Нет ничего гностичного и радикального в картине, в которой не Бог лично передаёт Закон, но ангелы. Такие воззрения есть в иудаизме (в воззрениях). При этом совершенно не проблема, что в ВЗ даёт именно Бог, а учится уже об ангелах. Ничего радикального в этом нет.Подобная картина с ангелами отражена в Деяниях. Деян.7:35. Деян.7:53. И ничего в ней нет гностичного.
Мысль Павла о том, что рабство Закону это рабство ангелам (архонтам) и не является чем радикальным той точки зрения иудаизма, что Закон дали ангелы. Скорее мысль о том, что рабство Закону это рабство ангелам стихиям является логическим следствием мысль иудаизма о том, что Закон дали ангелы.
Связь между ангелами Гал 3:19-20 и архонтами космологии Павла проведена искусственно (да, она логически верна), но в Гал 3:19-20 нет ни намёка, что ангелы эти являются архонтами и врагами Божьими.
Если под врагами подразумеваются существа, которые действуют вопреки воли Бога, то у меня вопрос: а где в Гал (если использовать это Послание в канонической версии) намек на том, что стихии мира из 4 главы это враги Бога? Где написано хоть в каком-нибудь Павлом Послании, что архонты действуют вопреки воли Бога? Где хоть намек на это?
У меня видимо какие-то своеобразные представления о Боге, но с моей точки зрения у Бога вообще не может быть врагов. Подобные утверждения, с моей субъективной точки зрения, являются очень похожими на язычество, когда Абсолют представляется не чем-то Абсолютным, но просто каким-то сильным языческим божеством. Сказать: у Бога есть враг, это с моей точки зрения все равно что сказать: у Бога есть кровать, у Бога есть мама и дядя.
Как мое создание может быть мне врагом? Здесь может быть только два варианта:
1) Я специально сделал себе врага, предназначив какому-то своему созданию выполнять эту роль.
2) Я не являюсь умелым творцом, не являюсь совершенным, потому что хотел сделать себе друга, а сделал врага. Хотел создать стул, а получился унитаз.
Комментарий