Сегодня прочитала на еврейском сайте такую статью:
Можно ли добиться успеха обманом?
Можно ли обманом добиться успеха? спросил я недавно молодых русскоязычных евреев, аудиторию около двухсот человек, среди которых были студенты колледжей, бизнесмены, юристы, врачи.
Мнения разделились. Руки подняли половина присутствующих те, которые посчитали, что человек может добиться успеха обманом.
Итак, в чем опасность лжи?
Полиция может поймать вора? Но ведь ловят не всех. Стыдно будет, если ложь вскроется? А что, если тайное так и не станет явным? Или, может быть лжец, потеряет уважение сам к себе? Впрочем, обманывая других, лжец обманывает себя, начиная верить в собственную ложь...
Трагическим примером самообмана является поведение алкоголика, пишет раввин и доктор психиатрии Авраам Тверский в книге «Living Each day». Попав в больницу, алкоголик страдает и клянется: «Никогда больше не возьму капли в рот!» Жена угрожает ему разводом, босс увольнением, судья тюрьмой или принудительным лечением. Алкоголик плачет и просит жену, босса, судью простить его и не посылать на лечение. Он выучил свой горький урок и уверен, что больше пить не будет. Никогда!
И если наивные люди поверят обещаниям алкоголика, то убедятся, что им грош цена. «Почему он не помнит о страданиях, которые принес ему алкоголь? удивляются они. Даже ребенок, если обжегся, не дотронется до огня, почему же он продолжает пить, несмотря ни на что?»
«Мы не можем привнести в наше сознание воспоминания о страданиях и унижениях, которые пережили совсем недавно, сказано в книге «Анонимные алкоголики», потому мы безоружны перед первой же рюмкой».
Проблема алкоголизма заключается не только в химической зависимости, но и в извращении сознания, нарушении логики, которые, возможно, являются не следствием, а причиной алкоголизма, пишет доктор Тверский в книге «Addictive Thinking». Во всем, что касается выпивки, мозг алкоголика не анализирует факты и приходит к выводам, а действует в обратном порядке. Он хочет пить и убеждает других и себя в том, что ему не нужно лечиться, ведь он не алкоголик, а потому ему можно выпить рюмку. За этой рюмкой следует запой, о неизбежности которого он упрямо не помнит. И чем умнее человек, тем труднее ему, ибо он обманывает себя и других с «большим умом». Лишь немногим удается спасти свою жизнь и вырваться из этого капкана самообмана. Если обман становится частью жизни алкоголика, то преодоление лжи путь к исцелению. Оговорюсь, что алкоголик не принимает сознательного решения обмануть, его обманывает подсознание, и потому он нуждается в профессиональной помощи.
И все же, в некотором приближении, аналогичные механизмы самообмана угрожают не только алкоголикам, но и всем нам, считает рав Тверский. Все мы пытаемся доказать не то, что истинно, а то, что нам «хочется», виним в своих неудачах других, упрямо отказываясь увидеть источник проблем в себе. И все мы упрямо отказываемся меняться...
Тот, кто даже поверхностно знаком с историей Исхода, наверное, удивлялся поведению Фараона. Сначала он отказался отпустить евреев на свободу, но когда Фараону становилось плохо, то он молил Моисея спасти его от очередной казни египетской: «Я отпущу вас, только... молитесь за меня!» (Шмот, 8:24). И как только проблема исчезала, Фараон вновь упрямился, забывая о всех прошлых несчастьях: «Фараон отягчил сердце свое и на этот раз не отпустил народа» (Шмот, 8:28).
В чем причина такого странного поведения Фараона?
Сначала Фараон обманывал евреев, говоря: «Давайте перехитрим их» (Шмот, 1:10). Однако перехитрить человек может лишь себя, объясняет Виленский Гаон. Перехитрив себя, Фараон начал верить в собственную ложь, что привело к разрушению его страны и гибели его войска, когда море сомкнуло над ним свои воды.
Не смейтесь над Фараоном, ибо упрямый и забывчивый Фараон скрывается внутри каждого из нас, впрочем, так же, как правдивый Моисей, который может, если мы захотим, победить обманщика Фараона. Выбор в наших руках.
Итак, как не обмануть себя? Не обманывая других! Обманывая себя, человек теряя контакт с самим собой, со своим сердцем.
Как научиться говорить правду себе? Говоря правду другим!
Ибо лишь тот, кто и в большом и в малом говорит правду другим, удостаивается, как сказано в молитве, «говорить правду в сердце своем».
