Как известно, большинство проблем во взаимопонимании возникает по причине неоговоренности терминов.
Можно до хрипоты спорить - сколько ангелов могут уместиться на кончике иглы...
Но как только мы определимся с понятиями, что такое:
1) ангелы,
2) игла,
3) кончик иглы,
4) уместиться.
То споры сразу прекратятся. Возможно они перейдут в область вопросов об определении этих терминов...
Однако, если с терминами будет определенность, то и споров не будет.
Это как в математике... Там не спорят - равняется ли сумма квадратов катетов - квадрату гипотенузы треугольника на плоскости, или нет?
Почему?
Потому что все понятия, которыми оперируется там - определены; и гипотенуза, и катет, и квадрат катета, и сумма, и квадрат гипотенузы, и плоскость, и треугольник - всё определено.
Поэтому споров тут не возникает.
В связи с этим, хотелось-бы чтобы мы тут тоже оперировали некими определенными терминами, а не чем-то эфемерно-неопределенным.
В процессе исследования Библии, лично я пришел к выводу, что правильнее, если мы приведем свое понимание того или иного термина в соответствие с тем, как этот термин, и что этот термин означает в Писании изначально.
Т.к. языки Писания - это, в основном, иврит и греческий, то имхо, было-бы правильно вкладывать в термины(пусть мы называем их по-русски) те смыслы, которые в тех словах были изначально.
Ярчайший пример это термины Дух, Душа, Тело, Плоть...
Сколько копий попереломано... А все потому что, каждый вкладывает в эти термины то, что сам считает правильным, а не то что это слово означает в Писании.
Первые два термина - Дух и Душа, и их понимание в контексте человека мы встречаем во второй главе Бытия - 2:7! Опосредовано, в нем-же говориться и о Теле:
И создал Господь Бог человека(адам) из праха земного, и вдунул в лице его дыхание(нешама) жизни(хайа), и стал человек(адам) душею(нефеш) живою(хайа).
(Быт.2:7)
Фактически - показан процесс сотворения тела и души человека. Из чего узнаём, что и тело и душа - это нечто ТВАРНОЕ!!!!
В отличие от некоего понятия - НЕШАМА, процесс сотворения которой не описан, а потому следует признать, что это нечто НЕтварное.
Некая часть Бога, Его ДЫХАНИЕ, или ДУХ!!!!
Всего, термин нешама, встречается в ТаНаХе - 24 раза.
Иногда этот термин переводится, как дышащее, иногда, как дыхание, иногда, как душа, иногда, как духовение, иногда, как дух. Но, всегда этот термин означает нечто связанное с человеком, потому что только при сотворении человека употребляется этот термин, а для сотворения всего прочего Бог использовал Руах... еще один термин, который тоже часто переводится как Дух - но руах и нешама - это далеко не одно и то же.
Кстати, если интересно, то атеисты частенько подкалывают верующих, мол: написано - все дышащее, да хвалит Господа! - и как глисты? Они что, тоже славят Бога?
Ну, можно наверное сказать да, все что существует, одним фактом своего существования показывает Силу Божью.
Однако, дело в том, что написано так:
Пс.150:6 Все дышащее(нешама) да хвалит Господа! Аллилуия.
И таким образом, из контекста применения тут слова нешама, которое подразумевает только человека, данный стих является призывом ко всем людям - хвалить Господа, а глисты, таким образом, тут нипричем...
Но это так... РиЛическое отступление. Просто пример.
Теперь посмотрим на вот такой стих:
Прит.20:27 Светильник Господень - дух(нешама) человека(адам), испытывающий все глубины сердца(бэтэн).
Причем БЭТЭН - это больше чрево, утроба, материальные внутренности, я-бы даже сказал - плоть(саркс), нежели сердце(ЛЭВАВ). но сейчас пока про нешаму...
Итак, мы видим, что и здесь - нешама выступает в роли некоего посредника между человеком и Богом, будучи духом человека - она, при этом, еще и светильник Господа.
Исходя из всего вышесказанного, лично я, считаю, что нешама - это НЕтварная частичка человека, та самая "Искра Божья", которая есть в каждом из нас.
Однако, после грехопадения, связь адама со своей нешамой нарушена, и чтобы восстановить эту связь, нужен Господь. И только Он способен возродить в нас эту связь - этот процесс и называется рождением свыше - т.е. рождением от духа(нешамы). Когда человек, начинает слышать то, что говорит ему Бог, через нешаму.
С термином тело - мы впервые встречаемся в Быт.2:21.
В синодальном, опять переведено неопределенным термином плоть:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию(БАСАР).
(Быт.2:21)
Почему оно неопределено? Потому что под плотью, мы часто подразумеваем ветхую природу Адама, а не буквально мясо, ибо басар - буквально означает МЯСО, т.е. мышцы и суставы - нечто материальное и тварное.
Таким образом, есть три общие термина, которые применяются по отношению к человеку:
1) Нешама(ивр.) - Пневма(греч.) - Дух(русс.).
2) Нефеш(ивр.) - Психе(греч.) - Душа(русс.).
3) Басар(ивр.) - Сома(греч.) - Тело(русс.).
Это - составляющие человека, причем:
1) дух - НЕтварная, НЕматериальная составляющая человека.
2) душа - тварная, НЕматериальная составляющая человека.
3) тело - тварная и материальная составляющая человека.
Это, так сказать - основные термины, сами они тоже состоят из некоторых составляющих... Но пока, хочу остановиться на этих терминах. потом рассмотрим другие, и то как они связаны между собой, там и "йецир ха ра", и "саркс" и "лев", и "хайа", и "йахида", и многое еще чего в нас с Вами внутри есть...
