Является ли теология наукой?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Сергей Доця
    Отключен

    • 10 December 2012
    • 5883

    #31
    Сообщение от pavel murov
    Тогда получаем, что теология=метарелигиоведение.
    Дело, думаю, не в названии, а в сути. С одной стороны религиоведение выступает, как часть теологии, так как пользуется её научной методикой, а с другой стороны, как часть религиоведения, так как обособляет какую-то религию.

    Так фундаментальные понятия или аксиомы? Вообще-то это разные вещи. Аксиомы - это к математике и некоторым иным формальным и абстрактным наукам. В естественных науках те же постулаты вполне себе выводятся из эмпирики.
    Да, разные вещи. Но здесь я называю фундаментальными понятиями понятия, которые не требуют эмпирических подтверждений. Так в математике те же аксиомы являются такими фундаментальными понятиями.


    Уклон в предмете изучения - это одно, а уклон в методологии или целях изучения - это другое. Первое понятно и допустимо, а второе ведет к тому, что личностный опыт веры пытаются выдать за метод научного познания.
    Да нет. Личностный опыт может и выступает как метод познания, но научность видится только в определённым методах познания, к примеру, чтение определённых текстов, которые считаются достоверными.
    Как и в науке, к примеру, интуиция учёного не считается научным методом познания, но чтение работ ученого, где изложены его идеи и опыты вполне научны и приемлемы, несмотря на то, что интуиция часто играет важную роль.

    Вообще-то это взгляд ЮНЕСКО и к атеизму он не имеет никакого отношения.
    А разве ЮНЕСКО - это религиозная организация?
    Почему взгляд ЮНЕСКО не может быть атеистическим по сути?

    Комментарий

    • Певчий
      И будет Бог во всем
      Модератор Форума

      • 16 May 2009
      • 63327

      #32
      Сообщение от pavel murov
      Всего лишь банальная психология религии и нейрорелигиоведение/нейротеология.
      Это уже никак не Теология. И тем более, не Наука о Теологии.
      Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
      <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>

      Комментарий

      • Сергей Доця
        Отключен

        • 10 December 2012
        • 5883

        #33
        Сообщение от ~Chess~

        Правильно ли я понимаю, что в этом смысле теология отличается от религиоведения только тем, что признает весь этот многообразный религиозный опыт человека подлинным?
        Не весь опыт, а только какой-то определённый религиозный опыт, насколько я понимаю.

        - - - Добавлено - - -

        Сообщение от True
        В общем, взяли религиоведение, добавили к нему ненаучное утверждение "бог есть", и получили теологию.

        Как вы думаете: если взять науку биологию, добавить к ней аксиому "детей приносит аист", это получится новая наука? Или всё-таки нет...
        Мифология.

        Комментарий

        • pavel murov
          Ветеран

          • 05 June 2016
          • 3441

          #34
          Сообщение от Певчий
          Это уже никак не Теология.
          Безусловно. Это религиоведение.

          Сообщение от Певчий
          И тем более, не Наука о Теологии.
          Метатеология как и философская (естественная) теология может в принципе считаться специфической частью философии религии.

          Комментарий

          • ~Chess~
            автор проекта 5vo.ru

            • 07 May 2004
            • 5273

            #35
            Сообщение от Певчий
            История - это лишь попытка разобраться в исторических событиях прошлого. Зачастую и эти взгляды на прошлое разнятся, так что в разных странах есть своя История с большой буквы. И все же, Теология - это более область ЛИЧНОГО Богопознания в области духа, а потом уже попытка описать неописуемое на уровне земного разума.
            По-моему, теология - это в еще большей степени "попытка разобраться в исторических событиях прошлого". Личный религиозный опыт (а, тем более, опыт сугубо мистический) не является в ней приоритетным объектом изучения. При этом, я могу согласиться с позицией, которая уже здесь прозвучала, что теология представляет собой всего лишь компиляцию разных наук, таких как религиоведение, философия, история, социология и культурология.
            Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

            Комментарий

            • Певчий
              И будет Бог во всем
              Модератор Форума

              • 16 May 2009
              • 63327

              #36
              Сообщение от ~Chess~
              По-моему, теология - это в еще большей степени "попытка разобраться в исторических событиях прошлого". Личный религиозный опыт (а, тем более, опыт сугубо мистический) не является в ней приоритетным объектом изучения. При этом, я могу согласиться с позицией, которая уже здесь прозвучала, что теология представляет собой всего лишь компиляцию разных наук, таких как религиоведение, философия, история, социология и культурология.
              Это уже не Теология. Лучше это называть Религиоведением или что-то в этом роде.
              Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
              <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>

