Не все религии исповедующие Одного Бога, так называемые авраамические, исповедуют Божество Христа. Для иудаизма это просто некая историческая личность на которой не рекомендуется зацикливаться, для мусульман Иисус пророк, наряду с другими. Христиане же те, - которые почитают Иисуса Христа за Бога. Они верят, что Иисус Христос Сын Божий. Именно верят и эта вера делает их христианами. Это не означает, что Божественность Христа не есть познаваема человеческим умом:
-37- 1960
Однако в исторических условиях, в которых человек находится, ему очень трудно познать Бога одним лишь светом своего разума:
-38- 2036
Поэтому человек нуждается в просвещении Откровением Божиим не только по отношению к тому, что превосходит его понимание, но и по отношению к «религиозным и нравственным истинам, которые сами по себе не недоступны разуму, чтобы они могли быть в нынешнем состоянии рода человеческого познаны всеми без труда, с твердой уверенностью и без примеси заблуждения»1.
1Там же: DS 3876; ср. I Ват. Соб.: DS 3505; DV 6; Св. Фома Аквинский, STh 1, 1, 1.
https://www.truechristianity.info/li...vi_0111.php#p3
Как видим возможности понимания Божьих глубин все же имеются и для этого необходимо упование на Духа Святого, так и совершенство разума.
Возвращаясь к Божественности Христа, очевидно для начала ее следует искать в своем сердце, как это произошло с апостолом Петром, произнесшим Духом Святым: Ты Христос, Сын Бога Живаго.
Ну, а ежели кто то хочет убедиться воочию, как Фома, Бог и такому разрешит.
Мы, называющие себя христианами, уже верим в Божественность Христа, остается это понять, тем кто этого желает. И конечно же такое понимание неразрывно связано с пониманием Божьего ТриЕдинства.
Что собою предоставляют Божьи ипостаси или личности, что бы было понятней приведем пример, на сколько в этом деле такое возможно.
Скажем, человек властитель своего владения, он же управитель и он же защитник своих домочадцев. В нормальных условиях никакого разделения не имеется, каждый и так понимает кто такой есть властитель и какая миссия на него возложена. Но вот появляются враждебные силы, от которых необходимо спасать свой народ и тут властитель, оставаясь властителем становится и спасителем на поле брани и распорядителем, руководящим спасением. Т.е. сама задействованность в спасении выЯвляет ипостаси ОДНОГО властителя; и задействованность эта означает пребывание в разных средах обитания. В нашем понимании это бытийное различие, т.е. существование в Вечности на Небесах и пребывание тут на этой грешной временной земле.
Иными словами само понятие ипостаси не возможно без рождения Сына Божьего, поЯвления Спасителя человечества. О чем и говорит Дамаскин:
Итак, святая Богородица родила ипостась, познаваемую в двух естествах,
безлетно рожденную от Отца, а в последок дней, в (определенное) время воплотившуюся от Нее и родившуюся во плоти.
Св.Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», Книга 4 Гл.7
Также следует понимать, что извечное рождение Сына от Отца и рождение Его в Вифлееме суть одно и то же событие/понятие, происходящее в разных бытиях. Историческое рождения Христа есть ничто, если Он не рождается в наших сердцах, благодаря нашей вере и любви к Господу. Так же как и извечное рождение не имеет никакого значения, если мы не уверовали, что Дева Мария родила Сына Божьего. Поэтому ипостаси следует понимать, как искупительное действие Бога во спасение человеков. И когда мы произносим: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь; произносим во имя Одного в трех ипостасях, потому как не говорим "во имена".
Теперь касательно природы Христа, согласно учению Церкви истинного Бога и истинного Человека. По этому поводу в христианском мире имелось много разногласий, остаются они и по сей час. Постараемся разобраться в чем тут дело.
