Вообще, конечно мы, христиане часто пользуемся неким разделением Закона Моисеева на некую "Церемониальную" и некую "моральную" или по другому "нравственную" части...
Лично мне часто виделось, что разделение сие весьма натянуто и условно.
После многих лет рассмотрения этого вопроса Бог дал мне некое понимание. Поделюсь им.
Итак. Начать хочу с того что в пустыне(бемидбар), во времена Исхода, Бог заключил на самом деле не один завет, а целых два.
2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
3 не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы.
4 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня;
5 я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору. Он [тогда] сказал:
6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
7 да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9 не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
10 и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;
13 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
14 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты;
15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
17 Не убивай.
18 Не прелюбодействуй.
19 Не кради.
20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
22 Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне.
(Втор.5:2-22)
Это общий завет со всеми потомками Иакова-Израиля!
Но так-же, Господь выделил колено Левия. Отделил Левитов на служение в Храме:
Чис.18:19 Все возносимые
святыни, которые возносят сыны
Израилевы Господу, отдаю тебе и
сынам твоим и дочерям твоим с
тобою, уставом вечным; это завет
соли вечный пред Господом,
данный для тебя и потомства
твоего с тобою.
Согласно условий этого завета, для служения в Храма(только в Храме) Господь выделяет потомков Израиля из колена Левия.
Тут хотелось бы сделать некоторое отступление, дело в том, что Изначальный план, который поставил Господь был сотворить человека по Образу Своему и по Подобию, человека который будет освящать этот мир. Но согрешение Адама исказило путь человека. Господь не отказался от этого плана, более того, сам план не был изменен. Ведь он, этот план включал возможность такого события. Поэтому Бог предусмотрел все возможные сценарии на пути созидания ЧЕЛОВЕКА по Своему Образу и главное ПОДОБИЮ.
Адам лишь совершил выбор и повел реализацию этого плана по, не самому оптимальному(скажем так), пути.
В результате возникла необходимость поддержания связи между Творцом и Его творением.
Первые поколения людей, еще довольно неплохо слышали Голос Творца, например первым, с кем говорил Бог после грехопадения, после изгнания из Эдема - был Каин. Господь пытался остановить его и преддотвратить человекоубийство. К сожалению Каин не послушался, и ветка развития человечества пошла по еще более нехорошему сценарию...
Писание нам сообщает, что уже после убийства Каином Авеля, после рождения Сифа, и его сына Еноса, только аж - возникла необходимость связи с Богом, а до тех пор, эта связь была прямой.
Так зародилась религия. Когда человек потерял способность напрямую слышать Голос Бога и ему стали нужны посредники для этого.
Бог стал Сам выбирать тех, кто будет посредником.
Так возникло два служения: служение пророка и служение священника.
Служение пророка - подразумевает донесение Воли Творца до людей.
Служение священника - подразумевает обратное - вознесение ходатайств и просьб от людей к Богу.
На первом этапе Бог Сам избирал Себе пророков и священников.
Да, небольшое замечание, в принципе оба эти служения могут совмещаться в человеке, но не факт что это будет происходить всегда.
И такие священники по имени самого известного священника этой категории получили наименование священниками по чину Малки-Цадека(Мелхиседека).
Часто их называют поэтому Цадекитами.
Возвращаемся к Исходу.
Одно из первых жертвоприношений, Моисей попросил, чтоб, совершили первенцы!
4 И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых;
5 и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу.
6 Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник;
7 и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.
8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
(Исх.24:4-8)
С одной стороны это было посвящение себя на служение Господу, но с другой стороны это всесожжение не стало полностью угодным Господу, и видимо поэтому Бог постановляет заменять всех первенцев - Левитами!
в знак особого расположения к тем, кто проявил послушание и преданность Господу, начиная с греха золотому тельцу и далее...
Тут еще одно отступление. Вообще-то, давая пророчества коленам своих потомков, Иаков в принципе колено Левия огорчил, за то что Левий совершил ненужное жестокое убийство. Написано что не будет удела у Левия, рассею, говорит Господь Левия в Израиле.
И вплоть до момента проявления Левитами стойкости и верности в пустыне, это воспринималось, как проклятие. Однако велик Бог наш! Он обратил это проклятие в великое благословение.
Не получив удела в земле Израиля, он сам стал уделом Господа.
Так родилось священство по чину Аарона. Или по другому - Арониты. Они имели две особенности по сравнению со священниками-Цадекитами:
1) Священниками могли быть только потомки Аарона!
2) Приносить жертвы, они имели право только и исключительно в скинии, или в Храме.
За их служение Бог давал им полный пенсион, так сказать. И символом того завета стало правое плечо жертвы потрясания.
Со временем, Левиты делали как много хорошего, так и много плохого.
И с сожалением приходится признать, что через некоторое время качество их служения снизилось настолько, что Бог вынужден был начать делать замечания, и наказывать их за некорректное служение.
Самый известный случай - это Офни(Хофни) и Финеес(Пинхас) - сыновья священника Илии(Эли).
Которые "прославились" блудом в Храме, и умерли за то что надежду Израиля возложили на ковчег завета, а не на Бога, давшего и завет и ковчег.
Так продолжалось с переменным успехом. Но однажды терпение Господа закончилось и Он провозглавил:
Мал.2:3 Вот, Я отниму у вас
плечо, и помет раскидаю на лица
ваши, помет праздничных жертв
ваших, и выбросят вас вместе с
ним.
И это реально произошло в 69/70 году с разрушением Храма в Иерусалиме.
Автор послания евреям говорит об отмене ветхой заповеди, и о том что левитское служение сопряжено с "Законом народа"(Евр.7:11-18).
