Как скоро некоторые стали полагать, что у них есть стопудовые аргументы за то, что изначально Моисей писал о многобожии в Торе(пятикнижие Моисеево, или еще его евреи называют Хумаш), то рассудилось и мне, достопочтенный Феофил, равно как и ФеоНеФил, рассказать вам о слове ЭлоГим. И о том, как оное понимается.....
Польется как дождь учение мое,
как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень,
как ливень на траву...
Сказал Моше рабейну и начал говорить, и начало слов его таково:
БЕРЕШИТ БАРА ЭЛОГИМ ЭТ ХАШАМАИМ ВЭЭТ ХААРЕЦ...
И уже третьим словом Библии, мы видим, стоит то, о котором говорят язычники, в попытке поучать нас, верующих.
И очень бывает постыдно то, что мы, верующие не знаем что ответить на их слова...
Давайте посмотрим, что это за слово(цифры в скобках означают номера слов по лексикону Стронга, для тех кто желает проверить, то-ли слово там использовано).
Корень слова этого - "ЭЛЬ"! И в общем смысле оно означает силу, любую силу, а так-же тех кто этой силой обладает.
Примечательно его использование у пророка Исайи
Ис.45:20 Соберитесь и придите,приблизьтесь все, уцелевшие из народов.
Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу (0410), который не спасает.
Видно, что в данном стихе речь идет об идоле, но не просто об идоле, т.к. просто идол обозначает слово ПЭСЭЛЬ, а тут имеется в виду некий идол, который имеет какую-то власть, однако не имеет власти спасать от грехов, как следует из этого текста.
Притчи: Прит.3:27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся когда рука твоя в силе (0410) сделать его.
З
десь слово Эль использовано по своему прямому назначению, т.е. как сила, способность.
У Неемии: Неем.5:5 у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать
сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств(0410) для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других.
Здесь также ЭЛЬ переведено, как средство, или возможмость, способность, что по-английски соответствует слову - an ability.
Как видим, слово ЭЛЬ может означать и Бога, и идола, который имеет некую силу, так и просто - некую способность к чему-нибудь.
Производным от этого слова является слово ЭЛОАГ!
Вот, например, как оно использовано с книге пророка Даниила:
Дан.11:37 И о богах (0430) отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества (0433) никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех.
Дан.11:38 Но богу (0433) крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога (0433), которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями и разными драгоценностями.
В данном отрывке применено два слова: ЭЛОАГ, и производное от него ЭЛОГИМ(0430). Но о нем чуть позже.
В Книге Иов тоже используется это слово: Иов.11:7 Можешь ли ты
исследованием найти Бога (0433)? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя (07706)?
Здесь тоже использовано два слова дополняющие друг-друга Элоаг(0433), и Шадай(07706), как видно из контекста - указывают оба эти слова на одну и ту-же Сущность - на Вседержителя, так Шадай переведено здесь.
Как видим и здесь есть эта странность - одно и тоже слово обозначает, как Творца Мироздания, так и неких иных существ обладающих некоей силой.
Но нет уже нигде употребления этого слова, в значении просто сила, бо данное слово, уже точно означает не саму силу, а носителя этой силы, этой способности. К примеру, как в английском есть слово "boot" - загрузка, а есть слово "bootABLE" - тот кто обладает способностью загружать, или загружаться.
Приблизительно такое-же различие и в этих словах. И необязательно слово Эль или слово Элоаг означает Единого Творца вселенной, но всегда кого-то, кто обладает некими способностями.
Переходим к использованию слова Элогим.
Пс.81:1 Псалом Асафа.
Бог (0430) стал в сонме богов (0410); среди богов (0430) произнес суд:
На самом деле - Элогим - это слово есть производное от слова Элоаг, а суффикс "ИМ" в иврите является суффиксом множественного числа мужского рода.
Урааааааааа! - Слышится со стороны полагающих, что они чего-то понимают - мы-же как раз и говорили вам это.
На самом деле, как сказал, о подобных людях апостол Павел: "Тот кто думает, что он знает что-то, тот еще ничего не знает, КАК ДОЛЖНО ЗНАТЬ!"
Давайте вернемся к слову Элоаг! Что оно означает. Правильно - Кого-то кто обладает некоей СИЛОЙ!
