Совесть - это внутреннее психологическое ощущение соответствия себя, своего поведения тому идеальному образу,
с которым каждый человек ассоциирует себя, относительно которого определяет "правильность" или "неправильность"
своих поступков.
Совесть формируется из инстинктивных, доставшихся нам по наследству от эволюционных предшественников,
парадигм (например - "убивать - плохо", поскольку это приводит к внутривидовой нестабильности
и грозит исчезновением вида - всем нормальным людям свойственно врожденное отвращение к убийству),
а также парадигм господствующей общественной морали, обусловленных воспитанием и кругом общения человека.
Например, поскольку человек является социальным животным, ему свойственно стремление окружить себя
как можно большим количеством людей, которые относились бы к нему хорошо. Понятно, что сделать это
можно только если твое собственное поведение отвечает каким-то нормам, которые принимаются другими
членами общества. Отсюда, в процессе жизни внутренние регуляторы человека программируются таким образом,
что выполнение этих норм выполняется рефлекторно, а нарушение вызывает внутренний же протест
("угрызения совести"). Рспространенной ошибкой становится утверждение "если бога нет, то все позволено",
поскольку если человек не полный отморозок, то он всегда осознает, чем ему чревато нарушение основных
моральных норм - даже если не иметь в виду чисто уголовный аспект проблемы, то в нормальном обществе
он всегда столкнется с осуждением других людей и определенным отчуждением. Абсурдность поиска источников
морали в боге доказывает хотя-бы тот факт, что за время существования человечества моральные нормы
изменялись не один раз, и даже сейчас в разных регионах могут существенно различаться. Например,
житель ряда племен Африки и сейчас испытывает стыд и угрызения совести, если его соплеменники
видят его одетым, причем не в меньшей степени, чем житель Москвы, оказавшийся на улице нагишом
с которым каждый человек ассоциирует себя, относительно которого определяет "правильность" или "неправильность"
своих поступков.
Совесть формируется из инстинктивных, доставшихся нам по наследству от эволюционных предшественников,
парадигм (например - "убивать - плохо", поскольку это приводит к внутривидовой нестабильности
и грозит исчезновением вида - всем нормальным людям свойственно врожденное отвращение к убийству),
а также парадигм господствующей общественной морали, обусловленных воспитанием и кругом общения человека.
Например, поскольку человек является социальным животным, ему свойственно стремление окружить себя
как можно большим количеством людей, которые относились бы к нему хорошо. Понятно, что сделать это
можно только если твое собственное поведение отвечает каким-то нормам, которые принимаются другими
членами общества. Отсюда, в процессе жизни внутренние регуляторы человека программируются таким образом,
что выполнение этих норм выполняется рефлекторно, а нарушение вызывает внутренний же протест
("угрызения совести"). Рспространенной ошибкой становится утверждение "если бога нет, то все позволено",
поскольку если человек не полный отморозок, то он всегда осознает, чем ему чревато нарушение основных
моральных норм - даже если не иметь в виду чисто уголовный аспект проблемы, то в нормальном обществе
он всегда столкнется с осуждением других людей и определенным отчуждением. Абсурдность поиска источников
морали в боге доказывает хотя-бы тот факт, что за время существования человечества моральные нормы
изменялись не один раз, и даже сейчас в разных регионах могут существенно различаться. Например,
житель ряда племен Африки и сейчас испытывает стыд и угрызения совести, если его соплеменники
видят его одетым, причем не в меньшей степени, чем житель Москвы, оказавшийся на улице нагишом
Комментарий