Голод в СССР.
Отрывок из книги "Кровавые Земли"
Т. Снайдер
продолжение (начало - см. выше)
"Голодомор был Геноцидом" Рафал Лемкин (автор термина "геноцид").
Тех, кому посчастливилось выжить, мучало чувство вины, бессилия, болезненные воспоминания о сотрудничестве с властью и случаях каннибализма. Сотни тысяч сирот вырастут, осознавая себя советскими гражданами, а не украинцами. Как бы там ни было, но традиционное украинское семейство и украинское село воспитали бы их несколько иначе.
Украинская интеллигенция, которая пережила эту катастрофу, потеряла веру в мир. Главный украинский писатель эпохи и один из главных политических деятелей КП(б)У (Хвылевой и Скрипник - ІП) покончили с собой - первый в мае, второй в июле 1933 года.
Советское государство нанесло окончательное политическое поражение сторонникам автономии УССР и тем, кто надеялся от социализма автономии для себя и своего народа.
Как следили за Хвылевым.
Иностранные коммунисты в Советском Союзе, которые стали свидетелями голода, как-то одновременно умудрились увидеть в этом национальную трагедию и шаг вперед для целого человечества. Писатель Артур Кестлер считал тогда, что голод постиг "врагов народа, которые предпочитали попрошайничать, а не работать".
Его сосед по харьковской квартире физик Александр Вайсберг знал, что от голода умерли миллионы крестьян. Но все еще верил в социализм. Кестлер наивно жаловался Вайсбергу, что советская пресса не пишет, что украинцам "нечего есть и потому они мрут как мухи". Они с Вайсбергом знали, что это правда, как и все, кто хоть раз контактировал с селом. Но написать о голоде значило разрушить их веру в социализм.
Они считали, что разрушение сельского жизненного строя работает на общий прогресс человечества. Смерть украинских крестьян стала платой за цивилизационное развитие. Кестлер выехал из Советского Союза в 1933 году. Вайсберг провожал его на поезд. Последними словами Кестлера были: "Как бы там ни было, высоко держите флаг Советского Союза".
Но голод способствовал победе социализма в сталинском понимании этого слова. В одном украинском селе под аркой в честь выполнения пятилетки лежали труппы крестьян. Советские чиновники, которые уничтожали кулаков, имели большие состояния, чем их жертвы, а городские партийцы имели значительно лучшие жизненные перспективы.
Крестьяне не имели права на продуктовые карточки, зато партийная элита выбирала себе деликатесы в спецмагазинах. Но, набрав лишний вес, они должны были остерегаться "колбасников", особенно ночью. Богатые мещанки, обычно жены должностных лиц, выменивали еду на крестьянскую вышивку и украшения, украденные из сельских церквей.
В этом смысле коллективизация украла у украинского села идентичность, кроме того, что уничтожала крестьян морально, а следовательно и физически. Голод вынуждал украинцев и других раздеваться самим и обнажать святые места перед тем, как принести им смерть.
Сталин, Каганович и Балицький объясняли репрессии в Украине ответом на проявления украинского национализма, но УССР была многонациональной республикой. Голод зацепил россиян, поляков, немцев и многих других.
Евреи обычно жили в городах и городках, но те, кто жил на селе, пострадали не меньше других. Как-то в 1933 году журналист партийной газеты "Правда", в которой ни словом не шла речь о голоде, получил листа от своего отца-еврея: "Пишу тебе, что мама умерла. Умерла от голода после многих месяцев страданий". Последним ее желанием было, чтобы сын приехал на похороны и прочитал молитву.
Этот пример описывает разницу между поколением родителей, которые выросли к революции, и детьми. Не только среди евреев, также среди украинцев и других национальностей, поколение, которое получило образование в 1920-ые годы, с большей охотой принимало советскую систему, чем поколение, которое выросло в Русской империи (92).
Немецкие и польские дипломаты сообщали своему руководству о смертях и страданиях, которых испытывают немецкое и польское меньшинства в советской Украине. Немецкий консул в Харькове писал: "Выйдя на улицу, я почти каждый раз вижу людей, которые умирают от голода".
Польские дипломаты наблюдали длинную очередь голодных людей, которые отчаянно надеялись на визу. Один из дипломатов сообщал: "Очень часто просители, взрослые мужчины, плакали, рассказывая о женах и детях, которые умерли или пухнут от голода". Дипломаты знали, что много крестьян в Украине, не только немцев и поляков, надеется, что иностранное вторжение спасет их от смертельных страданий.
К середине 1932 года больше всего надежд они возлагали на Польшу. Сталинская пропаганда целую пятилетку рассказывала населению, что Польша готовится напасть и захватить Украину. Когда начался голод, многие украинские крестьяне надеялись, что пропаганда говорит правду. По сообщениям одного польского шпиона, они цеплялись за надежду, что "Польша или какая-то другое государство придет и освободит их от бедности и притеснений" (93).
Когда в июне 1932 года Польша подписала с Советским Союзом договор о ненападении, последние надежды умерли. С тех пор крестьяне могли надеяться лишь на немцев. Через восемь лет те, кто пережил голод, смогут сравнить советские и немецкие порядки.
Немецкие порядки: немцы и украинцы в 1941 году.
* * *
pravda.ua
продолжение следует ...