Вопрос: Как мы назовем несколько таких сущностей? Правильно - Элогим.
Но оказывается это еще не всё!
Еще вопрос: А как назвать ту сущность, которая обладает совокупностию всех сил? Будет удивлены - но точно так-же - Элогим!
И практически все иудеи понимают это слово как Того, Кто обладает совокупностию всех сил, или по-просту Всесильный, и во многих еврейских переводах именно так это слово и переведено, когда оно касается Творца вселенной.
Итак если с единственным числом этого слова всё просто, то со множественным отнюдь не всё так просто.
Лирическое отступление:::
И на самом деле - это старый сатанинский прием. Хочешь чего-то достичь - скажи правду, только правду, ничего кроме правды!!!! .... но.... НЕ ВСЮ правду!
Так и здесь.
Те, кто подобные глупости распространяет в среде неразумных, рассчитывают именно на невежество тех, кто будет их слушать! Они и не уважают своих учеников, поступая так. И судя по некоторым высказываниям некоторых участников, у этих "лжеучителей" что-то действительно получается! Потому что обманутые этими "лжеучителями", они пытаются начать проповедовать эти глупости, нам, которые должны по-идее знать такие вещи.
Так и хочется сказать, уважаемые - если вас облапошили, потому что обманывавшие вас полагают вас глупыми, невежественными и доверчивыми, то не стоит считать таковыми и нас!
Конец Лирического отступления:::
Взгляните на вышеприведенный мной Псалом 81. Там употреблено два разных, как следует из номеров Стронга слов. Однако-же по написанию - эти слова одинаковы - ЭЛОГИМ, и там и там!
В первом случае Имеется в виду именно единый Творец Вселенной, а вот во втором множество разных сущностей.
Синодальный перевод дает только один из возможных пониманий этого места.
Иудаизм-же рассматривает его с другой стороны - не как богов, а как судей, имеется в виду - синедрион, т.е. людей облеченных от Бога силой судить, и образно в этом смысле разговор идет о людях облеченных Богом властью. Синодальный тоже говорит о людях, но подразумевает их божественную сущность, как уже достигших совершенства(Церковь - Невесту).
В принципе и тот и другой перевод могут иметь место быть, просто они показывают разные стороны одних и тех-же людей, но всё-же говорят о людях, а не о Боге-Творце, когда упоминается сонм богов.
На эту-же тему примечательно еще одно место:
Ос.13:4 Но Я - Господь Бог (0430) твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога (0430), кроме Меня, и нет спасителя кроме Меня.
Как видите одно и тоже слово Элогим - в первом случае означает Творца вселенной, а во втором некого иного бога(богов).
Опять видим, то же что и ранее, одно и тоже слово обозначают разные сущности.
Т.е. практика применения и слов Эль, Элоаг, Элогим - одинакова. В разных контекстах они означают разное, объединяет-же их владение силами в той или иной степени.
Но возникает вопрос - Почему-же Своего Бога, пророки называют в разных случаях разными словами? Иудиазм дает такой ответ: в каждом конкретном случае проявляются разные свойства Бога, и именно по этому о Нем говорится разными словами, а не одним.
В этом смысле интересна практика применения слова Элогим в первых трех главах Бытия! В первой главе, там, где есть творения, которые полностью подчинены Богу, но которые не равны Ему, и не способны осознавать, и не способны к познанию Бога и Его вечной сущности, Бог называется просто Элогим(т.е. они ему полностью подчинены и не имеют свободной воли)! Когда-же на аванссцену выходит существо-человек, и когда оно получает способность к осознанию Творца - Бог называется Яхве Элогим(потому что Адам пока еще полностью подчинен, хотя уже имеет свободную волю, и сознание). После-же грехо падения, когда те кто мог осознать Его, перестали быть послушны Ему. Он начинает называться Яхве(свобода воли осталась, полное подчинение улетучилось). Ну и так-далее...
Предчуствую возражение. Ну и что? Что нам мешает слова Моисея - Берешит бара Элогим, понять не как разговор о неком едином Боге, а как о множестве богов? и перевести не как: "В начале сотворил Бог...", а "В начале сотворили боги..."
Давайте посмотрим! Слова самого Моисея, которые я уже приводил, но которые были скрыты "лжеучителями" от доверчивых:
Шма Исраэль: Адонай(ЯХВЭ), Элогейну, Адонай(ЯХВЭ) Эхад!
