Горислава до крещения ?

          А Рогнеда-Горислава родилась в Латгалии и следовательно она была латгалькой.
          ИИСУС ВОСКРЕС...

          Комментарий

          • Curon
            Участник

            • 16 April 2012
            • 186

            #185
            Сообщение от Curon

            тот народ, который, как можно предположить, исповедовал культ Латы и поэтому называл себя «latīši» (см. латвиеши)
            Но на мой взгляд ареал тех братских народов исповедующих "культ Лады", был гораздо шире.

            Сообщение от Curon
            Народы Восточной Прибалтики финская и балтская этнические группы.
            Балты ближайшие этнические родственники славян. До прихода восточных славян в междуречье Оки и Волги не ранее 8 в.н.э , - здесь проходила граница между финским и балтским населением. О балтском дославянском слое в районе Москвы свидетельствуют гидронимы названия рек, начиная с Москвы- от балтской корневой основы mezgl узел, что согласуется с сильно извилистым руслом реки. Балтская корневая основа у Яузы auzas река, на берегах которой рос овес. Возможно также балтский корень у реки Сетунь. К югу от Москвы в нынешней Калужской обл. река Жиждра корень dzidrs, сверкающая; в том же районе речка Удра - udrs выдра и др. Лингвисты также полагают, что балтским может быть и название Волги получившей, скорее всего, от находящегося у ее истоков оз. Волго славянизированная форма от балтского ilgs длинное, что соответствует его форме. Следы культуры восточных балтов прослеживаются в погребальных памятниках курганах 9- 11 вв. вплоть до Ярославского Поволжья.
            Этнически смешанными балто-славянами, судя по, археологическому материалу, были кривичи. Следы балтской культуры встречаются в материальной культуре радимичей.
            Иначе говоря, в ареал древней балтской культуры входили частично Калужская и Московская области, Тверская, Псковская, часть Ярославской, а также часть Новгородской области, включая южную часть Ленинградской области. В балтский гидронимический ареал входит территория всей Беларуси вплоть до приграничных северных районов Украины. Балты также пруссы Восточная Пруссия. Ареал древних пруссов Калининградская обл., Ю-З Литва, С-В Польша.
            ИИСУС ВОСКРЕС...

            Комментарий

            • St.Igor
              Обещал вернутся

              • 27 January 2009
              • 1880

              #186
              Сообщение от Curon
              Глядя на карту снизу, назовите хоть одну причину которая вас заставляет усомниться в роботах Ломоносова, Миллера и Карамзина ?


              Карта наглядно говорит о том, что вся территория была занята Русью. Так что, надо полагать, что все люди, родившиеся на ней (по вашей версии), являются Русскими и только родившиеся в Латгалии, являются латышами?
              При чем здесь карты и толкование истории Ломоносовым, Карамзиным и немчурами Миллером и Шлецером?
              Эти бравые немецкие парни написали такую историю, какую им хотелось.
              Однако, ни один из них не упомянул латышей, кроме, Карамзина, естесствено.
              А его слова можно игнорировать, ибо ни Ломоносов, ни Миллер, бывшие прежде него, ни словом о латышак не обмолвились. Не говорит о них и Повесть минувших лет. То есть древние источники молчат, поэтому ясно понятно, что данная категория людей появилась совсем недавно.
              Латыши - это САМОНАЗВАНИЕ группы людей, не более того, которые желают удревнить свою группу, выдавая запутанную историю о том, что мол, латгалы являются их основой.
              Если так, то этот процесс еще в стадии завершения, ибо в наше в время живы несколько исторических латгалов, говорящих на родном латгальском языке.
              Но, скоро их предадут забвению, ибо против них давно ведется война на уничтожение всякого упоминания о них и о латгальком языке, на котором еще в конце двадцатого века печатались книги.
              Так скоро мы станем свидетелями того, как латыши уничтожат последние упоминания о латгалах, а латгальцам станут внушать, что они всего лишь малая и никчемная часть латышей.
              Да ну, не может быть типографская опечатка, наверное.. Но с тех времен на территории Литвы стоит и сегодня городок с подозрительно русским названием "Россиены"
              Ничего "подозрительного" здесь нет, так как Русь владела этими землями.
              Rufancik говорит: "Когда есть простое объяснение, нет нужды в чем-то сложном".

              Комментарий

              • St.Igor
                Обещал вернутся

                • 27 January 2009
                • 1880

                #187
                Сообщение от Curon
                Сведения о Рогволоде (Отце Рогнеды-Гориславны ) содержатся в древнерусской летописи под 980 и 1128 годами и могут восходить как к одному источнику, так и к разным устным источникам.

                Если Владимир собрал воинов из варягов, словен, чуди и кривичей. То ко кого рода тогда была Рогнеда-Горислава до крещения ?
                Ровно того рода, что и до крещения.
                Крещение не подразумевает ни каких изменений в родословии.
                Последний раз редактировалось St.Igor; 29 July 2012, 03:52 AM.
                Rufancik говорит: "Когда есть простое объяснение, нет нужды в чем-то сложном".

                Комментарий

                • St.Igor
                  Обещал вернутся

                  • 27 January 2009
                  • 1880

                  #188
                  Сообщение от Curon

                  Латыши этим словом в современном русском языке обозначается коренной народ теперешней Латвии. Однако этот народ образовался только в 16-м 17-м столетиях путем слияния четырех балтских народностей (см. латгалы, курши, земгалы, селы), а также ассимиляции одной финно-угорской народности (см. ливы). Но слово «латыши» гораздо старше 16-го века (как в русском языке, так и, тем более, в тех языках, откуда оно было позаимствовано). В таком случае можно спросить, кто же обозначался этим словом до того, как сформировался нынешний латышский народ?

