Математическая задачка..

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Leopold 2465
    Ветеран

    • 24 February 2020
    • 4848

    #376
    Сообщение от Juliya 77
    - я никогда не сдаюсь, я выжидаю момент.

    мама водитель - дочка пассажир, это вполне обоснованный вариант..
    давайте теперь вы свой.
    Ну хорошо: София сидела на КОЛЕНЯХ у мамы.
    "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... "(послание к Ефесянам 4:29)

    Комментарий

    • Lia
      Время работает на нас! )

      • 22 April 2010
      • 49053

      #377
      Сообщение от Leopold 2465
      Ну хорошо: София сидела на КОЛЕНЯХ у мамы.
      - да, это тоже логично.
      мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


      Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


      Комментарий

      • Lia
        Время работает на нас! )

        • 22 April 2010
        • 49053

        #378
        - советская арифметика..)

        мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


        Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


        Комментарий

        • Евлампия
          Гражданка Неба
          Модератор Форума

          • 27 April 2005
          • 33929

          #379
          Сообщение от Juliya 77
          - да, это тоже логично.
          И это тоже. )))

          "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

          Комментарий

          • Lia
            Время работает на нас! )

            • 22 April 2010
            • 49053

            #380
            - друзья, любители и профи в математике, я снова обращаюсь к вам за помощью..
            не успели мы справиться с одной олимпиадой, как " Вышка" выдала нам следующую,
            не сочтите за труд, помогите с решением, буду всем очень признательна!



            - на мой взгляд, довольно сложные задачи для пятого класса,
            вот номер один:

            Лиса и заяц бегают по кругу в одном направлении. Лиса бегает быстрее, и иногда обгоняет зайца. После того, как заяц сменил направление своего движения, он стал встречаться с лисой в 5 раз чаще, чем было до этого. Во сколько раз лиса бегает быстрее зайца?
            мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


            Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


            Комментарий

            • ilya481
              спасённый грешник
              Ко-Админ Форума

              • 14 August 2008
              • 7378

              #381
              Пусть лиса бегает в k раз быстрее зайца.
              k- действительное число.
              В первом случае (до смены направления движения) относительно зайца лиса передвигается со скоростью v(k-1), где v- скорость зайца.

              Во втором случае взаимная скорость зайца и лисы будет уже v(k+1), так как они движутся навстречу и их скорости складываются.

              Поскольку во втором случае они встречаются в 5 раз чаще, чем в первом, то временной интервал между моментами их встречи в первом случае в 5 раз больше, чем во втором.
              Это ведь происходит на одном и том же расстоянии, равном длине окружности.

              Отсюда сразу выписываем соотношение: 5t(k-1)v= t(k+1)v, где t - промежуток времени между их соседней встречей во втором случае или после сокращения 5k-5= k+1
              И ответ: k=3/2
              Вот пожалуй и всё.
              Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

              Комментарий

              • Квинт
                Ветеран

                • 07 April 2018
                • 8327

                #382
                ... секундная стрелка (на часах) движется во 60 раз быстрей минутной one и за час "догонит" ея 60 раз ...
                ... предположим наши часы "взбесились" и минутная стрелка побежала по циферблату супротиву часовой one ...
                ... вопрос: сколь раз (за час) могут в этом случАе встретиться две стрелки?..
                ... ответ: все те же 60 раз ...

                ... если головы оторвать составителям ТАКИХ задач, то ...
                ... затоскуют тогда составители потому, что составлять задачи НЕ смогут ...

                Комментарий

                • Lia
                  Время работает на нас! )

                  • 22 April 2010
                  • 49053

                  #383
                  Сообщение от ilya481
                  Пусть лиса бегает в k раз быстрее зайца.
                  k- действительное число.
                  В первом случае (до смены направления движения) относительно зайца лиса передвигается со скоростью v(k-1), где v- скорость зайца.

                  Во втором случае взаимная скорость зайца и лисы будет уже v(k+1), так как они движутся навстречу и их скорости складываются.

                  Поскольку во втором случае они встречаются в 5 раз чаще, чем в первом, то временной интервал между моментами их встречи в первом случае в 5 раз больше, чем во втором.
                  Это ведь происходит на одном и том же расстоянии, равном длине окружности.