Слова эти можно найти во Второзаконии6:4. И по-русски они приблизительно звучат так: Слушай Израиль: Господь, Бог, Господь един(один)!
Таким образом - все спекуляции на тему якобы множества богов, творивших мир в Библии АДНАЗНАЧНА снимаются!
Т.к. Бог, о котором говорил Моисей с самого начала - един(один)! - как сказал Моисей ... и нет иного - как продолжили пророки!!!!!
Да и Аминь!
Это маленькое место из Торы Является центральным в иудаизме. Это молитва, с которой начинается обучение пятилетних мальчиков в Израиле, когда они начинают изучать Великую книгу Бога их отцов!
"Шма"(слушай), так оно называется - центральная часть служения в праздник Йом Кипур!, и именно только и единственно с этой т.з. возможно рассматривать всё остальное писание!
В связи со всем вышесказанным, в принципе нет необходимости в который уже раз опровергать насчет того, что единобожие якобы введено повсеместно неким таинственным органом одной, отдельно-взятой деноминации. Бо итак понятно, что нигде далее этой самой одной отдельно взятой деноминации это не являлось-бы законом. Но наоборот спровоцировало-бы скорейший распад самой, этой деноминации. Потому, что в отличие от текста Евангелий, текст Торы настолько стар, что упомянутых деноминаций, а тем более тех органов, которые якобы это всё и сделали(с молчаливого согласия остальных деноминаций
) в принципе еще не существовало.
А насчет Яхвиста и Жреческого кодекса нет теперь необходимости писать, бо Всем известно, что есть Септуагинта, а есть Массоретский текст. Так их принято называть в Библеистике, в научной Библейстике. И есть еще Кумранские рукописи, которые датируются (некоторые) аж чуть-ли не пятым веком ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА!!! И уже в них - шма присутствует! А вот Католиков, или тем более Синода Католического, тогда еще и в планах не присутствовало...
Сие сочинение не претендует на всесторонность исследования, да и не в этом ее цель, однако и сказанного вполне достаточно, для того чтобы понять, разницу между правдой и полуправдой!
Да благословит всех набравшихся терпения, и прочитавших сие от начала и доконца, Господь! Ему-же да будет вечная Слава, Аминь!
Польется как дождь учение мое,
как роса речь моя,
как мелкий дождь на зелень,
как ливень на траву...
Сказал Моше рабейну и начал говорить, и начало слов его таково:
БЕРЕШИТ БАРА ЭЛОГИМ ЭТ ХАШАМАИМ ВЭЭТ ХААРЕЦ...
И уже третьим словом Библии, мы видим, стоит то, о котором говорят язычники, в попытке поучать нас, верующих.
И очень бывает постыдно то, что мы, верующие не знаем что ответить на их слова...
Давайте посмотрим, что это за слово(цифры в скобках означают номера слов по лексикону Стронга, для тех кто желает проверить, то-ли слово там использовано).
Корень слова этого - "ЭЛЬ"! И в общем смысле оно означает силу, любую силу, а так-же тех кто этой силой обладает.
Примечательно его использование у пророка Исайи
Ис.45:20 Соберитесь и придите,приблизьтесь все, уцелевшие из народов.
Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу (0410), который не спасает.
Видно, что в данном стихе речь идет об идоле, но не просто об идоле, т.к. просто идол обозначает слово ПЭСЭЛЬ, а тут имеется в виду некий идол, который имеет какую-то власть, однако не имеет власти спасать от грехов, как следует из этого текста.
Притчи: Прит.3:27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся когда рука твоя в силе (0410) сделать его.
З
десь слово Эль использовано по своему прямому назначению, т.е. как сила, способность.
У Неемии: Неем.5:5 у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать
сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств(0410) для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других.
Здесь также ЭЛЬ переведено, как средство, или возможмость, способность, что по-английски соответствует слову - an ability.
Как видим, слово ЭЛЬ может означать и Бога, и идола, который имеет некую силу, так и просто - некую способность к чему-нибудь.
Производным от этого слова является слово ЭЛОАГ!
Вот, например, как оно использовано с книге пророка Даниила:
Дан.11:37 И о богах (0430) отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества (0433) никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех.