                  Н.М. Карамзин во второй главе своей «Истории государства Российского» пишет: «Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует еще Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский.»

                  Итак, здесь «латышским народом» названы вообще все балты: включая и пруссов, и литовцев.

                  С другой стороны, по-особенному «латышами» именуются латгалы (летгола = ливонские латыши, а земгалы и курши не ливонские латыши!).
                  Таким образом, видно, что во времена до формирования современного латышского народа словом «латыши» у русских обозначались в узком смысле латгалы, а в широком смысле все родственные им балтские народы.
                  Именно латгалы принесли корень «лат» в современную Латвию и тем самым дали ей имя; но сами они получили это имя отнюдь не в Латвии, а еще там, откуда они пришли, в верховьях Даугавы (Зап. Двины). Именно там, на территории современной Белоруссии и приграничных областей России жил тот народ, который, как можно предположить, исповедовал культ Латы и поэтому называл себя «latīši» (см. латвиеши); именно там пришедшие славяне впервые с ним встретились и приняли его самоназвание в качестве слова своего языка: «латыши»; именно там находилась их страна Латва.

                  Тот народ, «первые латыши», исчез еще в конце I тысячелетия н.э.: частично был истреблен на войне, частично был оттеснен в бесплодные места и вымер, частично был ассимилирован в русском (и особенно в белорусском) народе, а одна его часть в виде латгалов ушла на запад и в конце концов влилась в другой, в новый народ «вторых латышей». Но «первые латыши» оставили заметный след в России и русском языке в виде множества балтских («латышских») топонимов, и во множестве русских и белорусских прозвищ и фамилий типа Латышев, Лотыш и т.п., и даже отмеченного В. Далем слова «латышать» (происходящего, очевидно, от того, как «первые латыши» неправильно и с акцентом говорили по-русски).

                  Вновь образовавшийся у моря в низовьях Даугавы народ унаследовал (через латгалов) его имя и начал другую жизнь в современном мире.
                  Современные латыши как народ образовались путем слияния пяти прежних народностей четырех балтских и одной финно-угорской.
                  РР°СССРё
                  Как красиво написано, залюбуешься.
                  Особенно мне понравилось вот это: "Тот народ, «первые латыши», исчез еще в конце I тысячелетия н.э".
                  Так убедительно сказано, что и не оспоришь
                  Только появились латыши в окружении Ленина, чтобы убивать русских и иже с ними. Потом они появились в услужении у Гитлера, чтобы убивать и карать не только русских, но и беларуссов, и украинцев, и иже с ними.
                  Интересно, в чьем подчинении будут латыши в третий раз, чтобы убивать русских, беларусов, украинцев и др. народы?
                  То, что группа людей САМОназвалась латышами, это хорошо. Однако, плохо то, что эта группа претендует на древность, которой ни в одном источнике нет.
                  Плохо так же то, что эта самопровозглашенная группа уничтожает ныне Латголов, как прежде уничтожила Земгалов и Ливов.
                  Когда идет война на уничтожение народов, культ Лады здесь вовсе не при чем.
                  А вот, куль ЛАТОВ, то есть металлической защитной одежды средневекового воина и денег, это имеет место быть.
                  А Рогнеда-Горислава родилась в Латгалии и следовательно она была латгалькой.
                  Абсолютно не следует такой вывод. И нынешнее положение вещей с народностью Латгалов, этому подтверждение.
                  Рогнеда была и останется в роду Рюриковичей навеки, а рюрик не был Латгалом ни разу.
                  Rufancik говорит: "Когда есть простое объяснение, нет нужды в чем-то сложном".

                  Комментарий

                  • St.Igor
                    Обещал вернутся

                    • 27 January 2009
                    • 1880

                    #189
                    Сообщение от Curon
                    Но на мой взгляд ареал тех братских народов исповедующих "культ Лады", был гораздо шире.
                    Братские народы?
                    Это кто ж тогда упразднил Варяжское море, назвав его Балтийским?
                    Rufancik говорит: "Когда есть простое объяснение, нет нужды в чем-то сложном".

                    Комментарий

                    • Curon
                      Участник

                      • 16 April 2012
                      • 186

                      #190
                      Сообщение от St.Igor
                      Латыши - это САМОНАЗВАНИЕ группы людей, не более того, которые желают удревнить свою группу, выдавая запутанную историю о том, что мол, латгалы являются их основой.
                      Если так, то этот процесс еще в стадии завершения, ибо в наше в время живы несколько исторических латгалов, говорящих на родном латгальском языке.
                      Но, скоро их предадут забвению, ибо против них давно ведется война на уничтожение всякого упоминания о них и о латгальком языке, на котором еще в конце двадцатого века печатались книги.
                      Так скоро мы станем свидетелями того, как латыши уничтожат последние упоминания о латгалах, а латгальцам станут внушать, что они всего лишь малая и никчемная часть латышей.
                      А теперь профессор почитайте официальную историю Латгальцев.

