Философская тема

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Джа дай
    Отключен

    • 30 December 2007
    • 2588

    #16
    Сообщение от Magus
    Так разговор и не шел о бытие, как основе самого себя. Шел разговор о бытие как основе существования всего, а не о причинах возникновения. И, если определение бытия, как категории, фиксирующей основу существования всего, Вам кажется некорректным, предложите свое определение.
    Дело в том, что разговор не шел ни только о бытие, как основе самого себя, но и не шел о бытие как основе существования всего. В первый раз слово "основа" встречается в вашем сообщении.
    Вот мое определение вашего определения:
    Если определять бытие как категорию, фиксирующую() существования всего, то вышеуказанная фраза может выглядеть следующим образом:
    Тезис: существование всего - есть; отсутствия существования всего - нет.

    Комментарий

    • Magus
      Отключен

      • 18 July 2008
      • 806

      #17
      Сообщение от Джа дай
      Дело в том, что разговор не шел ни только о бытие, как основе самого себя, но и не шел о бытие как основе существования всего. В первый раз слово "основа" встречается в вашем сообщении.
      Вот мое определение вашего определения:
      Если определять бытие как категорию, фиксирующую() существования всего, то вышеуказанная фраза может выглядеть следующим образом:
      Тезис: существование всего - есть; отсутствия существования всего - нет.
      Ну что же, не будем разбираться, о чем здесь шла речь, раз нет понимания, но попробуем развить тезис Парменида. используя Ваше определение:

      Тезис: существование всего - есть; отсутствия существования всего - нет.

      Доказательство: отсутствия существования всего - нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: "есть то, чего нет".

      Некоторые выводы:

      - существование всего сплошно (едино), то есть не имеет частей.
      Если имеет части, значит части отграничены друг от друга отсутствием существования всего. Его нет.

      - Если нет частей и если существование всего одно, то нет движения и нет множественности в мире.
      В противном случае, одно существование всего должно двигаться относительно другого.

      - Так как не существует движения и множественности и существование всего одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
      Так при возникновении (уничтожении) должно быть отсутствие существования всего.

      Ну и как Вам эта милейшая риторика при полном отсутствии философии в выводах?

      Комментарий

      • .Аlex.
        Отключен

        • 12 November 2007
        • 15318

        #18
        Сообщение от Игорян
        Он ведь выстраивает логическую цепочку, отталкиваясь от невозможности помыслить небытие, а не от тех или иных физических теорий.
        Существование (бытие, наличие), в пределах чел.логики , возможно только в пространстве и времени. Вы можете представить существование чего либо, вне этих понятий?

        Комментарий

        • Джа дай
          Отключен

          • 30 December 2007
          • 2588

          #19
          Сообщение от Magus
          Ну что же, не будем разбираться, о чем здесь шла речь, раз нет понимания, но попробуем развить тезис Парменида. используя Ваше определение:

          Тезис: существование всего - есть; отсутствия существования всего - нет.

          Доказательство: отсутствия существования всего - нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: "есть то, чего нет".

          Некоторые выводы:

          - существование всего сплошно (едино), то есть не имеет частей.
          Если имеет части, значит части отграничены друг от друга отсутствием существования всего. Его нет.

          - Если нет частей и если существование всего одно, то нет движения и нет множественности в мире.
          В противном случае, одно существование всего должно двигаться относительно другого.

          - Так как не существует движения и множественности и существование всего одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
          Так при возникновении (уничтожении) должно быть отсутствие существования всего.

          Ну и как Вам эта милейшая риторика при полном отсутствии философии в выводах?
          Выглядит вполне логично.
          Видимо здесь речь идет о том, что существует только то, о чем можно мыслить; и, соответственно, о чем нельзя помыслить, того не существует.
          Есть другая философия:

          Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
          А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
          Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
          Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
          что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
          Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
          Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
          Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
          (1Кор.2:9-16)

          Комментарий

          • Magus
            Отключен

            • 18 July 2008
            • 806

            #20
            Сообщение от Джа дай
            Выглядит вполне логично.
            Видимо здесь речь идет о том, что существует только то, о чем можно мыслить; и, соответственно, о чем нельзя помыслить, того не существует.
            Есть другая философия:

            Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
            А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
            Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
            Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
            что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
            Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
            Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
            Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.
            (1Кор.2:9-16)
            Делаю элементарный вывод и надеюсь, что Вы со мной согласитесь, что попытки философствования Парменида вряд ли могут даже рядом стоять с умом Христовым!
            Ну и в качестве эпилога:
            Фм.
            33. Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих. Ибо они слепы в сердце своем и они не видят, что они приходят в мир пустыми; они ищут снова уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны. Когда они отвергнут свое вино, тогда они покаются.

