Спасибо за очень мудрый пост, уважаемый Смертный. Очень интересные мысли Вы высказали. Тем более, судя по Вашему нику, Вас этот вопрос интересует. 
Полностью с Вами согласна. Если бы Бог сотворил смерть как таковую - то об этом бы упоминалось в Книге Бытия в описании шести дней творения. Кадош приводит место Писания о том, что без Христа не начало быть ничего из того, что начало быть. Но ведь смерть НЕ НАЧАЛА БЫТЬ. Почему? Потому что Бог не говорил "ДА БУДЕТ смерть". В описании шести дней творения есть перечень ВСЕГО, чему Бог повелел быть. Да будет свет, да произрастит земля... и т.п. Нигде не написано, чтобы Он сказал: "Да будет смерть" и даже "Да будет тьма". Он сказал: "Да будет СВЕТ". Ни тьму, ни смерть Он не творил. Да, она позже ПОЯВИЛАСЬ, но когда ПОЯВИЛСЯ ГРЕХ. Грех её и породил. Ну так ведь, уважаемый Смертный? Как Вы думаете?
Да, Вы знаете, я тоже думаю, что смерть - это следствие работы закона. И думаю, вот какого закона: вселенского духовного закона СПРАВЕДЛИВОСТИ, который также является законом СЕЯНИЯ И ЖАТВЫ (что посеет человек, то он и пожнёт), и в Библии он ещё называется законом ГРЕХА И СМЕРТИ. Вот мне тоже кажется, как и Вам, что этот закон именно занимает центральное место во всём мироздании. И ещё думаю, что этот закон (справедливости) является частью Самого Бога как Справедливого. И потому ни Он Сам не может преступить этот закон (иначе перестанет быть Самим Собою), ни какое из Его творений не может его преступить.
Правильно Вы говорите, что в таком смысле смерть как бы косвенно Им сотворена. И вот в каком смысле, я думаю: так как Сам Бог этот закон справедливости никогда не нарушает и нарушить не может, то есть, НЕ ГРЕШИТ, то и смерть на Него не может влиять. Он бессмертен (вечен). Он как бы, если можно так выразиться, является воплощённым исполнением этого закона. Но если взять какое-то из Его творений, то если оно сделает грех, то этот закон вернёт ему на голову сделанное им в виде смерти (возмездие за грех - смерть). Пока это творение не грешило (допустим, пока Адам был в Едеме в совершенном послушании Богу), то оно было подобно Богу - то есть, не находилось под законом греха и смерти, потому что не делало греха. Оно было В БОГЕ. Но как только совершило первый грех - то тем самым вышло из Бога и запустило для себя действие этого закона греха и смерти (закона справедливости). И назад в Бога оно вернуться уже никак не может, потому что уже обречено на смерть. И в чём здесь суть смерти как таковой? Думаю, вот в чём: в Боге греха нет, в Боге жизнь; человек сделал грех - в Боге он уже быть не может, а значит, и в жизни быть не может; он вынужден отделиться от этой жизни - а это и есть смерть. Смерть - это не сущность какая-то, не существо, это ОТСУТСТВИЕ ЖИЗНИ, РАЗДЕЛЕНИЕ с жизнью (то есть с Богом) и НЕБЫТИЁ. Смерть нельзя СОТВОРИТЬ. Бог не может сотворить ОТСУТСТВИЕ жизни.
И суть искупления, мне кажется, в том, что БЕЗГРЕШНЫЙ, то есть Христос, вменил все эти поступки (грехи), запустившие для человека действие этого закона греха и смерти, СЕБЕ. И наказание за них (смерть) тоже понёс НА СЕБЕ. А человека высвобождает из этого замкнутого круга действия закона греха и смерти и вводит его под действие другого духовного закона - ЗАКОНА ДУХА ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ.
Абсолютно верно.
Я даже пойду немного дальше в Ваших рассуждениях, с Вашего позволения: так как дерево познания добра и зла сотворено Богом, и после грехопадения Адама Бог сказал ему вот что: "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт.3:22), то что Бог имел ввиду? Кто этот "один из Нас, знающий добро и зло"? Это Христос. Написано, что Он был заклан ещё до создания мира. То есть, Он уже вкусил зло (не совершил, а вкусил) и смерть за ВСЕХ людей, которые впоследствии появятся. А Христос, вкусив смерть за всех, воскрес - то есть, стал ДЕРЕВОМ ЖИЗНИ. Вечно живущим. И потому Он, как бы так сказать, убил смерть в Самом Себе, уничтожил её ("смерть была поглощена жизнью").
Но Адаму (всем людям) предстоит познать зло самим и познать смерть, так как они сами выбрали пройти этот путь. Но если человек встречает Христа - то Христос освобождает его от смерти, поглощая смерть жизнью.
В таком случае, я бы сказала всё же так: Бог не творил ни жизнь, ни смерть. Жизнь - это то, чем Бог Сам является (Я ЕСМЬ, СУЩИЙ, ЖИВУ Я - имена Его), а смерть - это разделение с Ним (с Жизнью). А дерево познания добра и зла, которое Он сотворил - думаю, это ВЫБОР, который Он сотворил. СВОБОДНУЮ ВОЛЮ. ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА для человека между жизнью и смертью (между святостью и грехом; между добром и злом; между Богом и небытиём).