                      Латгальцы являются потомками восточной части латгалов (см. латгалы), этнос которых был разделен Альтмаркским перемирием 1629 года. С этого момента и вплоть до образования Латвийской Республики в 1918 году латгальцы (т.е. восточные латгалы) были административно отделены как от западных латгалов, так и от других племен (куршей, земгалов, селов), образовавших латышский народ. Латгальцы (на литературном латышском «latgalieši»; на собственном диалекте «latgalīši») коренное население восточной части Латвии (Латгалии). Термины «латгальцы» и «Латгалия» были введены в латышский язык только в начале 20-го века и от латышского перешли в другие языки. До этого латгальцы по-русски именовались неопределенно «литовское племя» (энциклопедия Брокгауза-Ефрона и др.), а их земля «Инфлянты Польские»

                      Латгалия до 1772 года принадлежала непосредственно Польше, в то время как остальные части современной Латвии представляли собой либо провинцию Швеции (Лифляндия), либо почти самостоятельное государство Курляндское герцогство, лишь номинально считавшееся вассалом Польши. Разрыв между латгальцами и остальными латышами усиливался религией: латгальцы были католиками, в то время как остальные латыши протестантами. Хотя Лифляндия и Курляндия входили в состав разных государств, но их объединяла общая религия и то обстоятельство, что в обеих провинциях правило немецкое дворянство. Под покровительством этого дворянства и в интересах этой религии в обеих провинциях лютеранскими священниками был введен единый литературный латышский язык. Католической Латгалии же этот процесс не коснулся. Немецкое дворянство ливонских времен в Латгалии исчезло (сменилось на польское, а немногочисленные оставшиеся роды ополячились), поэтому дворянство Латгалии не участвовало в общих делах (немецкого) дворянства Лифляндии и Курляндии.

                      Несмотря на то, что в течение 18-го столетия все части нынешней Латвии вошли в состав Российской империи, но попали они туда тремя разными путями, и в империи тоже были существенно разделены. Лифляндия и Курляндия образовали самостоятельные губернии и (вместе с Эстляндией) принадлежали к трем Балтийским (т.н. «немецким») губерниям, в то время как Латгалия (после недолгих колебаний по другим административным единицам) с 1802 года вошла в состав Витебской губернии вместе с обширными землями нынешней Белоруссии. Политика царского правительства совершенно различалась в Балтийских и в Витебской губернии. Так крепостное право было отменено в Курляндии в 1817 году, в Лифляндии в 1819 году, а в Витебской губернии только в 1861 году одновременно с основной массой Российских губерний. Это еще больше увеличило разрыв между латгальцами и остальными латышами. В то время, когда латгальцы только перестали быть крепостными, в остальной Латвии успела уже развиться бурная культурная и предпринимательская деятельность. К концу 19-го столетия большинство латгальцев были безграмотны, а в остальной Латвии безграмотность уже почти исчезла.

                      Кроме того, царское правительство после двух польских восстаний проводило интенсивную политику для ослабления польского влияния в губерниях, ранее входивших в состав Польши, в том числе в Витебской губернии и, значит, в Латгалии. В рамках такой политики в этих губерниях запрещалось использовать латинский шрифт (и тем самым была запрещена письменность на латгальском языке; запрет действовал 40 лет: 1864 1904), разрешались только русские школы, всеми силами поощрялся переход населения в православие и проводилась организованная колонизация страны православными, преимущественно русскими (например, в Латгалии выдавалась земля отслужившим 25 лет русским солдатам). Все эти мероприятия еще больше способствовали упадку латгальцев по сравнению с протестантскими латышами, а также существенной русификации латгальцев и Латгалии.
                      На смене 19-го и 20-го столетий разрыв между латгальцами и протестантскими («балтийскими» по названию Балтийских губерний) латышами был настолько глубок, что было мало оснований считать их двумя частями одного народа. Официальная статистика Российской империи и не считала так. Коренное население Лифляндской и Курляндской губерний в переписях именовалось латышами, а коренное население «Польских Инфлянтов», т.е. латгальцы, именовались «литовским племенем» и, таким образом, с точки зрения официальной России принадлежали скорее к литовцам, чем к латышам.
                      Возможно, что Латгалия сегодня и не принадлежала бы Латвии (и, соответственно, общепринятым считалось бы, что латгальцы независимый, хоть и родственный латышам и литовцам, народ, а их язык не диалект латышского, а самостоятельный, родственный язык), если бы не два процесса, произошедших в самом начале 20-го века.
                      Первый процесс это революция 1905 года. В Балтийских (двух латышских) губерниях она была особенно активной, и ее поражение выбросило огромную массу латышей за пределы этих губерний в западную эмиграцию, в Сибирь, на Кавказ, в российские города... Но многие лишь перебежали границу губерний и осели в соседней, Витебской губернии в Латгалии. Причем это были преимущественно люди, общественно активные учителя, деятели культуры и т.п. Их появление в Латгалии и их общественная деятельность, с одной стороны, настроило самих латгальцев на союз с Балтийскими губерниями и, с другой стороны, их личное участие в съездах 1917 и 1918 годов (теперь уже в качестве представителей Латгалии) имело определяющую роль в решениях этих съездов о присоединении к Латвии.
                      Второй процесс это уже упомянутая политика царского правительства по колонизации бывших польских губерний православными поселенцами. Этим воспользовались и латыши. Многие, отбросив лютеранство, переходили в православие с одной целью: получить от царского правительства землю на льготных условиях преимущественно в Латгалии. Так в Латгалии появилась значительная диаспора бывших протестантских, а ныне православных латышей, в противоположность коренным латгальцам говоривших на литературном латышском языке. Эти колонисты тоже были заинтересованы признать Латгалию частью Латвии, а латгальцев частью латышского народа

                      После восстановления независимости Латвии в 1991 году латгальская деятельность значительно активизировалась, латгальский язык сразу стал виден в Латвии: появилось множество изданий, а потом интернетовских сайтов на латгальском языке; многие латгальцы сегодня демонстративно подчеркивают свою латгальскую принадлежность и разговаривают на своем диалекте даже при общении с латышами (хотя и владеют, конечно, литературным языком). Иногда обсуждается возможность восстановления правил 1921 года, но, видимо, в этом серьезно не заинтересованы даже латгальцы. В целом их устраивают перспективы, открывающиеся с полным владением литературным языком, при этом щеголяя латгальским диалектом и латгальским происхождением как экзотической приправой. Реально вопрос о «правах латгальцев» поднимается не самими латгальцами (у которых нет проблем с литературным латышским языком), а русскими «интерфронтовского» толка (у которых такие проблемы есть), и преследуют они при этом совсем другие цели, а не защиту латгальцев.

