Протестная экзегеза текста 1 Фесс 4:13-18, как чуждой Павлу традиции.
Я разместил этот пост в своей теме по вопросу о воскресении
Подумав, решил вывести ее в отдельную тему. Я критически отношусь к этому тексту.
1 Фес 4:13 Но мы не хотим, чтобы ВЫ ОСТАВАЛИСЬ В НЕВЕДЕНИИ, братья, ОБ УМЕРШИХ, дабы вы не были В ПЕЧАЛИ, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и УСОПШИХ Бог приведёт чрез Иисуса с Ним.
15 Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь НЕ ОПЕРЕДИМ усопших,
16 потому что Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут ПРЕЖДЕ;
17 затем мы живые, оставшиеся, ВМЕСТЕ С НИМИ восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и ТАК всегда с Господом будем:
18 поэтому утешайте друг друга словами этими.
В этой картине адресаты пребывают в печали о тех, кто не дождался пришествия Христа, потому что умер. Казалось бы, о чем печалиться, разве умершие не пребывают уже со Христом в Царствии не от мира сего? Разве не так считает сам апостол согласно 2 кор 5, где после выселения из тела происходит водворение у Господа? Разве после выселения из этой хижины не происходит вселение в жилище с неба, или после снятия ветхих одежд плоти нет облачения в новые? И если Павел говорит что ефесяне и колосяне, находясь еще на земле, тем не менее уже воскресли со Христом, оживотворены и посажены на небесах, то как же после смерти они оказываются не на небесах с Ним согласно 1 фес 4:13-17? Почему Христос здесь приходит с небес Один, а не с ними, как в 1 Фесс 3:13? По 4:13-17 получается, что мертвые не на небесах, а еще на земле и спят во прахе, ожидая пробуждения при пришествии Христа с неба. Но в чем же адресаты ''остаются в неведении об умерших'', ''как прочие'', и пребывают о них ''в печали''? Оказывается, что они переживают об умерших просто относительно какого-то порядка событий при пришествии Христа! Ведь утешение пребывающих в печали состоит в некоем ''слове Господнем'', согласно которому живые на земле ''НЕ ОПЕРЕДЯТ умерших''. Прежде, чем они встретятся со Христом, мертвые будут воскрешены и только тогда ''мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух''. Получается, что прежде чем произойдет встреча всех святых со Христом в воздухе, предварительно должна произойти некая утешительная встреча воскресших из мертвых святых с живыми святыми, которые вообще не пережили смерти. Ведь это утешительное ''не опередим умерших'' говорит не о том, что мервые, воскреснув, опередят живых и первыми встретятся со Христом. Нет, ''мы живые, оставшиеся, ВМЕСТЕ С НИМИ восхищены будем на облаках ДЛЯ ВСТРЕЧИ с Господом в воздух''. Остается увидеть это ''утешение'' только во встрече воскресших святых с живыми святыми еще на земле. А Христос это время будет, видимо зависать ''в воздухе, на облаках'', наблюдая эту умилительную встречу всех святых друг с другом. И только потом уже всех, воскресших и живых, Он восхитит к Себе в воздух. Не странное ли это ''утешение''?
Впрочем, странность и надуманность такого ''утешения'' вполне соответствует странности и надуманности и той ''печали'', в которой пребывают адресаты. Ведь вся надуманность мотивирована здесь иудейским недопущением, чтобы умершие святые вдруг оказались бы на небесах и приходили бы уже оттуда вместе со Христом за святыми на земле. Автору просто необходимо, чтобы все соответствовало иудейским чаяниям о воскресении именно телесном. А потому и мертвым не положено переходить в небеса после смерти, а положено покорно ожидать этого воскресения, пребывая в прахе и/или во сне. Но продолжим.
А вот в чем же, интересно, это утешение потеряло бы свою силу, если бы, например, поменялся порядок этих встреч? Согласно Павловым представлениям во 2 кор 5, Филип 1:21-23 , 1 Фесс 3:11-13 святые после смерти оказываются не во сне, и не во прахе, а на небесах, и оттуда вместе приходят вместе со Христом в пришествии Его за оставшимися живыми. Христос восхищает этих живых, совлекая их с плотяных одежд, оставив ''трупы'' их тел ''орлам'' и ''стервятникам''. И тогда эти восхищенные и встречаются на небесах и со Христом и со святыми Его.
Что здесь такого менее утешительного и почему это может быть более печальным? Уж не потому ли, что у этих святых нет их любимых плотяных тел?

