Является ли теология наукой?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • ~Chess~
    автор проекта 5vo.ru

    • 07 May 2004
    • 5273

    #1

    Является ли теология наукой?

    Является ли теология наукой? Проект "5 вопросов" попросил ответить на этот вопрос Кифа Стенглина - преподавателя Высшей Школы Теологии г.Остин (Техас, США).
    Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы называем наукой. Традиционное определение этого слова включает в себя изучение, в том числе, и того, что находится за пределами эмпирического опыта, - например, математических концепций. Если мы принимаем за "настоящие" только естественные науки, то исключаем из этой области труды Сократа и других философов.
    Научный и богословский методы во многом аналогичны друг другу. Оба они пытаются объяснить явления с помощью моделей и гипотез, которые затем проверяются и становятся основой для других гипотез и теорий. Теология основана на предположении, что бог реален и познаваем. В области естественных наук мы также принимаем за истину то, что недоказуемо и может оказаться ложным. Насколько мы знаем из истории, именно теология наряду с философией вдохновляли то, что мы сегодня считаем наукой как поиском большего знания о Вселенной.
    Естественные науки хорошо справляются с изучением осязаемых предметов, но они не отвечают на вопрос "почему?" и не являются средством для объяснения всего. Они оставляют необъясненными такие элементы как сознание, умственные процессы, намерения, волю, нравственность, добро, чувства прекрасного и священного.
    Теология имеет дело с другим набором вопросов - не таких, которые ставят перед собой естественные науки. Если мы решим, что теологии не место в университетах и научных дискурсах, то будем вынуждены сделать то же самое с рядом других академических дисциплин, и от этого мы все только проиграем.


    - - - Добавлено - - -

    Лично у меня пока не сложилось четкой позиции по данному вопросу. С одной стороны, я сам два года изучал теологию в Институте, и если она не является наукой, то чем я тогда вообще там занимался и почему всё было так сложно: все эти зачеты, доклады, курсовые, эссе и экзамены. С другой, я, конечно, вижу разницу между теологией и естественно-научными дисциплинами и не могу сказать, что теологи добавляют что-то в копилку эмпирических знаний о Вселенной. В этой связи, мне стало интересно, что Киф Стенглин имел в виду, говоря что в рамках богословского метода познания предлагаемые модели и гипотезы проверяются.


    В комментариях под видео на Youtube совершенно справедливо отметили, что позиция профессионального теолога по этому вопросу может быть предвзятой. Но мне показалось важным узнать мнение человека, который занимается теологией непосредственно и знает ее изнутри, а значит не будет использовать в своем ответе аргументы странные и примитивные, как это нередко можно встретить в подобных дискуссиях.


    Итак, является ли теология наукой? Что вы думаете на этот счет?
    36
    Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.
  • SFJC
    Участник

    • 12 May 2018
    • 476

    #2
    Для мудрых и разумных, вероятно.
    Слово "неразумный" сейчас употребляется в неверном значении. Поскольку получается богохульство: человек с болезнями нервной системы в момент смерти ни о чём не думает.
    удалить аккаунт

    Комментарий

    • piroma
      👁️

      • 13 January 2013
      • 47980

      #3
      Сообщение от ~Chess~
      Является ли теология наукой? Проект "5 вопросов" попросил ответить на этот вопрос Кифа Стенглина - преподавателя Высшей Школы Теологии г.Остин (Техас, США).




      - - - Добавлено - - -

      Лично у меня пока не сложилось четкой позиции по данному вопросу. С одной стороны, я сам два года изучал теологию в Институте, и если она не является наукой, то чем я тогда вообще там занимался и почему всё было так сложно: все эти зачеты, доклады, курсовые, эссе и экзамены. С другой, я, конечно, вижу разницу между теологией и естественно-научными дисциплинами и не могу сказать, что теологи добавляют что-то в копилку эмпирических знаний о Вселенной. В этой связи, мне стало интересно, что Киф Стенглин имел в виду, говоря что в рамках богословского метода познания предлагаемые модели и гипотезы проверяются.


      В комментариях под видео на Youtube совершенно справедливо отметили, что позиция профессионального теолога по этому вопросу может быть предвзятой. Но мне показалось важным узнать мнение человека, который занимается теологией непосредственно и знает ее изнутри, а значит не будет использовать в своем ответе аргументы странные и примитивные, как это нередко можно встретить в подобных дискуссиях.


