Является ли теология наукой?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Сергей Доця
    Отключен

    • 10 December 2012
    • 5883

    #31
    Сообщение от pavel murov
    Тогда получаем, что теология=метарелигиоведение.
    Дело, думаю, не в названии, а в сути. С одной стороны религиоведение выступает, как часть теологии, так как пользуется её научной методикой, а с другой стороны, как часть религиоведения, так как обособляет какую-то религию.

    Так фундаментальные понятия или аксиомы? Вообще-то это разные вещи. Аксиомы - это к математике и некоторым иным формальным и абстрактным наукам. В естественных науках те же постулаты вполне себе выводятся из эмпирики.
    Да, разные вещи. Но здесь я называю фундаментальными понятиями понятия, которые не требуют эмпирических подтверждений. Так в математике те же аксиомы являются такими фундаментальными понятиями.


    Уклон в предмете изучения - это одно, а уклон в методологии или целях изучения - это другое. Первое понятно и допустимо, а второе ведет к тому, что личностный опыт веры пытаются выдать за метод научного познания.
    Да нет. Личностный опыт может и выступает как метод познания, но научность видится только в определённым методах познания, к примеру, чтение определённых текстов, которые считаются достоверными.
    Как и в науке, к примеру, интуиция учёного не считается научным методом познания, но чтение работ ученого, где изложены его идеи и опыты вполне научны и приемлемы, несмотря на то, что интуиция часто играет важную роль.

    Вообще-то это взгляд ЮНЕСКО и к атеизму он не имеет никакого отношения.
    А разве ЮНЕСКО - это религиозная организация?
    Почему взгляд ЮНЕСКО не может быть атеистическим по сути?

    Комментарий

    • Певчий
      И будет Бог во всем
      Модератор Форума

      • 16 May 2009
      • 62522

      #32
      Сообщение от pavel murov
      Всего лишь банальная психология религии и нейрорелигиоведение/нейротеология.
      Это уже никак не Теология. И тем более, не Наука о Теологии.
      Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

      Комментарий

      • Сергей Доця
        Отключен

        • 10 December 2012
        • 5883

        #33
        Сообщение от ~Chess~

        Правильно ли я понимаю, что в этом смысле теология отличается от религиоведения только тем, что признает весь этот многообразный религиозный опыт человека подлинным?
        Не весь опыт, а только какой-то определённый религиозный опыт, насколько я понимаю.

        - - - Добавлено - - -

        Сообщение от True
        В общем, взяли религиоведение, добавили к нему ненаучное утверждение "бог есть", и получили теологию.

        Как вы думаете: если взять науку биологию, добавить к ней аксиому "детей приносит аист", это получится новая наука? Или всё-таки нет...
        Мифология.

        Комментарий

        • pavel murov
          Ветеран

          • 05 June 2016
          • 3441

          #34
          Сообщение от Певчий
          Это уже никак не Теология.
          Безусловно. Это религиоведение.

          Сообщение от Певчий
          И тем более, не Наука о Теологии.
          Метатеология как и философская (естественная) теология может в принципе считаться специфической частью философии религии.

          Комментарий

          • ~Chess~
            автор проекта 5vo.ru

            • 07 May 2004
            • 5273

            #35
            Сообщение от Певчий
            История - это лишь попытка разобраться в исторических событиях прошлого. Зачастую и эти взгляды на прошлое разнятся, так что в разных странах есть своя История с большой буквы. И все же, Теология - это более область ЛИЧНОГО Богопознания в области духа, а потом уже попытка описать неописуемое на уровне земного разума.
            По-моему, теология - это в еще большей степени "попытка разобраться в исторических событиях прошлого". Личный религиозный опыт (а, тем более, опыт сугубо мистический) не является в ней приоритетным объектом изучения. При этом, я могу согласиться с позицией, которая уже здесь прозвучала, что теология представляет собой всего лишь компиляцию разных наук, таких как религиоведение, философия, история, социология и культурология.
            Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

            Комментарий

            • Певчий
              И будет Бог во всем
              Модератор Форума

              • 16 May 2009
              • 62522

              #36
              Сообщение от ~Chess~
              По-моему, теология - это в еще большей степени "попытка разобраться в исторических событиях прошлого". Личный религиозный опыт (а, тем более, опыт сугубо мистический) не является в ней приоритетным объектом изучения. При этом, я могу согласиться с позицией, которая уже здесь прозвучала, что теология представляет собой всего лишь компиляцию разных наук, таких как религиоведение, философия, история, социология и культурология.
              Это уже не Теология. Лучше это называть Религиоведением или что-то в этом роде.
              Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