Возможна ли при такой картине вообще какая то печаль об умерших святых, и особенно о том, что живые как-то опередят умерших? А то, что живые не опередят умерших разве при такой картине может служить хоть каким-то утешением? Как могла возникнуть вообще такая печаль у адресатов об умерших, связанная с каким-то опережением живыми их в чем бы то ни было? При чем тут вообще это опережение? Разве нельзя на все это просто воскликнуть: ''опередим ли, не опередим ли, все там встретимся''? Видимо не мог автор так понимать, потому что ему весьма важно сохранить картину, когда умершие воскресают на земле в последний день, когда спящие во прахе пробуждаются и восстают в своих телах. Ведь ему не достаточно, чтобы ''в пришествие Господа нашего Иисуса'' у святых были сохранены ''неукоризненными в святости пред Богом и Отцом нашим'' только лишь ''СЕРДЦА'' святых! (1Фесс 3:13). Автору позарез во что бы то ни стало нужно, чтобы ''Сам Бог мира освятил'' бы святых ''ВСЕЦЕЛО'', так чтобы не менее как ''ВСЕ ЕСТЕСТВО, - ДУХ, ДУША И ТЕЛО'' были бы ''безупречно соблюдены в пришествие Господа нашего Иисуса Христа''! А для этого умершим до пришествия Христа полагается смирно лежать в земле трупами и ожидать своего пробуждения именно там, и уж, конечно же никак не полагается им сразу после смерти никакой встречи со Христом на небесах прежде пришествия Господня. То есть вся надежда автора направлена не на ожидание здесь совлечения с ветхих одежд плоти, выходом из тела и водворением у Господа, но именно чтобы прежде всего этого умершие святые воскресли бы в своих телах и в них же и восхищены были бы на небеса, как и оставшиеся живые сохранили бы все свое естество, дух душу и ТЕЛО, здесь безупречными и святыми, и только в таком своем трехипостасном состоянии и были бы восхищены на небеса.
Небеса? Я сказал ''на небеса''? Я явно промахнулся! Ибо не ''на небеса'' воскресшие и живые восхищаются, а почему-то только ''в воздух, на облака'', и там и ''так всегда с Господом будут''. ''А разве эти ''воздух'' и ''облака'' не есть ''небеса''?'' - спросит кто-нибудь. Давайте проверим автора:
''Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, СОЙДЕТ С НЕБА''. Куда же Он сойдет? На землю? Нет, ведь восхищение и встреча святых с Ним произойдет ''в воздухе'' и ''на облаках'', а не на земле. Получается, что Он сойдет ''с неба'' в этот наш ''воздух'' и в эти над нами ''облака''. Да и сошествие Его с неба будет одиноким, при ''призывном кличе'', ''гласе Архангела'' и ''трубе Божией'', которые, надо полагать будут звучать ''с неба''.Итак рассмотрим картинку:
1. Христос сходит с неба, но не на землю, зависает между землей и небом ''в воздухе'', ''на облаках''.
2. Трубит ''труба Божия'', гласит ''глас Архангела'', раздается ''призывной клич''.
3. На земле мертвые святые послушно призыву воскресают в своих телах и встречаются с живыми святыми. Христос наблюдает ''в воздухе, на облаках''.
4. Происходит наконец-то восхищение всех: и восставших трупов, и просто живых святых в полном составе, вместе с их телами, душами, духами и сердцами.
5. Восхищение происходит ''в воздух'', ко Христу на облаках. Долгожданная встреча со Христом происходит не на небе, а ''в воздухе'', ''на облаках''.
6. Ну хорошо, встретились, возрадовались, дальше что? Должно же быть отшествие в небо, с которого Христос и сошел. А вот нет вам! Все остаются там, между небом и землей, в некоей середине. Все зевисают в этом воздухе и на облаках - и Христос, и святые. ''Восхищены будем НА ОБЛАКАХ для встречи с Господом В ВОЗДУХ, и ТАК ВСЕГДА с Господом БУДЕМ''.
И Христос, и святые у автора остаются ''в воздухе'', ''на облаках'', между небом и землей, в этом месте середины навсегда. Почему же автор не возвращает Христа со всем Его ''урожаем'' этих телесно-душевно-плотских святых в небо, с которого Он и сошел за этим урожаем? Нелегко понять это мне, но я подозреваю, что еще меньше понимал эту свою ошибку и сам автор. А если понимал, то может как-то не хотел расставаться с этой землей? Может он еще не решил для себя этот вопрос: как же быть с землей?