      Итак, является ли теология наукой? Что вы думаете на этот счет?
      то что существует - нет
      ибо не поняли писания и создали под себя и для себя искаженную

      писания содержат теологию и точную -она выше науки
      потому духовная телогия в писании сверх наука - или если хотите - наука наук

      точнее это все называется мудрость
      мудрость мира сего - безумие - в том числе и теология созданная человеком

      и есть только одна мудрость Божия -духовная и сокровенная -это не только наука - это все - наука преобразующая существующее

      потому мудрость есть наука и технология вместе
      а не просто теоретический материал без проложений


      -------
      теология - представление человека грешного о Боге святом и безгрешном -весьма ложная наука
      *****

      Комментарий

      • pavel murov
        Ветеран

        • 05 June 2016
        • 3441

        #4
        Науки делят традиционно по двум основаниям: предмету (что изучается?) и методу (как и зачем/почему изучается?).

        По предмету можно выделить четыре категории наук:
        а) естественные науки (условно изучают окружающий человека мир/реальность или то, что в объект-субъектной философии называют "первая природа", так что если бы какой-нибудь бог или боги существовали, то соответствующими вопросами должны были бы заниматься какие-то естественные науки, может даже те, которых сейчас не существует);
        б) гуманитарные и социальные науки (условно изучают человека, его культуру и общество);
        в) формальные, абстрактные науки и иные сходные науки (условно изучают любые формальные (логически непротиворечивые) или вообще любые абстрактные системы соответственно);
        г) прикладные (практические) и технические науки, плюс междисциплинарные исследования, плюс неклассифицированные науки.
        Это деление носит умеренно жесткий характер и, как следствие, обычно не оспаривается.

        По методу обычно выделяют четыре вида наук:
        а) точные науки (используют классический scientific method в узком понимании, либо методологию, связанную с формальной (логической) непротиворечивостью - так называемая "аксиоматическая методология");
        б) описательные науки (используют описательную методологию);
        в) интерпретационные науки (используют интерпретацию в качестве метода научного познания);
        г) науки, использующие различные абстрактные методологии, полуметодологии и не использующие методологию в классическом смысле вовсе.

        Это деление не носит жесткого характера, так как обычно практически любая конкретная наука использует и методы точных наук, и методы описательных наук, и методы интепретационных наук, но в значительно разных соотношениях.

        При этом надо стараться не забывать, что любая абстрактная или формальная наука, в частности теория систем, философия (насколько она вообще может считаться наукой), да и математика, пожалуй, в каком-то плане тоже, в немалой степени лишь интеллектуальная игра и наукой, на мой взгляд, она может считаться ровно настолько, насколько прямо или косвенно имеет практическое применение для понимания реальности. А иначе можно скатиться легко до раздачи статуса науки покемонологии и прочей астрологии-гомеопатии-теологии.

        Касательно теологии. Сыр-бор здесь преимущественно в РФ и связан он с двумя процессами: коррупцией (есть люди, которые хотят навариться сделать деньги на том, чтобы признать теологию наукой в контексте деятельности ВАК и Минобрнауки) и общей социально-культурной деградацией российского общества. Если посмотреть, что предлагает понимать формально под теологией Минобрнауки, то мы увидим едва ли не компиляцию теоретического религиоведения (religious studies), философии религии (включая философскую (естественную) теологию), истории, социологии и культурологии религии. Если же посмотреть, что реально пропихивается в российскую научную бюрократию, то увидим очередной инструмент по распилу финансовых ресурсов и проникновение в эту самую научную бюрократию общих тенденций умеренно идущей архаизации общества с постепенным сопутствующим усилением религиозного фундаментализма и некоторых сходных идеологических течений. Результат этих двух тенденций налицо: уже умудрились защитить диссертацию по теологии, где на полном серьезе рассказывают про "личностный опыт веры" как метод научного познания, что впрочем не далеко ушло от диссертации господина Мединского с его "Взвешивание на весах национальных интересов России создает абсолютный стандарт истинности и достоверности исторического труда".