Можно до хрипоты спорить - сколько ангелов могут уместиться на кончике иглы...
Но как только мы определимся с понятиями, что такое:
1) ангелы,
2) игла,
3) кончик иглы,
4) уместиться.
То споры сразу прекратятся. Возможно они перейдут в область вопросов об определении этих терминов...

Это как в математике... Там не спорят - равняется ли сумма квадратов катетов - квадрату гипотенузы треугольника на плоскости, или нет?
Почему?
Потому что все понятия, которыми оперируется там - определены; и гипотенуза, и катет, и квадрат катета, и сумма, и квадрат гипотенузы, и плоскость, и треугольник - всё определено.
Поэтому споров тут не возникает.
В связи с этим, хотелось-бы чтобы мы тут тоже оперировали некими определенными терминами, а не чем-то эфемерно-неопределенным.
В процессе исследования Библии, лично я пришел к выводу, что правильнее, если мы приведем свое понимание того или иного термина в соответствие с тем, как этот термин, и что этот термин означает в Писании изначально.
Т.к. языки Писания - это, в основном, иврит и греческий, то имхо, было-бы правильно вкладывать в термины(пусть мы называем их по-русски) те смыслы, которые в тех словах были изначально.
Ярчайший пример это термины Дух, Душа, Тело, Плоть...
Сколько копий попереломано... А все потому что, каждый вкладывает в эти термины то, что сам считает правильным, а не то что это слово означает в Писании.
Первые два термина - Дух и Душа, и их понимание в контексте человека мы встречаем во второй главе Бытия - 2:7! Опосредовано, в нем-же говориться и о Теле:
И создал Господь Бог человека(адам) из праха земного, и вдунул в лице его дыхание(нешама) жизни(хайа), и стал человек(адам) душею(нефеш) живою(хайа).
(Быт.2:7)
Фактически - показан процесс сотворения тела и души человека. Из чего узнаём, что и тело и душа - это нечто ТВАРНОЕ!!!!
В отличие от некоего понятия - НЕШАМА, процесс сотворения которой не описан, а потому следует признать, что это нечто НЕтварное.
Некая часть Бога, Его ДЫХАНИЕ, или ДУХ!!!!
Всего, термин нешама, встречается в ТаНаХе - 24 раза.
Иногда этот термин переводится, как дышащее, иногда, как дыхание, иногда, как душа, иногда, как духовение, иногда, как дух. Но, всегда этот термин означает нечто связанное с человеком, потому что только при сотворении человека употребляется этот термин, а для сотворения всего прочего Бог использовал Руах... еще один термин, который тоже часто переводится как Дух - но руах и нешама - это далеко не одно и то же.
Кстати, если интересно, то атеисты частенько подкалывают верующих, мол: написано - все дышащее, да хвалит Господа! - и как глисты? Они что, тоже славят Бога?
Ну, можно наверное сказать да, все что существует, одним фактом своего существования показывает Силу Божью.
Однако, дело в том, что написано так:
Пс.150:6 Все дышащее(нешама) да хвалит Господа! Аллилуия.
И таким образом, из контекста применения тут слова нешама, которое подразумевает только человека, данный стих является призывом ко всем людям - хвалить Господа, а глисты, таким образом, тут нипричем...

Но это так... РиЛическое отступление. Просто пример.
Теперь посмотрим на вот такой стих:
Прит.20:27 Светильник Господень - дух(нешама) человека(адам), испытывающий все глубины сердца(бэтэн).
Причем БЭТЭН - это больше чрево, утроба, материальные внутренности, я-бы даже сказал - плоть(саркс), нежели сердце(ЛЭВАВ). но сейчас пока про нешаму...
Итак, мы видим, что и здесь - нешама выступает в роли некоего посредника между человеком и Богом, будучи духом человека - она, при этом, еще и светильник Господа.
Исходя из всего вышесказанного, лично я, считаю, что нешама - это НЕтварная частичка человека, та самая "Искра Божья", которая есть в каждом из нас.
Однако, после грехопадения, связь адама со своей нешамой нарушена, и чтобы восстановить эту связь, нужен Господь. И только Он способен возродить в нас эту связь - этот процесс и называется рождением свыше - т.е. рождением от духа(нешамы). Когда человек, начинает слышать то, что говорит ему Бог, через нешаму.
С термином тело - мы впервые встречаемся в Быт.2:21.
В синодальном, опять переведено неопределенным термином плоть:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию(БАСАР).
(Быт.2:21)
Почему оно неопределено? Потому что под плотью, мы часто подразумеваем ветхую природу Адама, а не буквально мясо, ибо басар - буквально означает МЯСО, т.е. мышцы и суставы - нечто материальное и тварное.
Таким образом, есть три общие термина, которые применяются по отношению к человеку:
1) Нешама(ивр.) - Пневма(греч.) - Дух(русс.).
2) Нефеш(ивр.) - Психе(греч.) - Душа(русс.).
3) Басар(ивр.) - Сома(греч.) - Тело(русс.).
Это - составляющие человека, причем:
1) дух - НЕтварная, НЕматериальная составляющая человека.
2) душа - тварная, НЕматериальная составляющая человека.
3) тело - тварная и материальная составляющая человека.
Это, так сказать - основные термины, сами они тоже состоят из некоторых составляющих... Но пока, хочу остановиться на этих терминах. потом рассмотрим другие, и то как они связаны между собой, там и "йецир ха ра", и "саркс" и "лев", и "хайа", и "йахида", и многое еще чего в нас с Вами внутри есть...
Комментарий