            Комментарий

            • Игорян
              Ветеран

              • 13 July 2007
              • 5095

              #21
              Сообщение от state31
              Парменид имел ввиду неск-ко другое. Возможно, это русское слово "бытие" может сбивать с толку, потому что в нём есть оттенок действия, точнее, состояния чего-то. Парменид определил, что бытие это то, что существует (есть), а не существование само.
              Пожалуй, соглашусь тут с Вами. У него имеется в виду Сущее.

              В таком случае та моя претензия к нему отменяется... Кстати, если бы атеисты вместо "материя" употребляли слово "Сущее", им было бы гораздо легче объяснить верующим свою позицию. Тут на форуме атеистам регулярно задаются два стандартных вопроса:

              1. А откуда, по-вашему, взялась материя?

              2. С чего вы взяли, что нет чего-то не-материального? Бога и ангелов, например?

              В случае термина "Сущее" тем, кто задает такие вопросы, была бы самим видна их нелепость:

              1. А откуда, по-вашему, взялось Сущее?

              2. С чего вы взяли, что нет чего-то не-существующего? Бога и ангелов, например?

              Сообщение от Джа дай
              Парменид представляет бытие статичным, из этого понятия исходит вся его философия.
              Точнее: исходит он из невозможности помыслить небытие, а к "статичности" и неделимости Сущего уже приходит в результате дальнейших размышлений.

              Если бы он вместо "бытия" (Сущее) использовал слово "материя", то у него получилось бы:

              - Материя сплошна (едина), то есть не имеет частей.
              Если имеет части, значит части отграничены друг от друга не-материей.
              И т.д.

              Кстати, Бертран Рассел в "Истории западной философии" на этот счет так пишет:

              Гераклит утверждал, что все изменяется. Парменид возразил, что ничего не изменяется. ()

              Учение Парменида изложено в его поэме "О природе". Он считает чувства обманчивыми и рассматривает множество чувственных вещей как простую иллюзию. Единственное истинное бытие бесконечное и неделимое "Единое". Оно не является, как у Гераклита, единством противоположностей, поскольку никаких противоположностей нет. () Единое не может быть разделено, потому что оно в своей целостности находится всюду. ()

              Последующая философия, включая и философию самого новейшего времени, восприняла от Парменида не учение о невозможности всякого изменения, которое было слишком невероятным парадоксом, но учение о неразрушимости субстанции.


              В общем и не удивительно, что его выводы из тезиса "бытие есть, а небытия нет" мало кого впечатляют.

              Сообщение от .Аlex.
              ...в пространстве и времени. Вы можете представить существование чего либо, вне этих понятий?
              Не-а. И Кант вон тоже не мог. А, может быть, во времена Парменида могли, а ко временам Канта - уже нет?

              Комментарий

              • .Аlex.
                Отключен

                • 12 November 2007
                • 15318

                #22
                Игорян
                И Кант вон тоже не мог.
                Напомните, что он сказал по этому поводу.

                А, может быть, во времена Парменида могли,
                Ну вот, а вы его "защищаете"

                а ко временам Канта - уже нет?
                Сейчас, по моему - опять да. Вернее, представить не могут но утверждают.

                Комментарий

                • Джа дай
                  Отключен

                  • 30 December 2007
                  • 2588

                  #23
                  Сообщение от Игорян
                  Точнее: исходит он из невозможности помыслить небытие, а к "статичности" и неделимости Сущего уже приходит в результате дальнейших размышлений.
                  Согласен. Но можно тогда еще уточнить. - Если Парменид не может помыслить небытие, значит его не существует; существует только бытие. А если есть только бытие, значит оно едино и нераздельно. Получается, что в основании такой логики лежит аксиома: мыслю - существует.