              Комментарий

              • Сергей Доця
                Отключен

                • 10 December 2012
                • 5883

                #37
                Сообщение от Певчий
                Думаю, что не является. Да и не существует какой-то ОБЩЕЙ теологической школы. В каждой религиозной системе есть своя теология, которая порой конфликтует с другими религиозными системами. При этом да, в каждой теологической системе есть свой подход, который сами для себя адепты этих систем могут воспринимать за научный подход. Но я думаю, что сам термин "наука" вводят умышленно в риторическом смысле. Это такая технология манипуляции слушателями, для большей убедительности, чтобы придать весу своей системе. Я так понимаю.
                А в науке методика, на мой взгляд, и есть тем главным, что отличает её от лженаук. Фактически, если вера не слепая и не фанатичная, то этим она обязана научной методике. И без этой научной методики теология действительно не может быть наукой, а вера - обоснованной.

                Комментарий

                • baptist2016
                  Ветеран

                  • 11 May 2016
                  • 33603

                  #38
                  Сообщение от Певчий
                  Это уже не Теология. Лучше это называть Религиоведением или что-то в этом роде.
                  для многих религиоведение, богословие и теология - это одно и то же!
                  "папа римский ... назвал Украину лабораторией экуменизму"(с) с. шевчук / Сегодня День Реформации! / рождество без Иисуса или когда же Он родился??? / Земля и Солнце: что вокруг чего крутится? Ваши аргументы!

                  Комментарий

                  • pavel murov
                    Ветеран

                    • 05 June 2016
                    • 3441

                    #39
                    Сообщение от Сергей Доця
                    С одной стороны религиоведение выступает, как часть теологии, так как пользуется её научной методикой, а с другой стороны, как часть религиоведения, так как обособляет какую-то религию.
                    Религиоведение не является частью теологии и уж тем более у теологии нет научной методологии (методика и методология, я напомню, несколько разные вещи).

                    Сообщение от Сергей Доця
                    Но здесь я называю фундаментальными понятиями понятия, которые не требуют эмпирических подтверждений.
                    Понятия - это абстракции, они исходя из лексического смысла самого этого слова не могут требовать эмпирических подтверждений.

                    Сообщение от Сергей Доця
                    Так в математике те же аксиомы являются такими фундаментальными понятиями.
                    Математика, как я ранее говорил в этой теме, является наукой ровно в той части, что помогает познавать объективную реальность. Какое-нибдуь условное учение о том, как многомерные сферы вкладываются друг в друга (~гомотопические группы) является наукой исключительно пока оно помогает нам познавать реально существующие объекты.

                    Сообщение от Сергей Доця
                    Личностный опыт может и выступает как метод познания
                    Методом научного познания - не может.

                    Сообщение от Сергей Доця
                    чтение определённых текстов
                    Интерпретационная методология не основана на личном опыте.

                    Сообщение от Сергей Доця
                    Почему взгляд ЮНЕСКО не может быть атеистическим по сути?
                    ЮНЕСКО - светская организация, а не атеистическая или религиозная.

                    Комментарий

                    • ~Chess~
                      автор проекта 5vo.ru

                      • 07 May 2004
                      • 5273

                      #40
                      Сообщение от Певчий
                      Это уже не Теология. Лучше это называть Религиоведением или что-то в этом роде.
                      Я вижу разницу в том, что религиоведение изучает религии, а теология - религиозный опыт богопознания (то есть, в основном, тексты), при этом постулируя его истинным.
                      Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

                      Комментарий

                      • pavel murov
                        Ветеран

                        • 05 June 2016
                        • 3441

                        #41
                        Сообщение от ~Chess~
                        Я вижу разницу в том, что религиоведение изучает религии, а теология - религиозный опыт
                        Психология религии вполне изучает религиозный опыт и считается частью религиоведения.

                        Сообщение от ~Chess~
                        при этом постулируя его истинным.
                        В каком плане истинным? Психология религии не сомневается в истинности субъективного опыта верующих, она лишь приходит к выводу, что за этим опытом обычно либо вовсе не стоит объективная реальность существования предметов этого опыта, либо стоит в очень ограниченной и измененной степени.

                        Опять же, аксиомы в науке существуют, но они всегда носят абсолютный характер лишь в рамках конкретной научной модели и не имеют такового характера за их пределами. Презумпции же и вовсе обладают свойством принципиальной опровержимости.

