МОНИТОРИНГ СМИ: Ирина Левинская: "Мы становимся "православным Ираном". О чудесах в "деле Pussy Riot" рассказывает религиовед, профессор Кембриджского университета и ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН |
|||
За нарушение средневековых правил Трулльского собора светский человек может сесть на два года, хотя священнослужители давно перестали их соблюдать. Традиции юродства в России прекращаются тогда, когда церковь превращается в государственный институт. Выражение "Оба-на!" оскорбляет чувства православных. Но называющие себя православными не обязательно христиане, они вообще могут в Бога не верить. Об этих и других "религиозных чудесах" в "деле Pussy Riot рассказала "Фонтанке" религиовед, член богословского факультета Кембриджского университета, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Ирина Левинская. Она участвовала как эксперт в судах по многим уголовным делам с "мотивом ненависти". Вместе с коллегой Валентиной Узуновой они дали рецензию на экспертизу, которая легла в основу обвинительного заключения по делу Pussy Riot. Их выводы одобрил Санкт-Петербургский союз учёных. Но их не захотел выслушать Хамовнический суд Москвы, хотя об этом ходатайствовала сторона защиты, а сама Ирина Левинская уже ждала допроса в здании суда. В приговоре участницам панк-молебна одним из доказательств вины названа экспертиза, основанная на трёх церковных документах средневековых соборах. Почему эксперты выбрали именно их? Правила поведения верующих действительно сформулированы в правилах Трулльского собора. Но вы должны понимать, что это средневековый собор, конец VII века, все эти правила вырабатывались в соответствии с исторической ситуацией того времени, а сегодня их не соблюдают даже сами служители церкви. Правило Трулльского собора, например, гласит, что в священники можно рукополагаться только в возрасте старше 30 лет. Наш патриарх был рукоположен в священники в 23 года. Другое правило: нельзя принимать помощь от врача-иудея. Если вы православный человек и к вашему ребёнку приезжает врач, то вы первым делом должны опросить его о его вероисповедании. Если вдруг окажется, что он иудей, вы не можете принять его помощь. То есть членам панк-группы инкриминируется нарушение свода тех правил, которые не выполняет сама православная церковь. Правила насчёт одежды там тоже есть, да? Только речь идёт совсем о другом. Повторю: это VII век. Это время, когда ещё существовало язычество, существовали дионисийские праздники. И вот в этой одежде нельзя было появляться в церкви. Просто потому, что нельзя было языческие традиции переносить в церкви. И всё не более того. Посвежее ничего не нашлось? Есть только одно современное правило: в храме Христа Спасителя висит, как и во многих других храмах, руководство о том, что нельзя входить с обнажёнными руками, плечами и так далее. Вот эти правила и были нарушены. За это можно было оштрафовать на тысячу рублей не более. А нужно было подвести под уголовную статью с санкцией до 7 лет. Эта статья предполагает, что обвиняемые выступали с оружием или руководствовались мотивом религиозной, например, ненависти. Без Трулльского и других соборов доказать этот мотив у экспертов не получалось. Вы ведь знаете, что первые две экспертизы признали, что в поступке были критика патриарха, критика сращения государства и церкви, но религиозной ненависти не было. Но девушки кричали в храме, простите, "срань господня". А почему вы прощения просите? "Срань господня" им инкриминируется как "оскорбление Господа". Но "срань господня" это идиома, то есть выражение, которое не расчленяется. Оно интерпретируется, не исходя из слов, из которых оно состоит. В современном словоупотреблении оно появилось как перевод английской идиомы "holly shit" и получило распространение через переводы американских фильмов. Это грубо, да. Но это не мат. Эта идиома означает: "Ни хрена себе!", "Ну, достали!", "Оба-на!" В какой-то момент переводчики подыскали русский вариант "срань господня". Это грубо, но это в стилистике панков. И здесь нет никакого оскорбления. А когда идиому начинают делить на части это безумие с точки зрения лингвистики. Они молились спиной к алтарю, им это тоже вменяется, насколько я помню. Это всё какая-то квинтэссенция безумия. Подмена христианства ритуалами. Вы сами как выходите из храма? Иконы находятся везде. И как вы будете молиться иконе, которая находится на противоположной алтарю стене? Вам придётся повернуться