Для Андрей Кураев
Теперь идем дальше. Джордано Бруно. О Бруно вообще нельзя говорить таких фраз типа: «Инквизиция сожгла великого ученого Джордано Бруно».
Кураев мастерит соломенное чучело Бруно ученый, и начинает с ним драться. Ни один справочник в интернете не называет Бруно ученым, хотя как любой философ того времени он был отчасти и ученым тоже. Еще он занимался тем же чем Хокинг, Саган, Докинз. Рассказывал неучам с kuraev.ru как устроен мир.
Просто потому, что такого ученого история науки не знает.
Удар.
В истории европейской идеологии есть это имя. Есть миф о Джордано Бруно. А вот ученого по имени Джордано Бруно история науки не знает.
Еще удар.
Назовите мне хоть одно открытие, связанное с именем Джордано Бруно, хоть одну доказанную им теорему, хоть один проведенный им эксперимент!
Еще удар.
Это был журналист, а не учёный в современном смысле.
Еще удар.
Да, у Бруно были две идеи, которые близки современному миропониманию. Первое: идея гелиоцентризма. Бруно действительно был убежден в том, что Солнце находится в центре Вселенной.
Не Вселенной, бестолочь, в центре солнечной системы. Это Коперник и остальные гелиоцентристы думали, что солнце в центре вселенной. По Бруно у вселенной нет центра.
Но простите, разве Бруно научным путем аргументировал эту свою веру?
Галилей аргументировал ее научно, но спасло его не это, а отречение.
Нет. Аргументы Бруно были предельно просты: он считал, что Солнце это место обитания мировой души и, вообще, это глаз божества.
Ложь. Идея неисключительности нашего солнца у Бруно едва ли не главная. Местом обитания мировой души он считал все. Камни, людей, звезды.
В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков; особенное развитие получило в эпоху Возрождения в учении о мировой душе. [...] В Древнем Риме Лукреций называл духом (animus) неизъяснимо тонкую материю, которая (по представлению его учителя Эпикура) в виде особо тонких частиц истекает с поверхности всех материальных предметов, действуя на органы чувств и производя ощущения. Будучи разновидностью материи, душа, по Лукрецию, активна, деятельна, способна подчинять тело.
ПАНТЕИЗМ (греч. pan все и theos Бог) философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Пантеизм, согласно Шопенгауэру, это прежде всего форма атеизма. В эпоху Возрождения широко проявляются натуралистические тенденции пантеизма. Николай Кузанский, сблизив Бога с природой, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. В 16-17 вв. усиливаются материалистические тенденции в пантеизме, который составил основу большинства натуралистических учений (Кампанелла, Бруно, Спиноза). У Бруно "природа... есть ни что иное, как Бог в вещах", а у Спинозы Бог и природа сливаются в единую субстанцию, которая является причиной самой себя. В 20 в. материалистический пантеизм был присущ таким ученым, как Геккель, М. Планк, А. Энштейн и др.
Это была чисто такая оккультная идея, и не более того.
Кураев одним махом записал в оккультисты Лукреция, Спинозу, и кариан как последователей Лукреция.
Никаких научных открытий у него нет.
Еще удар.
Вторая его идея была та, что есть множество миров, что Вселенная бесконечна, и могут быть иные планеты, иные звезды, на которых живут разумные существа.
Не могут быть иные планеты а есть, Бруно был убежден в их существовании.
Протокол инквизиции:
94. На четырнадцатом допросе, по существу, отвечал в том же роде относительно множества миров и сказал, что существуют бесконечные миры в бесконечном пустом пространстве, и приводил доказательства.
95. Спрошенный, отвечал: Я говорю, что в каждом мире с необходимостью имеются четыре элемента, как и на земле, то есть имеются моря, реки, горы, пропасти, огонь, животные и растения. Что же касается людей, то есть разумных созданий, являющихся, подобно нам, телесными существами, то я предоставляю судить об этом тем, кто хочет так их называть. Однако следует полагать, что там имеются разумные животные. Что же касается, далее, их тела, то есть смертно оно, как наше, или нет, то наука не дает на это ответа.
21 фев 2011, РИА Новости. В нашей Галактике всего может быть около 50 миллиардов планет, а 500 миллионов из них могут быть потенциально пригодны для жизни, сообщил на конференции Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) американский ученый Уильям Боруцки (William Borucki), руководитель группы, работающей с космическим телескопом "Кеплер".
Этот телескоп, запущенный на орбиту в марте 2009 года, предназначен для поиска планет у других звезд транзитным методом. Он фиксирует колебания яркости звезд при прохождении планеты по ее диску. "Кеплер" наблюдает за относительно небольшим участком звездного неба, расположенном в созвездии Лебедя, где находится около 150 тысяч звезд.
На данный момент телескоп обнаружил 1,2 тысяч планет-кандидатов, 54 из них находятся в "зоне жизни", то есть на таком расстоянии от звезды, которое позволяет воде на поверхности планет оставаться в жидком состоянии, что является главным условием для существования жизни.
