Знамение Сына Человеческого на небе.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Vladilen
    Ветеран

    • 09 November 2006
    • 71119

    #4741
    13. Что означают уста Бога?

    Ртом Яхве Элохим (Пс.17:9) Давид нарекает отверстие в небосводе, загадочно-непонятный радиант метеорного потока, распарывающий тучи (ст.13).

    Совсем не удивительно, учитывая вселенский масштаб и небесный характер чуда, поскольку "образы больших размеров связываются в Библии с Богом", они "используются также для изображения силы и суда Бога" [Л.27, стр. 106].

    Именно Он контролирует атмосферные явления (Иер.10:13), извлекает из хранилища оружие гнева Своего (50:25) "на день битвы и войны" (Иов.38:22, 23). Средства "приводятся в движение ветром, пробуждающимся Его дыханием" [Л.28, стр. 635].

    Давид видит, от дыхания Небесного Воителя, "поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий" (Пс.17:9). В еврейской литературе много синекдох, стилистических оборотов, в них часть выступает словно целое [Л.27, стр. 252]). Гигантский рот Эль Шаддай псалмопевец увидел в жилище Его, на небе (Пс.2:4, 13:2).

    Исаия предсказывает, перед наступлением царства Мессии, Он "жезлом уст Своих поразит землю, и духом (дыханием) уст Своих убьёт нечестивого" (Ис.11:4, б). Иоанн, описывая одно из видений, применяет тот же образ, "из уст (рта) Его выходил острый с обеих сторон меч" (Отк.1:16; 19:15).

    Примечательно, еврейское «peh» (рот) одновременно имеет значение «отверстие» (Быт.42:27, И.Нав.10:18, 22, Дан.6:17). В буквальном смысле, слово «peh» обозначает входной или выходной проём в чём-либо: колодце, пещере, мешке [Л.27, стр. 1006].

    В Дидахе, древнейшем наиболее авторитетном учении катехизического характера после апостольского периода, знаком Второго пришествия называется полое сквозное пространство. "И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе ... Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных" (Дидахе, 16:6-8).

    Брешь в заоблачной выси Иезекииль именует ножнами, из них Яхве Цеваот извлечёт меч Свой. При виде меча обезумеют все народы (Иер.25:16). "И узнает всякая плоть (поймут все живущие), что Я, Господь, извлёк меч Мой из ножен его, и (обратно в ножны) он уже не возвратится ("больше он в них не вернётся")" (Иез.21:5; в скобках, текст из [Л.35], в кавычках - из [Л.37]).

    Скважину ножен жители земли обнаружат в околополярном созвездии Цефей северного полушария. Оно состоит из 7 опорных звёзд, всего их 234, но лишь семь ярче 4-й звёздной величины. На широте Иерусалима радиант метеорного потока Цефей можно увидеть вечером, на севере, у небосклона.

    В течение ночи, испускающий лучи астрономический знак постепенно поднимается над горизонтом, перемещаясь в направлении на Восток. Из отверстия ножен с рёвом, грохотом, свистом вылетят крупные метеорные тела-болиды, орудия гнева Вседержителя.

    Исаия называет астрономически знак военным знаменем, его даст Владыка воинств для сбора Своих войск. "И поднимет (Он) знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли ("позовёт их свистом" [Л.38]), - и вот, он легко и скоро придёт (примчится быстро)" (Ис.5:26-30; Иер.4:21).

    Когда мы читаем об устах Адоная или о том, что Он поднимет знамя, даст знак, позовёт свистом, пойдёт, увидит, услышит мы встречаемся с архаичными антропоморфизмами, их немало в Библии [Л.20, стр. 121, 309]. Точнее сталкиваемся с персонификацией, перенесением человеческих свойств на Бога, явления природы или неизвестные предметы.
    - Библейские пророчества о Втором пришествии

    Комментарий

    • Vladilen
      Ветеран

      • 09 November 2006
      • 71119

      #4742
      14. Оружие гнева

      Через призму исторического события, грядущего вторжения Вавилона в Иудею, Исаия в пророческой перспективе видит (Ис.1:1) эсхатологический Йом Адонай (13:4-13).

      Необходимо пояснить, "говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.30, стр. 84].

      Йешайа кратко пишет. "Идут из отдалённой страны, от (самого) края неба (горизонта), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить (опустошат) всю землю" (Ис.13:5; Иер.6:22, Втор.28:49).

      Таинственными орудиями Божьего возмущения ("армия возмездия", пер. [Л.26]) пророк очевидно называет воинство небесное, т.е. "звёзды" (метеорные тела); они спадут с неба да истлеют (Ис.34:4, рис.5). Как в древние времена звёзды сражались с Сисарой (Суд.5:20), так они будут участвовать в войне с Землёй (Отк.8:10-12, 9:1-3, 12:4).



      В другом тексте, тайновидец рассказывает о шествии имени Йахвэ (30:27). Упоминая уста Его (антропоморфизм) - источник крайнего недовольства, язык Его "как огонь поедающий", горящий "гнев Его".

      Слово "гнев" на др. евр. языке также означает "нос", соврем. переводы Пс.17:9 выглядят так. "Дым вырвался из Его ноздрей" [Л.37], "Дымились Его ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры разлетались", пер. [Л.26].

      Евреи полагали, Бога невозможно представить в какой-то телесной форме, но вполне допустимо использование персонификации, описание Его через реальные знакомые образы [Л.28, стр. 596].

      Безусловно в псалме 17:9 и Ис.30:27 сообщается о чём-то ином. Вероятно о болидах (Отк.8:10), огненных шарах с хвостами дыма (рис.3), который вырывается "из Его ноздрей" (Пс.17:9), "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13).

