Ну, боюсь, что в последней мессаге я выразился несколько размыто. Суть вот в чем: оса роет норку, откладывает туда яйца, находит пука, парализует его, приносит в норку и замуровывает ее. Все это она делает следуя альтруистическому инстинкту заботы о потомстве. Но если осиные яйца вытащить из норы, то осу это не смутит, - она все равно засунет паука и замурует норку. Почему инстинкт продолжает действовать, после исчезновения объекта его приложения, то есть потомства? Потому, что объектом действия этого инстинкта является не яйцо, а сама оса. Это ее инстинкт, он требует определенных действий, а яйцо здесь вообще не при делах. Если бы у осы было больше мозгов, она бы догадалась, что хоронить паука уже бесполезно и, может быть, титаническим усилием воли удержалась бы от этого шага. Но только титаническим усилием.
С другой стороны, с тем количеством мозгов, что может поместиться в голове осы, она бы ни когда не придумала, как выкопать норку и поймать паука, поэтому инстинкт дает ей детальные указания. Человеку и высшим животным, - только самые общие. В частности, он призывает не делать того, что может вызвать конфликт в стае. Ибо конфликтная ситуация несет в себе угрозу существованию группы. В силу этого, некоторые действия (одобряемые) становятся предписанными, а некоторые (осуждаемые) запрещенными. Характер этих действий может быть самый разный, в том числе они могут вообще не иметь отношения ни к чему на свете. Важна только общественная оценка этих действий, как хороших или дурных. Как и в случае с осой, объектом действия социального инстинкта будет сам человек, а не его ближний. То, что в отсутствии ближнего некоторые проявления инстинкта (например, стыд) теряют практический смысл, человек осознает, а инстинкт нет. Он действует независимо от наличия или отсутствия яйца в норке.
С другой стороны, с тем количеством мозгов, что может поместиться в голове осы, она бы ни когда не придумала, как выкопать норку и поймать паука, поэтому инстинкт дает ей детальные указания. Человеку и высшим животным, - только самые общие. В частности, он призывает не делать того, что может вызвать конфликт в стае. Ибо конфликтная ситуация несет в себе угрозу существованию группы. В силу этого, некоторые действия (одобряемые) становятся предписанными, а некоторые (осуждаемые) запрещенными. Характер этих действий может быть самый разный, в том числе они могут вообще не иметь отношения ни к чему на свете. Важна только общественная оценка этих действий, как хороших или дурных. Как и в случае с осой, объектом действия социального инстинкта будет сам человек, а не его ближний. То, что в отсутствии ближнего некоторые проявления инстинкта (например, стыд) теряют практический смысл, человек осознает, а инстинкт нет. Он действует независимо от наличия или отсутствия яйца в норке.
Комментарий