Необходимость сочетать и разделять Божественность и человечность Иисуса Христа происходит сама по себе, ибо неизменный Бог Кто Есть Дух становится воплощенным. И тут возникают нюансы. Несторианцы, к примеру, понимая такую необходимость, невольно разделяли единого Христа на два лица "два сына" Бога Слово, предвечно рожденного от Бога Отца, и человека Иисуса, рожденного от Марии в определенный исторический момент, тем самым превращая Богородицу в христородицу, и тем самым подразумевая две ипостаси самого Христа, Того Кто является второй ипостасью Пресвятой Троицы. Такая ересь была осуждена. Ну и монофитство, отвергающее подленное человечество Христа тоже было осуждено.
Миафизисты хоть и признают две совершeнные соединенные природы Христа божественную и человеческую, но в отличие от диофизиства - Халкидонской христологической доктрины, видят их смешанными, т.е по сути розбавляют человечность Христа божеством; а раз так, получается страдания Иисуса Христа не совсем человеческие, а значит ненастоящие.
Дабы лучше понимать сущность халкидонского Догмата о двух естествах во едином лице Господа нашего Иисуса Христа, следует определиться в понимании Божественной сущности.
Бог понимаем для людей - в Его творении. Исходя из этого мы человеки, Им же стоворенные на Его образ и Его подобие, понимаем, что Бог Человечен. Его человечность - Творца. Ибо ни ангелы духи бестелесные, ни скоты и звери земные творить не могут.
И прежде всего человечность Его в любви и сострадании, в желании прощать и доверять. Именно поэтому вочеловечивание Бога не есть событие историческое, но понятие определяющее сущность Творца. Истрическим можно назвать Боговоплощение, в смысле плоти бренной "подобии плоти греховной" (Рим.8:3). Потому как тела могут быть не обязательно бренными, но преображенными.
Поэтому человечность Сына следует воспринимать не как приобретенную, но как извечную человечность Того, Кем и сотворены.
https://www.truechristianity.info/li..._0123.php#s1p3
Исходя из всего этого должно понимать, что две природы ипостаси Сына символизируют два бытия в которых пребывает Господь. Нельзя сказать, что одновременно потому как физическое время отсутствует в Вечности.
Но пребывает полноценно. В качестве Небесного Царя Вселенной и в качестве избавителя. Искупителя грехов наших.
Собственно о чем и Догмат:
Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно;
-37- 1960
Однако в исторических условиях, в которых человек находится, ему очень трудно познать Бога одним лишь светом своего разума:
-38- 2036
Поэтому человек нуждается в просвещении Откровением Божиим не только по отношению к тому, что превосходит его понимание, но и по отношению к «религиозным и нравственным истинам, которые сами по себе не недоступны разуму, чтобы они могли быть в нынешнем состоянии рода человеческого познаны всеми без труда, с твердой уверенностью и без примеси заблуждения»1.
1Там же: DS 3876; ср. I Ват. Соб.: DS 3505; DV 6; Св. Фома Аквинский, STh 1, 1, 1.
https://www.truechristianity.info/li...vi_0111.php#p3
Как видим возможности понимания Божьих глубин все же имеются и для этого необходимо упование на Духа Святого, так и совершенство разума.
Возвращаясь к Божественности Христа, очевидно для начала ее следует искать в своем сердце, как это произошло с апостолом Петром, произнесшим Духом Святым: Ты Христос, Сын Бога Живаго.
Ну, а ежели кто то хочет убедиться воочию, как Фома, Бог и такому разрешит.
Мы, называющие себя христианами, уже верим в Божественность Христа, остается это понять, тем кто этого желает. И конечно же такое понимание неразрывно связано с пониманием Божьего ТриЕдинства.
Что собою предоставляют Божьи ипостаси или личности, что бы было понятней приведем пример, на сколько в этом деле такое возможно.
Скажем, человек властитель своего владения, он же управитель и он же защитник своих домочадцев. В нормальных условиях никакого разделения не имеется, каждый и так понимает кто такой есть властитель и какая миссия на него возложена. Но вот появляются враждебные силы, от которых необходимо спасать свой народ и тут властитель, оставаясь властителем становится и спасителем на поле брани и распорядителем, руководящим спасением. Т.е. сама задействованность в спасении выЯвляет ипостаси ОДНОГО властителя; и задействованность эта означает пребывание в разных средах обитания. В нашем понимании это бытийное различие, т.е. существование в Вечности на Небесах и пребывание тут на этой грешной временной земле.