спиной. Я не была в самом храме Христа Спасителя, но вполне возможно, что там была икона Богородицы, к которой они и обращались. Есть и другая точка зрения: эта история показала крепость христианства в России, потому что церкви подставило плечо государство Большего удара по церкви нанести было невозможно! Но сделала это сама церковь. Вся эта ситуация настолько безумна В настоящий момент православная церковь в лице Московской патриархии сделала всё, чтобы дистанцироваться от христианства, поведение её служителей было зашкаливающе нехристианским. Ведь что такое христианство? Это религия любви. И вот люди приходят к храму Христа Спасителя просить о милосердии с цитатой из Евангелия от Матфея: "Блаженны милостивые". Это, между прочим, Нагорная проповедь, это квинтэссенция христианства. "Блаженны милостивые ибо помилованы будут". Это слова Христа. И людей с этой цитатой охранники, принадлежащие к храму, начинают избивать! Для меня это полный конец. Оскорбление и уничтожение всего, что есть в христианстве. Приговор по этому делу у нас не первый такой спорный. И боюсь, не последний Извините, но такого не было никогда. Мне приходилось выступать в судах, в частности по неонацистским бандам. В клетке сидели убийцы, с десятками трупов. Но я никогда не видела, чтобы в зале была собака. Вот как это прикажете понимать? В зале агрессивный ротвейлер, он лает, он рвётся с поводка А почему их держат в наручниках во время произнесения приговора? Почему их в туалет ведут с ротвейлером? Это то, что я сама видела, я была в суде. А почему их надо было лишать сна? Почему им запрещали встречаться с адвокатами? Не кормили? И при этом у выходки девушек, как признал суд, не было политической подоплёки. Почему она была воспринята так болезненно? Государство продемонстрировало, что девушки попали в болевую точку. Это точка полного слияния церкви с государством. Происходят вещи невозможные, абсолютно антиконституционные: государство становится теократическим, а церковь государственным институтом. Мы становимся "православным Ираном". Как может становиться православным и теократическим государство, где столько постов занимают бывшие сотрудники КГБ? Да, я на это смотрю с большим интересом. Вот я была крещена в подмосковном храме, где служил отец Александр Мень. И было это в ту эпоху, когда меня из университета бы вышибли, если бы узнали, что я крещёная. А теперь мы видим людей, которые сначала были сотрудниками КГБ и членами партии, а теперь вдруг стали невероятно православными! Потому что это идеологическая составляющая: сейчас мы наблюдаем попытку воссоздать тоталитарное государство, только основанное на православии. На православном фундаментализме. Фундаментализм это прекрасная основа для тоталитарного государства. Может быть, эти люди просто не умеют иначе? Они не могут использовать привычную коммунистическую идею, поэтому пытаются сменить одну "религию" на другую? Да, они взяли другую идею. Но ужасно то, что церковь им в этом подыгрывает. Я не говорю о православии, я говорю о Московской патриархии. То есть о православии этого разлива. Президент недавно высказывал мысль, что нам нужна национальная идея. Чем в этом смысле плохо православие? У нас, как выяснилось, 80 процентов граждан православные Это тоже неверно. Как показывают опросы, число тех, кто регулярно причащается, посещает церкви в религиозные праздники, очень незначительно: порядка 5 процентов. Были очень характерные, а по большому счёту страшные опросы: человека спрашивают, православный ли он, отвечает "да", а христианин ли отвечает "нет". Понимаете? Они не понимают, что это одно и то же. А были и такие ответы: православный да, но в бога не верю. И о каком православии мы говорим как о национальной идее? О том, которое требует распять, казнить, уничтожить?.. В христианстве за веру, бывало, и убивали. Это ужасно, да. Это трагедия. И кода убивали за веру, это к вере, конечно, отношения не имело. Это страшная история, но мне казалось, что она осталась в прошлом. И когда проходили всякие инквизиционные процессы, это было "антихристианство" отказ от основ веры. Поэтому в Европе произошла реформация, поэтому Мартин Лютер прибивал свои тезисы. И вот сейчас мы видим то же самое отказ от основ. В Русской православной церкви не было инквизиторских процессов, и она не переживала реформацию. Может ли дело Pussy Riot привести к расколу? Мы ведь уже слышим полярные точки зрения священников от "казнить" до "канонизировать". Нет, раскол