Отрывок из книги "Кровавые Земли"
Т. Снайдер
продолжение (начало - см. выше)
"Голодомор был Геноцидом" Рафал Лемкин (автор термина "геноцид").
Тех, кому посчастливилось выжить, мучало чувство вины, бессилия, болезненные воспоминания о сотрудничестве с властью и случаях каннибализма. Сотни тысяч сирот вырастут, осознавая себя советскими гражданами, а не украинцами. Как бы там ни было, но традиционное украинское семейство и украинское село воспитали бы их несколько иначе.
Украинская интеллигенция, которая пережила эту катастрофу, потеряла веру в мир. Главный украинский писатель эпохи и один из главных политических деятелей КП(б)У (Хвылевой и Скрипник - ІП) покончили с собой - первый в мае, второй в июле 1933 года.
Советское государство нанесло окончательное политическое поражение сторонникам автономии УССР и тем, кто надеялся от социализма автономии для себя и своего народа.
Как следили за Хвылевым.
Иностранные коммунисты в Советском Союзе, которые стали свидетелями голода, как-то одновременно умудрились увидеть в этом национальную трагедию и шаг вперед для целого человечества. Писатель Артур Кестлер считал тогда, что голод постиг "врагов народа, которые предпочитали попрошайничать, а не работать".
Его сосед по харьковской квартире физик Александр Вайсберг знал, что от голода умерли миллионы крестьян. Но все еще верил в социализм. Кестлер наивно жаловался Вайсбергу, что советская пресса не пишет, что украинцам "нечего есть и потому они мрут как мухи". Они с Вайсбергом знали, что это правда, как и все, кто хоть раз контактировал с селом. Но написать о голоде значило разрушить их веру в социализм.
Они считали, что разрушение сельского жизненного строя работает на общий прогресс человечества. Смерть украинских крестьян стала платой за цивилизационное развитие. Кестлер выехал из Советского Союза в 1933 году. Вайсберг провожал его на поезд. Последними словами Кестлера были: "Как бы там ни было, высоко держите флаг Советского Союза".
Но голод способствовал победе социализма в сталинском понимании этого слова. В одном украинском селе под аркой в честь выполнения пятилетки лежали труппы крестьян. Советские чиновники, которые уничтожали кулаков, имели большие состояния, чем их жертвы, а городские партийцы имели значительно лучшие жизненные перспективы.
Крестьяне не имели права на продуктовые карточки, зато партийная элита выбирала себе деликатесы в спецмагазинах. Но, набрав лишний вес, они должны были остерегаться "колбасников", особенно ночью. Богатые мещанки, обычно жены должностных лиц, выменивали еду на крестьянскую вышивку и украшения, украденные из сельских церквей.
В этом смысле коллективизация украла у украинского села идентичность, кроме того, что уничтожала крестьян морально, а следовательно и физически. Голод вынуждал украинцев и других раздеваться самим и обнажать святые места перед тем, как принести им смерть.
Сталин, Каганович и Балицький объясняли репрессии в Украине ответом на проявления украинского национализма, но УССР была многонациональной республикой. Голод зацепил россиян, поляков, немцев и многих других.
Евреи обычно жили в городах и городках, но те, кто жил на селе, пострадали не меньше других. Как-то в 1933 году журналист партийной газеты "Правда", в которой ни словом не шла речь о голоде, получил листа от своего отца-еврея: "Пишу тебе, что мама умерла. Умерла от голода после многих месяцев страданий". Последним ее желанием было, чтобы сын приехал на похороны и прочитал молитву.
Этот пример описывает разницу между поколением родителей, которые выросли к революции, и детьми. Не только среди евреев, также среди украинцев и других национальностей, поколение, которое получило образование в 1920-ые годы, с большей охотой принимало советскую систему, чем поколение, которое выросло в Русской империи (92).
Немецкие и польские дипломаты сообщали своему руководству о смертях и страданиях, которых испытывают немецкое и польское меньшинства в советской Украине. Немецкий консул в Харькове писал: "Выйдя на улицу, я почти каждый раз вижу людей, которые умирают от голода".
Польские дипломаты наблюдали длинную очередь голодных людей, которые отчаянно надеялись на визу. Один из дипломатов сообщал: "Очень часто просители, взрослые мужчины, плакали, рассказывая о женах и детях, которые умерли или пухнут от голода". Дипломаты знали, что много крестьян в Украине, не только немцев и поляков, надеется, что иностранное вторжение спасет их от смертельных страданий.
К середине 1932 года больше всего надежд они возлагали на Польшу. Сталинская пропаганда целую пятилетку рассказывала населению, что Польша готовится напасть и захватить Украину. Когда начался голод, многие украинские крестьяне надеялись, что пропаганда говорит правду. По сообщениям одного польского шпиона, они цеплялись за надежду, что "Польша или какая-то другое государство придет и освободит их от бедности и притеснений" (93).
Когда в июне 1932 года Польша подписала с Советским Союзом договор о ненападении, последние надежды умерли. С тех пор крестьяне могли надеяться лишь на немцев. Через восемь лет те, кто пережил голод, смогут сравнить советские и немецкие порядки.
Немецкие порядки: немцы и украинцы в 1941 году.
* * *
pravda.ua
продолжение следует ...
Комментарий