14. Звери из моря и земли
Раскрытие тайны противника Бога − орудия гнева Его ( 17:17, Ис.13:5, Иез.38:7-9) продолжается в главе 13. Ведь Иоанн часто группирует и описывает видения по темам, а не одно за другим, во времени.
В этой главе Гог открывается не как грозный всадник (гл.6), красный дракон, дьявол и сатана (гл.12) или зверь багряный (гл.17), а как зверь из моря (13:1, греч. "ghrivon" означает "дикий зверь", "чудовище") или зверь из земли (13:11). Потому что один крупный астероид появится из-за морского горизонта, а другой от видимой границы неба и поверхности суши.
Но почему Иоанн называет противника Бога "зверем из моря", а не антихристом или человеком греха? По-видимому, этот персонаж, как и зверь багряный из главы 17, у пророка ассоциируется с морским чудовищем (дракон, раав, левиафан - враги Бога), которое, по древним представлениям, правило бездной [Л.25, стр.513, Л.26]
Первый хищник, наделённый человеческими свойствами (пророческая персонификация), имеет силу, престол, великую власть сатаны. Ибо "дана была ему власть над всяким (каждым) коленом (племенем) и народом, и языком и племенем (нацией)" (13:1,2,7). Многие в страхе поклонятся чудовищу (13:4, 8), потому что невозможно человеку сразиться с ним (Иов.41:18-21).
Оба зверя (астероида), родственники дракона (Гога), появятся из-за горизонта либо моря (13:1) либо суши (13:11), творя великие знамения, чудеса, низводя огонь с неба на землю (13:13).
Важно отметить, что в мифологии древних народов животное представлялось, в частности, как особая ипостась человека [Л.29, стр. 440] или ему придавались человеческие качества [Л.26, стр.619]. Для Библии является характерной параллель «человек-животное» [Л.16, стр. 747], а также сообщается о говорящих животных (Чис.22:28-30, Быт.3:1-5).
Поэтому, следуя ветхозаветным пророкам, Иоанн наделяет неодушевлённые орудия гнева Божьего не только звериными (зооморфными) чертами (13:1-4, 12:3,4, 17:7-12). Но также человеческими (антропоморфизм): бессловесный всадник в 6:2-5, богохульник в 13:5, 6, лжепророк в 13:11-17.
Ведь Гог, воплощая первобытный хаос и мировое зло, ассоциируется с творением, упорно отвергающим Бога. По-видимому, на этом основании многие толкователи считают, что иоаннов зверь это сверхчеловек - всемирный диктатор антихрист [Л.4, 7-11, 13, 26, 35, 36] или символ мирской власти, которая противится Христу [Л.37, стр. 159].
Реакция мира, лежащего во зле, предсказана в Библии: паника, скупка продуктов питания и других товаров, уныние, страх, ожидание бедствий, метания в поисках убежищ, богохульство, поклонение сатане, а также образу (изображению) зверя, начертание контура Гога, имени его или числа имени его, преследование святых (13:4-8, 14-17, 20:4, Лк.21:25,26, Иов.15:21, 18:11).
Победят власть зверя только соблюдающие "заповеди Божии и веру в Иисуса", сохранившие верность Ему до самой смерти (14:9-12). "Претерпевший же до конца спасётся" ( Мт.24:13).
Комментарий