      Сравнение ярости с пылающим огнём часто встречается в евр. и родственных ему языках [Л.1, стр. 512]. "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", буквально означает "горячее дыхание". Гнев Божий пылает пламенем, испепеляя всё на своём пути" [Л.33, стр. 368].

      Наум под гневом Йахвэ подразумевает горячее дыхание Его и кроваво-красное небо из-за пыли от "ног" Его (Наум.1:3-6). Образ негодования Сидящего на троне и Агнца использовал Иоанн в одном из эсхатологических видений (Отк.6:16, 17).

      По причине массового наполнения атмосферы минеральной пылью в День Господень, станут иными её оптические свойства. Цвет неба изменится с голубого, он определяется в основном молекулярным рассеянием солнечного света, на красный из-за преобладающего аэрозольного рассеяния света на дисперсных частицах микронных размеров.

      Физическая перемена цвета с голубого на кроваво-красный служит одним из астрономических знамений у пророка Иоиля ("кровь" в ст.2:30). Апостол Пётр называет твердь последних дней существования рода сего "воспламенённые небеса" (2Пет.3:12), Павел - "пламенеющий огонь" (2Фес.1:8).
      - Библейские пророчества о Втором пришествии

      Комментарий

      • Vladilen
        Ветеран

        • 09 November 2006
        • 71119

        #4743
        15. Тайник, стрелы, колчан

        Ещё одно ветхозаветное повествование Богоявления, на поэтическом языке аллегорий, но в существовавших понятиях, терминах, образах, находится в 3-й главе книги Аввакума.

        "Бог от Фемана грядет, и Святой от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её как солнечный свет (как свет зари); от руки Его лучи (буквально "рога"), и здесь тайник Его силы (славы)!

        Солнце и луна остановились
        (застыли) на месте своём ("потеряли свой блеск, перестали светить, видя яркие вспышки" [Л.26]) пред светом (блеском) летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев ("летящих в пространстве") Твоих" (Авв.3:3-19).

        Читая стихи 3-19, иные тексты о Дне Господа как ветхозаветные, так новозаветные, складывается твёрдое убеждение, говорится об одном и том же чуде, о Втором пришествии Мессии. Все тексты, не взирая на различия в лексике, совпадают в главном, не противоречат в деталях, дополняют друг друга.

        Например, Хавакук приводит важное дополнение, касающееся упоминавшихся ранее особенных стрел и копий Всемогущего; стрелы Его излучают свет, сверкающие копья сияние (Авв.3:11). Пророк не считает их молниями, подобно Захарии (Зах.9:14) и Христу (Лк.17:24, греч. "astrape" означает не залётную гостью с неба, а "сияние").

        Вспышки молний выглядят ломаными линиями с многочисленными зигзагообразными ответвлениями, напротив, огненные стрелы, копья, дротики подобны прямым линиям. Определённо, нави имел в виду прямолинейные следы вспыхнувших в атмосфере метеорных тел, малых (стрелы, дротики, рис.3), больших болиды (копья, рис.4, 5).

        Яркие треки провидец именует лучами, тёмное отверстие радианта - тайником силы (славы) Божьей, "от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! " (3:4, б). Свет вокруг чёрного ночного солнца, "Сияние Его - как свет зари" (ст.4,а; [Л.38]), пророк называет величием, покрывающим небеса, славой Элохим, наполняющей землю (ст.3:3, б).

        Необычная "заря" охватит весь небосвод, вытряхнет "всех нечестивых из укрытий их" (Иов.38:13, пер. [Л.26]). Иеремия дыру радианта сравнивает с тёмным круглым входом в гробницу (Иер.5:16, "Стрелы их - распахнутая гробница", пер. [Л.37]). Отождествляя астрономический знак с открытым футляром для смертоносных стрел. "Колчан его как могила отверстая" (пер. [Л.38, Л.35]).
        - Библейские пророчества о Втором пришествии

        Комментарий

        • Vladilen
          Ветеран

          • 09 November 2006
          • 71119

          #4744
          16. Ослепительнвй блеск

          В устах Хаваккука, слова "свет", "величие", "слава" (евр. "kabod") служат синонимами, т.к. последняя "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.6, стр. 70; Л.26, стр. 68].

          Месопотамские боги "являли своё могущество с помощью telammu, небесного сияния" [Л.28, стр. 122]. Не случайно сравнение и ветхозаветным тайновидцем славы Адоная с блеском, "как солнечный свет" (Авв.3:4, а), точнее "как свет зари" (пер. [Л.38]). Поскольку радиант, дело руки Его, испускает устрашающие лучи (на евр., буквально «рога») подобно излучению Солнца.

          Указанный физический феномен можно назвать скрытым (тайным) солнцем ночного неба, "тайником Его силы (славы)" или взглядом Его (ст.4, 6; древние верили, глаз излучает свет). Если гипотеза верна, почему "Бог от Фемана (Темана) грядет ... от горы Фарран (Паран)"? они находятся на юге от Израиля, а испускающий лучи возникнет на севере.

          Вероятно, Аввакум говорит не о слабом вечернем радианте низко над горизонтом, но о кульминации "тайника Его силы" ранним утром по причине перемещения астрономического знамения в южную часть неба. Именно в то время из-за сияния сверкающих копьев Эль Шаддая да летающих стрел Его, не видна как заходящая Луна, так и восходящее Солнце.

          От физического эффекта атмосферной рефракции, светила будто остановятся, задержатся на небосводе, по Писанию. "Солнце и луна остановились ("застыли", пер. [Л.37, 38]) на месте своём ..." (Авв.3:11). В тексте Масоры, "Солнце и луна остановились в обители своей", или "Луна и солнце потеряли свой блеск, перестали светить", пер. [Л.26].