                      РР°СгалС
                      ИИСУС ВОСКРЕС...

                      Комментарий

                      • St.Igor
                        Обещал вернутся

                        • 27 January 2009
                        • 1880

                        #191
                        Сообщение от Curon
                        А теперь профессор почитайте официальную историю Латгальцев.

                        Это есть официальная история ЛАТГАЛЬЦЕВ про Латгальцев????? Или это то, что латыши написали про Латгальцев?
                        Что ж, давайте, почитаем, что написали латыши про латгальцев?
                        Латгальцы являются потомками восточной части латгалов (см. латгалы), этнос которых был разделен Альтмаркским перемирием 1629 года.
                        Если Латгальцы ПОТОМКИ Латгалов, то ПРОСТАЯ ЛОГИКА говорит, что эти два слова синонимы и обозначают один и тоже народ. Вероятно, местность, на которой они проживали, стала называться от имени этого народа, то есть Латгалией?
                        С этого момента и вплоть до образования Латвийской Республики в 1918 году латгальцы (т.е. восточные латгалы) были административно отделены как от западных латгалов, так и от других племен (куршей, земгалов, селов), образовавших латышский народ.
                        Это предложение говорит о том, что Латгальцы были отделены и никоим образом не вошли в формацию, которая была названа Латыши, то есть Латгальцы НЕ ОБРАЗОВЫВАЛИ Латышский народ. Из цитаты видно, что Латышский народ образовали из куршей, земгалов, селов. Трудно не согьаситься, ибо энциклопедические данные подтверждают данное мнение.
                        Латгальцы (на литературном латышском «latgalieši»; на собственном диалекте «latgalīši») коренное население восточной части Латвии (Латгалии). Термины «латгальцы» и «Латгалия» были введены в латышский язык только в начале 20-го века и от латышского перешли в другие языки.
                        Итак, до 20-го века Латгальцы были, но термина такого не было?
                        Что произошло в начале 20-го века?
                        Ах, да, в начале 20-го века представители Латышских Красных Стрелков попросили Ленина, чтобы тот дал им часть прибалтийской территории в свое владение.
                        Ленин не отказал им за их огромный вклад в дело пролетарской революции и кровавого подавления их врагов, и отписал им Латвию.
                        Потомки тех латышей в наше время даже спасибо Ленину не говорят. А может, они и не потомки вовсе, а самозванцы? Ведь, если бы были потомками, то с благодарностью относились бы к Ленину, который в ущерб для России, просто так отдал им выход к Балтийскому морю, лишив Россию своей территории и одного из крупнейших морских портов Балтийского моря.
                        Но они, нынешние латыши, стали писать официальные версии, дабы оправдать свои права на данную территорию, ибо этих прав у них никогда не было.
                        До этого латгальцы по-русски именовались неопределенно «литовское племя» (энциклопедия Брокгауза-Ефрона и др.), а их земля «Инфлянты Польские»
                        И где ж здесь неопределенность??? Вполне ясное определение, ибо Литва известна из древности.
                        Но я так «проникся» А_фициальной ссылкой на «и др.», что чуть дотянулся рукой до Энциклопедии Брокгауза-Ефрона.
                        Открыл Энциклопедию и долго искал слово Латгальцы, но не нашел. Тогда стал искать слово Латгале, но тоже не нашел. Попытался найти слово Летгала или Литгола, но и таких слов нет у Брокгауза с Ефроном.
                        Может есть слово Латвия? Нет такого слова, а вот слово Латыши оказалось:
                        Латыши коренные жители ЮЖНОЙ части Прибалтийского края, принадлежат к ЛИТОВСКО-латышкому племени. По религии они лютеряне, часть католики.
                        Вот что пишут А_фициалы:
                        «Латгалия до 1772 года принадлежала непосредственно Польше, в то время как остальные части современной Латвии представляли собой либо провинцию Швеции (Лифляндия), либо почти самостоятельное государство Курляндское герцогство, лишь номинально считавшееся вассалом Польши. Разрыв между латгальцами и остальными латышами усиливался религией: латгальцы были католиками, в то время как остальные латыши протестантами».
                        Как видим, А_фициалы от Латвии, пишут свою историю про латышей так, как считают нужным для себя, ПОЛНОСТЬЮ игнорируя энциклопедические данные, на которые сами же и ссылаются. Надо заметить, что ссылаются они не на конкретное издание, а просто на очень известные и уважаемые имена и ничего более.
                        При этом, они заверяют, что термина Латгальцы до 20-го века не существовало. Однако, это им ни чуть не мешает писать: «Латгалия до 1772 года принадлежала непосредственно Польше».
                        Если такого термина не существовало, то какое имеет значение этот новый термин, не подскажете?
                        Как видите, латыши 20-го века пишут историю так, как хотят, совершенно не стесняясь грамотных людей.
                        Брокгауз пишет, что Латыши по вере лютеряне и только часть (из них) католики. А_фициалы пишут, что латыши протестанты, а латгальцы католики.
                        Явно, кто-то не в теме, верно? Наверно, Ефрон с Брокгаузом ничего не смыслят, правда?
                        А может у А_фициалов есть СВОЙ, купленный Брокгауз-Ефрон, на который они ссылаются? Может последняя изданная версия от 2007 года претерпела жесткую цензуру и оттуда удалили все данные про очень-очень древний латышский народ?
                        Ну, а вот это словоблудие, есть яркий пример того, как официальные власти «пудрят» мозги народу:
                        «Хотя Лифляндия и Курляндия входили в состав разных государств, но их объединяла общая религия и то обстоятельство, что в обеих провинциях правило немецкое дворянство. Под покровительством этого дворянства и в интересах этой религии в обеих провинциях лютеранскими священниками был введен единый литературный латышский язык. Католической Латгалии же этот процесс не коснулся. Немецкое дворянство ливонских времен в Латгалии исчезло (сменилось на польское, а немногочисленные оставшиеся роды ополячились), поэтому дворянство Латгалии не участвовало в общих делах (немецкого) дворянства Лифляндии и Курляндии».
                        У них, оказывается, вообще-то была общая религия!!! Но дворянство Латгалии НЕ УЧАСТВОВАЛО В ОБЩИХ ДЕЛАХ (немецкого) дворянства Лифляндии и Курляндии. Простите, как оно могло это делать, если предложением ранее написано, что «Немецкое дворянство ливонских времен в Латгалии исчезло»??? Представляете, жило немецкое дворянство, плодилось, замки строило, но вдруг, во мгновение ока ОНО ИСЧЕЗЛО!!!!! По-видимому, испарилось с территории Латвии, как испарились евреи из Саласпилского лагеря времен ВОВ.
                        Дальнейший А_фициальный опус разбирать не считаю целесообразным делом, ибо смысл его и так ясен, стоит только прочитать последние слова: «Реально вопрос о «правах латгальцев» поднимается не самими латгальцами (у которых нет проблем с литературным латышским языком), а русскими «интерфронтовского» толка (у которых такие проблемы есть), и преследуют они при этом совсем другие цели, а не защиту латгальцев»!
                        Как видим, одна политика, так сказать, направленная только на навязывание «литературного латышского языка» и подавление каких бы то ни было интернациоанальных чувств. И при этом, конечно, ничего личного...
                        Но и там видно, что до конца 18-го века не было такого понятия, как латыши.
                        Так что истинным автором этого слова можно по праву считать Карамзина, который ввел новую формацию, исполняя монарший заказ.
                        Официальный текст, это всего лишь дополнительное подтверждение и неоспоримое доказательство того, что латыши это САМОНАЗВАНИЕ группки людей и не более того.
                        Для того, чтобы все это было ближе к истине, требуется, как минимум, еще два свидетельства. В отношении Латышей таких свидетельств нет, вот и убивают латыши всех, кто не желает признавать их древность.
                        Сколько латгалов=латгальцев в Латвии оказалось после последней переписи населения? А сколько их было хотя бы в Советское время? А куда, скажите на милость, подевались курши? Ах, простите, они утратили свою самобытность и стали латышами? А кто их так назвал и когда?
                        Латгальцы могут сами о себе и не говорить, ибо о них говрят все известные источники древности.
                        Вот и желают люди, назвавшиеся латышами, прилепиться к латгалам, но...Ефрон говорит, что они (латыши) произошли более от литовского племени, чем от кого-то другого.
                        Rufancik говорит: "Когда есть простое объяснение, нет нужды в чем-то сложном".