И вот тут мы подходим к самому главному, в понимании того что считать церемониальным, а что - нравственным...
Продолжение следует...
Лично мне часто виделось, что разделение сие весьма натянуто и условно.
После многих лет рассмотрения этого вопроса Бог дал мне некое понимание. Поделюсь им.
Итак. Начать хочу с того что в пустыне(бемидбар), во времена Исхода, Бог заключил на самом деле не один завет, а целых два.
2 Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве;
3 не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы.
4 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня;
5 я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору. Он [тогда] сказал:
6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
7 да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9 не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
10 и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;
13 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
14 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты;
15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
17 Не убивай.
18 Не прелюбодействуй.
19 Не кради.
20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
22 Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне.
(Втор.5:2-22)
Это общий завет со всеми потомками Иакова-Израиля!
Но так-же, Господь выделил колено Левия. Отделил Левитов на служение в Храме:
Чис.18:19 Все возносимые
святыни, которые возносят сыны
Израилевы Господу, отдаю тебе и
сынам твоим и дочерям твоим с
тобою, уставом вечным; это завет
соли вечный пред Господом,
данный для тебя и потомства
твоего с тобою.
Согласно условий этого завета, для служения в Храма(только в Храме) Господь выделяет потомков Израиля из колена Левия.
Тут хотелось бы сделать некоторое отступление, дело в том, что Изначальный план, который поставил Господь был сотворить человека по Образу Своему и по Подобию, человека который будет освящать этот мир. Но согрешение Адама исказило путь человека. Господь не отказался от этого плана, более того, сам план не был изменен. Ведь он, этот план включал возможность такого события. Поэтому Бог предусмотрел все возможные сценарии на пути созидания ЧЕЛОВЕКА по Своему Образу и главное ПОДОБИЮ.
Адам лишь совершил выбор и повел реализацию этого плана по, не самому оптимальному(скажем так), пути.
В результате возникла необходимость поддержания связи между Творцом и Его творением.
Первые поколения людей, еще довольно неплохо слышали Голос Творца, например первым, с кем говорил Бог после грехопадения, после изгнания из Эдема - был Каин. Господь пытался остановить его и преддотвратить человекоубийство. К сожалению Каин не послушался, и ветка развития человечества пошла по еще более нехорошему сценарию...
Писание нам сообщает, что уже после убийства Каином Авеля, после рождения Сифа, и его сына Еноса, только аж - возникла необходимость связи с Богом, а до тех пор, эта связь была прямой.
Так зародилась религия. Когда человек потерял способность напрямую слышать Голос Бога и ему стали нужны посредники для этого.
Бог стал Сам выбирать тех, кто будет посредником.
Так возникло два служения: служение пророка и служение священника.
Служение пророка - подразумевает донесение Воли Творца до людей.
Служение священника - подразумевает обратное - вознесение ходатайств и просьб от людей к Богу.
На первом этапе Бог Сам избирал Себе пророков и священников.
Да, небольшое замечание, в принципе оба эти служения могут совмещаться в человеке, но не факт что это будет происходить всегда.
И такие священники по имени самого известного священника этой категории получили наименование священниками по чину Малки-Цадека(Мелхиседека).
Часто их называют поэтому Цадекитами.
Возвращаемся к Исходу.
Одно из первых жертвоприношений, Моисей попросил, чтоб, совершили первенцы!
4 И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых;
5 и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу.
6 Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник;
7 и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.
8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
(Исх.24:4-8)
С одной стороны это было посвящение себя на служение Господу, но с другой стороны это всесожжение не стало полностью угодным Господу, и видимо поэтому Бог постановляет заменять всех первенцев - Левитами!
в знак особого расположения к тем, кто проявил послушание и преданность Господу, начиная с греха золотому тельцу и далее...
Тут еще одно отступление. Вообще-то, давая пророчества коленам своих потомков, Иаков в принципе колено Левия огорчил, за то что Левий совершил ненужное жестокое убийство. Написано что не будет удела у Левия, рассею, говорит Господь Левия в Израиле.
И вплоть до момента проявления Левитами стойкости и верности в пустыне, это воспринималось, как проклятие. Однако велик Бог наш! Он обратил это проклятие в великое благословение.
Не получив удела в земле Израиля, он сам стал уделом Господа.
Так родилось священство по чину Аарона. Или по другому - Арониты. Они имели две особенности по сравнению со священниками-Цадекитами:
1) Священниками могли быть только потомки Аарона!
2) Приносить жертвы, они имели право только и исключительно в скинии, или в Храме.
За их служение Бог давал им полный пенсион, так сказать. И символом того завета стало правое плечо жертвы потрясания.
Со временем, Левиты делали как много хорошего, так и много плохого.
И с сожалением приходится признать, что через некоторое время качество их служения снизилось настолько, что Бог вынужден был начать делать замечания, и наказывать их за некорректное служение.
Самый известный случай - это Офни(Хофни) и Финеес(Пинхас) - сыновья священника Илии(Эли).
Которые "прославились" блудом в Храме, и умерли за то что надежду Израиля возложили на ковчег завета, а не на Бога, давшего и завет и ковчег.
Так продолжалось с переменным успехом. Но однажды терпение Господа закончилось и Он провозглавил:
Мал.2:3 Вот, Я отниму у вас
плечо, и помет раскидаю на лица
ваши, помет праздничных жертв
ваших, и выбросят вас вместе с
ним.
И это реально произошло в 69/70 году с разрушением Храма в Иерусалиме.
Автор послания евреям говорит об отмене ветхой заповеди, и о том что левитское служение сопряжено с "Законом народа"(Евр.7:11-18).
И вот тут мы подходим к самому главному, в понимании того что считать церемониальным, а что - нравственным...
Продолжение следует...
Комментарий