Иными словами само понятие ипостаси не возможно без рождения Сына Божьего, поЯвления Спасителя человечества. О чем и говорит Дамаскин:
Итак, святая Богородица родила ипостась, познаваемую в двух естествах,
безлетно рожденную от Отца, а в последок дней, в (определенное) время воплотившуюся от Нее и родившуюся во плоти.
Св.Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», Книга 4 Гл.7
Также следует понимать, что извечное рождение Сына от Отца и рождение Его в Вифлееме суть одно и то же событие/понятие, происходящее в разных бытиях. Историческое рождения Христа есть ничто, если Он не рождается в наших сердцах, благодаря нашей вере и любви к Господу. Так же как и извечное рождение не имеет никакого значения, если мы не уверовали, что Дева Мария родила Сына Божьего. Поэтому ипостаси следует понимать, как искупительное действие Бога во спасение человеков. И когда мы произносим: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь; произносим во имя Одного в трех ипостасях, потому как не говорим "во имена".
Теперь касательно природы Христа, согласно учению Церкви истинного Бога и истинного Человека. По этому поводу в христианском мире имелось много разногласий, остаются они и по сей час. Постараемся разобраться в чем тут дело.
Необходимость сочетать и разделять Божественность и человечность Иисуса Христа происходит сама по себе, ибо неизменный Бог Кто Есть Дух становится воплощенным. И тут возникают нюансы. Несторианцы, к примеру, понимая такую необходимость, невольно разделяли единого Христа на два лица "два сына" Бога Слово, предвечно рожденного от Бога Отца, и человека Иисуса, рожденного от Марии в определенный исторический момент, тем самым превращая Богородицу в христородицу, и тем самым подразумевая две ипостаси самого Христа, Того Кто является второй ипостасью Пресвятой Троицы. Такая ересь была осуждена. Ну и монофитство, отвергающее подленное человечество Христа тоже было осуждено.
Миафизисты хоть и признают две совершeнные соединенные природы Христа божественную и человеческую, но в отличие от диофизиства - Халкидонской христологической доктрины, видят их смешанными, т.е по сути розбавляют человечность Христа божеством; а раз так, получается страдания Иисуса Христа не совсем человеческие, а значит ненастоящие.
Дабы лучше понимать сущность халкидонского Догмата о двух естествах во едином лице Господа нашего Иисуса Христа, следует определиться в понимании Божественной сущности.
Бог понимаем для людей - в Его творении. Исходя из этого мы человеки, Им же стоворенные на Его образ и Его подобие, понимаем, что Бог Человечен. Его человечность - Творца. Ибо ни ангелы духи бестелесные, ни скоты и звери земные творить не могут.
И прежде всего человечность Его в любви и сострадании, в желании прощать и доверять. Именно поэтому вочеловечивание Бога не есть событие историческое, но понятие определяющее сущность Творца. Истрическим можно назвать Боговоплощение, в смысле плоти бренной "подобии плоти греховной" (Рим.8:3). Потому как тела могут быть не обязательно бренными, но преображенными.
Поэтому человечность Сына следует воспринимать не как приобретенную, но как извечную человечность Того, Кем и сотворены.
«Что же до человека, то его Своими руками [т.е. Сыном и Духом Святым] Бог вылепил (...) и начертал на вылепленной плоти Свой вид, так чтобы даже то, что видимо, имело вид Божий»43. |
704 291 356 |
Исходя из всего этого должно понимать, что две природы ипостаси Сына символизируют два бытия в которых пребывает Господь. Нельзя сказать, что одновременно потому как физическое время отсутствует в Вечности.
Но пребывает полноценно. В качестве Небесного Царя Вселенной и в качестве избавителя. Искупителя грехов наших.
Собственно о чем и Догмат:
Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же, состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха; рожденный от Отца прежде веков по Божеству, но Он же рожденный в последние дни ради нас и нашего спасения от Марии Девы и Богородицы по человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно;
Комментарий