          Тем не менее, по сравнению с солнечными лучами у тайника силы Божьей есть существенное отличие. След метеора довольно быстро исчезает (через 0,1 ... 1 сек.), но возникает другой трек в иной области, чтобы мгновенно исчезнуть.

          Оттого астрономический знак с большим часовым числом (ZHR) напоминает пророку вращающиеся спицы боевой железной колесницы [Л.28, стр. 254]. В Новоегипетском царстве их делали металлическими, вооружая колесничих луком, стрелами, дротиками, копьями.

          Возможно по упомянутой причине, вместе с тем, из-за больших размеров и перемещения по небу, Исаия называет чудо-радиант колесницей Яхве, т.к. она, вместе с колесом, широко распространённые астральные символы.

          "Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы
          (в оригинале "колесница") Его - как вихрь (смерч), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (негодование) Своё с пылающим огнём" (Ис.66:15; Мал.4:1).
          "Пророки Исаия и Малахия отождествляют огонь со вторым пришествием Христа" [Л.29, стр. 73]).
          - Библейские пророчества о Втором пришествии

          Комментарий

          • Vladilen
            Ветеран

            • 09 November 2006
            • 71119

            #4745
            17. Светильник Бога и лицо Его

            В Библии используются другие наименования таинственного поражающего воображение радианта: грандиозного, устрашающего, зримого присутствия Творца вселенной. В частности, Софония так рассказывает о посещении Адонаем Иерусалима в "день гнева , день облака и мглы" (Соф.1:15).

            "И будет в то время: Я со светильником осмотрю (обыщу) Иерусалим и накажу (покараю) тех (самодовольных), которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своём: «не делает (сделать не может) Господь (нам) ни добра, ни зла»" (Соф.1:12).

            Он поступит аналогично древнему еврейскому обычаю. Ночью в канун весеннего праздника Пасхи глава семьи со светильником обходил своё жилище, чтобы проверить удалены ли все дрожжи (закваска) из дома (Исх.12:19).

            Всё же грандиозные масштабы события (Соф.1:2-4, 12, 16-18) позволяют предположить, пророк имеет в виду принадлежащий Элоах совершенно необычный светильник (радиант). В течение тёмной ночи он освещает весь город (ст.12).

            Иоанн в одном из видений слышит, что камням говорят скрывшиеся в пещерах да ущельях гор, "падите (Обрушьтесь) на нас и сокройте нас от лица (взора) Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (Отк.6:15, 16).

            В другой ситуации, апостол, пребывая в Духе, сам видит Всевышнего. Держащего 7 звёзд он сравнивает с ярко сияющим светилом, "лице Его как солнце, сияющее (в зените) в силе своей" (1:16, "Весь облик Его словно палящее солнце в зените", пер. [Л.35]). Верно. «Лик Божий», загадочный небесный феномен Сына Человеческого, сияет будто палящее солнце.

            Свет, исходящий от божественного образа, подобно псалму Давида, "Его слепящее сиянье распарывало тучи" (Пс.17:13, пер. [Л.26]), по ближневосточной традиции считался опасным для человека [Л.27, стр. 613].
            Посему в параллельных стихах, "Иди (спрячься) в скалу, и сокройся (заройся) в землю от страха Господа и от славы (из-за блеска) величия Его" (Ис.2:10; 19, 21), страх, слава, блеск величия также означают нечто поразительное. Очевидно, вызванный Провидением грозный радиант на небе.

            Данное потрясающее астрономическое явление, в другой главе, Исаия называет расторгнутыми (прорванными) небесами, лицом (синекдоха) Господа. От лица Его растают горы да холмы, трясутся народы, когда Он сойдёт с неба (64:1, 2; Авв.3:3-6, Наум.1:5).
            - Библейские пророчества о Втором пришествии

            Комментарий

            • Vladilen
              Ветеран

              • 09 November 2006
              • 71119

              #4746
              18. Большая давильня

              Ещё одно название необыкновенного тайника силы Его, использованное Иоанном, "великое точило (давильня) гнева Божия" (Отк.14:19) или "точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (19:15).

              Точилом в старину называлась яма (Ис.5:2, Мт.21:33), вырубленная в скальной породе либо выкопанная в земле и обложенная камнями с глиной. В яме ногами топтали виноград, чтобы выдавить из него сок [Л.27, 29]. "Красный сок вытекал через отверстия в сосуды" [Л.36], "в сюрреалистическом видении из точила струится кровь вместо вина (Отк.14:20)" [Л.27, стр. 1213].

              Крикам топчущих виноградарей, Иеремия уподобляет сильный голос с небес в день суда с народами. "Господь возгремит с высоты ... страшно возгремит ... воскликнет на (возгремит против) всех живущих на земле" (Иер.25:30, по-научному, с высоты обрушится звуковая ударная волна).

              Раздастся "гром" (пер.[Л.35]) и "Грохот" [Л.37], точнее, "гул" (Масора) пронесётся по всей планете (ст. 31). Мгновенно поднимется большой вихрь-гиперган, "великая (страшная) буря от (самого) края земли" (пер. [Л.35]); неимоверное бедствие пойдёт от одной страны к другой (25:32).

              Сцену с архаичной давильней находим у ветхозаветного тайновидца в связи с вызывающим страх пришествием Небесного Воителя в "день мщения" (Ис.63:1-6).

