Тав в конце слова женского рода вместо хей указывает на смихут (сравни с нишмат хаим). Кидма применено в Танахе четыре раза, и во все случаях образует смихут: три раза во связке с именем собственным (к которым артикль не приставляется): Быт. 2:14 Ашур; 4:16 Эден; 1Цар.13:5 Беф-Авен) и один раз применительно к нарицательному (с артиклем): Иез.39:11 קִדְמַת הַיָּם на восток {от} моря.
Касаемо первой части вопроса, обязаны ответить те, кто знает иврит (если для них истина и впрямь - не пустой звук), ведь в Танахе из-за редкого применения слова "кидма" нет примеров, на которых я бы мог логически обосновать или опровергнуть данную мысль. Отмечу лишь, что обычное прочтение о протекании реки Тигр "на востоке Ашшура" не действительно для времени Моисея (XIII век до н. э.), ведь Тигр проходил тогда аккурат по средине тогдашнего небольшого по размерам царства.
Соответственно, рассматриваемый смихут для автора, взор которого пребывает в истоках вещей и событий, считывается преимущественно в значении направления происходящего во времени процесса, его основного качества: о истоке, причине образования царства (а на его примере - и о всех других царствах тоже), образом жизни которого(-ых) является захватническая война. (Ашшур - это бог войны - саваоф ассирийцев.)

Отмечу также, что сама Ассирия стала актуальной для иудеев, начиная с 8 века до н.э. - в период когда ассирийцы, в очередной раз расширяя свои владения, впервые вторглись на территорию Израиля.
______________________
Р.S. Надо же! Оказывается на иврите קדמה может быть считано через патах קַדְמָה "кадма" (06927) в значении прежнее состояние, прежние времена, начало, происхождение, прежде... Так что, Басар, примеров в Танахе подтверждающих, замеченую тобой, мысль предостаточно. Автор подразумевает сразу и кидму и кадму (и для случая с Каином тоже). При том, что основной план мысли о истоке, направлении, наполнении (и т.п.) задан им посредством образа реки, которая "идёт" -- приходит, проходит как само время (которое чего-то несёт).. И т.д.
Касаемо первой части вопроса, обязаны ответить те, кто знает иврит (если для них истина и впрямь - не пустой звук), ведь в Танахе из-за редкого применения слова "кидма" нет примеров, на которых я бы мог логически обосновать или опровергнуть данную мысль. Отмечу лишь, что обычное прочтение о протекании реки Тигр "на востоке Ашшура" не действительно для времени Моисея (XIII век до н. э.), ведь Тигр проходил тогда аккурат по средине тогдашнего небольшого по размерам царства.
Соответственно, рассматриваемый смихут для автора, взор которого пребывает в истоках вещей и событий, считывается преимущественно в значении направления происходящего во времени процесса, его основного качества: о истоке, причине образования царства (а на его примере - и о всех других царствах тоже), образом жизни которого(-ых) является захватническая война. (Ашшур - это бог войны - саваоф ассирийцев.)

Отмечу также, что сама Ассирия стала актуальной для иудеев, начиная с 8 века до н.э. - в период когда ассирийцы, в очередной раз расширяя свои владения, впервые вторглись на территорию Израиля.
______________________
Р.S. Надо же! Оказывается на иврите קדמה может быть считано через патах קַדְמָה "кадма" (06927) в значении прежнее состояние, прежние времена, начало, происхождение, прежде... Так что, Басар, примеров в Танахе подтверждающих, замеченую тобой, мысль предостаточно. Автор подразумевает сразу и кидму и кадму (и для случая с Каином тоже). При том, что основной план мысли о истоке, направлении, наполнении (и т.п.) задан им посредством образа реки, которая "идёт" -- приходит, проходит как само время (которое чего-то несёт).. И т.д.
Комментарий