это исключено. РПЦ устроена по типу армии, там армейская дисциплина. За редким исключением, люди, которые в частной беседе говорят одно, официально всегда будут говорить другое то, что им скажет начальство. Обратите внимание на историю с Кураевым. У него сначала была совершенно вменяемая реакция. Если помните, он сказал: ребята, у нас Масленица, надо было их блинами накормить, пожурить, а потом священнику поговорить с ними. После этого в Московской духовной академии, где Кураев профессор, прошло собрание, и его попросили замолчать. Если говорить о слиянии государства и церкви, то такое в российской истории уже бывало Да, это не новое явление в нашей истории. Эти вещи происходили и раньше: церковь переставала обличать грехи власти и сливалась с этой властью. И как раз в такие моменты в России появлялись юродивые. В ситуации, когда происходит что-то возмутительное, невозможное, неправильное, появляется протест. И эти девочки, понимая или не понимая, как раз попали в российскую традицию юродства. И как отвечает на это церковь? Совсем не так, как она должна была бы ответить с точки зрения милосердия, любви, всепрощения. Она отвечает очень жёстко. А как с юродивыми поступали в прошлые века? По-разному. Сначала их преследовали, потом их канонизировали. Пётр Первый жёстко положил конец традиции юродства. При Петре с этими девушками расправились бы жестоко. При Петре, который был сильным лидером, поднявшим Россию с колен При Петре, который создал Священный Синод, ставший фактически министерством по делам религий. То есть церковь тогда полностью слилась с государством. Что плохого в том, что церковь принимает помощь государства? Она может руководствоваться самыми благими намерениями! В России есть два направления иосифляне и нестяжатели. Первое связано с именем Святого Иосифа Волоколамского, который считал, что богатство церкви, золото, богатые монастыри всё это демонстрирует торжество православия. И всё, что мы сейчас имеем, торжество этой идеи. Другая идея связана со святым Нилом Сорским: церковь должна отказаться от мирских богатств, быть аскетичной, христианство это любовь, милосердие, нищета, церковь должна быть бедной, нищей, как Христос Простите, а чем плоха сильная и богатая церковь? В конце концов, она сможет сделать больше каких-то хороших дел школы, благотворительность. Потому что церковь, которая следует Иисусу, не может быть богатой. Он не был богат, и он говорил совсем о другом. Богатство церкви вещь очень опасная. Мы знаем все замечательные истории с квартирой, с брегетом На секундочку представьте, как бы к этому отнёсся Иисус. Какие могут быть последствия приговора для церкви? Сложилась ситуация, в которой совестливым людям становится стыдно говорить, что они находятся в Московской патриархии. В моё время было стыдно признаваться, что ты член КПСС, и многие люди становились православными потому, что церковь была гонима, в этом был элемент протеста Наверное, это тоже имеет с верой мало общего если в знак протеста? Вот и нет. Происходившее было насколько ложно, гнусно и фальшиво, что люди пытались найти в своей культуре что-то, что не было бы таким гадостным. И так приходили к православию. Вы хотите сказать, что сейчас начнут так же искать альтернативу РПЦ? Да, я не исключаю, что сейчас люди, которые ассоциировали себя с Московской патриархией, будут что-то для себя искать. И что начнут переходить в другие конфессии? Веру сменить это ведь не из одной партии в другую перейти Нет, что значит веру сменить? В православии существуют разные направления, и Московская патриархия только одно из них. Есть старообрядцы разных толков, есть Суздальская церковь, Греческая, Украинская Существует много православных церквей. И люди, не переставая быть православными, просто станут посещать церкви, не относящиеся к Московской патриархии. Они есть в Москве, есть в других городах. Проще говоря, РПЦ потеряет прихожан? Я считаю, что потеряет. Беседовала Ирина Тумакова, "ФОНТАНКА.РУ", 22 августа 2012 г. |
Женская панк-группа Pussy Riot выступила с концертом в Храме Христа Спасителя.
Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
-
Книга пророка Осии. Глава 10. Стих 12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.
www.cnl.tv -
Это было суровое наказание??? Я вообще возмущён, что это УСЛОВНЫЙ срок! Беспредел-то они учинили совсем не условный.
2 года на свежем воздухе в колонии поселения в Сибири им бы как раз пошло на пользу...
