Есть интересная трактовка человека как храма на примере скинии: двор хорошо виден всем, кто туда входит - это плоть наша, святое же за завесой, но оттуда слышны голоса священников, чуется вылетающий запах воскурений и через щели иногда пробиваются лучи света меноры. Это душа, проявления которой доступны нашим органам чувств, но опосредованно, неявно. Святое святых - дух. Его не видит никто, и он не подаёт голоса.
Есть на эту тему много параллелей в Писании, но я опущу.
Ясно, что нешама здесь поэтический образ души и духа, часто просто метонимия, замена имени душа на дыхание.
В Быт 2:7 буквально "дыхание жизни". То есть Бог вдохнул жизнь в груду мяса и костей их праха земного, и признак наличия жизни - дыхание лёгких. То есть Бог дал человеку от Своего, ведь Иисус об Отце и о Себе сказал, что Он, Бог, имеет жизнь в самом себе.
Сравни с
Быт 7:21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
В Библии есть и про дыхание Бога, нешама JHWH,
Bc 30:33 Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его.
Здесь дуновение, нешама Господа, Его десница силы. То есть Бог при сотворении человека коснулся его Своей силой, особо коснулся.
Ещё интересный стих (Вы его привели ниже, но я поставлю в этот контекст):
Прит 20:27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
букв. "Светильник JHWH - нешама адама, испытывающий, (исследующий) все внутренности"
Кстати, LXX использует дыхание (нешама) и внутренности, а не дух и сердце (наши приукрасили). Павел мыслил очевидно так же, говоря: "(Рим.7:23) но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего"
Этот термин нешама, как некая субстанция, исходит от языческих мистиков, пытающихся натянуть на свои бесовские учения Библейские одеяла.
Человек создан не просто душой живой, но душой разумной. Иов говорит как раз не о естественной мудрости плоти, от опыта жизни произрастающей, а о духовной мудрости, которая от Бога, от светильника Господа и от дыхания Господа. То есть от, того чем мы "движемся и существуем", но духовные и "водимы" по стезям правды и праведности. Ныне мы говорим о Святом Духе. В разуме это проявляется, как писал Давид, через свет Слова Божьего, как и Павел позже писал, что умом своим он служит Закону Господа.
Я читал это у язычников, не знающих Духа Господня и сочиняющих басни.
Писание говорит, что закон Божий вписан в сердца всех людей при сотворении и ни о какой "связи" с Богом нет и в помине. У Моисея Сам Бог нисходил к Адаму пообщаться лицом к лицу без всяких модемов и Wi-Fi якобы какой-то мистической субстанции. А после грехопадения и того стало хуже со "связью". Быт.6:3 "И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть".
У Павла же человек мёртв по грехам и не ищет Бога и не разумеет ничего так, как надо. То есть, если что и могут придумать язычники с нешамой и прочими аурами и тонкими телами - всё такое если и было бы, то просто отсохло, как у мумии.
А образ Иезекииля о живых людях, как о мертвых костях более живописен об отсутствии всякой разумной или подсознательной связи души с Богом у грешника.
Еккл.12:7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
По моему, вполне ясно сказано. Как при сотворении Бог вложил дух (нешама жизни) в прах по сути, то после смерти то, что дал Бог тогда, возвратится к Богу, а тело предадут земле.
И Павел говорил о теле, как о храмине, о хижине, в которой он, Павел, обитает целиком, а не частями. Как и в Христе обитала вся полнота Божества телесно. Поэтому мы можем сказать, что то дыхание жизни в Быт и есть весь человек, которого Бог вложил в телесную оболочку. И воскресение плоти у Павла суть не более как смена оболочки, тела перстного на тело духовное.
Отсюда следует вывод - при зачатии создаётся только телесная оболочка человека, и дух в неё даёт Господь Бог, и этот вложенный Им после смерти плоти дух выходит и ангелами относится к Христу, если душа веровала, или бесами уводится в бездну, если веры не было обнаружено.
Вопрос: были ли разумные души людей созданы заранее? Мнения книжников разделяются. В Писании есть ряд мест в пользу создания душ до сотворения мира. Но пока хватит, думаю.
Есть на эту тему много параллелей в Писании, но я опущу.
По Библии человек был сделан из праха и Бог вдунул в человека Своё Дыхание.
Только после этого человек стал Душою Живою
Бытие 2:7
Бог вдунул в человека Дыхание,на иврите НЕШАМА.
Ни в одно другое существо Бог не вдыхал Своё Дыхание.