        По поводу теологии по существу. Имеется такая область знания, как философская (естественная) теология, которая иногда считается самостоятельной философской дисциплиной, иногда разделом философии религии или даже метафизики в старом понимании (до того как одна из волн позитивизма разгромила метафизику, метафизика стала синонимом термина "онтология" и появилась аналитическая философия), но важнее то, что она в некоторых своих аспектах довольно близка к тому, чтобы считаться научной дисциплиной. В принципе философская (естественная) теология занимается беспристрастным анализом проблематики существования сверхъестественного и неестественного (в философском понимании), и в частности вопросом возможности существования бога/богов, а также некоторыми другими вопросами: к примеру, анализом методологического атеизма. Проблема лишь в том, что она и так является реальной философской дисциплиной, что, к примеру, находит отражение в номенклатуре областей науки и техники ЮНЕСКО (код 7203.04, хотя здесь она и рассматривается как синоним философии религии и как фактически еще и один из разделов религиоведения) и поэтому ни в каком дополнительном признании она не нуждается (а значит и деньги на этом пилить не получится). Кроме того, философская (естественная) теология по большей части исчерпала себя к 1950-1960ым годам, когда в итоге так и не было обнаружено чего-либо сверхъестественного или неестественного, а этот вывод категорически не устраивает различные религиозные и конфессиональные течения.

        Теология же конкретных религиозных и конфессиональных течений, конечно, наукой/науками не является, также как не являются науками астрология, хиромантия или гомеопатия.

        Комментарий

        • Инопланетянка
          Встретимся в Диснейленде

          • 05 May 2017
          • 7548

          #5
          Нет, не является. Не подпадает под критерии.
          Марсиане мои друзья

          Комментарий

          • Сергей Доця
            Отключен

            • 10 December 2012
            • 5883

            #6
            Сообщение от ~Chess~
            Является ли теология наукой? Проект
            Ну конечно является.
            Теология не рассматривает доказательства существования Бога, а объединяет в себе именно научные методы в систематизации и осмысления всей имеющейся информации религиозного характера из различных источников. Это в первую очередь история религии, религиозное наследие, религиозные памятники, Писания, предания. То есть, предметом изучения теологии является не Сам Бог, а Слово о Нём, памятники религиозной культуры и тому подобное, что вполне поддаётся научному методу и это всё весьма реально и рационально.

            Комментарий

            • Pustovetov
              Ветеран

              • 09 May 2016
              • 4758

              #7
              Сообщение от ~Chess~
              Является ли теология наукой? Проект "5 вопросов" попросил ответить на этот вопрос Кифа Стенглина - преподавателя Высшей Школы Теологии г.Остин (Техас, США).
              Ну спросили жулика о "вы случайно не жулик?" Он естественно ответил, что нет, как можно то...
              Лично у меня пока не сложилось четкой позиции по данному вопросу. С одной стороны, я сам два года изучал теологию в Институте, и если она не является наукой, то чем я тогда вообще там занимался и почему всё было так сложно: все эти зачеты, доклады, курсовые, эссе и экзамены.
              Занимались чем угодно, только не наукой. Вы лучше спросите себя зачем вы этим маразмом два года занимались.
              С другой, я, конечно, вижу разницу между теологией и естественно-научными дисциплинами и не могу сказать, что теологи добавляют что-то в копилку эмпирических знаний о Вселенной.
              Кроме естественных есть и другие научные дисциплины. Теология и к ним не имеет никакого отношения.
              В этой связи, мне стало интересно, что Киф Стенглин имел в виду, говоря что в рамках богословского метода познания предлагаемые модели и гипотезы проверяются.
              Ничего естественно он не имел в виду. Просто нужно брехуну что-то набрехать вот он и брешет.

              - - - Добавлено - - -

              Сообщение от Сергей Доця
              Теология не рассматривает доказательства существования Бога, а объединяет в себе именно научные методы в систематизации и осмысления всей имеющейся информации религиозного характера из различных источников.
              Теологию по определению этим заниматься не может. А занимается этим всякие там истории и религиоведения.

              Комментарий

              • pavel murov
                Ветеран

                • 05 June 2016
                • 3441

                #8
                Сообщение от Сергей Доця
                Теология не рассматривает доказательства существования Бога
                Философская теология как часть философии религии - вполне. В отличие от теологии конкретных религиозных и конфессиональных направлений.