Статистический анализ данных, собранных Кеплером, показал, что 44% звезд обладают планетными системами. Если экстраполировать эти данные на всю Галактику, где, согласно консервативным оценкам, 100 миллиардов звезд, то для нашей звездной системы можно получить число около 50 миллиардов планет, цитирует Ассошиэйтед Пресс слова ученого.
При этом около 500 миллионов из этого числа могут быть в "зоне жизни". Это весьма приблизительная оценка, однако сотни миллионов потенциально обитаемых планет могут существовать в Галактике.
Боруцки отметил, что из общего числа исследованных "Кеплером" планет 10,5% имеют размеры, близкие к земным, 7,3% относятся к классу "суперземель" (от 125% до 200% массы Земли), 20,8% имеют размеры Нептуна (от двух до шести раз больше размера Земли), и 5,2% относятся к классу "юпитеров" более чем в шесть раз больше Земли.
Во-первых, что касается разумности, то до сих пор наукой не доказано, что есть другие разумные существа во Вселенной.
А когда станет доказанным, ты скажешь, Но простите, разве Бруно научно аргументировал свою веру?
Что же касается беспредельности Вселенной, то Бруно это обосновывал так: «Поскольку Бог это бесконечная энергия, Бог это бесконечность, то Он может реализовать себя достойным образом, только создав бесконечный мир. Недостойно Бога думать, что бесконечный Бог создал ограниченную Вселенную». По правде говоря, в принципе это размышление может принять и христианин, но заметьте, это размышление религиозное.
Я не буду здесь специально говорить, но у меня есть некоторые чисто философские возражения против этого аргумента. Здесь есть некая непродуманность, примитивизм в мысли Бруно.
Какая же только мразь.
Но это требует отдельного разговора. Но вновь и вновь говорю: эти свои выводы, которые, может быть, созвучны с современной картиной мира, Бруно обосновывает ненаучным путем. Поэтому конфликт Бруно и Католической церкви это был, опять же, конфликт двух религий: религии оккультно-герметической и религии католической. Но это не был конфликт религии и науки.
1) Гипотеза Бруно была фальсифицируема, и потому научна.
2) Показания Бруно содержат ряд мыслей и аргументов, развивающих и подтверждающих философские положения, известные нам из его сочинений. Сопоставление диалогов, поэм и трактатов Бруно с его показаниями на процессе позволяет опровергнуть утверждения Ольшки и других авторов о том, что Бруно якобы в последние годы жизни отошел от материализма и впал в мистику.
Теперь идем дальше. Джордано Бруно. О Бруно вообще нельзя говорить таких фраз типа: «Инквизиция сожгла великого ученого Джордано Бруно».
Кураев мастерит соломенное чучело Бруно ученый, и начинает с ним драться. Ни один справочник в интернете не называет Бруно ученым, хотя как любой философ того времени он был отчасти и ученым тоже. Еще он занимался тем же чем Хокинг, Саган, Докинз. Рассказывал неучам с kuraev.ru как устроен мир.
Просто потому, что такого ученого история науки не знает.
Удар.
В истории европейской идеологии есть это имя. Есть миф о Джордано Бруно. А вот ученого по имени Джордано Бруно история науки не знает.
Еще удар.
Назовите мне хоть одно открытие, связанное с именем Джордано Бруно, хоть одну доказанную им теорему, хоть один проведенный им эксперимент!
Еще удар.
Это был журналист, а не учёный в современном смысле.
Еще удар.
Да, у Бруно были две идеи, которые близки современному миропониманию. Первое: идея гелиоцентризма. Бруно действительно был убежден в том, что Солнце находится в центре Вселенной.
Не Вселенной, бестолочь, в центре солнечной системы. Это Коперник и остальные гелиоцентристы думали, что солнце в центре вселенной. По Бруно у вселенной нет центра.
Но простите, разве Бруно научным путем аргументировал эту свою веру?
Галилей аргументировал ее научно, но спасло его не это, а отречение.
Нет. Аргументы Бруно были предельно просты: он считал, что Солнце это место обитания мировой души и, вообще, это глаз божества.
Ложь. Идея неисключительности нашего солнца у Бруно едва ли не главная. Местом обитания мировой души он считал все. Камни, людей, звезды.
В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков; особенное развитие получило в эпоху Возрождения в учении о мировой душе. [...] В Древнем Риме Лукреций называл духом (animus) неизъяснимо тонкую материю, которая (по представлению его учителя Эпикура) в виде особо тонких частиц истекает с поверхности всех материальных предметов, действуя на органы чувств и производя ощущения. Будучи разновидностью материи, душа, по Лукрецию, активна, деятельна, способна подчинять тело.
_http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/ANIMIZM.html
ПАНТЕИЗМ (греч. pan все и theos Бог) философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Пантеизм, согласно Шопенгауэру, это прежде всего форма атеизма. В эпоху Возрождения широко проявляются натуралистические тенденции пантеизма. Николай Кузанский, сблизив Бога с природой, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. В 16-17 вв. усиливаются материалистические тенденции в пантеизме, который составил основу большинства натуралистических учений (Кампанелла, Бруно, Спиноза). У Бруно "природа... есть ни что иное, как Бог в вещах", а у Спинозы Бог и природа сливаются в единую субстанцию, которая является причиной самой себя. В 20 в. материалистический пантеизм был присущ таким ученым, как Геккель, М. Планк, А. Энштейн и др.