                        Комментарий

                        • Curon
                          Участник

                          • 16 April 2012
                          • 186

                          #192

                          Мда... профессор как всё запущено...


                          Сообщение от St.Igor
                          [/COLOR]
                          Это есть официальная история ЛАТГАЛЬЦЕВ про Латгальцев????? Или это то, что латыши написали про Латгальцев?
                          Что ж, давайте, почитаем, что написали латыши про латгальцев?
                          Если Латгальцы ПОТОМКИ Латгалов, то ПРОСТАЯ ЛОГИКА говорит, что эти два слова синонимы и обозначают один и тоже народ. Вероятно, местность, на которой они проживали, стала называться от имени этого народа, то есть Латгалией?


                          На том стояли и стоять будем!

                          Коренной латгалец, историккраевед .Виктор Трояновский автор шести серьезнейших книг и более четырехсот научных статей по истории, культуре и языку Латгалии. К его мнению прислушиваются специалисты из разных стран, он желанный гость на конференциях и научных дебатах.
                          Когда поинтересовались у Виктора Трояновского, кто он по национальности, то получили достойный ответ:
                          Мой отец белорус, мать полька, а я латгалец!



                          Сообщение от St.Igor
                          [/COLOR]

                          Итак, до 20-го века Латгальцы были, но термина такого не было?
                          Что произошло в начале 20-го века?

                          Как что произошло...?


                          Ру́сская револю́ция 1905 го́да, или Первая русская революция название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. в Российской империи.


                          Революция 19051907 годов в России



                          Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.
                          Революция 19051907 годов в России Википедия


                          [/COLOR]

                          Но не Латвии, не "Латышских стрелков" тогда ещё не было.
                          Последний раз редактировалось Curon; 12 August 2012, 01:14 PM.
                          ИИСУС ВОСКРЕС...