              "Отчего же одеяние Твоё красно (красного цвета) и ризы (одежды) у Тебя как у (виноградаря) топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною (никто не помогал); и Я топтал (давил) их во гневе Моём и попирал (топтал) их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы (одежды) Мои, и Я запятнал (запачкал) всё одеяние Своё " (в скобках, уточнения из соврем. переводов).

              Не следует трактовать буквально ошеломляющий шокирующий образ раздавленных яростью да гневом Бога жителей земли, словно виноград под ногами топчущего ("слово нецах означает как "кровь, так и "сок винограда" [Л.38, стр. 1088]).



              За апокалиптическое "точило гнева Божия" Иоанн и Исаия принимают испускающий лучи радиант (рис. 6), образно говоря: яма, уста, отверстие в небе.

              Метеорные следы из давильни подобны брызгам крови, а красную высь пророки уподобляют червлёным ризам, одеждам, обагрённым кровью.

              Итак проведенное исследование Библии позволяет предположить, признак возвращения Господа Иисуса Христа есть завершение проповеди Евангелия наступающего мессианского Царства безбожному миру.

              Физическим знамением (знаком) Его пришествия послужит устрашающий своей необычностью яркий подобно солнцу ночной радиант.

              В те дни будут плакать звёзды, небосвод возвестит правду о Боге, каждый увидит славу Его ... и придут в замешательство все, поклонявшиеся идолам своим (Пс.96:3-6). Вот почему нельзя все надежды возлагать на человека; шатко всё, созданное им, оно рассыплется.
              - Библейские пророчества о Втором пришествии

              Комментарий

              • Vladilen
                Ветеран

                • 09 November 2006
                • 71119

                #4747
                ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

                1. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 2. Новый Завет.- СПб.: Мирт, 2005.- 733 с.
                2. Ллойд-Джонс М. Церковь и последнее время.- Харьков: Д.Ф.Ткаченко, 2001.-208 с.
                3. Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2002.- 568 с.
                4. Паш Р. Второе пришествие Иисуса Христа.- Gummersbach, Миссия Вестник мира, 1995.- 287 с.
                5. Вуд Леон Дж. Библия и события будущего: Обзор событий последних дней.- СПб.: Библия для всех, 2006.- 213 с.
                6. Кузнецова В.Н. Евангелие от Луки. Комментарий.- М.: ОПУ им. А.Меня, 2004.- 556 с.
                7. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1 088 с.
                8. Янгрен П. Знамение.- Киев: Варух, 1998.- 192 с.
                9. Стерн Д. Комментарий к Еврейскому Новому Завету.- М.: НП "Силоам", 2004.-1 156 с.
                10. Джон Ф. Мак-Артур, мл. Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Матфея, 24-28.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2008.- 410 с.
                11. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет.- Bielefeld: CLV, 2000.- 1 467с.
                12. Толкование четырёх Евангелий и Книги деяний Апостолов. Библейская кафедра.- Киев: Демос, 1994.- 456 с.
                13. Толковая Библия. Под ред. Лопухина А.П. Том 3: Новый Завет. 2-е изд.- Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987.- 612 с.
                14. Проп. Іван Барчук. Пояснення чотирьох Євангелій. Т. 2.- Київ: Дорога правди, 1993.- 618с.
                15. Канатуш В.Я. Тайны Апокалипсиса.- Минск: Церковь Пробуждение, 1993.- 168 с.
                16. Музычко И.В. Свет откровения.- Торонто, 1995.- 224 с.
                17. Роберт Ван Кампен. О восхищении церкви просто и доступно.-М.: Триада, 2000.-232с.
                18. Джордж А. Майлз. Схемы пророчеств.- Киев-Одесса: ВСМ, 1995.- 50 с.
                19. Лахэй Т., Дженкинс Д. Это может произойти сегодня.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 248с.
                20. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет.- М.: Теревинф, 2001.- 1 088 с.
                21. Клеон Л. Роджерс- мл., Клеон Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета.- М.: Библия для всех, 2001.- 1 008.
                22. Карев А.В., Мицкевич А.И., Попов В.А. Экзегетика.- СПб.: Библия для всех, 1997.- 208 с.
                23. Клиффорд П. Последнее время.- СПб.: Мирт, 2000.- 219 с.
                24. Библия.- М.: Российское библейское общество, 1998.- 1 376 с.
                25. Библейская энциклопедия.- М.: Российское библейское общество, 1996.- 352 с.
                26. Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
                27. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2016.- 1 423 с.
                28. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984с.
                29. Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.
                30. Толкование Ветхозаветных Книг. От Книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское Миссионерское Издательство, 1996.- 602 с.
                31. Джон Ф. Мак-Артур. Второе пришествие: признаки возвращения Христа и кончины века.- West Sacramento: Grace Publisching International, 2007.- 358 с.
                32. Новый библейский словарь: в 2 ч. Ч.2. Библейские реалии.- СПб.: Мирт, 2001.- 1 014 с.
                33. Рэй Стедмен. Путешествие по Библии/Подробный путеводитель по всей Библии.- USA: Word Wide Printing, 2005.- 704 с.
                34. Дудник А.В. Толкование на книгу Откровение Иоанна Богослова.- Харцызск: Свет, 2012.- 975 с.
                35. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические. Современный русский перевод.- М.: Российское библейское общество, 2011.- 1 408 с.
                36. Большой библейский словарь.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
                37. Библия. Новый перевод на русский язык.- United Kingdom, Carlisle: Biblica Europe, 2011.- 1 185 с.
                38. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе.- М.: Издательство ББИ, 2015.- 1856 с.
                39. Дерек Т. Исаия.- Минск: Полиграфкомбинат им. Я.Коласа, 2013.- 400 с.
                40. Прокопенко А.В. Вестники Царства: Богословие ветхозаветных пророков.- Харьков: Глобус, 2016.- 414 с.
                41. Сарфати Дж. Д. Хроника начала.- Киев: Книгоноша, 2018.- 864 с.
                - Библейские пророчества о Втором пришествии