                  Отсюда сразу выписываем соотношение: 5t(k-1)v= t(k+1)v, где t - промежуток времени между их соседней встречей во втором случае или после сокращения 5k-5= k+1
                  И ответ: k=3/2
                  Вот пожалуй и всё.
                  - и все?.. вот так все просто? )

                  Илья, большое Вам спасибо, Вы нам очень помогли!
                  мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


                  Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


                  Комментарий

                  • Leopold 2465
                    Ветеран

                    • 24 February 2020
                    • 4848

                    #384
                    Сообщение от Juliya 77
                    - друзья, любители и профи в математике, я снова обращаюсь к вам за помощью..
                    не успели мы справиться с одной олимпиадой, как " Вышка" выдала нам следующую,
                    не сочтите за труд, помогите с решением, буду всем очень признательна!



                    - на мой взгляд, довольно сложные задачи для пятого класса,
                    вот номер один:

                    Лиса и заяц бегают по кругу в одном направлении. Лиса бегает быстрее, и иногда обгоняет зайца. После того, как заяц сменил направление своего движения, он стал встречаться с лисой в 5 раз чаще, чем было до этого. Во сколько раз лиса бегает быстрее зайца?
                    Если скорость зайца принять за Х, а скорость лисиця за У то в случае бега в разные стороны расстояние между ними увеличивается на Х+У.
                    А если они бегут в одну сторону, то расстояние между ними увеличивается на Х-У. По условию задачи одно от другого отличается в 5раз,а значит :
                    (Х-У) 5=Х+У от сюда
                    4Х=6У
                    Х/У=1,5
                    "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... "(послание к Ефесянам 4:29)

                    Комментарий

                    • Lia
                      Время работает на нас! )

                      • 22 April 2010
                      • 49053

                      #385
                      Сообщение от Leopold 2465
                      Если скорость зайца принять за Х, а скорость лисиця за У то в случае бега в разные стороны расстояние между ними увеличивается на Х+У.
                      А если они бегут в одну сторону, то расстояние между ними увеличивается на Х-У. По условию задачи одно от другого отличается в 5раз,а значит :
                      (Х-У) 5=Х+У от сюда
                      4Х=6У
                      Х/У=1,5
                      - большое спасибо, Сергей, Ваше объяснение ещё проще!
                      обязательно проработаем с сыном все решения..
                      меня в этой задаче смутило то, что лиса постояннно меняет свою скорость.
                      мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


                      Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


                      Комментарий

                      • Leopold 2465
                        Ветеран

                        • 24 February 2020
                        • 4848

                        #386
                        Сообщение от Квинт
                        ... секундная стрелка (на часах) движется во 60 раз быстрей минутной one и за час "догонит" ея 60 раз ...
                        ... предположим наши часы "взбесились" и минутная стрелка побежала по циферблату супротиву часовой one ...
                        ... вопрос: сколь раз (за час) могут в этом случАе встретиться две стрелки?..
                        ... ответ: все те же 60 раз ...

                        ... если головы оторвать составителям ТАКИХ задач, то ...
                        ... затоскуют тогда составители потому, что составлять задачи НЕ смогут ...
                        Ответ, думаю, неверный.
                        В одну сторону расстояние между ними увеличивается на 60-1=59
                        В другую сторону 60+1=61
                        От сюда количество встреч в обратную сторону увеличится на 61/59=1.03 раза.
                        От сюда, если за 1 час секундная стрелка встретится с минутной 60 раз, то двигаясь в обратную сторону она встретится с нею 60х1.03=62 раза
                        "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... "(послание к Ефесянам 4:29)

                        Комментарий

                        • ilya481
                          спасённый грешник
                          Ко-Админ Форума

                          • 14 August 2008
                          • 7378

                          #387
                          Сообщение от Leopold 2465
                          Если скорость зайца принять за Х, а скорость лисиця за У то в случае бега в разные стороны расстояние между ними увеличивается на Х+У.
                          А если они бегут в одну сторону, то расстояние между ними увеличивается на Х-У. По условию задачи одно от другого отличается в 5раз,а значит :
                          (Х-У) 5=Х+У от сюда
                          4Х=6У
                          Х/У=1,5
                          Я, вот тут, имею что сказать.
                          Понимаете, какая история.
                          Я не знаю требований Ольги, которая выслала задание или тех, кто непосредственно проверяет решение.
                          Но вот я бы такое решение забраковал
                          И в моё время в школе его бы забраковали.
                          Но это я и моё время..
                          А здесь просто поясню причину такого моего мнения.
                          У проверяющего должно сложиться чёткое убеждение, что ученик понимает задачу и при решении опирается на известные аксиомы, соотношения и точное условие.
                          Т. е. в этой задаче должна быть текстовая поясняющая часть и логические выводы, не оставляющие никакого сомнения у проверяющего о знаниях ученика.
                          Да, и здесь важны точные формулировки.