Полностью с Вами согласна. Если бы Бог сотворил смерть как таковую - то об этом бы упоминалось в Книге Бытия в описании шести дней творения. Кадош приводит место Писания о том, что без Христа не начало быть ничего из того, что начало быть. Но ведь смерть НЕ НАЧАЛА БЫТЬ. Почему? Потому что Бог не говорил "ДА БУДЕТ смерть". В описании шести дней творения есть перечень ВСЕГО, чему Бог повелел быть. Да будет свет, да произрастит земля... и т.п. Нигде не написано, чтобы Он сказал: "Да будет смерть" и даже "Да будет тьма". Он сказал: "Да будет СВЕТ". Ни тьму, ни смерть Он не творил. Да, она позже ПОЯВИЛАСЬ, но когда ПОЯВИЛСЯ ГРЕХ. Грех её и породил. Ну так ведь, уважаемый Смертный? Как Вы думаете?
Да, Вы знаете, я тоже думаю, что смерть - это следствие работы закона. И думаю, вот какого закона: вселенского духовного закона СПРАВЕДЛИВОСТИ, который также является законом СЕЯНИЯ И ЖАТВЫ (что посеет человек, то он и пожнёт), и в Библии он ещё называется законом ГРЕХА И СМЕРТИ. Вот мне тоже кажется, как и Вам, что этот закон именно занимает центральное место во всём мироздании. И ещё думаю, что этот закон (справедливости) является частью Самого Бога как Справедливого. И потому ни Он Сам не может преступить этот закон (иначе перестанет быть Самим Собою), ни какое из Его творений не может его преступить.
Правильно Вы говорите, что в таком смысле смерть как бы косвенно Им сотворена. И вот в каком смысле, я думаю: так как Сам Бог этот закон справедливости никогда не нарушает и нарушить не может, то есть, НЕ ГРЕШИТ, то и смерть на Него не может влиять. Он бессмертен (вечен). Он как бы, если можно так выразиться, является воплощённым исполнением этого закона. Но если взять какое-то из Его творений, то если оно сделает грех, то этот закон вернёт ему на голову сделанное им в виде смерти (возмездие за грех - смерть). Пока это творение не грешило (допустим, пока Адам был в Едеме в совершенном послушании Богу), то оно было подобно Богу - то есть, не находилось под законом греха и смерти, потому что не делало греха. Оно было В БОГЕ. Но как только совершило первый грех - то тем самым вышло из Бога и запустило для себя действие этого закона греха и смерти (закона справедливости). И назад в Бога оно вернуться уже никак не может, потому что уже обречено на смерть. И в чём здесь суть смерти как таковой? Думаю, вот в чём: в Боге греха нет, в Боге жизнь; человек сделал грех - в Боге он уже быть не может, а значит, и в жизни быть не может; он вынужден отделиться от этой жизни - а это и есть смерть. Смерть - это не сущность какая-то, не существо, это ОТСУТСТВИЕ ЖИЗНИ, РАЗДЕЛЕНИЕ с жизнью (то есть с Богом) и НЕБЫТИЁ. Смерть нельзя СОТВОРИТЬ. Бог не может сотворить ОТСУТСТВИЕ жизни.
И суть искупления, мне кажется, в том, что БЕЗГРЕШНЫЙ, то есть Христос, вменил все эти поступки (грехи), запустившие для человека действие этого закона греха и смерти, СЕБЕ. И наказание за них (смерть) тоже понёс НА СЕБЕ. А человека высвобождает из этого замкнутого круга действия закона греха и смерти и вводит его под действие другого духовного закона - ЗАКОНА ДУХА ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ.
Абсолютно верно.
Я даже пойду немного дальше в Ваших рассуждениях, с Вашего позволения: так как дерево познания добра и зла сотворено Богом, и после грехопадения Адама Бог сказал ему вот что: "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло" (Быт.3:22), то что Бог имел ввиду? Кто этот "один из Нас, знающий добро и зло"? Это Христос. Написано, что Он был заклан ещё до создания мира. То есть, Он уже вкусил зло (не совершил, а вкусил) и смерть за ВСЕХ людей, которые впоследствии появятся. А Христос, вкусив смерть за всех, воскрес - то есть, стал ДЕРЕВОМ ЖИЗНИ. Вечно живущим. И потому Он, как бы так сказать, убил смерть в Самом Себе, уничтожил её ("смерть была поглощена жизнью").
Но Адаму (всем людям) предстоит познать зло самим и познать смерть, так как они сами выбрали пройти этот путь. Но если человек встречает Христа - то Христос освобождает его от смерти, поглощая смерть жизнью.
В таком случае, я бы сказала всё же так: Бог не творил ни жизнь, ни смерть. Жизнь - это то, чем Бог Сам является (Я ЕСМЬ, СУЩИЙ, ЖИВУ Я - имена Его), а смерть - это разделение с Ним (с Жизнью). А дерево познания добра и зла, которое Он сотворил - думаю, это ВЫБОР, который Он сотворил. СВОБОДНУЮ ВОЛЮ. ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА для человека между жизнью и смертью (между святостью и грехом; между добром и злом; между Богом и небытиём).
Комментарий