                Сообщение от Сергей Доця
                Ну конечно является.
                ...
                а объединяет в себе именно научные методы в систематизации и осмысления всей имеющейся информации религиозного характера из различных источников. Это в первую очередь история религии, религиозное наследие, религиозные памятники, Писания, предания. То есть, предметом изучения теологии является не Сам Бог, а Слово о Нём, памятники религиозной культуры и тому подобное, что вполне поддаётся научному методу и это всё весьма реально и рационально.
                В таком понимании теология ничем не отличается от культурологического и социального религиоведения, а также истории религии. В современном мире в большинстве стран именно так теология и понимается и только в силу этого некоторые вузы сохраняют у себя теологические факультеты, которые фактически занимаются религиоведением, философией и кучей прикладных вещей, таких как изучение древних языков и археологии.

                Комментарий

                • baptist2016
                  Ветеран

                  • 11 May 2016
                  • 33603

                  #9
                  ТеоЛогия - наука о Боге. Что здесь неясно? Этимология слова дает четкий и окончательный ответ.
                  "папа римский ... назвал Украину лабораторией экуменизму"(с) с. шевчук / Сегодня День Реформации! / рождество без Иисуса или когда же Он родился??? / Земля и Солнце: что вокруг чего крутится? Ваши аргументы!

                  Комментарий

                  • pavel murov
                    Ветеран

                    • 05 June 2016
                    • 3441

                    #10
                    Ну тогда покемонология - тоже наука, так как ПокемоноЛогия - наука о покемонах. Что здесь неясно? Этимология слова дает четкий и окончательный ответ.

                    Комментарий

                    • Сергей Доця
                      Отключен

                      • 10 December 2012
                      • 5883

                      #11
                      Сообщение от Pustovetov

                      Теологию по определению этим заниматься не может. А занимается этим всякие там истории и религиоведения.
                      Думаю, что не совсем так. Теология просто рассматривает религиоведение и её предмет, как источник знания о Боге, а не как историю самой религии.
                      С другой стороны, конечно имеет выраженный исключительный характер, придающий важность и истинность именно какой-то религии, рассматривается с позиции принадлежности в какой-то одной системы знаний о Боге, но не исключает научные исследования всех источников информации (древние рукописи, пергаменты, письма, предания и другое).

                      Философская теология как часть философии религии - вполне. В отличие от теологии конкретных религиозных и конфессиональных направлений.
                      Да, скорее, никакие конкретные религиозные и конфессиональные направления не доказывают существование Бога. Просто это является априори аксиомой для теологии, как для многих наук существуют какие-то фундаментальные понятия,(аксиомы) которые принимаются без доказательств.


                      В таком понимании теология ничем не отличается от культурологического и социального религиоведения, а также истории религии. В современном мире в большинстве стран именно так теология и понимается и только в силу этого некоторые вузы сохраняют у себя теологические факультеты, которые фактически занимаются религиоведением, философией и кучей прикладных вещей, таких как изучение древних языков и археологии.
                      Думаю, что не нужно подменять теологию религией, вероисповеданием и религиоведением.
                      Несомненно слово о Боге тесно связано с этими понятиями, но в теологии невозможно обойтись без знания истории конкретной религии, происхождения тех или иных рукописей, археологических находок, систематизации и осмысления этих знаний и тому подобное. Поэтому, если и занимаются религиоведением, то в значительной степени и часто с уклоном к той или иной религии, что больше связывает этот предмет именно с теологией.
                      А подобные воззрения на теологию, как у Вас, на мой взгляд, более присущи атеистическому пониманию, когда теология рассматривается как лженаука.

                      Комментарий

                      • ~Chess~
                        автор проекта 5vo.ru

                        • 07 May 2004
                        • 5273

                        #12
                        Сообщение от Инопланетянка
                        Нет, не является. Не подпадает под критерии.
                        А каковы эти критерии? И различаются ли они у точных и гуманитарных дисциплин?

                        Сообщение от Сергей Доця
                        Ну конечно является.
                        Теология не рассматривает доказательства существования Бога, а объединяет в себе именно научные методы в систематизации и осмысления всей имеющейся информации религиозного характера из различных источников. Это в первую очередь история религии, религиозное наследие, религиозные памятники, Писания, предания. То есть, предметом изучения теологии является не Сам Бог, а Слово о Нём, памятники религиозной культуры и тому подобное, что вполне поддаётся научному методу и это всё весьма реально и рационально.
                        Правильно ли я понимаю, что в этом смысле теология отличается от религиоведения только тем, что признает весь этот многообразный религиозный опыт человека подлинным?