И да, возмущённых отморозков найдётся... Это ж безобразие: теперь безнаказанно разбой не учинишь...Комментарий
-
Самым большим доказательством существования разумной жизни во вселенной
является тот факт, что с нами до сих пор никто не попытался связаться. :))))
Ибо Я не посылал их, говорит Иегова; и они именем Моим пророчествуют ложно (говорит Иегова о Свидетелях Иеговы :yes:) [Иер 27:15 ПАМ] Подробности - тут: www.vremena.nm.ruКомментарий
-
МОНИТОРИНГ СМИ: Ирина Левинская: "Мы становимся "православным Ираном". О чудесах в "деле Pussy Riot" . Самым большим доказательством существования разумной жизни во вселенной
является тот факт, что с нами до сих пор никто не попытался связаться. :))))
Ибо Я не посылал их, говорит Иегова; и они именем Моим пророчествуют ложно (говорит Иегова о Свидетелях Иеговы :yes:) [Иер 27:15 ПАМ] Подробности - тут: www.vremena.nm.ruКомментарий
-
Чисто теоретически это выглядит привлекательно. Что такое "брань против властей", кстати ? Мироправителей тьмы ?Собственно даже и здесь к революциям христиане не призывают. Христиане все же еще и граждане стран, в которых проживают и если они отдадут все на откуп продажных властей, а они практически всегда продажны и жестоки в отсутствии контроля и демократии, ничего хорошего из этого не выйдет. Иудеи, кстати, очень сильно пострадали из-за того, что не следили за происходившим в мире. Жертв Холокоста в ином случае было бы гораздо меньше. Зря им приписывают излишнюю практичность, скорее дело обстояло наоборот....Ну а про холокост,это уж очень субъективно.
Комментарий
-
Они же ВРЕД НЕСУТ В МАССОВЫХ МАСШТАБАХ!
О людях без кавычек подумайте!
Если у кого-то есть ."..опа красная" - это ещё не обязательно "люди" или "девица красная":
Вы как-то всё больше ненавидите достойных и страдаете по тем. кто плевать вам в лицо хотел.
Сострадать можно к таким, которые ДОСТОЙНО себя ведут, но попали в ситуацию. вызывающую жалость.
А с этими - всё наоборот: ведут себя как обезьяны, и ничего их к этому не вынуждало.Самым большим доказательством существования разумной жизни во вселенной
является тот факт, что с нами до сих пор никто не попытался связаться. :))))
Ибо Я не посылал их, говорит Иегова; и они именем Моим пророчествуют ложно (говорит Иегова о Свидетелях Иеговы :yes:) [Иер 27:15 ПАМ] Подробности - тут: www.vremena.nm.ruКомментарий
-
И правильно делаете,что боитесь,т.к. еще не знаете какое это унылое говно.Комментарий
-
МОНИТОРИНГ СМИ: Жижек и патриарх. Чиновники от религии не умеют ненавидеть и не умеют прощать. «Мы не будем высказываться до решения суда» Кто еще кроме Славоя Жижека может в августе в будний день собрать аншлаг на лекции о философии Гегеля? "Мы не приехали с Запада учить вас как африканских дикарей", сказал Жижек, глядя на Красный зал Института философии, забитый людьми. Те, кому не хватило мест, стояли в проходах и толпились у двери. "Я знаю, что в этих стенах работали Ильенков, Подорога"
В этих словах словенской философской звезды чувствовалась попытка сгладить некоторую неловкость ситуации. Жижек приехал в Россию наставлять тех, кому он сам во многом обязан своим успехом. Кому был бы интересен Жижек без Ленина, Бухарина и Сталина? Кому был бы интересен философ из Любляны, если бы марксизм-ленинизм не придумали в Москве?
Жижек оказался востребованным на волне краха коммунистических режимов как представитель загадочной и дикой Восточной Европы, который умеет говорить на языке Европы Западной. Российские же профессора-марксисты просто вовремя не успели капитализировать собственное коммунистическое прошлое, и так и остались сидеть по своим провинциальным углам, которые иногда навещает Жижек. Чтобы рассказать этим русским пару анекдотов со съезда ВКП(б).
Когда коммунизм рухнул, исчезла потребность критиковать его справа, устами выходцев из стран социалистического лагеря (чем занимался на Западе Солженицын). А вот западноевропейским марксистам, ошеломленным победой западных демократий, срочно понадобилась свежая восточноевропейская кровь, чтобы вновь вернуть убедительность критике капитализма. Поэтому залогом успеха Жижека стали левые западные интеллектуалы, которые с момента выхода на английском "Возвышенного объекта идеологии" (1989) начали активно пропагандировать его творчество.
Патриарх и постмодерн.
Как писал британский литературный критик и марксист Терри Иглтон, который внес немалый вклад в популяризацию словенского философа, "Славой Жижек - самый наглядный образец европейского философа-постмодерниста, помесь мудреца и шоумена". Неважно, насколько адекватен сам термин "философ-постмодернист" интересно то, что Жижек приехал в Россию как раз в то время, когда само понятие постмодернизма оказалось привязанным к актуальной политической повестке дня, хотя и не все это заметили.