                Комментарий

                • Vladilen
                  Ветеран

                  • 09 November 2006
                  • 71119

                  #4748
                  Друзья,
                  какие будут вопросы?
                  - Библейские пророчества о Втором пришествии

                  Комментарий

                  • Vladilen
                    Ветеран

                    • 09 November 2006
                    • 71119

                    #4749
                    Или конструктивные предложения.
                    - Библейские пророчества о Втором пришествии

                    Комментарий

                    • Vladilen
                      Ветеран

                      • 09 November 2006
                      • 71119

                      #4750
                      Друзья,
                      предлагаю вашему вниманию публикацию по теме форума: Комментарии к Псалтири. Теофания (Пс.17:5-17)


                      "Наклонил Он небеса и сошёл,- и мрак под ногами
                      Его" (Пс.17:10)

                      "Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды;
                      бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои"
                      (Авв.3:10)


                      1. Вступление

                      Псалтирь это манускрипт древнееврейских хвалебных песнопений, исполнявшихся в музыкальном сопровождении [Л.1-3]. Её название происходит от греч. "псалмос", перевод евр. слова "мицмор", означающего игру на струнном музыкальном инструменте, по русски, "псалтирь" [Л.4].

                      В ТаНаХе, точнее в Писаниях (евр. "Кетувим" [Л.5]), сборник религиозных гимнов называется Теиллим, означает "Восхваления", часто именуемые "Книга Хвалы" [Л.6]. Её условно делят на 5 частей: Пс.1-40, 41-71, 72-88, 89-105, 106-150.

                      Современный вид рукописи представляет компиляцию ранее разрозненных собраний древних песнопений: псалмов Давида (Пс.3-40), хоровых песен сынов Кореевых (41-48), гимнов восхождения (119-133), прочее [Л.3, 7].

                      Насчитывается не менее семи авторов Псалтири [Л.6]. Многие из мицморов приписываются царю Давиду, в Кетувим - 73 псалма, Септуагинте - 84, в латинской Вульгате - 85 [Л.1].

                      Теиллим присущ язык ассоциаций, он характеризуется постоянным использованием образных оборотов, символов, иносказаний [Л.4], сравнений, метафор, аллегорий; широко используется персонификация и антропоморфизм [Л.8].

                      "Псалмопевец использует образы, потому что они позволяют ему выразить смысл, не поддающийся уяснению каким-то другим путём" [Л.21, стр. 944].

                      Время написания книги. Учёные консервативной школы предполагают, первый мицмор возник около 1410 г. до Р.Х., последний написан после вавилонского плена, примерно с 500 г. по 430 г. до Р.Х. [Л.6, 8].

                      Композиция ст. 17:5-17
                      .
                      1. Физическое состояние Давида (17:5-7).
                      2. Видение Богоявления (17:8-16).
                      3. Спасение (17:17).

                      Главная тема. Теофания, сопровождаемая глобальными катаклизмами.
                      Цель написания. Воздать хвалу Йахвэ, проявляющему Своё присутствие через стихийные бедствия, спасающему человека.

                      Содержание. Давид испытал на себе странную смертельную болезнь (17:5, 6), побудившую обратиться к Господу (ст.7), в ответ ему открылось видение (17:8-16). Богоявление сопровождалось: землетрясением (ст.8); дымом, огнём, горячими углями (ст.9), падающими через прорванные небеса (ст.10); ветром, мраком, грозовыми облаками (ст.11, 12).

                      От слепящего сияния Небесного Воителя, от гласа Его бежали облака, град, угли огненные (17:13, 14). В гневе Он пустил стрелы Свои, рассеяв их, и множество молний, рассыпав их (ст.15). Отчего открылись источники моря, обнажились основания земли (ст.16), но Всевышний спас сына Иессея, извлёк его из глубоких вод (ст.17).

                      Проблемы толкования. Какие муки смертные объяли царя, что означают уста, ноздри, ноги, голос Бога. Описание теофании следует воспринимать метафорически или буквально, она исполнилась или нет.
                      - Библейские пророчества о Втором пришествии

                      Комментарий

                      • Vladilen
                        Ветеран

                        • 09 November 2006
                        • 71119

                        #4751
                        2. Смертельная болезнь (17:5, 6)



                        Гибель царя Саула [Л.8], впоследствии побудила Давида написать песнь Господу (Пс.17). За избавление от преследований ([Л.10], рис.1), за победу над окружающими враждебными племенами [Л.4].

                        Мицмор 17 содержит видение (ст.8-16), записанное с небольшими изменениями в 2Цар.22:8-16.

                        Видимо пребывая в особом духовном состоянии, автор моления не только видит чудо Богоявления, но ощущает на себе его последствия.

                        "Объяли (оплели) меня муки смертные (Узы смерти), и потоки ("реки") беззакония (бедствий [Л.5]) устрашили меня (захлестнула стремнина гибели);

                        Цепи ада (мира мёртвых, "Шеола") облегли (обвили) меня, и сети ("капканы") смерти опутали меня"(17:5, 6; в скобках, текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.12]).

                        "Этот Псалом удивительным образом рисует Христа ..." предполагается в работе [Л.13, стр. 23]. "Очевидно, что за образом Давида скрывается Мессия ..." [Л.14, стр. 191], "говорится о Господе Иисусе Христе" [Л.27, стр. 549].