                          Вот смотрите, Серёжа, "в случае бега в разные стороны расстояние между ними увеличивается на X+Y"- это неточно и это ошибка.
                          Расстояние между ними увеличивается на (X+Y)*t, где t- время движения.
                          Или: расстояние между ними увеличивается на X+Y в единицу времени
                          Ну и для разности скоростей то же самое замечание.
                          И это важно для школьника и для проверяющего.
                          При этом, конечно, надо отметить, что t- это время или промежуток времени между .....
                          Т. е. отдельно это записать и не лениться.

                          И дальше: "по условию задачи одно от другого отличается в 5 раз"- это тоже неверно.
                          Что в 5 раз отличается?
                          Скорости!
                          Не расстояния, а скорости!
                          Это ведь школьная математика и тут важна точность и скрупулёзность.

                          Я подумал и над своим решением и понял, что и его надо немного "причесать", что ли.
                          Методологически, так сказать, с ориентацией на школу.

                          И вот я предлагаю вариант.
                          Может быть излишне подробный, но зато понятный для всех.

                          При взаимном перемещении двух тел, когда оба они движутся со своими скоростями (v1, v2), часто, в целях упрощения вычислений, вводят эквивалентную ситуацию, когда одно из тел покоится, а другое движется со скоростью v1+v2 или v1-v2.

                          В нашем случае нам интересно знать или фиксировать промежуток времени между ближайшими встречами зайца и лисы.
                          И в этом случае нам удобно перефразировать (упростить) задачу:

                          Заяц сидит в одной точке на окружности, а лиса бегает по ней, причём, в первом случае со скоростью (x-y), во втором- (x+y).

                          Но в любом случае она пробегает одно расстояние (от встречи до встречи) и это расстояние равно длине окружности!
                          Вот это важно понять сейчас.

                          Но а дальше всё просто.
                          Вспоминаем классическую формулу равномерного движения: s=v*t.
                          Т. е. для нашего случая s1=(X-Y)*t1; s2=(X+Y)*t2.


                          При этом учитываем, что для обоих случаев расстояние одно, время изменилось в 5 раз, вот и приравниваем s1=s2

                          s1=s2; t2=5*t1.
                          Ну и наконец:
                          (X-Y)*t1= (X+Y)*5*t1 X/Y=1,5
                          Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

                          Комментарий

                          • Leopold 2465
                            Ветеран

                            • 24 February 2020
                            • 4848

                            #388
                            Сообщение от ilya481
                            Я, вот тут, имею что сказать.
                            Понимаете, какая история.
                            Я не знаю требований Ольги, которая выслала задание или тех, кто непосредственно проверяет решение.
                            Но вот я бы такое решение забраковал
                            И в моё время в школе его бы забраковали.
                            Но это я и моё время..
                            А здесь просто поясню причину такого моего мнения.
                            У проверяющего должно сложиться чёткое убеждение, что ученик понимает задачу и при решении опирается на известные аксиомы, соотношения и точное условие.
                            Т. е. в этой задаче должна быть текстовая поясняющая часть и логические выводы, не оставляющие никакого сомнения у проверяющего о знаниях ученика.
                            Да, и здесь важны точные формулировки.

                            Вот смотрите, Серёжа, "в случае бега в разные стороны расстояние между ними увеличивается на X+Y"- это неточно и это ошибка.


                            Расстояние между ними увеличивается на (X+Y)*t, где t- время движения.
                            Или: расстояние между ними увеличивается на X+Y в единицу времени
                            Ну и для разности скоростей то же самое замечание.
                            И это важно для школьника и для проверяющего.
                            При этом, конечно, надо отметить, что t- это время или промежуток времени между .....
                            Т. е. отдельно это записать и не лениться.
                            Да за время я и не думал, если честно говоря... Нет, просто как-то само собою понималось, что время движения для них ОДИНАКОВОЕ, а разные скорости и расстояния.
                            А если одинаковое, то нет смысла о времени и писать, ведь все равно оно сократиться при вычислениях.
                            И я не знаю какие там сейчас требования в 5 классе, но, думаю, что Вы правы: о понимании времени , или единицы времени нужно написать, чтобы было понятно почему в формулах нет времени при моем объяснении.