                          Комментарий

                          • St.Igor
                            Обещал вернутся

                            • 27 January 2009
                            • 1880

                            #193
                            Сообщение от Curon

                            Мда... профессор как всё запущено...

                            К сожалению, действительно так, не поспоришь...
                            На том стояли и стоять будем!
                            Коренной латгалец, историккраевед .Виктор Трояновский автор шести серьезнейших книг и более четырехсот научных статей по истории, культуре и языку Латгалии. К его мнению прислушиваются специалисты из разных стран, он желанный гость на конференциях и научных дебатах.
                            Когда поинтересовались у Виктора Трояновского, кто он по национальности, то получили достойный ответ:
                            Мой отец белорус, мать полька, а я латгалец!

                            Латгальцы всего света - DELFI
                            Виктор Трояновский или умышленно спутал национальность с районом проживания, или пошутил.
                            Думаю, что данный господин шутки изволил шутить, а вы на его шутку ссылаетесь не как на шутку, а как на нечто, заслуживающее внимания.
                            Он ясно и конкретно говорит, что его труды на русском языке не печатают, но ТОЛЬКО на латышском. Вот он и старается для латышей.
                            В Латвии есть классификатор национальностей. Так вот, данный господин ОБЯЗАН был знать, что там, в этом классификаторе, нет национальности латгалец.
                            Так что его слова про него и его мать, чистой воды шутка.
                            В Риге есть Латгальское предместье. Так вот, следуя логике данного господина, в этом предместье живут одни латгальцы?? Гы...
                            Но не Латвии, не "Латышских стрелков" тогда ещё не было.
                            Как не было?? Латыши уже были (Карамзин о них писал), и они воевали, то есть стреляли в других людей, а "Латышских стрелков" не было? Или они из палок стреляли?
                            К сожалению или к счастью, но тогда были Латышские "стрелки", ведь без них-то никуда! Без них только Французская революция смогла обойтись, но никак не Российская.
                            А вот, Красных Латышских Стрелков, действительно, еще не было, ибо они еще не перекрасились.
                            Rufancik говорит: "Когда есть простое объяснение, нет нужды в чем-то сложном".

                            Комментарий

                            • Curon
                              Участник

                              • 16 April 2012
                              • 186

                              #194
                              Сообщение от St.Igor

                              Виктор Трояновский или умышленно спутал национальность с районом проживания, или пошутил.
                              Думаю, что данный господин шутки изволил шутить, а вы на его шутку ссылаетесь не как на шутку, а как на нечто, заслуживающее внимания.
                              Он ясно и конкретно говорит, что его труды на русском языке не печатают, но ТОЛЬКО на латышском. Вот он и старается для латышей.
                              В Латвии есть классификатор национальностей. Так вот, данный господин ОБЯЗАН был знать, что там, в этом классификаторе, нет национальности латгалец.
                              Так что его слова про него и его мать, чистой воды шутка.
                              В Риге есть Латгальское предместье. Так вот, следуя логике данного господина, в этом предместье живут одни латгальцы?? Гы...

                              Вот ещё одна шутка... весьма уважаемого в определённых кругах господина, кандидата исторических наук, "Григорьева Р. А" ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии.


                              БЕЛОРУСЫ ВОСТОЧНОЙ ЛАТВИИ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

                              Белорусы всегда были заметной этнической общностью в Восточной Латвии, называемой Латгалией. Велико было их участие в формировании этнокультурного облика этой территории. Черты белорусских традиций прослеживаются практически во всех составляющих культуры жителей разных национальностей Восточной Латвии, особенно в фольклоре, обрядах, пище. Вместе с этим следует отметить, что белорусская идентичность на этой территории формировалась и воспроизводилась с большими сложностями, а многие белорусы по происхождению в разные исторические периоды стали русскими, поляками или латышами. Это было связано, прежде всего, с особенностями этой территории.
                              Латгалия, расположенная на границе с Республикой Беларусь и Российской Федерацией, была в течение многих веков и остается сейчас зоной сложных, противоречивых и нелегко интерпретируемых контактов и взаимодействий разных культур и языков. Как и любая пограничная территория, Восточная Латвия многонациональна. Здесь издавна живут: русские и белорусы, поляки и латыши, литовцы, евреи и другие. Она заметно отличается от остальных регионов Латвии, прежде всего особенностями культуры, определенным типом отношений и взаимодействий между проживающими там народами, высокой степенью толерантности.

                              ia-centr.ru ::: Экспертная оценка :: БЕЛОРУСЫ ВОСТОЧНОЙ ЛАТВИИ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
                              ИИСУС ВОСКРЕС...

                              Комментарий

                              • St.Igor
                                Обещал вернутся

                                • 27 January 2009
                                • 1880

                                #195
                                Сообщение от Curon

                                Вот ещё одна шутка... весьма уважаемого в определённых кругах господина, кандидата исторических наук, "Григорьева Р. А" ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии.

                                В чем шутка-то, не понял?
                                По-вашему, шутка в том, что Григорьев Р. А. не смешивает научные понятия?
                                Или шутка в том, что он говорит о Латгалии, типа как о стране, которой не существует?
                                Но ведь и так понятно, что он подразумевает некую область именно Латвии, на которой живут люди разных национальностей:
                                "Как и любая пограничная территория, Восточная Латвия многонациональна. Здесь издавна живут: русские и белорусы, поляки и латыши, литовцы, евреи и другие. Она заметно отличается от остальных регионов Латвии, прежде всего особенностями культуры, определенным типом отношений и взаимодействий между проживающими там народами, высокой степенью толерантности".