                        Сообщение от Pustovetov
                        Ну спросили жулика о "вы случайно не жулик?" Он естественно ответил, что нет, как можно то...
                        А кого надо было спросить? Разве не разумно спрашивать о теологии у человека, который занимается ей профессионально?

                        Сообщение от Pustovetov
                        Занимались чем угодно, только не наукой. Вы лучше спросите себя зачем вы этим маразмом два года занимались.
                        Во-первых, это было очень интересное и насыщенное время. Я вновь окунулся в студенческую среду, мы все вместе обсуждали сложные вопросы, писали курсовые работы, готовились к экзаменам, учились излагать свои мысли грамотно с академической точки зрения. Во-вторых, полученное образование дало мне возможность работать там, где я сейчас работаю, и более эффективно (надеюсь) отвечать на нужды тех, кто обращается в нашу школу.

                        Сообщение от baptist2016
                        ТеоЛогия - наука о Боге. Что здесь неясно? Этимология слова дает четкий и окончательный ответ.
                        Теология изучает не Бога, а человеческий опыт взаимодействия с Ним. И это можно делать либо грамотно, либо нет.
                        Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

                        Комментарий

                        • baptist2016
                          Ветеран

                          • 11 May 2016
                          • 33603

                          #13
                          Сообщение от ~Chess~
                          Теология изучает не Бога, а человеческий опыт взаимодействия с Ним. И это можно делать либо грамотно, либо нет.
                          вы перепутали предмет и задания науки. а что, бывает.
                          "папа римский ... назвал Украину лабораторией экуменизму"(с) с. шевчук / Сегодня День Реформации! / рождество без Иисуса или когда же Он родился??? / Земля и Солнце: что вокруг чего крутится? Ваши аргументы!

                          Комментарий

                          • pavel murov
                            Ветеран

                            • 05 June 2016
                            • 3441

                            #14
                            Сообщение от Сергей Доця
                            Теология просто рассматривает религиоведение и её предмет, как источник знания о Боге, а не как историю самой религии.
                            Тогда получаем, что теология=метарелигиоведение.

                            Сообщение от Сергей Доця
                            как для многих наук существуют какие-то фундаментальные понятия,(аксиомы) которые принимаются без доказательств.
                            Так фундаментальные понятия или аксиомы? Вообще-то это разные вещи. Аксиомы - это к математике и некоторым иным формальным и абстрактным наукам. В естественных науках те же постулаты вполне себе выводятся из эмпирики.


                            Сообщение от Сергей Доця
                            Поэтому, если и занимаются религиоведением, то в значительной степени и часто с уклоном к той или иной религии, что больше связывает этот предмет именно с теологией.
                            Уклон в предмете изучения - это одно, а уклон в методологии или целях изучения - это другое. Первое понятно и допустимо, а второе ведет к тому, что личностный опыт веры пытаются выдать за метод научного познания.

                            Сообщение от Сергей Доця
                            А подобные воззрения на теологию, как у Вас, на мой взгляд, более присущи атеистическому пониманию, когда теология рассматривается как лженаука.
                            Вообще-то это взгляд ЮНЕСКО и к атеизму он не имеет никакого отношения.

                            Комментарий

                            • Певчий
                              И будет Бог во всем
                              Модератор Форума

                              • 16 May 2009
                              • 62517

                              #15
                              Сообщение от ~Chess~
                              Является ли теология наукой?
                              Думаю, что не является. Да и не существует какой-то ОБЩЕЙ теологической школы. В каждой религиозной системе есть своя теология, которая порой конфликтует с другими религиозными системами. При этом да, в каждой теологической системе есть свой подход, который сами для себя адепты этих систем могут воспринимать за научный подход. Но я думаю, что сам термин "наука" вводят умышленно в риторическом смысле. Это такая технология манипуляции слушателями, для большей убедительности, чтобы придать весу своей системе. Я так понимаю.
                              Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

                              Комментарий

                              Обработка...