                            И дальше: "по условию задачи одно от другого отличается в 5 раз"- это тоже неверно.
                            Что в 5 раз отличается?
                            Скорости!
                            Не расстояния, а скорости!
                            Это ведь школьная математика и тут важна точность и скрупулёзность.
                            В данном случае и скорость и расстояние, и количество встреч, поэтому и не оговаривал.
                            Ведь если скорость в пять раз больше, то и расстояние будет в пять раз больше, и встреч соответственно. А когда время равно единице, то скорость равна расстоянию. Другое дело, что в условии ничего не сказано ни о расстоянии, ни о скорости, и мне нужно было объяснить почему я все обобщил, поэтому замечание принимается.

                            Я подумал и над своим решением и понял, что и его надо немного "причесать", что ли.
                            Методологически, так сказать, с ориентацией на школу.

                            И вот я предлагаю вариант.
                            Может быть излишне подробный, но зато понятный для всех.

                            При взаимном перемещении двух тел, когда оба они движутся со своими скоростями (v1, v2), часто, в целях упрощения вычислений, вводят эквивалентную ситуацию, когда одно из тел покоится, а другое движется со скоростью v1+v2 или v1-v2.

                            В нашем случае нам интересно знать или фиксировать промежуток времени между ближайшими встречами зайца и лисы.
                            И в этом случае нам удобно перефразировать (упростить) задачу:

                            Заяц сидит в одной точке на окружности, а лиса бегает по ней, причём, в первом случае со скоростью (x-y), во втором- (x+y).

                            Но в любом случае она пробегает одно расстояние (от встречи до встречи) и это расстояние равно длине окружности!
                            Вот это важно понять сейчас.

                            Но а дальше всё просто.
                            Вспоминаем классическую формулу равномерного движения: s=v*t.
                            Т. е. для нашего случая s1=(X-Y)*t1; s2=(X+Y)*t2.


                            При этом учитываем, что для обоих случаев расстояние одно, время изменилось в 5 раз, вот и приравниваем s1=s2

                            s1=s2; t2=5*t1.
                            Ну и наконец:
                            (X-Y)*t1= (X+Y)*5*t1 X/Y=1,5
                            Да, думаю, что это проще и лучше, чем Ваш первый вариант.
                            "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... "(послание к Ефесянам 4:29)

                            Комментарий

                            • Lia
                              Время работает на нас! )

                              • 22 April 2010
                              • 49053

                              #389
                              - друзья, спасибо ещё раз за такие подробные объяснения, для нас это очень важно!

                              - - - Добавлено - - -

                              Сообщение от ilya481
                              Я, вот тут, имею что сказать.
                              Понимаете, какая история.
                              Я не знаю требований Ольги, которая выслала задание или тех, кто непосредственно проверяет решение.
                              - проверяет непосредственно координатор НИУ ВШЭ


                              У проверяющего должно сложиться чёткое убеждение, что ученик понимает задачу и при решении опирается на известные аксиомы, соотношения и точное условие.
                              Т. е. в этой задаче должна быть текстовая поясняющая часть и логические выводы, не оставляющие никакого сомнения у проверяющего о знаниях ученика.
                              Да, и здесь важны точные формулировки.

                              -все верно, Илья!
                              и нам как раз за неточность формулировок снизили баллы по прошлой олимпиаде, хотя ответы все были в принципе правильные.
                              мнс. кандидат наук... специалист по ядовитым змеям.


                              Задумайся кто ты, а потом рассуждай обо мне.


                              Комментарий

                              • Квинт
                                Ветеран

                                • 07 April 2018
                                • 8327

                                #390
                                ... вы (оба-два) НЕ вынимательно читаете условие задачи ...
                                ... в ней же говорится "Лиса бегает БЫСТРЕЕ (!)" ...
                                ... а у вас (принявших скорость зайца за Х, а лисы - за У) в результате получилось, что Х/У=1.5 ...
                                ... то бишь зайштятинок бежит БЫСТРЕЙ лисы и НЕ она будет обгонять всякий раз его, а НАОБОРОТ!..

                                ... давайте попробуем еще раз: положим скорость зайца равную М (скорость звука), а скорость лисы в два раза больше (2М) ...
                                ... вопрос: с какой скоростью должна НАЧАТЬ бежать лиса в тот самый миг, когда бедный зайштятинок резко повернул и побежал в противуположную сторону?..
                                ... ответ: 10М (а это уже гиперзвук) ...

                                ... и да, одно время гиперзвуковая ракета русских носила рабочее название ЛИСА ...

                                Комментарий

                                Обработка...