                  Если бы он вместо "бытия" (Сущее) использовал слово "материя", то у него получилось бы:

                  - Материя сплошна (едина), то есть не имеет частей.
                  Если имеет части, значит части отграничены друг от друга не-материей.
                  И т.д.
                  Тут возникает вопрос: что есть материя в понимание Парменида.

                  Комментарий

                  • Игорян
                    Ветеран

                    • 13 July 2007
                    • 5095

                    #24
                    Сообщение от .Аlex.
                    Напомните, что он сказал по этому поводу.
                    Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие предметов в нем.

                    Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний.

                    (с) "Критика чистого разума"

                    А вообще, в его субъективном идеализме пространство и время - априорные формы чувственности.

                    Сообщение от Джа дай
                    Если Парменид не может помыслить небытие, значит его не существует; существует только бытие. (...) Получается, что в основании такой логики лежит аксиома: мыслю - существует.
                    Скажем так: логически невозможно бытие небытия.

                    Другое дело, что кто-то может поставить под вопрос, что "логически невозможно" = невозможно. Например, у христиан (ортодоксальных, которые верят в Троицу) в мировоззрении есть масса нелогичного: Бог умер на три дня... но Вселенная в это время не была без Бога, ведь Бога не может не быть вообще... однако будет ересью сказать, что часть Бога умерла на время... т.к. Сын не является 1/3 Бога, а полностью Бог... Короче, "верую, ибо абсурдно".

                    В общем, Парменид прав или неправ в зависимости от того, насколько "логически невозможно" = невозможно.

                    Сообщение от Джа дай
                    Тут возникает вопрос: что есть материя в понимание Парменида.
                    У него в философии такого понятия нет.

                    Ему были бы близки взгляды индуистов и буддистов, их концепция иллюзорности мира. На худой конец - диалектический материализм... Но концепция "творения из ничего", думаю, показалась бы полным бредом.

                    Комментарий

                    • .Аlex.
                      Отключен

                      • 12 November 2007
                      • 15318

                      #25
                      Игорян
                      (с) "Критика чистого разума"
                      А вообще, в его субъективном идеализме пространство и время - априорные формы чувственности.
                      Он, в данном случае, лишь констатирует факт.

                      Другое дело, что кто-то может поставить под вопрос, что "логически невозможно" = невозможно.
                      ...Короче, "верую, ибо абсурдно".
                      А вы против?
                      Объясните мне следующее. Утверждается, что существует нечто, существует вне пространства и времени. Но существование, (так как мы можем его себе представить) возможно только в пространстве и времени. Отрицать существование этого нечто мы также не можем. Абсурд?

                      Комментарий

                      • Игорян
                        Ветеран

                        • 13 July 2007
                        • 5095

                        #26
                        Сообщение от .Аlex.
                        Объясните мне следующее. Утверждается, что существует нечто, существует вне пространства и времени. Но существование, (так как мы можем его себе представить) возможно только в пространстве и времени. Отрицать существование этого нечто мы также не можем. Абсурд?
                        Наличие пространства Парменид не отрицал. Вот время действительно отрицал. У него еще такие выводы были (по ссылке в первом посте):

                        Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует.
                        Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу.


                        Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени
                        .

                        Можно ли представить себе Сущее протяженным, но безотносительно времени? Максимум как "сейчас". Это, конечно, временное понятие. Но Парменид мог бы сказать, что это мы как бы на мгновение "соприкасаемся с вечностью". Так что выкрутился бы.

                        Вот где у него действительно абсурд, так это: как объяснить сам факт наличия "иллюзорности" мира?

                        начисто отрицать живое многообразие мира было философу нелегко; и, в конце концов, Парменид, покинув почву чистой логики, попытался отвести ему хоть какое-то место в Бытии. Получалось так, будто и «на поверхности» неизменяемой Цельности есть некое псевдосуществование, мираж раздробленности и движения. () Но если кажущийся мир все-таки как-то существует, то возможно ли объяснить его происхождение? Ведь понятие об Абсолюте логически исключает и движение, и изменения. Следовательно, разрешить эту проблему, оставаясь в пределах законов чистого мышления, невозможно. Упанишады прибегали здесь к мифу о божественной Игре, в которой Брахман то выплескивал из себя мир, то поглощал его. Парменид тоже обратился к мифическому образу. Но он не нашел ничего лучшего, как вызвать из тьмы древний призрак античной богини Рока. Она, по его словам, есть та Необходимость, которая порождает мир обманчивого «мнения» и управляет им.

