11. Война левиафана с детьми жены (12:17, 18)
Несчастья жителей земли не ограничатся великим землетрясением, огромными цунами, массовым падением "звёзд" с неба.
"Дракон пришёл в ярость (рассвирепел) из-за женщины и пошёл войной на остальных её детей - тех, кто соблюдает повеления (заповеди) Божьи и несёт людям свидетельство Иисуса (придерживается истины, которой учил Иисус. И дракон стоял на морском берегу)" (12:17, 18, пер. [Л.4]; в скобках, текст из [Л.30]).
"Существует давняя вражда между дьяволом и евреями" [Л.10]. "Це також будуть євреї, яким не вдалося втекти" [Л.17; Л.3, 16, 19, 36]. Это "144 тысячи иудеев" [Л.11; Л.9], как часть "трети", которая выживет в Израиле" [Л.8; Л.14].
Напротив, речь идёт о Церкви [Л.23, 25], "это верующие различных христианских деноминаций" [Л.7; Л.26], христиане - неевреи [Л.15], "поколение христиан, которое живёт на земле в период последних событий ... жена - это Церковь Христова" [Л.24].
Здесь частично правы сторонники обеих гипотез. Иоанна как еврея, несомненно интересовала судьба Ам Йисраэль - жена, противостоящая дьяволу (12:6, 13-16). Конечно волновало апостола также будущее Церкви, участь возлюбленных детей Божьих, семени от народа израильского, "сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа" (ст.17, б).
Ведь Иоанн провидел беспощадную "брань" сатаны с Церковью. Война окончится победой Агнца и всех истинных христиан; они "не возлюбили души своей даже до смерти" (ст.11).
Однако увиденное пророком в ДВУХ разных мирах неправильно сводить только к духовной сфере. Потому что Иоанн увидел в физическом мире реальное небесное тело, которое отождествил с древним змием-диаволом-сатаной, противником Бога.
"И вот дракон встал на берегу моря" (пер. [Л.4]). Эту фразу, неточно переведенную в Синод. переводе, специалисты относят либо к 12-й главе [Л.5, 30, 34] либо к 13-й [Л.4].
В любом случае подразумевается не сатана, а "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами" (12:3, 4а, 15). Он же зверь-левиафан, выходящий из моря (13:1), точнее из-за морского горизонта [Л.2].
В отличие от сатаны, который потерпит поражение (12:11), зверь-дракон победит в войне со святыми (13:7). Ибо "всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" умрёт (ст.15) ... но и воскреснет! (7:13-17, 20:4).
Комментарий