На пресс-конференции в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), которую дали Жижек и сопровождавший его люблянский психоаналитик Люблен Долар, журналисты спрашивали философов только об одной теме о Pussy Riot. Благо, что сам Жижек успел недавно написать об этом статью: "что такое умеренно непристойная провокация Pussy Riot по сравнению с грандиозной непристойной провокацией государственного аппарата"? В этом контексте примечательно, что один из немногих своих комментариев по поводу Pussy Riot патриарх Кирилл дал в конце марта на круглом столе в Московском университете МВД.
"Сегодня мы переживаем страшное время, его называют постмодерном, когда впервые за всю историю потерян нравственный консенсус. Никто не имеет права сказать, что моя система ценностей хуже, чем другая. Вы посмотрите на эти дебаты вокруг кощунства в Храме Христа Спасителя. А чего вы возмущаетесь? Ничего плохого нет, у них такое понимание. Сегодня делается всё, чтобы сегодня нравственный консенсус в нашем обществе был разрушен. Но если это произойдет, то какие законы? Нравственность это единственный фундамент, способный объединить наше общество, больше того, род человеческий. Это единственное, что может объединить русских с американцами, африканцев с латиноамериканцев. Из нравственного консенсуса вырастает общая законодательная система"
Эта длинная выдержка из речи патриарха, которую он произнес в окружении генералов МВД, сидя по правую руку от муфтия Гайнутдина и раввина Когана, многое говорит о его мировоззрении. Дело в том, что патриарх Кирилл и до Pussy Riot неоднократно и настойчиво критиковал эпоху постмодерна и философию постмодернизма. Мне доводилось присутствовать на нескольких его выступлениях, и в каждом речь непременно заходила о постмодернизме. "Постмодерн это такая философия жизни, которая предполагает равнозначное положение всех идей и всех взглядов. Для философии постмодерна не существует никаких ценностных систем, которые могли бы претендовать на то, чтобы быть истинными системами". Это цитата из выступления патриарха перед молодежью на стадионе в Измайлово, 2009 год.
Жижек о патриархе.
Короче говоря, патриарх Кирилл смотрит на постмодернизм как на источник всех бед, к которым недавно прибавился и скандал вокруг Pussy Riot. Поэтому я не мог не спросить Жижека, самого выдающегося "философа-постмодерниста" по версии Иглтона, о Кирилле и постмодерне. Действительно ли постмодерн означает постхристианство, действительно ли эпоха постмодернизма враждебна религии, как это утверждает глава РПЦ? Я не напрасно ждал микрофона в душном зале ГЦСИ, чтобы задать вопрос Жижек ответил примерно то, что я и думал от него услышать.
То, что утверждает патриарх Кирилл "totally wrong thing", сказал Жижек. Напротив, постмодернизм не враждебен религии, он отрицает тоталитарную секуляристскую модерность, тем самым открывая пространство для Бога. Даже словенские теологи давно осознали религиозный потенциал постмодерна. Таким был ответ Жижека. И с ним сложно не согласиться. Но здесь встает новый вопрос зачем тогда Кириллу как религиозному деятелю понадобилось критиковать постмодернизм? Или же он рассуждает скорее как государственный деятель, который со своей заботой об "универсальной законности" уместнее смотрится среди генералов, чем среди христианских теологов?
С философской точки зрения патриарх абсолютно прав, когда противопоставляет постмодернизму универсализм. "Постмодернистские подходы считают все притязания на универсализм очередным симптомом империализма", отметил как-то Юрген Хабермас. Патриарх Кирилл, критикуя постмодернистские подходы, вполне сознательно встает на противоположные позиции. Патриарх занимает сторону Модерна и Просвещения с его единой системой нравственных ценностей и законов, которые выводятся из общеобязательных стандартов рациональности.
Патриарх-вольтерьянец.
Патриарх, как критик постмодерна, оказался в одной лодке с Руссо, Вольтером и Кантом. Не самая плохая компания, но имеет ли она отношение к христианству? "У всех народов, слушающих голос своего разума, есть всеобщие представления, как бы запечатленные в наших сердцах их владыкой: таковы основополагающие принципы морали, общие для китайцев, индийцев и римлян и никогда не изменявшиеся". Нет, на этот раз это цитата не из выступления патриарха Кирилла, а из "Назидательных проповедей" Вольтера, злейшего врага церкви и христианства. Для Вольтера (и патриарха Кирилла) первична именно мораль, а "религиозные суеверия" вторичны. Вот он, нравственный консенсус, долой постмодернизм и моральный релятивизм!