Дан.11:38 Но богу (0433) крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога (0433), которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями и разными драгоценностями.
В данном отрывке применено два слова: ЭЛОАГ, и производное от него ЭЛОГИМ(0430). Но о нем чуть позже.
В Книге Иов тоже используется это слово: Иов.11:7 Можешь ли ты
исследованием найти Бога (0433)? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя (07706)?
Здесь тоже использовано два слова дополняющие друг-друга Элоаг(0433), и Шадай(07706), как видно из контекста - указывают оба эти слова на одну и ту-же Сущность - на Вседержителя, так Шадай переведено здесь.
Как видим и здесь есть эта странность - одно и тоже слово обозначает, как Творца Мироздания, так и неких иных существ обладающих некоей силой.
Но нет уже нигде употребления этого слова, в значении просто сила, бо данное слово, уже точно означает не саму силу, а носителя этой силы, этой способности. К примеру, как в английском есть слово "boot" - загрузка, а есть слово "bootABLE" - тот кто обладает способностью загружать, или загружаться.
Приблизительно такое-же различие и в этих словах. И необязательно слово Эль или слово Элоаг означает Единого Творца вселенной, но всегда кого-то, кто обладает некими способностями.
Переходим к использованию слова Элогим.
Пс.81:1 Псалом Асафа.
Бог (0430) стал в сонме богов (0410); среди богов (0430) произнес суд:
На самом деле - Элогим - это слово есть производное от слова Элоаг, а суффикс "ИМ" в иврите является суффиксом множественного числа мужского рода.
Урааааааааа! - Слышится со стороны полагающих, что они чего-то понимают - мы-же как раз и говорили вам это.
На самом деле, как сказал, о подобных людях апостол Павел: "Тот кто думает, что он знает что-то, тот еще ничего не знает, КАК ДОЛЖНО ЗНАТЬ!"
Давайте вернемся к слову Элоаг! Что оно означает. Правильно - Кого-то кто обладает некоей СИЛОЙ!
Вопрос: Как мы назовем несколько таких сущностей? Правильно - Элогим.
Но оказывается это еще не всё!
Еще вопрос: А как назвать ту сущность, которая обладает совокупностию всех сил? Будет удивлены - но точно так-же - Элогим!
И практически все иудеи понимают это слово как Того, Кто обладает совокупностию всех сил, или по-просту Всесильный, и во многих еврейских переводах именно так это слово и переведено, когда оно касается Творца вселенной.
Итак если с единственным числом этого слова всё просто, то со множественным отнюдь не всё так просто.
Лирическое отступление:::
И на самом деле - это старый сатанинский прием. Хочешь чего-то достичь - скажи правду, только правду, ничего кроме правды!!!! .... но.... НЕ ВСЮ правду!
Так и здесь.
Те, кто подобные глупости распространяет в среде неразумных, рассчитывают именно на невежество тех, кто будет их слушать! Они и не уважают своих учеников, поступая так. И судя по некоторым высказываниям некоторых участников, у этих "лжеучителей" что-то действительно получается! Потому что обманутые этими "лжеучителями", они пытаются начать проповедовать эти глупости, нам, которые должны по-идее знать такие вещи.
Так и хочется сказать, уважаемые - если вас облапошили, потому что обманывавшие вас полагают вас глупыми, невежественными и доверчивыми, то не стоит считать таковыми и нас!
Конец Лирического отступления:::
Взгляните на вышеприведенный мной Псалом 81. Там употреблено два разных, как следует из номеров Стронга слов. Однако-же по написанию - эти слова одинаковы - ЭЛОГИМ, и там и там!
В первом случае Имеется в виду именно единый Творец Вселенной, а вот во втором множество разных сущностей.
Синодальный перевод дает только один из возможных пониманий этого места.
Иудаизм-же рассматривает его с другой стороны - не как богов, а как судей, имеется в виду - синедрион, т.е. людей облеченных от Бога силой судить, и образно в этом смысле разговор идет о людях облеченных Богом властью. Синодальный тоже говорит о людях, но подразумевает их божественную сущность, как уже достигших совершенства(Церковь - Невесту).
В принципе и тот и другой перевод могут иметь место быть, просто они показывают разные стороны одних и тех-же людей, но всё-же говорят о людях, а не о Боге-Творце, когда упоминается сонм богов.