                        Однако контекст не даёт оснований для такой исключительно новозаветной экзегезы. Иное суждение. "Давид описывает своё горе (ст.5-7) и говорит о себе как о человеке, который попал в ловушку, связан, брошен в воду ..." [Л.15]. Поскольку в Палестине с наступлением сезона дождей "часто происходят быстрые и опасные разливы" [Л.21, стр. 1016].

                        "Псалмопевец чувствовал нависшую над ним смертельную опасность, как если бы к нему из шеола протянулись щупальца смерти" [Л.9]. Верно, тайновидца "со всех сторон окружали опасности, грозившие смертью" [Л.16].

                        В чём выражалась опасность? какие конкретные смертельные болезни опутали его? Ответы можно найти в псалме 37, удивляющем необычностью, царь написал его в напоминание (ст.1).

                        "Стрелы Твои в меня впились (вонзились), Твоя рука настигла меня (Причиняешь боль мне, Господи). На теле здорового места нет - это сделала ярость Твоя. Не знают покоя кости мои (до самых костей боль пробирает меня) ...

                        Смердят и гноятся раны мои ... Поясницу терзает боль ("Палящей болью полны мои бёдра", "нутро моє повне запалення" [Л.26]), на теле целого места нет. Я изнемог (ослабел), я разбит ("полностью сокрушён"), из глубин нутра стоны идут (от боли всё время стону) ...

                        Сердце трепещет ("колотится"), нет больше сил, и свет меркнет в моих глазах (я зренье теряю) ... не слышу я - как (словно) глухой, как немой, я рта не раскрыл (словно немой, что не молвит). Словно стал я слуха лишён, словно я отвечать не могу" (37:3-15, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.11]).
                        - Библейские пророчества о Втором пришествии

                        Комментарий

                        • Vladilen
                          Ветеран

                          • 09 November 2006
                          • 71119

                          #4752
                          3. Физиологические расстройства

                          Итак Давида оплели мучения, устрашили реки бедствий (стремнина гибели), обвили цепи мира умерших (Шеола), опутали сети смерти (17:5, 6). Яркими образными словами-архетипами герой Израиля передаёт ужасное состояние, вызванное вонзившимися в него стрелами Яхве Цеваот (37:3-15).

                          В пророческом видении ярость Его не оставила на теле царя ни одного здорового места. Боль проникла в кости (37:4), раны смердят и гноятся (ст.6), палящей болью полны чресла (ст.8); он сильно ослабел, чрезвычайно удручён, кричит от "терзания сердца" (ст.9).

                          Приводящее в изумление депрессивное состояние Давида усугубилось необычными физиологическими расстройствами (37:11-15). Учащённым сердцебиением, утратой силы мышц (ст. 11), потерей (!) зрения, слуха, речи (ст.11, 14). "Словно стал я слуха лишён, словно я отвечать не могу" (ст.15, пер. [Л.12]).

                          Развязка таинственной теофании (17:5, 6), временно сказавшаяся на его физическом и психическом здоровье (37:3-15), настолько впечатлила псалмопевца, что он вспоминает о пережитом в мицморе 54.

                          "Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня (ужас смертный меня сдавил); Страх и трепет ("тремтіння" [Л.26]) нашёл на меня, и ужас объял меня (отчаяние охватило)" (54:5, 6; в скобках, текст из [Л.12]). "Его тело сотрясают приступы жестокой лихорадки", полагает автор [Л.27, стр. 587].

                          На самом деле, характер воздействия смертных ужасов указывает на внешнюю причину, посему он стремится "поскорей бы в убежище скрылся от ветра, вихря и бурь" (ст.7-9, пер. [Л.12]). Данное страстное желание Давида, находившегося в чрезвычайно странном физическом состоянии, можно объяснить следующим обстоятельством.

                          При написании некоторых песней израильский царь, впоследствии многие из библейских пророков, испытали на себе физиологические расстройства и психосоматические болезни эсхатологического Дня Господа [Л.18]. В грядущем, "от ветра, вихря и бурь" (54:7-9), вызывающих ужас (ст.5, 6), на потерпевших нападёт трепет органов тела, поразит временная утрата зрения, слуха, речи (37:11-15; [Л.18]).

                          Кульминацией дней Великой скорби, она же великая гибель (Иер.4:6), окажутся гигантские телецунами [Л.19], несколько раз огибающие земной шар. Вместе с тем, начнутся сильные многодневные дожди, непрерывные повсеместные ливни, оттого провидец, продолжая тему видения дел Всемогущего (Пс.17:5-17), обращается к Нему с молитвой.

                          "Боже, спаси меня: подступила к горлу вода (до шеи моей!). Я в трясине (глубоком иле) увяз, не на чём стать (нет опоры). Я в глубине, под водой (потоком накрыло меня), и уносит меня поток.

                          От крика я изнемог, пересохшее горло (иссушено) горит. Слепнут мои глаза, глядя вдаль: где же помощь Божья?" (68:2-4, пер. [Л.12]; в скобках, текст из [Л.11]).
                          - Библейские пророчества о Втором пришествии

                          Комментарий

                          • Vladilen
                            Ветеран

                            • 09 November 2006
                            • 71119

                            #4753
                            4. Отклик Господа (17:7, 8)

                            Пребывая в столь загадочных стеснённых обстоятельствах, очевидно в духе (Пс.17:5, 6, 37:3-15, 68:2-4; в Библии нет указаний на историчность указанных перипетий), Давид воззвал к Адонаю.

                            "В тесноте ("беде") моей (бедствии своём) я призвал Господа и к Богу моему воззвал ("возопил"). И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль (крик) мой дошёл до слуха (ушей) Его" (17:7; в скобках, текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.25]).