Универсальная мораль, общая и самоочевидная для всего человечества, о которой, вслед за Вольтером, говорит патриарх это абсолютно нехристианская вещь, это изобретение эпохи Просвещения и античных языческих философов, которыми просветители вдохновлялись. Пусть кивают патриарху раввин и муфтий. С ними мог бы слиться в экстазе и представитель российских буддистов, если бы его тоже позвали в Академию МВД. Взаимные реверансы всех этих чиновников от религии не отменяют слов блаженного Августина: "добродетели язычников это блестящие пороки". Нет и не может быть "универсальной" нравственности без Христа. Именно Бог дает человеку благодать быть нравственным. Без Божьей помощи человек не может пребывать в добре. Не религии вырастают на едином фундаменте универсальной морали, а наоборот, мораль вырастает из религии. Причем из одной-единственной истинной христианства.
Конечно, Просвещение никогда с этим не согласиться. "Моральный закон сам не нуждается ни в каком оправдании и ни в каких основаниях", пишет Кант в "Критике практического разума". И это прямой путь к секуляризму. Ведь если мораль это нечто самоочевидное, если для того, чтобы быть нравственным, не обязательно слушать Бога, а можно слушать голос естественного разума, общий для китайцев и римлян то зачем Бог вообще нужен? Бог появляется у Канта лишь в конце "Критики практического разума" как эфемерный довесок к морали. Очень скоро после Канта люди Модерна вообще избавились от Бога. И только Постмодерн, разрушая притязания Просвещения, вновь освобождает для Него место. Но разве это волнует патриарха?
Сократ против Христа.
"Слыша благочестивые речи эллинов, их самих ни благочестивыми не считаем, ни к учителям их не причисляем", пишет святитель Григорий Палама. "Они украли одну нашу полезнейшую заповедь и выставляют ее как некую лукавую приманку", продолжает он по поводу выражения "познай самого себя", начертанного в Дельфийском храме и затем подхваченного Сократом. "Но если разберешь, каков для них смысл этой заповеди, обнаружишь пучину лжеучения". Погружаясь в собственное человеческое естество, никто не сможет вывести из этого некое общее для всех добро-само-по-себе. Просто потому, что человеческая природа испорчена грехом, а источник морали находится в Боге.
Удивительно, но Жижек, представитель столь ненавистного патриарху постмодернизма, совпадает тут с Паламой. "В противоположность язычеству и гностицизму, которые говорят о внутреннем путешествии к истинному Я, иудео-христианский подход предполагает внешний травматический опыт. Этот опыт, такой, как призыв Бога, обращенный к Аврааму, абсолютно несовместим с естественной врожденной этикой. Кьеркегор тут прав: Сократ против Христа". Так пишет Жижек в книге "The Monstrosity of Christ", которую он подготовил в соавторстве с Джоном Милбанком, теоретиком постсекуляризма. Разумеется, люди Просвещения (в их числе и глава РПЦ), которые верят в то, что человек по природе добр, и что совесть это врожденное качество, свойственное всему человечеству, не могут с этим согласиться.
Процитирую, наконец, Кьеркегора, на которого ссылается Жижек: "Сократ в целом не поднимается до понятия греха, которое кладет радикальное различие в природе между христианством и язычеством. Ни язычник, ни естественный человек не знают, что такое грех, необходимо Откровение, чтобы показать, что это такое". Это христианская философия, а вот что сказал патриарх в Измайлово: "люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла. Если нас сегодня учат, что совесть в Папуа-Новой Гвинее не такая, как во Владивостоке это опасное учение, которое предполагает относительность нравственного чувства". Что уж там Сократ для патриарха мораль папуаса идентична морали христианина! Вольтер из гроба аплодирует патриарху.
Морализм обер-прокурора.
Не стоит опасаться какого-то "православного фундаментализма", который якобы угрожает России. Фундаментализм предполагает горячую веру и чувство религиозной исключительности. Вы можете ждать этого от протопопа Аввакума или епископа Диомида, но не от обер-прокурора Синода, не от государева человека в кресле патриарха. В поведении чиновников "духовного ведомства" есть лишь цинизм и расчетливость, свойственная Просвещению, когда вера в истины религии уже утрачена, однако религиозные институты продолжают использоваться в качестве довеска к государственной машине. "Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать".