              Комментарий

              • Сергей Доця
                Отключен

                • 10 December 2012
                • 5883

                #37
                Сообщение от Певчий
                Думаю, что не является. Да и не существует какой-то ОБЩЕЙ теологической школы. В каждой религиозной системе есть своя теология, которая порой конфликтует с другими религиозными системами. При этом да, в каждой теологической системе есть свой подход, который сами для себя адепты этих систем могут воспринимать за научный подход. Но я думаю, что сам термин "наука" вводят умышленно в риторическом смысле. Это такая технология манипуляции слушателями, для большей убедительности, чтобы придать весу своей системе. Я так понимаю.
                А в науке методика, на мой взгляд, и есть тем главным, что отличает её от лженаук. Фактически, если вера не слепая и не фанатичная, то этим она обязана научной методике. И без этой научной методики теология действительно не может быть наукой, а вера - обоснованной.

                Комментарий

                • baptist2016
                  Ветеран

                  • 11 May 2016
                  • 33603

                  #38
                  Сообщение от Певчий
                  Это уже не Теология. Лучше это называть Религиоведением или что-то в этом роде.
                  для многих религиоведение, богословие и теология - это одно и то же!
                  "папа римский ... назвал Украину лабораторией экуменизму"(с) с. шевчук / Сегодня День Реформации! / рождество без Иисуса или когда же Он родился??? / Земля и Солнце: что вокруг чего крутится? Ваши аргументы!

                  Комментарий

                  • pavel murov
                    Ветеран

                    • 05 June 2016
                    • 3441

                    #39
                    Сообщение от Сергей Доця
                    С одной стороны религиоведение выступает, как часть теологии, так как пользуется её научной методикой, а с другой стороны, как часть религиоведения, так как обособляет какую-то религию.
                    Религиоведение не является частью теологии и уж тем более у теологии нет научной методологии (методика и методология, я напомню, несколько разные вещи).

                    Сообщение от Сергей Доця
                    Но здесь я называю фундаментальными понятиями понятия, которые не требуют эмпирических подтверждений.
                    Понятия - это абстракции, они исходя из лексического смысла самого этого слова не могут требовать эмпирических подтверждений.

                    Сообщение от Сергей Доця
                    Так в математике те же аксиомы являются такими фундаментальными понятиями.
                    Математика, как я ранее говорил в этой теме, является наукой ровно в той части, что помогает познавать объективную реальность. Какое-нибдуь условное учение о том, как многомерные сферы вкладываются друг в друга (~гомотопические группы) является наукой исключительно пока оно помогает нам познавать реально существующие объекты.

                    Сообщение от Сергей Доця
                    Личностный опыт может и выступает как метод познания
                    Методом научного познания - не может.

                    Сообщение от Сергей Доця
                    чтение определённых текстов
                    Интерпретационная методология не основана на личном опыте.

                    Сообщение от Сергей Доця
                    Почему взгляд ЮНЕСКО не может быть атеистическим по сути?
                    ЮНЕСКО - светская организация, а не атеистическая или религиозная.

                    Комментарий

                    • ~Chess~
                      автор проекта 5vo.ru

                      • 07 May 2004
                      • 5273

                      #40
                      Сообщение от Певчий
                      Это уже не Теология. Лучше это называть Религиоведением или что-то в этом роде.
                      Я вижу разницу в том, что религиоведение изучает религии, а теология - религиозный опыт богопознания (то есть, в основном, тексты), при этом постулируя его истинным.
                      Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

                      Комментарий

                      • pavel murov
                        Ветеран

                        • 05 June 2016
                        • 3441

                        #41
                        Сообщение от ~Chess~
                        Я вижу разницу в том, что религиоведение изучает религии, а теология - религиозный опыт
                        Психология религии вполне изучает религиозный опыт и считается частью религиоведения.

                        Сообщение от ~Chess~
                        при этом постулируя его истинным.
                        В каком плане истинным? Психология религии не сомневается в истинности субъективного опыта верующих, она лишь приходит к выводу, что за этим опытом обычно либо вовсе не стоит объективная реальность существования предметов этого опыта, либо стоит в очень ограниченной и измененной степени.

                        Опять же, аксиомы в науке существуют, но они всегда носят абсолютный характер лишь в рамках конкретной научной модели и не имеют такового характера за их пределами. Презумпции же и вовсе обладают свойством принципиальной опровержимости.