                            Из небесного чертога Йахвэ Элохим услышал вопль сына Иессея, открыл ему видение будущей теофании.

                            "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули ("пошатнулись" [Л.11], "поколебались" [Л.25]) и подвиглись ("затряслись і хитались" [Л.26]) основания гор; ибо разгневался Бог" (17:8).

                            Здесь "Поэтическое описание Божьего личного вмешательства для защиты Израиля в Пс.17 во многом основывается на такой традиции богоявленческой символики" [Л.21, стр. 263]. "Богоявление в ответ на вопль его Давид изображает в серии метафор, взятых из природы ..." [Л.4].

                            Вовсе нет. В стихе 17:8 не метафоры да символика, но обороты речи с употреблением слов в буквальном смысле. По крайней мере тех, которые относятся к природным катастрофам, так утверждают другие комментаторы.

                            "Его присутствие в основном описывается через различные бедственные явления в природе ..." [Л.6]. "Его вмешательство сравнивается в стихе 8 с землетрясением" [Л.8], "от удара грома тряслась земля в своих глубоких недрах, до которых, по воззрениям древних, доходили корни, основания гор" [Л.16, стр. 797].

                            Стих 8 не метафора, а указание на самое настоящее глобальное потрясение суши "в своих глубоких недрах". Всё же не от раскатов грома, т.к. написано, "дрогнули и подвиглись основания небес" (2Цар.22:8; древние верили, небосвод опирается на высокие горы [Л.1-3, 21]).

                            Причина великого сейсма совершенно иная, автор псалма умоляет Вседержителя так. "Сотряс Ты землю всю, разверз её, сомкни же расселины её, ибо вот-вот развалится она" (Пс.59:4, пер. [Л.25]; "Ты заставил землю дрожать и расколол её", пер. ([Л.11]).

                            Расколотая твердь не только потряслась, содрогается, дрожит, но "всколебалась" (17:8, а), стала подниматься да опускаться, словно морская волна. Отчего даже "дрогнули и подвиглись основания гор" (ст.8, б), горы двинулись (!) в "сердце морей" (45:3).

                            К какому времени следует отнести исполнение ст. 17:8-16? Одни авторы предполагают, к воскресению Христа, например, [Л.27, стр. 549]. Другие, к далёкому прошлому, исходу евреев из Египта [Л.7, 13], к событиям на Синае (ст.8, 9), суду над египтянами (ст.10-13), спасению от вод Чермного моря (ст.16, 17).

                            Иной взгляд излагается в [Л.15]. "Господь долго терпел царя Саула, но теперь Он в гневе начал сотрясать всё, как землетрясение или извержение вулкана" (стр. 222). Но в дни Шемот или царей Саула и Давида не было ни крупномасштабного землетрясения, ни вызванного им наводнения или извержений вулкана [Л.1-3].

                            Сверх того, когда "горы обрушатся в бездну моря" (Пс.45:3, пер. [Л.11]), сообщает Всевышний, "Я буду превознесён в народах, превознесён на земле" (ст.11, б), чего НЕ произошло до сих пор. Следовательно, явление Бога ещё впереди, оно произойдёт в день гнева Его (17:.8).
                            - Библейские пророчества о Втором пришествии

                            Комментарий

                            • Vladilen
                              Ветеран

                              • 09 November 2006
                              • 71119

                              #4754
                              5. Дым, огонь, горячие угли (17:9)

                              Согласно полученного псалмопевцами откровения, бедствия не ограничатся потрясением, колебаниями, расколами земли, шатанием, дрожанием да перемещением оснований гор (17:8, 45:3, 59:4).

                              "Поднялся ("бухнув") дым от гнева (из ноздрей) Его и из уст Его огонь поядающий (пожирающий); горячие угли сыпались (разгорались) от Него (і жар запалився від Нього!")" (17:9; в скобках, текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.26]).

                              В ст.9 "Бог изображается в образе мистического огнедышащего чудовища" [Л.21, стр. 712]. Странное мнение, в ст.3 говорится о Нём словно скале, щите, убежище, совсем не мистическом чудище. Адонай слышит вопль (ст.7), гневается (ст.8); у Него есть рот (ст.9), голос (ст.14), ноги (ст.10), даже рука, которой он извлекает из воды (ст.17).

                              Более того. "Яхве невозможно представить в какой-либо телесной форме ..." [Л.20, стр. 596]. "Вполне понятно, что в псалмах много антропоморфизмов (приписывания человеческих качеств другим существам), в том числе упоминания о голосе, словах, глазах, ушах, лице, руках или пальцах Бога" [Л.1, стр. 1052].

                              Вовсе не случайно Давид использовал именно такие антропоморфизмы. В буквальном переводе [Л.25], "дым изошёл ("бухнув" [Л.26]) из ноздрей Его, и огонь вырвался из уст Его - угли зажглись от него" (17:9). Что же подразумевается под ноздрями да ртом Эль Шаддай? неужели здесь действительно архетип "мистического огнедышащего чудовища"?

                              Отвечая на поставленные вопросы, необходимо учесть 2 важных обстоятельства. В Библии образы больших размеров связываются с Богом, во-вторых, используются для изображения Его силы и суда [Л.21, стр. 106]. "В буквальном смысле", уста "это входное отверстие во внутреннюю полость" ( там же, стр. 1006).


                              Ртом Яхве Элохим тайновидец называет "отверстие" огромного радианта на небе [Л.22], жилище Его (2Пар.30:27). Откуда "уста Его извергают огонь пожирающий, обрушились дождём уголья пылающие от Него" (ст.9, пер. [Л.23]).