Мораль, законность, межконфессиональный мир вот всё, чего ждут от религии в блеклом просвещенческом государстве. Фанатизма не нужно жандармы и прокуроры сами проследят за поведением в храме. Чиновники от религии не умеют ненавидеть и не умеют прощать. "Мы не будет высказываться до решения суда". "Определять меру пресечения и меру наказания исключительная прерогатива светского суда". В истории с Pussy Riot руководство РПЦ не учло лишь одного в "страшную эпоху постмодерна" люди больше не доверяют этому просвещенческому легализму. Они его презирают.
Александр Храмов,
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ", 23 августа 2012 г.Книга пророка Осии. Глава 10. Стих 12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.
www.cnl.tvКомментарий
-
Как таковая демократия существует может быть только в швейцарских кантонах.
А то, что либералы именуют этим словом это не демократия, а власть профессиональных бездельников и демагогов. Вроде наших подвальных удальцов.Комментарий
-
Это и все, что вывели из этой истории? И за то, ей же и по "морде"?
А никого не ужаснула та нездоровая, бесноватая, реакция общества? Художников, певцов, писателей, тружеников кинематографа и прочей "эллиты"? Вот пишут, некие художники назвали улицу именем этих девиц, блогеры захлебываются слезами от жалости к ухмыляющихся девицам. Вся мировая общественность подобно вурдалакам воют в ненависти к России и россиянам. Вмешивается Обама, президент всех штатов мира, активный защитник геев и лесбиянок. И к этой какофонии присоединился голос "истинных" христиан. Причем, ровно с такой же ненавистью, что и эта честная компания, против тех, против кого были натравлены обезумевшие в своих грехах пуси. Раньше был такая тактика у хулиганов, подсылают к объекту атаки какого нибудь мальчишку. Тот задирается, получает отпор. И тут на сцену выходят защитники "мальчонка" и горе обороняющемуся, пытающемуся защитить себя человеку.
Не знаю как Вы, а я не знаю праведную деноминацию. Везде те же люди, с теми же проблемами. Только отличает их стремление жить по Богу. Обвинять тех "плохих" христиан, это выставлять себя на знамя как эталон. Не надо из себя Христа делать, давайте осознаем себя христианами."... кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ..."Комментарий
-
Комментарий
-
Самым большим доказательством существования разумной жизни во вселенной
является тот факт, что с нами до сих пор никто не попытался связаться. :))))
Ибо Я не посылал их, говорит Иегова; и они именем Моим пророчествуют ложно (говорит Иегова о Свидетелях Иеговы :yes:) [Иер 27:15 ПАМ] Подробности - тут: www.vremena.nm.ruКомментарий
-
МОНИТОРИНГ СМИ: Pussy Riot сидят, как ВИПы. Девушкам делают маникюр, массаж и доставляют еду из ресторана В среду Мосгорсуд признал законным продление ареста участницам группы Pussy Riot до января 2013 года. И в любом случае ближайшее время, пока будет рассматриваться апелляция на их приговор, трем девушкам придется провести все в том же СИЗО №6. Этот изолятор в Печатниках единственный в Москве, где содержатся обвиняемые и подозреваемые слабого пола. Организаторы панк-молебна в храме Христа Спасителя, по мнению других заключенных, здесь в привилегированном положении. Камеры у них маломестные, соседки культурные, а правозащитники частые гости. Сами барышни читают книги по феминизму и регулярно посещают тюремный "салон". Репортер "МК" выяснил, в каких условиях сидят в СИЗО №6 Мария Алехина, Екатерина Самуцевич и Надежда Толоконникова.
Длинный коридор хорошо просматривается, с двух сторон надзирательницы. Время от времени они заглядывают в дверные глазки (их, кстати, в каждой камере по три). Тишину нарушают только клацающие решетки... Не так давно я сама поработала инспектором в том самом СИЗО, где сидят девушки. И сразу скажу, что сбежать отсюда сложнее, чем из любого другого изолятора. Эта информация для тех блогеров, которые предлагают девушкам "взять да и сделать ноги". Не получится. Хоть ключ от всех камер один (он, кстати, огромный, будто от амбарного замка), надзирательница его из рук не выпускает и в случае ЧП должна бросить его в красную трубу ключеулавливатель. Достать ключ оттуда невозможно. Плюс кругом красные кнопки, при нажатии на которые все двери блокируются и появляется охрана.
Хуже всего приходится арестантам в огромных камерах, в которых содержится до 50 человек. Когда народу много, не всегда заснуть удается даже ночью (кто плачет, кто разговаривает без конца, кто ест, кто храпит). Так что девушкам из Pussy Riot действительно повезло: сидят в маломестных камерах, да еще недавно отремонтированных. В такие обычно помещают либо пожилых, либо больных. Например, у Нади и Кати всего по одной соседке. Причем специально подобрали так, чтобы те были спокойные и интеллигентные. Соседка Кати, к примеру, обвиняется по экономической статье и за решеткой впервые. По закону, соучастников преступления не разрешается помещать в одну камеру. Но "пуссек" на всякий случай разбросали еще и по разным этажам, чтобы не было никакой возможности переговариваться.