Как бы то ни было, а на небо он, если и хотел,то только вместе с этим телом. Ему важно, чтобы эта хижина была таки воскрешена и тоже попала на небо. Видел ли он какое-то преображение или изменение этого тела при воскресении из мертвых? Никак. Они воскресают в своих же прежних телах, которые, надо полагать, блюли еще при жизни в святости. А живые? Будут ли их тела ''изменены'' согласно 1 Кор 15? Нет, потому что эти тела итак ''весьма хороши'', а нужно только, чтобы ''Сам Бог мира'' лишь ''ОСВЯТИЛ'' бы святых ''ВСЕЦЕЛО'', освятил бы ''ВСЕ ЕСТЕСТВО'', - ДУХ, ДУШУ И ТЕЛО''. Причем освящение это должно уже произойти до пришествия. Достаточно того, чтобы все это богатство было бы лишь ''безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа'', Который и восхитит все это ''в воздух'' в таком соблюденном и освященном состоянии.
Нет у автора 1 Фесс 4: 13-17 никакого стенания или воздыхания по небесному духовному телу, как нет и никакого томления под бременем этого ''весьма хорошего'' для него тела. Он скорее сам пребывает в сожалении, что это тело должно пережить смерть, что однажды эта прекрасная хижина будет разрушена, что с этих ветхих одежд плоти придется совлечься. Он не хочет этого расставания с телом. И даже не видит его и не понимает никакого расставания, выхода из тела, совлечения, переселения. Нет. Он ляжет духом в могилу вместе с телом, просто уснет, чтобы дождаться воскресения этой ''велелепной, святой красоты''. И не надо ему другого тела, будь то духовного, небесного. Не надо ему и преображенного, измененного тела. Ему достаточно такого, какое оно есть, только нужно сохранить его в святости, не осквернить его, нужно соблюсти его до смерти или пришествия, и все будет вуаля. Его конь по врскресении снова навеки будет с ним таким, какой он был, но только не на небесах, а ''в воздухе''.
Мой вывод: картина 2 кор 5, невозможна для автора 1Фес 4:13-17, как и наоборот. Квадрат 1 Фесс 4:13-17 никак не впихивается в круг 2 кор 5. Плоть автора 1 Фесс 4:13-17 никак не проходит через игольное ушко 2 Кор 5.
Любая ваша критика, господа, приветствуется. Можно практически критиковать абсолютно любыми средствами! Можно даже просто топтаться здесь без всяких аргументов по теме и уж тем более каких-то там ''мыслей''. Но я оставляю возможность пояаления и такого чуда, которое принято называть ''конструктивной критикой''.
Я разместил этот пост в своей теме по вопросу о воскресении
Подумав, решил вывести ее в отдельную тему. Я критически отношусь к этому тексту.
1 Фес 4:13 Но мы не хотим, чтобы ВЫ ОСТАВАЛИСЬ В НЕВЕДЕНИИ, братья, ОБ УМЕРШИХ, дабы вы не были В ПЕЧАЛИ, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и УСОПШИХ Бог приведёт чрез Иисуса с Ним.
15 Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь НЕ ОПЕРЕДИМ усопших,
16 потому что Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут ПРЕЖДЕ;
17 затем мы живые, оставшиеся, ВМЕСТЕ С НИМИ восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и ТАК всегда с Господом будем:
18 поэтому утешайте друг друга словами этими.
В этой картине адресаты пребывают в печали о тех, кто не дождался пришествия Христа, потому что умер. Казалось бы, о чем печалиться, разве умершие не пребывают уже со Христом в Царствии не от мира сего? Разве не так считает сам апостол согласно 2 кор 5, где после выселения из тела происходит водворение у Господа? Разве после выселения из этой хижины не происходит вселение в жилище с неба, или после снятия ветхих одежд плоти нет облачения в новые? И если Павел говорит что ефесяне и колосяне, находясь еще на земле, тем не менее уже воскресли со Христом, оживотворены и посажены на небесах, то как же после смерти они оказываются не на небесах с Ним согласно 1 фес 4:13-17? Почему Христос здесь приходит с небес Один, а не с ними, как в 1 Фесс 3:13? По 4:13-17 получается, что мертвые не на небесах, а еще на земле и спят во прахе, ожидая пробуждения при пришествии Христа с неба. Но в чем же адресаты ''остаются в неведении об умерших'', ''как прочие'', и пребывают о них ''в печали''? Оказывается, что они переживают об умерших просто относительно какого-то порядка событий при пришествии Христа! Ведь утешение пребывающих в печали состоит в некоем ''слове Господнем'', согласно которому живые на земле ''НЕ ОПЕРЕДЯТ умерших''. Прежде, чем они встретятся со Христом, мертвые будут воскрешены и только тогда ''мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух''. Получается, что прежде чем произойдет встреча всех святых со Христом в воздухе, предварительно должна произойти некая утешительная встреча воскресших из мертвых святых с живыми святыми, которые вообще не пережили смерти. Ведь это утешительное ''не опередим умерших'' говорит не о том, что мервые, воскреснув, опередят живых и первыми встретятся со Христом. Нет, ''мы живые, оставшиеся, ВМЕСТЕ С НИМИ восхищены будем на облаках ДЛЯ ВСТРЕЧИ с Господом в воздух''. Остается увидеть это ''утешение'' только во встрече воскресших святых с живыми святыми еще на земле. А Христос это время будет, видимо зависать ''в воздухе, на облаках'', наблюдая эту умилительную встречу всех святых друг с другом. И только потом уже всех, воскресших и живых, Он восхитит к Себе в воздух. Не странное ли это ''утешение''?