_http://philosophy.wideworld.ru/dictionary/15/2/
Это была чисто такая оккультная идея, и не более того.
Кураев одним махом записал в оккультисты Лукреция, Спинозу, и кариан как последователей Лукреция.
Никаких научных открытий у него нет.
Еще удар.
Вторая его идея была та, что есть множество миров, что Вселенная бесконечна, и могут быть иные планеты, иные звезды, на которых живут разумные существа.
Не могут быть иные планеты а есть, Бруно был убежден в их существовании.
Протокол инквизиции:
94. На четырнадцатом допросе, по существу, отвечал в том же роде относительно множества миров и сказал, что существуют бесконечные миры в бесконечном пустом пространстве, и приводил доказательства.
95. Спрошенный, отвечал: Я говорю, что в каждом мире с необходимостью имеются четыре элемента, как и на земле, то есть имеются моря, реки, горы, пропасти, огонь, животные и растения. Что же касается людей, то есть разумных созданий, являющихся, подобно нам, телесными существами, то я предоставляю судить об этом тем, кто хочет так их называть. Однако следует полагать, что там имеются разумные животные. Что же касается, далее, их тела, то есть смертно оно, как наше, или нет, то наука не дает на это ответа.
_http://krotov.info/acts/16/3/bruno_1.htm
21 фев 2011, РИА Новости. В нашей Галактике всего может быть около 50 миллиардов планет, а 500 миллионов из них могут быть потенциально пригодны для жизни, сообщил на конференции Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) американский ученый Уильям Боруцки (William Borucki), руководитель группы, работающей с космическим телескопом "Кеплер".
Этот телескоп, запущенный на орбиту в марте 2009 года, предназначен для поиска планет у других звезд транзитным методом. Он фиксирует колебания яркости звезд при прохождении планеты по ее диску. "Кеплер" наблюдает за относительно небольшим участком звездного неба, расположенном в созвездии Лебедя, где находится около 150 тысяч звезд.
На данный момент телескоп обнаружил 1,2 тысяч планет-кандидатов, 54 из них находятся в "зоне жизни", то есть на таком расстоянии от звезды, которое позволяет воде на поверхности планет оставаться в жидком состоянии, что является главным условием для существования жизни.
Статистический анализ данных, собранных Кеплером, показал, что 44% звезд обладают планетными системами. Если экстраполировать эти данные на всю Галактику, где, согласно консервативным оценкам, 100 миллиардов звезд, то для нашей звездной системы можно получить число около 50 миллиардов планет, цитирует Ассошиэйтед Пресс слова ученого.
При этом около 500 миллионов из этого числа могут быть в "зоне жизни". Это весьма приблизительная оценка, однако сотни миллионов потенциально обитаемых планет могут существовать в Галактике.
Боруцки отметил, что из общего числа исследованных "Кеплером" планет 10,5% имеют размеры, близкие к земным, 7,3% относятся к классу "суперземель" (от 125% до 200% массы Земли), 20,8% имеют размеры Нептуна (от двух до шести раз больше размера Земли), и 5,2% относятся к классу "юпитеров" более чем в шесть раз больше Земли.
_http://www.rian.ru/science/20110221/336802307.html
Во-первых, что касается разумности, то до сих пор наукой не доказано, что есть другие разумные существа во Вселенной.
А когда станет доказанным, ты скажешь, Но простите, разве Бруно научно аргументировал свою веру?
Что же касается беспредельности Вселенной, то Бруно это обосновывал так: «Поскольку Бог это бесконечная энергия, Бог это бесконечность, то Он может реализовать себя достойным образом, только создав бесконечный мир. Недостойно Бога думать, что бесконечный Бог создал ограниченную Вселенную». По правде говоря, в принципе это размышление может принять и христианин, но заметьте, это размышление религиозное.
Я не буду здесь специально говорить, но у меня есть некоторые чисто философские возражения против этого аргумента. Здесь есть некая непродуманность, примитивизм в мысли Бруно.
Какая же только мразь.
Но это требует отдельного разговора. Но вновь и вновь говорю: эти свои выводы, которые, может быть, созвучны с современной картиной мира, Бруно обосновывает ненаучным путем. Поэтому конфликт Бруно и Католической церкви это был, опять же, конфликт двух религий: религии оккультно-герметической и религии католической. Но это не был конфликт религии и науки.
1) Гипотеза Бруно была фальсифицируема, и потому научна.
2) Показания Бруно содержат ряд мыслей и аргументов, развивающих и подтверждающих философские положения, известные нам из его сочинений. Сопоставление диалогов, поэм и трактатов Бруно с его показаниями на процессе позволяет опровергнуть утверждения Ольшки и других авторов о том, что Бруно якобы в последние годы жизни отошел от материализма и впал в мистику.
Вопросы истории религии и атеизма. Т. 6. М. 1958.
_http://krotov.info/acts/16/3/bruno_1.htm
_http://krotov.info/acts/16/3/bruno_1.htm
Комментарий