                              В современном понимании, из радианта вылетают болиды ("огонь пожирающий") и малые метеорные тела ("уголья пылающие"). Становится понятным доселе таинственное пророчество. "Дождём прольёт Он на нечестивых (На злодеев) горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер (Вихрь огненный) - их доля (участь) из чаши" (10:6; в скобках, текст [Л.12]).



                              Из огромной чаши в вышине Небесный Воитель дождём прольёт орудия гнева: раскалённые угли, огонь, горящую серу (ст.6, по-научному, "метеорные тела" [Л.22]). Доля нечестивых вихрь огненный, "палящий ветер" (10:6, б) горячей, до 700 000 оС, ударной волны [Л.19].

                              Одновременно Давид увидел. "Дымом полыхали Его ноздри" (17:9, пер. [Л.12]), "Дымились Его ноздри" ([Л.17]), "Дым вырвался из Его ноздрей" ([Л.11]), "із ніздер Його бухнув дим" [Л.26].

                              Иными словами, автор псалма видел огненные шары болидов, оставляющих за собой длинные хвосты дыма (рис.2) из раскалённых газов и твёрдых частиц [Л.22].

                              Никто не сможет устоять перед лицом Всевышнего, если Он негодует, возвещая суд с неба на испугавшуюся землю (Пс.75:8, 9). Эль Шаддай высвободит Свою ярость в полной мере, тогда выжившие в стихийных бедствиях смирятся, по окончании гнева Его (ст.11, пер. [Л.11]).
                              - Библейские пророчества о Втором пришествии

                              Комментарий

                              • Vladilen
                                Ветеран

                                • 09 November 2006
                                • 71119

                                #4755
                                6. Теофания (17:10-12)

                                В одном из псалмов царь Израиля призывает. "Господь, спустись, прорвавши небеса, и горы тронь, чтоб задымились" (143:5, пер. [Л.17]). Яхве отвечает на его просьбу откровением в анализируемом 17-м псалме.

                                "Наклонил Он небеса и сошёл - и мрак под ногами Его" (17:10, Синод. пер., [Л.25]); или "Он расторг небеса и сошёл, под ногами - мглистые тучи" (пер. [Л.11]; или "И небо разорвав, Господь спустился, на грозных чёрных тучах стоя" [Л.17]).

                                Расторгнутой или разорванной заоблачной высью Давид называет невиданный ранее радиант, отверстие в небосводе (рот Бога в ст.9), из "уст" сыплются на землю горячие угли, летит огонь. В таком случае, "ногами Его" (ст.10) очевидно именуются столпы огня от болидов, словно раскалённые в печи.

                                Если в ст.9 речь о радианте, из него вылетают небесные тела, почему, прежде чем наступит мрак не земле (ст.10), наклонится небо? разве такое возможно? Вполне возможно.

                                Когда в море упадёт "большая гора, пылающая огнём" (Отк.8:8) произойдут масштабные сдвиги масс в верхней мантии Земли, сместится (условная) ось её вращения, изменится вид звёздного неба [Л.19]. Небосвод потрясётся и наклонится (Пс.17:10), а "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13).

                                Мглистые чёрные тучи (Пс.17:10) возникнут в результате сильного импакта с последующим попадания в атмосферу огромных объёмов грубых дисперсных аэрозолей: минеральной пыли, вулканического пепла, размолотой пемзы, сажи, золы, паров морской воды, прочее [Л.24].

                                Соответственно псалмопевец сначала видит как изо "рта" Элохим вылетает огонь и горячие угли, а из "ноздрей" Его бухнет дым (ст.9), затем - разорванное наклонившееся небо, наступивший мрак от грозных чёрных туч (ст.10). Что же произойдёт потом?

                                "И воссел на херувимов (херувима) и полетел, и понёсся (помчался Он) на крыльях ветра" (17:11; в скобках, уточнения из [Л.12]).

                                Трудно определить идёт ли речь об одном из высших ангельских чинов или херувимом (евр. "керув") называется нечто иное, подобно случаю со ртом, ноздрями, ногами Всемогущего. "В Ветхом Завете Бог всегда трансцендентен, Он вне Своего творения ..." [Л.21, стр. 1203].

                                Сильным ветром, на его крыльях помчится Адонай (ст.11), именуются газо-пылевые ударные волны чрезвычайно высокой температуры, летящие со сверхзвуковой скоростью. "Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним ("бежит пылающий" [Л.25]) огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря" (Пс.49:3).

                                Огонь сверху несётся впереди Эль Шаддай, мгновенно превращая в пепел врагов сильной горячей бурей, бушующей вокруг Него (ст.3, 96:3-5), в сотворённой Им кромешной тьме.

                                "И мрак сделал покровом (укрытием) Своим, сению (шатром) вокруг Себя мрак (темнота) вод, облаков воздушных (туч небесных, "густые тучи дождевые")" (17:12; в скобках, текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.25]).

                                Мужу по сердцу Господу открыты результаты удивляющей своей необычностью теофании (17:8-16), но Его Самого он не видел. Йахвэ Элохим укрылся во мраке, шатром "окружил Себя тучами дождевыми" (ст.12, пер. [Л.11]).

                                В параллельном стихе (2Цар.22:12) указано каким образом Он создаст непроглядный покров из грозовых туч, "сгустив воды облаков небесных". По-научному, путём повсеместной конденсации на многочисленных аэрозолях колоссальных объёмов паров воды, попавших в атмосферу в период стихийных бедствий [Л.24].
                                - Библейские пророчества о Втором пришествии

                                Комментарий

                                Обработка...