У девушек совершенно такие же условия содержания, как у всех остальных заключенных, уверяют в УФСИН по Москве. И к ним регулярно наведываются правозащитники, так что если бы были малейшие замечания они сразу же дали бы знать. А так никто ни на что не жаловался.
На самом деле условия в этом изоляторе действительно вполне сносные по сравнению с многими другими СИЗО. Камеры для женщин с детьми вообще напоминают комнаты в детском саду: расписные стены, игрушки, яркие кроватки. Почти в каждой есть холодильник, телевизор. Единственное нет душа. И, кстати, именно это больше всего беспокоит Машу, Катю и Надю. Особенно трудно приходилось им в жаркие дни. По инструкции, баня полагается раз в неделю. Впрочем, девушки иногда пользовались платным душем. Потом, правда, им почему-то в этом стали отказывать. Маша Алехина обмолвилась об этом правозащитникам, после чего в СИЗО № 6 неожиданно отменили саму услугу платного душа, якобы из-за перерасхода воды...
Поскольку деньги у девушек на счетах есть, они пользуются услугами тюремного "салона". Ведь в СИЗО заключенным делают маникюр, педикюр, массаж (есть даже специальное кресло)! Еще они могут заниматься фитнесом в спортзале. Так что при желании за относительно небольшие деньги можно получать массу удовольствий даже в таком месте. Вот и понятно, почему на суд заключенные приезжали с прическами, свеженькие, с ухоженными ногтями. Впрочем, 5 месяцев разлуки с близкими не могли не отразиться на девушках. Они (за исключением Нади Толоконниковой) выглядят немного подавленными. Чтобы как-то взбодриться, 24-летняя Маша Алехина читает стихи Мандельштама. 30-летняя Катя Самуцевич штудирует книги по феминизму. Поскольку таких в библиотеке СИЗО не оказалось, ей передали друзья. Вообще передачки девушкам родные и близкие часто приносят. Но они вроде бы и от тюремной пищи не отказываются. Тем более что в СИЗО собственная хлебопекарня, и хлеб тут лучше любого магазинного.
Вот, к примеру, каким было тюремное меню "пуссек" 22 августа. Завтрак: каша пшеничная молочная, чай и хлеб. Обед: суп рассольник на мясном бульоне, картошка вареная, рыба отварная, компот, хлеб. Ужин: солянка с мясом (курицей), чай с сахаром и хлеб. Я, кстати, пробовала эту самую тюремную баланду. Есть это действительно можно. Каша вообще мне напомнила вкус детства. И заключенные в основном тарелки чистые оставляют. Кстати, они ведь еще могут отдельно за плату заказывать себе любые блюда из кулинарии. Но пользуются услугой не так часто: торты берут на дни рождения. Обходится недешево из расчета 100 г 72 рубля, но зато это фактически домашняя выпечка (делают ее осужденные в местном "ресторане"). Помню, при мне заключенная набросилась на надзирательницу: "Почему мне торт не принесли вовремя?" А та ответила, мол, заявку надо было вовремя подавать, тут тебе не курорт, инструкции нужно следовать. Что касается девушек из Pussy Riot, они заказы делают нечасто.
Сотрудники ФСИН говорят, что участницы панк-молебна больше всего переживают из-за того, что редко видят родных. Свидания у них действительно нечастые. За последнее время пустили только папу Кати и мужа Нади. Причем они посетили их впервые за пять месяцев.
Сколько и кому свиданий давать, решаем не мы, а следователи, уверяют в СИЗО.
Примечательно, что многие арестантки "пуссек" недолюбливают. Может, завидуют им столько внимания ведь со всех сторон...
Кстати, признание законным ареста формальность, не более. Девушки все равно ведь уже осуждены. Если кассационная жалоба не будет удовлетворена в ближайший месяц, их отправят в одну из российских колоний. Скорее всего, это будет можайская женская, расположенная в Подмосковье.
Ева Меркачева,
"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ", 23 августа 2012 г.
На фото: так выглядит общая камера. Участницы "Pussy Riot" сидят в двухместнойКнига пророка Осии. Глава 10. Стих 12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.
www.cnl.tvКомментарий
Комментарий