                                А сейчас читаем про Латгальский вопрос и радуемся за латышей, которые современными методами ликвидировали навязчивую национальность, взяв за основу опыт фашистского режима Ульманиса:


                                Элина ЧУЯНОВА
                                ЛАТГАЛЬСКИЙ ВОПРОС


                                Зек у раздачи: «А мне мясо положено!»
                                Охранник: «Ну и ешь, если положено».
                                Зек: «Так не положено же!»
                                Охранник: «Значит, не положено».

                                Этот тюремный каламбур мог бы стать сатирической иллюстрацией отношения государства к латгальцам. Они в Латвии - люди, которые вроде бы есть, но на самом деле их как будто и нет вовсе. Открою вам страшную тайну: «бруоли латгалиши» составляют, по разным данным, от 11 до 22 процентов населения. Между тем власти до сих пор не определились, кто же они такие - нацменьшинство, коренной народ или этническая разновидность собственно латышей?

                                - Во время последней переписи населения многие называли себя латгальцами, - говорит Юрис Цибульс, - нас так и записывали. Однако по результатам переписи оказалось, что латгальцев в Латвии нет. Почему? Я письменно задал этот вопрос Управлению статистики. И получил ответ: нет, мол, в классификаторе такой национальности. А переписчики, как потом выяснилось, получили указание записывать так, как им говорят, - все равно при вводе информации в компьютер лица, называющие себя латгальцами, автоматически становятся латышами. Как известно, в этом году проходит перепись в России. Так вот там, на удивление, латгальцев выделяют. После революции в России людям разрешалось записываться латгальцами, и по сей день люди ходят с такими паспортами.

                                ...Любопытно, что БСЭ 30-х годов XX века так писала о латгальцах: «Народ, живущий в Латгалии, восточной области Латвии. До 1919 года л. занимали три уезда (Двинский, Режицкий, Люцинский) Витебской губернии. После образования Латвийской буржуазной республики латышская буржуазия изгоняет латгальский язык из школ и проводит насильственную ассимиляцию латгальцев, оправдывая свою политику ссылками на национальное родство латгальцев и латышей».

                                Нет ни эллинов, ни иудеев?

                                Похоже, история и в самом деле движется по спирали. Во всяком случае, история латгальцев. Совсем другая судьба у пары сотен ливов, которых государство и признает, и в паспортах легализует, и вообще держит за почетных аборигенов. Ну как тут не вспомнить будни Скотного двора, где все звери равны, но некоторые равнее других?

                                - Наверное, так происходит именно потому, что ливов мало и заботиться о них теперь очень легко, - с горькой усмешкой замечает Юрис Цибульс. - Латгальцы не нуждаются в особой заботе, им было бы достаточно признания. Вот пример. Прошлый год был официальным годом европейских языков, в латвийском МИДе по этому поводу устроили конференцию. Латгальцев не пустили. А ливы там преспокойно сидели. Я понимаю: если выделять латгальцев, то окажется, что латыши в Латвии уже не большинство.

                                - Юрис, а кем вы, латгальцы, сами себя ощущаете?

                                - Я считаю, мы просто другой народ. Когда на территорию Латвии пришли крестоносцы, здесь ведь не было латышей как таковых: были лыивы, курши, земгалы, селы и латгалы. И не все выдержали семисотлетнее иго. Курши и селы частично ассимилировались, частично вымерли. Земгалы после Saules kauja ушли в Литву. А мы устояли. В 10-й Хронике Индрикиса сказано: «Латвийцы, которые на самом деле называются латгальцами». В других хрониках о них говорится: «латвиши». И именно землю тех латгалов, что жили на территории современной Видземе к северу от реки Айвиексте, немцы стали называть Lettland . Позже это название стало относиться и к остальной части нынешней Латвии. Латыши как отдельная нация же образовались намного позднее. За свою историю латгальцы немало настрадались - от германизации, русификации, полонизации, латышизации, советизации и снова
                                латышизации. Но при этом своей национальной идентичности не потеряли и язык сохранили. Я думаю, отчасти благодаря общей католической вере.

                                Великая мистификация

                                - Там, откуда я родом, всегда говорили и по сей день говорят только по-латгальски, - уточняет мой собеседник. - Второй язык у нас был русский. В нашем колхозе было всего несколько латышских семей, и латышский язык мы слышали только по радио. Я пошел в школу в 59-м, и ученье, особенно первые годы, шло трудно - ведь латгалов уже не учили на их родном языке. К слову, мое мнение: все дети должны учиться только на родном языке - даже в том случае, если это диалект или говор. А не так, как было у нас: ученики и учителя - латгальцы, но начинается урок, и мы все переходим на латышский. До сих пор помню, как в средней школе нам писали замечание в дневнике: «Разговаривает по-латгальски!» И если бы на уроке - на перемене! Причем писали учителя-латгальцы.

                                ...Но все это было потом. Началось же уничтожение латгальского языка с приходом к власти Карлиса Улманиса. До него латгальцы, кстати, чувствовали себя вполне комфортно. В 1919 году Петерис Стучка издал указ, согласно которому языками делопроизводства центральных и местных органов Советской власти в Латвии являются латышский, латгальский и русский. А Россия тем временем стала первым государством, открывшим латгальскую школу. В Москве, Петербурге, Томске и Новосибирске были изданы латгальские буквари, выходили свои газеты и журналы. В Ачинске открыли даже... латгальский вуз.