На эту-же тему примечательно еще одно место:
Ос.13:4 Но Я - Господь Бог (0430) твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога (0430), кроме Меня, и нет спасителя кроме Меня.
Как видите одно и тоже слово Элогим - в первом случае означает Творца вселенной, а во втором некого иного бога(богов).
Опять видим, то же что и ранее, одно и тоже слово обозначают разные сущности.
Т.е. практика применения и слов Эль, Элоаг, Элогим - одинакова. В разных контекстах они означают разное, объединяет-же их владение силами в той или иной степени.
Но возникает вопрос - Почему-же Своего Бога, пророки называют в разных случаях разными словами? Иудиазм дает такой ответ: в каждом конкретном случае проявляются разные свойства Бога, и именно по этому о Нем говорится разными словами, а не одним.
В этом смысле интересна практика применения слова Элогим в первых трех главах Бытия! В первой главе, там, где есть творения, которые полностью подчинены Богу, но которые не равны Ему, и не способны осознавать, и не способны к познанию Бога и Его вечной сущности, Бог называется просто Элогим(т.е. они ему полностью подчинены и не имеют свободной воли)! Когда-же на аванссцену выходит существо-человек, и когда оно получает способность к осознанию Творца - Бог называется Яхве Элогим(потому что Адам пока еще полностью подчинен, хотя уже имеет свободную волю, и сознание). После-же грехо падения, когда те кто мог осознать Его, перестали быть послушны Ему. Он начинает называться Яхве(свобода воли осталась, полное подчинение улетучилось). Ну и так-далее...
Предчуствую возражение. Ну и что? Что нам мешает слова Моисея - Берешит бара Элогим, понять не как разговор о неком едином Боге, а как о множестве богов? и перевести не как: "В начале сотворил Бог...", а "В начале сотворили боги..."
Давайте посмотрим! Слова самого Моисея, которые я уже приводил, но которые были скрыты "лжеучителями" от доверчивых:
Шма Исраэль: Адонай(ЯХВЭ), Элогейну, Адонай(ЯХВЭ) Эхад!
Слова эти можно найти во Второзаконии6:4. И по-русски они приблизительно звучат так: Слушай Израиль: Господь, Бог, Господь един(один)!
Таким образом - все спекуляции на тему якобы множества богов, творивших мир в Библии АДНАЗНАЧНА снимаются!
Т.к. Бог, о котором говорил Моисей с самого начала - един(один)! - как сказал Моисей ... и нет иного - как продолжили пророки!!!!!
Да и Аминь!
Это маленькое место из Торы Является центральным в иудаизме. Это молитва, с которой начинается обучение пятилетних мальчиков в Израиле, когда они начинают изучать Великую книгу Бога их отцов!
"Шма"(слушай), так оно называется - центральная часть служения в праздник Йом Кипур!, и именно только и единственно с этой т.з. возможно рассматривать всё остальное писание!
В связи со всем вышесказанным, в принципе нет необходимости в который уже раз опровергать насчет того, что единобожие якобы введено повсеместно неким таинственным органом одной, отдельно-взятой деноминации. Бо итак понятно, что нигде далее этой самой одной отдельно взятой деноминации это не являлось-бы законом. Но наоборот спровоцировало-бы скорейший распад самой, этой деноминации. Потому, что в отличие от текста Евангелий, текст Торы настолько стар, что упомянутых деноминаций, а тем более тех органов, которые якобы это всё и сделали(с молчаливого согласия остальных деноминаций

А насчет Яхвиста и Жреческого кодекса нет теперь необходимости писать, бо Всем известно, что есть Септуагинта, а есть Массоретский текст. Так их принято называть в Библеистике, в научной Библейстике. И есть еще Кумранские рукописи, которые датируются (некоторые) аж чуть-ли не пятым веком ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА!!! И уже в них - шма присутствует! А вот Католиков, или тем более Синода Католического, тогда еще и в планах не присутствовало...

Сие сочинение не претендует на всесторонность исследования, да и не в этом ее цель, однако и сказанного вполне достаточно, для того чтобы понять, разницу между правдой и полуправдой!
Да благословит всех набравшихся терпения, и прочитавших сие от начала и доконца, Господь! Ему-же да будет вечная Слава, Аминь!
Комментарий