Можно ли добиться успеха обманом? — Рав Арье (Лев) Кацин
Можно ли добиться успеха обманом?
Можно ли обманом добиться успеха? спросил я недавно молодых русскоязычных евреев, аудиторию около двухсот человек, среди которых были студенты колледжей, бизнесмены, юристы, врачи.
Мнения разделились. Руки подняли половина присутствующих те, которые посчитали, что человек может добиться успеха обманом.
Итак, в чем опасность лжи?
Полиция может поймать вора? Но ведь ловят не всех. Стыдно будет, если ложь вскроется? А что, если тайное так и не станет явным? Или, может быть лжец, потеряет уважение сам к себе? Впрочем, обманывая других, лжец обманывает себя, начиная верить в собственную ложь...
Трагическим примером самообмана является поведение алкоголика, пишет раввин и доктор психиатрии Авраам Тверский в книге «Living Each day». Попав в больницу, алкоголик страдает и клянется: «Никогда больше не возьму капли в рот!» Жена угрожает ему разводом, босс увольнением, судья тюрьмой или принудительным лечением. Алкоголик плачет и просит жену, босса, судью простить его и не посылать на лечение. Он выучил свой горький урок и уверен, что больше пить не будет. Никогда!
И если наивные люди поверят обещаниям алкоголика, то убедятся, что им грош цена. «Почему он не помнит о страданиях, которые принес ему алкоголь? удивляются они. Даже ребенок, если обжегся, не дотронется до огня, почему же он продолжает пить, несмотря ни на что?»
«Мы не можем привнести в наше сознание воспоминания о страданиях и унижениях, которые пережили совсем недавно, сказано в книге «Анонимные алкоголики», потому мы безоружны перед первой же рюмкой».
Проблема алкоголизма заключается не только в химической зависимости, но и в извращении сознания, нарушении логики, которые, возможно, являются не следствием, а причиной алкоголизма, пишет доктор Тверский в книге «Addictive Thinking». Во всем, что касается выпивки, мозг алкоголика не анализирует факты и приходит к выводам, а действует в обратном порядке. Он хочет пить и убеждает других и себя в том, что ему не нужно лечиться, ведь он не алкоголик, а потому ему можно выпить рюмку. За этой рюмкой следует запой, о неизбежности которого он упрямо не помнит. И чем умнее человек, тем труднее ему, ибо он обманывает себя и других с «большим умом». Лишь немногим удается спасти свою жизнь и вырваться из этого капкана самообмана. Если обман становится частью жизни алкоголика, то преодоление лжи путь к исцелению. Оговорюсь, что алкоголик не принимает сознательного решения обмануть, его обманывает подсознание, и потому он нуждается в профессиональной помощи.
И все же, в некотором приближении, аналогичные механизмы самообмана угрожают не только алкоголикам, но и всем нам, считает рав Тверский. Все мы пытаемся доказать не то, что истинно, а то, что нам «хочется», виним в своих неудачах других, упрямо отказываясь увидеть источник проблем в себе. И все мы упрямо отказываемся меняться...
Тот, кто даже поверхностно знаком с историей Исхода, наверное, удивлялся поведению Фараона. Сначала он отказался отпустить евреев на свободу, но когда Фараону становилось плохо, то он молил Моисея спасти его от очередной казни египетской: «Я отпущу вас, только... молитесь за меня!» (Шмот, 8:24). И как только проблема исчезала, Фараон вновь упрямился, забывая о всех прошлых несчастьях: «Фараон отягчил сердце свое и на этот раз не отпустил народа» (Шмот, 8:28).
В чем причина такого странного поведения Фараона?
Сначала Фараон обманывал евреев, говоря: «Давайте перехитрим их» (Шмот, 1:10). Однако перехитрить человек может лишь себя, объясняет Виленский Гаон. Перехитрив себя, Фараон начал верить в собственную ложь, что привело к разрушению его страны и гибели его войска, когда море сомкнуло над ним свои воды.
Не смейтесь над Фараоном, ибо упрямый и забывчивый Фараон скрывается внутри каждого из нас, впрочем, так же, как правдивый Моисей, который может, если мы захотим, победить обманщика Фараона. Выбор в наших руках.
Итак, как не обмануть себя? Не обманывая других! Обманывая себя, человек теряя контакт с самим собой, со своим сердцем.
Как научиться говорить правду себе? Говоря правду другим!
Ибо лишь тот, кто и в большом и в малом говорит правду другим, удостаивается, как сказано в молитве, «говорить правду в сердце своем».
Можно ли добиться успеха обманом? — Рав Арье (Лев) Кацин
Комментарий