А вот в чем же, интересно, это утешение потеряло бы свою силу, если бы, например, поменялся порядок этих встреч? Согласно Павловым представлениям во 2 кор 5, Филип 1:21-23 , 1 Фесс 3:11-13 святые после смерти оказываются не во сне, и не во прахе, а на небесах, и оттуда вместе приходят вместе со Христом в пришествии Его за оставшимися живыми. Христос восхищает этих живых, совлекая их с плотяных одежд, оставив ''трупы'' их тел ''орлам'' и ''стервятникам''. И тогда эти восхищенные и встречаются на небесах и со Христом и со святыми Его.
Что здесь такого менее утешительного и почему это может быть более печальным? Уж не потому ли, что у этих святых нет их любимых плотяных тел?

Возможна ли при такой картине вообще какая то печаль об умерших святых, и особенно о том, что живые как-то опередят умерших? А то, что живые не опередят умерших разве при такой картине может служить хоть каким-то утешением? Как могла возникнуть вообще такая печаль у адресатов об умерших, связанная с каким-то опережением живыми их в чем бы то ни было? При чем тут вообще это опережение? Разве нельзя на все это просто воскликнуть: ''опередим ли, не опередим ли, все там встретимся''? Видимо не мог автор так понимать, потому что ему весьма важно сохранить картину, когда умершие воскресают на земле в последний день, когда спящие во прахе пробуждаются и восстают в своих телах. Ведь ему не достаточно, чтобы ''в пришествие Господа нашего Иисуса'' у святых были сохранены ''неукоризненными в святости пред Богом и Отцом нашим'' только лишь ''СЕРДЦА'' святых! (1Фесс 3:13). Автору позарез во что бы то ни стало нужно, чтобы ''Сам Бог мира освятил'' бы святых ''ВСЕЦЕЛО'', так чтобы не менее как ''ВСЕ ЕСТЕСТВО, - ДУХ, ДУША И ТЕЛО'' были бы ''безупречно соблюдены в пришествие Господа нашего Иисуса Христа''! А для этого умершим до пришествия Христа полагается смирно лежать в земле трупами и ожидать своего пробуждения именно там, и уж, конечно же никак не полагается им сразу после смерти никакой встречи со Христом на небесах прежде пришествия Господня. То есть вся надежда автора направлена не на ожидание здесь совлечения с ветхих одежд плоти, выходом из тела и водворением у Господа, но именно чтобы прежде всего этого умершие святые воскресли бы в своих телах и в них же и восхищены были бы на небеса, как и оставшиеся живые сохранили бы все свое естество, дух душу и ТЕЛО, здесь безупречными и святыми, и только в таком своем трехипостасном состоянии и были бы восхищены на небеса.
Небеса? Я сказал ''на небеса''? Я явно промахнулся! Ибо не ''на небеса'' воскресшие и живые восхищаются, а почему-то только ''в воздух, на облака'', и там и ''так всегда с Господом будут''. ''А разве эти ''воздух'' и ''облака'' не есть ''небеса''?'' - спросит кто-нибудь. Давайте проверим автора:
''Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, СОЙДЕТ С НЕБА''. Куда же Он сойдет? На землю? Нет, ведь восхищение и встреча святых с Ним произойдет ''в воздухе'' и ''на облаках'', а не на земле. Получается, что Он сойдет ''с неба'' в этот наш ''воздух'' и в эти над нами ''облака''. Да и сошествие Его с неба будет одиноким, при ''призывном кличе'', ''гласе Архангела'' и ''трубе Божией'', которые, надо полагать будут звучать ''с неба''.Итак рассмотрим картинку:
1. Христос сходит с неба, но не на землю, зависает между землей и небом ''в воздухе'', ''на облаках''.