                        Комментарий

                        • Певчий
                          И будет Бог во всем
                          Модератор Форума

                          • 16 May 2009
                          • 62522

                          #42
                          Сообщение от ~Chess~
                          Я вижу разницу в том, что религиоведение изучает религии, а теология - религиозный опыт богопознания (то есть, в основном, тексты), при этом постулируя его истинным.
                          А разве религиоведение, изучая религии, не касается их теологических вопросов, дабы озвучить различие между религиозными системами? Изучает. Тогда зачем вводить дополнительное наименование "Теология" там, где можно обходиться наименованием "Религиоведение"? Просто Теология - это и область именно опытного Богопознания., касаемого именно духовной сферы. Потому я не представляю себе, как можно преподавать Теологию как некую Науку. Это будет самообманом.
                          Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

                          Комментарий

                          • Сергей Доця
                            Отключен

                            • 10 December 2012
                            • 5883

                            #43
                            Сообщение от pavel murov
                            Религиоведение не является частью теологии и уж тем более у теологии нет научной методологии (методика и методология, я напомню, несколько разные вещи).
                            Да никто не говорит, что это одно и то же. Я имею виду не буквально религиоведение, а её части и её методологию.

                            Понятия - это абстракции, они исходя из лексического смысла самого этого слова не могут требовать эмпирических подтверждений.
                            Не будем заниматься казуистикой в терминологии. Я думаю, что Вы поняли о чём я писал.


                            Математика, как я ранее говорил в этой теме, является наукой ровно в той части, что помогает познавать объективную реальность. Какое-нибдуь условное учение о том, как многомерные сферы вкладываются друг в друга (~гомотопические группы) является наукой исключительно пока оно помогает нам познавать реально существующие объекты.
                            Но, тем не менее, математика - наука.


                            Методом научного познания - не может.
                            А я и не писал этого, и теология, насколько я знаю, этого и не предполагает.

                            Интерпретационная методология не основана на личном опыте.
                            А Вы лично никогда никакие опыты не делали?
                            И сами по себе тексты и их написание не являются интерпретационной методологией.

                            ЮНЕСКО - светская организация, а не атеистическая или религиозная.
                            Ну да... Забыли только сказать , что большая часть атеистов являются сторонниками светских философий.

                            Комментарий

                            • baptist2016
                              Ветеран

                              • 11 May 2016
                              • 33603

                              #44
                              Сообщение от Певчий
                              А разве религиоведение, изучая религии, не касается их теологических вопросов, дабы озвучить различие между религиозными системами? Изучает. Тогда зачем вводить дополнительное наименование "Теология" там, где можно обходиться наименованием "Религиоведение"? Просто Теология - это и область именно опытного Богопознания., касаемого именно духовной сферы. Потому я не представляю себе, как можно преподавать Теологию как некую Науку. Это будет самообманом.
                              а в семинариях и институтах что преподают? и историю религий, и историю своей конфессии, и догмы церковные, и учение о Боге, .... Всё это включает в одних конфессий на востоке - богословие, а на западе - теология. В более секулярных заведениях - это религиоведение.
                              "папа римский ... назвал Украину лабораторией экуменизму"(с) с. шевчук / Сегодня День Реформации! / рождество без Иисуса или когда же Он родился??? / Земля и Солнце: что вокруг чего крутится? Ваши аргументы!

                              Комментарий

                              • pavel murov
                                Ветеран

                                • 05 June 2016
                                • 3441

                                #45
                                Сообщение от Сергей Доця
                                Я имею виду не буквально религиоведение, а её части и её методологию.
                                Методология религиоведения не имеет отношения к теологии.

                                Сообщение от Сергей Доця
                                Но, тем не менее, математика - наука.
                                Абстрактная, а конкретно формальная наука.

                                Сообщение от Сергей Доця
                                А Вы лично никогда никакие опыты не делали?
                                Извините, но я не понимаю, что Вы понимаете под этим вопросом.

                                Сообщение от Сергей Доця
                                И сами по себе тексты и их написание не являются интерпретационной методологией.
                                Зато интерпретационная методология является одной из основ изучения текстов и их написания.

                                Сообщение от Сергей Доця
                                Забыли только сказать , что большая часть атеистов являются сторонниками светских философий.
                                И? К чему это сказано? Какое отношение это имеет к объективности классификации областей науки и технологии ЮНЕСКО?

                                Комментарий

                                Обработка...