1. Серга, Вы понимаете, что вслед за Эрманом движетесь исторически неверным путем?
Нельзя оценивать источники по принципу:
Автор П. не мог написать этого, потому что:
- в другом подлинном сочинении он этого не писал,
- и по НАШИМ ПОНЯТИЯМ, он не должен был так думать.
Так смотреть на источники нельзя.
Чтобы вывести источник из подлинных, нужны серьезные основания. Нужно свидетельство современников, что документ может быть поддельным. Нужно разглядеть не просто ИНУЮ идею, а ПРОТИВОРЕЧАЩУЮ идею. Нужно обличить автора в ряде фактических ошибок, в том, что его рассуждения на самом деле вписываются в ИНОЙ исторический и идейный контекст.
Но не меньше!
Таким путем отобрать у Павла половину его посланий все-таки невозможно.
К высокой христологии Павел пришел далеко не сразу, - и наверняка не без помощи христиан Иерусалима, которые сообщили ему ряд слов Иисуса, показывавших Его Божественную власть. И Павел еще не мог подобрать подходящие слова, он пробовал разные греческие термины: и типос, и ипостасис и даже иконос.
Это длинная тема. Но даже несомненное Павлово 1 Кор. 8. 6 - это еще не оформленное в словах, но исповедание Божественности Иисуса, КОТОРЫМ ВСЕ И МЫ ИМ. В таком контексте сказать можно только о Божественной личности - и это ровно то же самое, что говорит Кол. 1.
2. Язычники ЗАПРОСТО поклонялись любому набору из трех тысяч римских богов, и даже человекам-императорам.
Совершенно непонятно, как они могли бы не просто возвести Иисуса в ряд с кесарями (это предлагали неуверовавшие во Христа язычники), а именно считать его ЕДИНЫМ БОГОМ с Отцом. Гораздо логичнее с их стороны было бы считать Иисуса именно не более, чем прославленным человеком. Как вчера еще считали Августа, и как давно ПРИВЫКЛИ.
3. Это не противоречило высокой христологии!
Скорее логика Павла двигалась (в РАМКЕ ТАНАХА!) так: проклят же всякий надеющийся на человека, а мы тут видим, что Иисус наш Искупитель от проклятия, наш Спаситель, наш Царь и Господь Кто, кроме Бога может быть для еврея Искупителем, Спасителем, Царем и Господом??
4. Всякое колено небесных и земных может преклониться ТОЛЬКО ПЕРЕД БОГОМ !
Вариантов нет.
Именно потому, что из иудейской парадигмы Павел не выходил НИКОГДА.
И все-таки: смысл слов не почитал хищением (богохульством, самопревозношением) быть равным Богу, - это именно оценка евангельских слов Иисуса, который НЕ МЕНЕЕ, чем считает Себя равным Отцу.
Да, это шокирует, шокировало и Павла. и всех апостолов.
но факт ВОСКРЕСЕНИЯ Иисуса все оправдал.
5. Да, второй Адам.
Но сын и есть сын.
От лося - лосенок, от свиньи - поросенок.
Сыном Бога в прямом смысле, но не в биологическом, - может быть только Бог.
Нельзя оценивать источники по принципу:
Автор П. не мог написать этого, потому что:
- в другом подлинном сочинении он этого не писал,
- и по НАШИМ ПОНЯТИЯМ, он не должен был так думать.
Так смотреть на источники нельзя.
Чтобы вывести источник из подлинных, нужны серьезные основания. Нужно свидетельство современников, что документ может быть поддельным. Нужно разглядеть не просто ИНУЮ идею, а ПРОТИВОРЕЧАЩУЮ идею. Нужно обличить автора в ряде фактических ошибок, в том, что его рассуждения на самом деле вписываются в ИНОЙ исторический и идейный контекст.
Но не меньше!
Таким путем отобрать у Павла половину его посланий все-таки невозможно.
К высокой христологии Павел пришел далеко не сразу, - и наверняка не без помощи христиан Иерусалима, которые сообщили ему ряд слов Иисуса, показывавших Его Божественную власть. И Павел еще не мог подобрать подходящие слова, он пробовал разные греческие термины: и типос, и ипостасис и даже иконос.
Это длинная тема. Но даже несомненное Павлово 1 Кор. 8. 6 - это еще не оформленное в словах, но исповедание Божественности Иисуса, КОТОРЫМ ВСЕ И МЫ ИМ. В таком контексте сказать можно только о Божественной личности - и это ровно то же самое, что говорит Кол. 1.
2. Язычники ЗАПРОСТО поклонялись любому набору из трех тысяч римских богов, и даже человекам-императорам.
Совершенно непонятно, как они могли бы не просто возвести Иисуса в ряд с кесарями (это предлагали неуверовавшие во Христа язычники), а именно считать его ЕДИНЫМ БОГОМ с Отцом. Гораздо логичнее с их стороны было бы считать Иисуса именно не более, чем прославленным человеком. Как вчера еще считали Августа, и как давно ПРИВЫКЛИ.
3. Это не противоречило высокой христологии!
Скорее логика Павла двигалась (в РАМКЕ ТАНАХА!) так: проклят же всякий надеющийся на человека, а мы тут видим, что Иисус наш Искупитель от проклятия, наш Спаситель, наш Царь и Господь Кто, кроме Бога может быть для еврея Искупителем, Спасителем, Царем и Господом??
4. Всякое колено небесных и земных может преклониться ТОЛЬКО ПЕРЕД БОГОМ !
Вариантов нет.
Именно потому, что из иудейской парадигмы Павел не выходил НИКОГДА.
И все-таки: смысл слов не почитал хищением (богохульством, самопревозношением) быть равным Богу, - это именно оценка евангельских слов Иисуса, который НЕ МЕНЕЕ, чем считает Себя равным Отцу.
Да, это шокирует, шокировало и Павла. и всех апостолов.
но факт ВОСКРЕСЕНИЯ Иисуса все оправдал.
5. Да, второй Адам.
Но сын и есть сын.
От лося - лосенок, от свиньи - поросенок.
Сыном Бога в прямом смысле, но не в биологическом, - может быть только Бог.
Комментарий