2. Трубит ''труба Божия'', гласит ''глас Архангела'', раздается ''призывной клич''.
3. На земле мертвые святые послушно призыву воскресают в своих телах и встречаются с живыми святыми. Христос наблюдает ''в воздухе, на облаках''.
4. Происходит наконец-то восхищение всех: и восставших трупов, и просто живых святых в полном составе, вместе с их телами, душами, духами и сердцами.
5. Восхищение происходит ''в воздух'', ко Христу на облаках. Долгожданная встреча со Христом происходит не на небе, а ''в воздухе'', ''на облаках''.
6. Ну хорошо, встретились, возрадовались, дальше что? Должно же быть отшествие в небо, с которого Христос и сошел. А вот нет вам! Все остаются там, между небом и землей, в некоей середине. Все зевисают в этом воздухе и на облаках - и Христос, и святые. ''Восхищены будем НА ОБЛАКАХ для встречи с Господом В ВОЗДУХ, и ТАК ВСЕГДА с Господом БУДЕМ''.
И Христос, и святые у автора остаются ''в воздухе'', ''на облаках'', между небом и землей, в этом месте середины навсегда. Почему же автор не возвращает Христа со всем Его ''урожаем'' этих телесно-душевно-плотских святых в небо, с которого Он и сошел за этим урожаем? Нелегко понять это мне, но я подозреваю, что еще меньше понимал эту свою ошибку и сам автор. А если понимал, то может как-то не хотел расставаться с этой землей? Может он еще не решил для себя этот вопрос: как же быть с землей?
Как бы то ни было, а на небо он, если и хотел,то только вместе с этим телом. Ему важно, чтобы эта хижина была таки воскрешена и тоже попала на небо. Видел ли он какое-то преображение или изменение этого тела при воскресении из мертвых? Никак. Они воскресают в своих же прежних телах, которые, надо полагать, блюли еще при жизни в святости. А живые? Будут ли их тела ''изменены'' согласно 1 Кор 15? Нет, потому что эти тела итак ''весьма хороши'', а нужно только, чтобы ''Сам Бог мира'' лишь ''ОСВЯТИЛ'' бы святых ''ВСЕЦЕЛО'', освятил бы ''ВСЕ ЕСТЕСТВО'', - ДУХ, ДУШУ И ТЕЛО''. Причем освящение это должно уже произойти до пришествия. Достаточно того, чтобы все это богатство было бы лишь ''безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа'', Который и восхитит все это ''в воздух'' в таком соблюденном и освященном состоянии.
Нет у автора 1 Фесс 4: 13-17 никакого стенания или воздыхания по небесному духовному телу, как нет и никакого томления под бременем этого ''весьма хорошего'' для него тела. Он скорее сам пребывает в сожалении, что это тело должно пережить смерть, что однажды эта прекрасная хижина будет разрушена, что с этих ветхих одежд плоти придется совлечься. Он не хочет этого расставания с телом. И даже не видит его и не понимает никакого расставания, выхода из тела, совлечения, переселения. Нет. Он ляжет духом в могилу вместе с телом, просто уснет, чтобы дождаться воскресения этой ''велелепной, святой красоты''. И не надо ему другого тела, будь то духовного, небесного. Не надо ему и преображенного, измененного тела. Ему достаточно такого, какое оно есть, только нужно сохранить его в святости, не осквернить его, нужно соблюсти его до смерти или пришествия, и все будет вуаля. Его конь по врскресении снова навеки будет с ним таким, какой он был, но только не на небесах, а ''в воздухе''.
Мой вывод: картина 2 кор 5, невозможна для автора 1Фес 4:13-17, как и наоборот. Квадрат 1 Фесс 4:13-17 никак не впихивается в круг 2 кор 5. Плоть автора 1 Фесс 4:13-17 никак не проходит через игольное ушко 2 Кор 5.
Любая ваша критика, господа, приветствуется. Можно практически критиковать абсолютно любыми средствами! Можно даже просто топтаться здесь без всяких аргументов по теме и уж тем более каких-то там ''мыслей''. Но я оставляю возможность пояаления и такого чуда, которое принято называть ''конструктивной критикой''.

Комментарий