                                - А в улманисовской Латвии латгальские книги полетели в огонь, - говорит Цибульс, - латгальские школы стали переводиться на латышский язык, а имена, фамилии, названия озер и деревень - заменяться на латышские. В новой Латвии не было места для латгалов. Латышские националисты презрительно называли их католиками и коверкателями языка. А государству не было дела до какого-то там диалекта, с которым прежние власти по глупости считались. Латгальцы мешали единству
                                нации и портили статистику. Только записав их латышами, а заодно «подправив» результаты переписи-1935, удалось добиться неслыханного количества латышей - 75 процентов населения! Хотя на самом деле их было не больше половины. Так народ, давший имя Латвии и латышам, превратился в миф. Который закрепили коммунисты. Партия решила вытеснить из жизни «не то говор, не то диалект», и быть латгальцем снова стало хлопотно.

                                Латгальцы всех стран...

                                В августе этого года в Резекне прошла II Всемирная конференция латгальцев. И если на первой, состоявшейся десять лет назад, латгальцы еще пребывали в постреволюционных иллюзиях, а работа форума в сущности свелась к принятию новой латгальской орфографии, то на сей раз участники слета пошли дальше. И послали текст принятого заявления президенту Латвии, спикеру Сейма и премьер-министру. В нем, в частности, говорится о необходимости укрепления государственных позиций латгальского языка и создания специального латгальского подразделения Комиссии государственного языка. Ответа нет до сих пор.

                                Как известно, согласно закону государственным языком в ЛР является латышский. Однако же с одним уточнением: латышский язык включает в себя исторический вариант - то бишь латгальскую разновидность ( paveids ). Так, может быть, надо понимать сие буквально и, всякий раз находя в тексте Закона о госязыке сочетание «латышский язык», подразумевать и «его латгальскую разновидность»? Тогда, по логике, и экзамен по госязыку можно сдавать на латгальской разновидности?

                                - На мой взгляд, было бы справедливо придать латгальскому языку статус официального в Латгалии, - считает Юрис Цибульс. - В постановлении, принятом властью Первой республики в 1921 году, сказано, что государственные учреждения и учреждения самоуправлений, а также должностные лица должны принимать заявления на латгальском говоре. Причем это касается не только Латгалии, а всей Латвии. Насколько я знаю, эти постановления никто не отменял, о них просто забыли. Недавно у нашего главного социолингвиста Ины Друвиете спросили, каким она видит будущее латгальского языка как исторического варианта латышского. Она ответила: «Изучить полноценно оба варианта невозможно! Это могут позволить себе только богатые страны».

                                Юрис Цибульс в недоумении: как же так? Если принять, что латгальцы - часть латышского народа, то почему тогда одна часть должна и может изучить два языковых варианта, а другая - и не может и не должна?

                                Одним словом, латгальский вопрос остается открытым...

                                Архив

                                «Запреты на образование и трудоустройство ориентируют латгальцев в сторону поляков. Из такого маленького народишка не стоит делать противников режима». (Газета царской России «Гражданин», 1917 г., № 17.)

                                Цифра

                                от 250 000 до 500 000 латгальцев, по неофициальным подсчетам, проживает в Латвии, что составляет от 11 до 22 процентов населения страны, или в среднем 16- 17 процентов.

                                От нашей редакции

                                Автор данного сайта оценивает количество латгальцев в Латвии в 450 тысяч, хотя далеко не все они владеют каким- либо диалектом латгальского языка (литературный латгальский язык существует практически только в литературе, которая сейчас опять издаётся свободно). Из них примерно 5 тысяч полностью поддерживает мнение Цыбуля, кроме того, с ним полностью согласны примерно 10 тысяч латышей и столько же русских Латвии. Однако есть значительное число как латгальцев, так и латышей, считающих, что просто не следует раскачивать лодку, создавая ещё один напряжённый вопрос, пока не решены вызванные наплывом советских колонисков проблемы. Поэтому немалое число инициатив по пробуждению латгальского самосознания, исходивших из рижской интеллигенции как латышской, так и латгальской, встречали жёсткий отпор со стороны подавляющего большинства латгальцев и откровенное замалчивание со стороны властей. Однако сейчас мы в Европе и, тем самим, можно позволять себе намного больше «раскачивание», чем ранее и тем самим, как латгальцы, так и латыши намного больше склонны допустить признание латгальцев как отдельного народа. Можно ожидать, что людей, поддерживающих крайнюю точку зрения г. Цыбуля, лет через 5 станет около 20% как среди латгальцев, так и среди латышей, и ещё порядка 30% будут относится к его идеям сочувственно то есть не иметь возражений против того, чтобы латгальский стал вторым официальным языком в Латвии.

                                Досье

                                Юрис Цибульс - заместитель начальника отдела внешних связей Управления натурализации. Родился в 1951 году в местечке Пурлово Абренского района. В советское время преподавал английский язык в средней школе Бауского района, при Атмоде стал председателем Народного фронта Балвского района, был избран депутатом Верховного Совета ЛССР. Рижанин с 10-летним стажем.

                                Говорит примерно на 20 языках (латышский, латгальский, английский, все славянские и романо-германские). Автор букварей на латгальском (1992) и латышском (1996) языках, а также азбуки и книги для чтения на пурловском говоре латгальского языка. Самый крупный в Латвии коллекционер букварей и азбук: 3000 образцов из 180 стран мира на 400 языках и диалектах.

                                8.11.2002. (комментарий редакции - 2.07.2004.)
                                Латгальцы - латыши или всё-таки нет?
                                Rufancik говорит: "Когда есть простое объяснение, нет нужды в чем-то сложном".

                                Комментарий

                                Обработка...