                        Комментарий

                        • Певчий
                          И будет Бог во всем
                          Модератор Форума

                          • 16 May 2009
                          • 63327

                          #42
                          Сообщение от ~Chess~
                          Я вижу разницу в том, что религиоведение изучает религии, а теология - религиозный опыт богопознания (то есть, в основном, тексты), при этом постулируя его истинным.
                          А разве религиоведение, изучая религии, не касается их теологических вопросов, дабы озвучить различие между религиозными системами? Изучает. Тогда зачем вводить дополнительное наименование "Теология" там, где можно обходиться наименованием "Религиоведение"? Просто Теология - это и область именно опытного Богопознания., касаемого именно духовной сферы. Потому я не представляю себе, как можно преподавать Теологию как некую Науку. Это будет самообманом.
                          Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.
                          <a href="https://youtube.com/@neiaashi-1?si=FtzHSTBc8rkLTqVr">Духовные песни</a>

                          Комментарий

                          • Сергей Доця
                            Отключен

                            • 10 December 2012
                            • 5883

                            #43
                            Сообщение от pavel murov
                            Религиоведение не является частью теологии и уж тем более у теологии нет научной методологии (методика и методология, я напомню, несколько разные вещи).
                            Да никто не говорит, что это одно и то же. Я имею виду не буквально религиоведение, а её части и её методологию.

                            Понятия - это абстракции, они исходя из лексического смысла самого этого слова не могут требовать эмпирических подтверждений.
                            Не будем заниматься казуистикой в терминологии. Я думаю, что Вы поняли о чём я писал.


                            Математика, как я ранее говорил в этой теме, является наукой ровно в той части, что помогает познавать объективную реальность. Какое-нибдуь условное учение о том, как многомерные сферы вкладываются друг в друга (~гомотопические группы) является наукой исключительно пока оно помогает нам познавать реально существующие объекты.
                            Но, тем не менее, математика - наука.


                            Методом научного познания - не может.
                            А я и не писал этого, и теология, насколько я знаю, этого и не предполагает.

                            Интерпретационная методология не основана на личном опыте.
                            А Вы лично никогда никакие опыты не делали?
                            И сами по себе тексты и их написание не являются интерпретационной методологией.

                            ЮНЕСКО - светская организация, а не атеистическая или религиозная.
                            Ну да... Забыли только сказать , что большая часть атеистов являются сторонниками светских философий.

                            Комментарий

                            • baptist2016
                              Ветеран

                              • 11 May 2016
                              • 33603

                              #44
                              Сообщение от Певчий
                              А разве религиоведение, изучая религии, не касается их теологических вопросов, дабы озвучить различие между религиозными системами? Изучает. Тогда зачем вводить дополнительное наименование "Теология" там, где можно обходиться наименованием "Религиоведение"? Просто Теология - это и область именно опытного Богопознания., касаемого именно духовной сферы. Потому я не представляю себе, как можно преподавать Теологию как некую Науку. Это будет самообманом.
                              а в семинариях и институтах что преподают? и историю религий, и историю своей конфессии, и догмы церковные, и учение о Боге, .... Всё это включает в одних конфессий на востоке - богословие, а на западе - теология. В более секулярных заведениях - это религиоведение.
                              "папа римский ... назвал Украину лабораторией экуменизму"(с) с. шевчук / Сегодня День Реформации! / рождество без Иисуса или когда же Он родился??? / Земля и Солнце: что вокруг чего крутится? Ваши аргументы!

                              Комментарий

                              • pavel murov
                                Ветеран

                                • 05 June 2016
                                • 3441

                                #45
                                Сообщение от Сергей Доця
                                Я имею виду не буквально религиоведение, а её части и её методологию.
                                Методология религиоведения не имеет отношения к теологии.

                                Сообщение от Сергей Доця
                                Но, тем не менее, математика - наука.
                                Абстрактная, а конкретно формальная наука.

                                Сообщение от Сергей Доця
                                А Вы лично никогда никакие опыты не делали?
                                Извините, но я не понимаю, что Вы понимаете под этим вопросом.

                                Сообщение от Сергей Доця
                                И сами по себе тексты и их написание не являются интерпретационной методологией.
                                Зато интерпретационная методология является одной из основ изучения текстов и их написания.

                                Сообщение от Сергей Доця
                                Забыли только сказать , что большая часть атеистов являются сторонниками светских философий.
                                И? К чему это сказано? Какое отношение это имеет к объективности классификации областей науки и технологии ЮНЕСКО?

                                Комментарий

                                Обработка...