Математическая задачка..

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Lia
    Время работает на нас! )

    • 22 April 2010
    • 49053

    #511
    Сообщение от ilya481


    «Если не считать Вас, то кого больше среди участников химиков или алхимиков?»
    Т. е. в условии пропущена частица "не".
    - здорово, Илья!..
    там действительно пропущена частица "не" в условии, конечно имелось в виду - "не считая вас"..

    - - - Добавлено - - -

    Сообщение от ilya481


    Я не знаю, проще ли это для вас
    Это просто другое решение
    - красиво, но ему пока сложновато, а вот первый вариант разобрали подробно,
    спасибо Вам, Илья, что нашли для нас время.
    мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


    Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


    Комментарий

    • Lia
      Время работает на нас! )

      • 22 April 2010
      • 49053

      #512
      - ув. математики, у меня вопрос!..

      вот ещё одна олимпиадная задача: В январе некоторого года было 4 пятницы и 4 понедельника,
      каким днём недели было 20 января?


      ребёнок решил простым способом, путём рассуждений: допустим, что в январе было 4 полных недели, а месяц начался с понедельника, тогда получается, что понедельников в январе было 5, что противоречит условию..
      так же месяц не может начинаться с пятницы,
      путем подбора определяем, что месяц начинается со вторника, тогда 20-е января попадает на воскресенье.


      вопрос такой , а есть ли другое, более красивое решение этой и подобных календарных задач?
      мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


      Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


      Комментарий

      • ilya481
        спасённый грешник
        Ко-Админ Форума

        • 14 August 2008
        • 7378

        #513
        Сообщение от Juliya 77
        вопрос такой , а есть ли другое, более красивое решение этой и подобных календарных задач?
        Ну, вообще говоря, трудно ответить на вторую часть вопроса, во всяком случае мне.
        Каждая задача требует индивидуального подхода.
        Другое решение есть для этой задачи.
        Насколько оно красиво - не знаю.
        Теперь о вашем решении.
        Там не ясно о каком подборе речь.
        Это надо раскрывать.
        Причём раскрывать так, чтобы проверяющему было понятно.

        Был ясен полёт мысли и логичность рассуждений, приведшие к результату.
        Подборы лучше избегать там, где можно по другому, более "математически" прийти к тому же результату.


        Привожу свой вариант решения.

        В январе 31 день, это четыре полные недели плюс ещё 3 дня.
        В четырёх полных неделях, независимо от того, с какого дня идёт отсчёт, каждый день недели повторяется 4 раза.

        Выберем произвольно дни с 1 по 28 января.
        Тогда остаются три дня подряд: 29, 30, 31.
        По условию задачи на эти три дня не должны попасть ни пятница, ни понедельник (иначе всех пятниц или понедельников будет в месяце- 5).
        Теперь построим ряд

        пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс, пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс, и т. д
        ., в котором выделены "запретные дни"и сразу станет видно, что есть только одно место (между понедельником и пятницей), в которое можно поместить три идущих подряд дня, которые не попадают на отмеченные.

        И это, действительно, вторник, среда, четверг.

        Ну а дальше всё просто.
        На двадцать девятое приходится вторник, значит на двадцатое воскресенье.
        Последний раз редактировалось ilya481; 17 March 2022, 03:25 AM.
        Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

        Комментарий

        • Lia
          Время работает на нас! )

          • 22 April 2010
          • 49053

          #514
          Сообщение от ilya481

          В январе 31 день, это четыре полные недели плюс ещё 3 дня.


          - большое спасибо, Илья!
          как всегда чёткое, понятное и развёрнутое объяснение..
          меня смущает только один момент: в январе не получается 4 полных недели при таких условиях,
          но, как это правильно аргументировать в самом начале решения?

          [IMG]
          мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


          Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


          Комментарий

          • ilya481
            спасённый грешник
            Ко-Админ Форума

            • 14 August 2008
            • 7378

            #515
            Сообщение от Juliya 77
            меня смущает только один момент: в январе не получается 4 полных недели при таких условиях,
            но, как это правильно аргументировать в самом начале решения?
            Так я же написал.
            Можно подробнее.
            "Так как в январе 31 день, а в неделе 7 дней, то понятно, что 31= 7*4+3, т. е. в январе 4 полные недели плюс ещё 3 дня."