                        отсюда

                        У буддистов аналогично индуистам и Пармениду та же самая нерешаемая проблема. Откуда эта "иллюзорность"? С какой ваще стати? Ничего внятного сказать не могут.

                        Ой, надо молицца, чтобы сюда Laangkhmer не заглянул.

                        Комментарий

                        • Игорян
                          Ветеран

                          • 13 July 2007
                          • 5095

                          #27
                          Сообщение от .Аlex.
                          представить не могут но утверждают.
                          Это Вы про ряд современных научных положений: например, что бессмысленно говорить про какое-то "до" Большого взрыва или "вне" Вселенной, т.к. пространство и время являются "внутренними" характеристиками Вселенной?

                          Дык наглядность играла какую-то роль в физике и астрономии во времена Декарта. Сейчас это математические модели, уравнения всякие... Невозможность наглядно представить контраргументом не является.

                          Комментарий

                          • state31
                            Отлучен

                            • 14 December 2008
                            • 874

                            #28
                            Сообщение от Игорян
                            Сообщение от .Alex.
                            ...в пространстве и времени. Вы можете представить существование чего либо, вне этих понятий?
                            Не-а. И Кант вон тоже не мог. А, может быть, во времена Парменида могли, а ко временам Канта - уже нет?
                            Судя по этой вашей цитате Канта (он же тоже наш участник форума), он мог представить пустое пространство:
                            Сообщение от Иммануил Кант
                            Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие предметов в нем.
                            Мы сейчас знаем, что материя не сущ-ет без пространства (примерно так же, как сознание не существуют без мозгов), но и пространство не существует без материи (мозги - это уже не мозги без сознания). Парменид, похоже это понимал, говоря о сплошности бытия. Надо отдать ему должное, это была очень продвинутая мысль. А вот Кант вполне мог представить пустое пространство. А мы опять не можем.

                            Комментарий

                            • .Аlex.
                              Отключен

                              • 12 November 2007
                              • 15318

                              #29
                              Сообщение от Игорян
                              Невозможность наглядно представить контраргументом не является.
                              Не "наглядно", а в принципе. Чел.логика не приспособлена такое осмысливать.
                              Поэтому "логически невозможно" не = невозможно.

                              Комментарий

                              • Джа дай
                                Отключен

                                • 30 December 2007
                                • 2588

                                #30
                                Сообщение от Игорян
                                Скажем так: логически невозможно бытие небытия.
                                Если существует понятие небытие, то оно уже понятие мыслимое; а значит существующее. Тогда более правильно сказать: бытие небытия возможно, как часть бытия. А можно и по-другому: бытие существует, как часть небытия.
                                Сообщение от Игорян
                                Другое дело, что кто-то может поставить под вопрос, что "логически невозможно" = невозможно. Например, у христиан (ортодоксальных, которые верят в Троицу) в мировоззрении есть масса нелогичного: Бог умер на три дня... но Вселенная в это время не была без Бога, ведь Бога не может не быть вообще... однако будет ересью сказать, что часть Бога умерла на время... т.к. Сын не является 1/3 Бога, а полностью Бог... Короче, "верую, ибо абсурдно".
                                Троица есть учение, выводящее человека за границы возможности мышления.
                                Мысли "вещь" разрозненная и автономная сама в себе, и поэтому претендующая на главенство. Мысли сталкиваются друг с другом, отталкиваются, иногда выстраиваются в цепь. Но возможности мыслей ограниченны плюс минус бесконечностью.
                                Сообщение от Игорян
                                В общем, Парменид прав или неправ в зависимости от того, насколько "логически невозможно" = невозможно.
                                Мое понимание логики сродни игре в шахматы. Все ходы в шахматной партии логичны, но при этом существует бесконечное множество различных их вариантов.

                                Комментарий

                                Обработка...