Надо полагать,что Дыхание Бога бессмертно как и Сам Бог.
Только после этого человек стал Душою Живою
Бытие 2:7
Бог вдунул в человека Дыхание,на иврите НЕШАМА.
Ни в одно другое существо Бог не вдыхал Своё Дыхание.
Надо полагать,что Дыхание Бога бессмертно как и Сам Бог.
В Быт 2:7 буквально "дыхание жизни". То есть Бог вдохнул жизнь в груду мяса и костей их праха земного, и признак наличия жизни - дыхание лёгких. То есть Бог дал человеку от Своего, ведь Иисус об Отце и о Себе сказал, что Он, Бог, имеет жизнь в самом себе.
Сравни с
Быт 7:21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Значит в человеке есть некая бессмертная субстанция.
Это Дыхание Бога - НЕШАМА.
Это Дыхание Бога - НЕШАМА.
Bc 30:33 Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его.
Здесь дуновение, нешама Господа, Его десница силы. То есть Бог при сотворении человека коснулся его Своей силой, особо коснулся.
По Писаниям выясняется,что Нешама делает человека разумным.
ИОВ 32:8
"Но дух в человеке и ДЫХАНИЕ (здесь Нешама) ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ
даёт ему разумение"
ИОВ 32:8
"Но дух в человеке и ДЫХАНИЕ (здесь Нешама) ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ
даёт ему разумение"
Прит 20:27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
букв. "Светильник JHWH - нешама адама, испытывающий, (исследующий) все внутренности"
Кстати, LXX использует дыхание (нешама) и внутренности, а не дух и сердце (наши приукрасили). Павел мыслил очевидно так же, говоря: "(Рим.7:23) но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего"
Таким образром можно сделать вывод,что Нешама делает человека разумным.
Этот термин нешама, как некая субстанция, исходит от языческих мистиков, пытающихся натянуть на свои бесовские учения Библейские одеяла.
Человек создан не просто душой живой, но душой разумной. Иов говорит как раз не о естественной мудрости плоти, от опыта жизни произрастающей, а о духовной мудрости, которая от Бога, от светильника Господа и от дыхания Господа. То есть от, того чем мы "движемся и существуем", но духовные и "водимы" по стезям правды и праведности. Ныне мы говорим о Святом Духе. В разуме это проявляется, как писал Давид, через свет Слова Божьего, как и Павел позже писал, что умом своим он служит Закону Господа.
Кроме того,эта самая субстанция осуществляет связь человека с Богом
Писание говорит, что закон Божий вписан в сердца всех людей при сотворении и ни о какой "связи" с Богом нет и в помине. У Моисея Сам Бог нисходил к Адаму пообщаться лицом к лицу без всяких модемов и Wi-Fi якобы какой-то мистической субстанции. А после грехопадения и того стало хуже со "связью". Быт.6:3 "И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть".
У Павла же человек мёртв по грехам и не ищет Бога и не разумеет ничего так, как надо. То есть, если что и могут придумать язычники с нешамой и прочими аурами и тонкими телами - всё такое если и было бы, то просто отсохло, как у мумии.
А образ Иезекииля о живых людях, как о мертвых костях более живописен об отсутствии всякой разумной или подсознательной связи души с Богом у грешника.
Таким образом получается,что Нешама это и есть
бессмертная душа или часть её в человеке.
бессмертная душа или часть её в человеке.
По моему, вполне ясно сказано. Как при сотворении Бог вложил дух (нешама жизни) в прах по сути, то после смерти то, что дал Бог тогда, возвратится к Богу, а тело предадут земле.
И Павел говорил о теле, как о храмине, о хижине, в которой он, Павел, обитает целиком, а не частями. Как и в Христе обитала вся полнота Божества телесно. Поэтому мы можем сказать, что то дыхание жизни в Быт и есть весь человек, которого Бог вложил в телесную оболочку. И воскресение плоти у Павла суть не более как смена оболочки, тела перстного на тело духовное.
Отсюда следует вывод - при зачатии создаётся только телесная оболочка человека, и дух в неё даёт Господь Бог, и этот вложенный Им после смерти плоти дух выходит и ангелами относится к Христу, если душа веровала, или бесами уводится в бездну, если веры не было обнаружено.
Вопрос: были ли разумные души людей созданы заранее? Мнения книжников разделяются. В Писании есть ряд мест в пользу создания душ до сотворения мира. Но пока хватит, думаю.
Комментарий