            И это в самом начале решения.
            А потом писать как у меня, начиная с "В четырёх полных неделях, независимо от того....." и т. д. по тексту.

            Ну и никаких календарных таблиц вообще не надо вставлять.
            Вся инфа есть в рассуждениях.
            Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

            Комментарий

            • ilya481
              спасённый грешник
              Ко-Админ Форума

              • 14 August 2008
              • 7378

              #516
              Давайте я попробую истолковать решение, но чтобы уже совсем не оставалось вопросов.
              Это для вас Юля и для Ильи, а не для преподавателя (хотя можете вполне всё это записать и для него).
              На мой взгляд, это ещё в какой- то степени является важным чисто методологически для решения подобных "календарных" задач.

              1) Это может быть любой месяц, не только январь (март, май, октябрь и т. д.); главное, чтобы в нём был 31 день.
              2) отделим последние три дня месяца (29, 30, 31) от первой части, состоящей из 28 дней.
              Заметим, что при этом мы пока ничего не говорим о днях недели, т. е. на какой день недели приходится 1 число месяца.
              Это мы должны потом определить.

              3) А теперь посмотрим внимательней первую часть месяца (числа от 1 до 28)
              Ясно, что в неё входит полное число недель, так как 28 делится на 7.
              А теперь уточню, что имеется в виду под словом "неделя".
              В традиционном бытовом смысле неделя - это семь дней от понедельника до воскресенья и никак иначе.
              У нас же- это просто семь дней, идущие подряд, но начинающиеся с любого дня недели.
              Например: со среды до вторника или с пятницы до четверга.
              Теперь становится понятно, что следующий временной семидневный интервал, после первого, тоже начинается с того же дня недели, что и первый интервал.
              Т. е. если первый интервал начинается в пятницу, то и следующий начнётся в пятницу.
              (И третий и четвёртый- тоже начинаются с пятницы).

              4) А это означает, что 29 число всегда попадает на тот же день недели, что и первое число.
              Этот момент важно понять очень чётко!
              Ну, о том, что в 28 днях каждый день недели встречается ровно четыре раза- это вы уже давно поняли.

              5) Ну а дальнейшие рассуждения я писал ранее в первом своём сообщении (№513), начиная со слов: "Тогда остаются три дня подряд: 29, 30, 31.
              По условию задачи на эти три дня не должны попасть ни пятница, ни понедельник (иначе всех пятниц или понедельников будет в месяце- 5)."
              и далее по тексту.
              Последний раз редактировалось ilya481; 17 March 2022, 03:29 AM.
              Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

              Комментарий

              • Lia
                Время работает на нас! )

                • 22 April 2010
                • 49053

                #517
                Сообщение от ilya481
                Так я же написал.
                Можно подробнее.
                "Так как в январе 31 день, а в неделе 7 дней, то понятно, что 31= 7*4+3, т. е. в январе 4 полные недели плюс ещё 3 дня."

                И это в самом начале решения.
                А потом писать как у меня, начиная с "В четырёх полных неделях, независимо от того....." и т. д. по тексту.

                Ну и никаких календарных таблиц вообще не надо вставлять.
                Вся инфа есть в рассуждениях.
                - ещё раз спасибо, Илья!
                все Ваше решение подробно разобрали с сыном, ему все понятно, и особенно понравился момент, когда Вы наглядно доказали, что вторник - это 29 число..
                мы в своих рассуждениях опирались на предположение, что вторник - это 1-е число,
                а у Вас все математически точно и логически безупречно.
                мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


                Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


                Комментарий

                • ilya481
                  спасённый грешник
                  Ко-Админ Форума

                  • 14 August 2008
                  • 7378

                  #518
                  Сообщение от Juliya 77
                  все Ваше решение подробно разобрали с сыном, ему все понятно, и особенно понравился момент, когда Вы наглядно доказали, что вторник - это 29 число..
                  мы в своих рассуждениях опирались на предположение, что вторник - это 1-е число,
                  В своём последнем сообщении я показал, что день недели 1 числа всегда совпадает с днём недели 29 числа.
                  Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

                  Комментарий

                  • Lia
                    Время работает на нас! )

                    • 22 April 2010
                    • 49053

                    #519
                    Сообщение от ilya481
                    Давайте я попробую истолковать решение, но чтобы уже совсем не оставалось вопросов.
                    Это для вас Юля и для Ильи, а не для преподавателя (хотя можете вполне всё это записать и для него).
                    На мой взгляд, это ещё в какой- то степени является важным чисто методологически для решения подобных "календарных" задач.


                    - Илья, большая наша Вам благодарность и признание, за то, что Вы помогаете моему сыну учиться математически грамотно думать, правильно аргументировать и обосновывать решение!
                    я всегда присылаю какую-нибудь одну задачу из пяти, и на Ваших комментариях мой Илья очень быстро учится,
                    последнюю задачу мы по Вашим комментариям разобрали, и Илья потом сформулировал по-своему, но, следуя Вашему алгоритму,

                    сейчас, к сожалению, большинство учителей очень мало именно этому вопросу уделяют внимание,
                    решил ребёнок правильно задачу, и хорошо, а вот, чтобы так подробно и логически точно, пошагово все объяснять - такого нет, а это, на мой взгляд очень важно.

                    а вот результат последней олимпиады:

                    Здравствуй, Илья! Я проверила твою работу, ознакомься, пожалуйста, с моими комментариями:
                    Задача 1. Замечательное рассуждение, отлично!
                    4 балла из 4
                    Задача 2. Всё верно
                    4 балла из 4
                    Задача 3. Ответ верный. Немного есть пробелы в доказательстве (всё-таки почему меньше пяти квадратов быть не может?). Но доказательство в этой задаче не является обязательной частью. А вот пример, как именно разбить на квадраты прямоугольник, всё-таки необходим.
                    3 балла из 4
                    Задача 4. Верно
                    4 балла из 4
                    Задача 5. Пример числа верный. Что решал подбором -- верный подход (если не знать признака делимости на 9)
                    4 балла из 4
                    Сумма: 19 баллов из 20
                    Замечательные обоснования задач! Работа сделана со старанием, очень приятно)
                    С уважением, Кобозева Ольга Александровна.


                    мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


                    Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


                    Комментарий

                    • ilya481
                      спасённый грешник
                      Ко-Админ Форума

                      • 14 August 2008
                      • 7378

                      #520
                      Сообщение от Lia
                      сейчас, к сожалению, большинство учителей очень мало именно этому вопросу уделяют внимание,
                      решил ребёнок правильно задачу, и хорошо, а вот, чтобы так подробно и логически точно, пошагово все объяснять - такого нет, а это, на мой взгляд очень важно.
                      Да, это важно.
                      Вы правы, Лия.
                      Это формирует логическое мышление и математическую точность в изложении аргументов.
                      Всегда понадобится в жизни.
                      Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

                      Комментарий

                      • Lia
                        Время работает на нас! )

                        • 22 April 2010
                        • 49053

                        #521
                        Сообщение от ilya481
                        Да, это важно.
                        Вы правы, Лия.
                        Это формирует логическое мышление и математическую точность в изложении аргументов.
                        Всегда понадобится в жизни.
                        - ищу хорошие книги по математической логике для детей, но, кроме Перельмана, пока ничего интересного не попадалось..
                        мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


                        Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


                        Комментарий

                        • Пятница
                          Еретик
                          • 22 April 2021
                          • 1931

                          #522
                          • В. И. Арнольд. Задачи для детей от 5 до 15 лет. (c2) М.: МЦНМО, 2004, 16 с., ISBN 5-94057-183-2 (pdf, 0.2M)

                          Отсюда: https://www.mccme.ru/free-books/

                          Комментарий

                          Обработка...