По Павлу настоящим веком правит бог этого века, который противостоит Евангелию: «: «3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы» (2 к Кор. 4), он так же именуется князем господствующем в воздухе, духом действующим в сынах противления: «2 в которых вы некогда жили, по эону мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2), об этом же духе Павел пишет в 1 к Кор. 2:12 как о «духе мира сего». Представляется, что поскольку он назван богом века сего, то он является главой князей этого мира (1 к Кор 2:6) , которые так же названы стихиями мира (Гал 4) или началами, властями, силами, которые правят миром: «12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы на небесах» (Еф.6)
Кто же такой бог века сего? Гностики пришли к выводу, что это существо правящее миром - Бог описанный в Танахе. В этом выводе они, главным образом, опирались на следующие соображения:
1) Подчиненные бога этого века стихии мира, описаны Павлом как даровавшие Тору Моисею (Гал. 3: 19-20); и нахождение под Торой это нахождение именно под их властью (Галл. 4:3) , а значит под властью бога века сего. В это же самое время в Танахе нахождение под Законом названо служением Богу Яхве (ВЕЛИК ОН!), который и даровал Тору. Отсюда делается вывод, что бог века сего, описанный Павлом, это Бог Яхве.
2) Павел считал Бога Благим, поэтому не мыслимо, чтобы Благой Бог даровал злому существу власть над миром, а значит это существо является богом этого века от самого себя, что может быть в том случае, если оно мир и сотворило. В Танахе же именно Яхве Элохим описан как Творец мира.
Однако сам Павел отождествляет бога этого века с сатаной/дьяволом (в Септуагинте, которую цитировал зачастую Павел, сатан переводится как диаблос, например здесь: Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов) и велиаром. Это следует из того что сатане/диаволу/велиару и богу века сего приписываются одинаковые качества. Так, сатана, подобно богу века сего, пытается подчинить людей Торе, это осуществляет он через своих апостолов (2 к Кор. 11:15), в его подчинении имеются ангелы (2 к Кор. 12:7) и, наконец, именно в его подчинение находятся мироправители, даровавшие Тору. Это следует из того, что борьба против них названа кознями дьявола: «11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6)
Что касается имени велиар, то Павел называет язычество поклонением велиару (2 к Кор.6:15), а это означает, что весь языческий мир (а это почти весь мир времен Павла) поклоняется велиару, другими словами, он бог мира.
Сатанам мыслится Павлом, как и в Танахе, действующим по предопределению Бога. Так, при необходимости, Апостол, силой Иисуса, предает людей сатане (1 к Кор.5:5). Другой пример, когда ангел сатаны напал на Павла, то это было сделано Господом для того чтобы Павел не превозносился чрезмерность откровений и чтобы через немощь в нем осуществилась сила Христа, поэтому Господь и не ответил на мольбу Павла об удалении от него сатаны (2 к Кор. 12:7-9).
Так же в Рим 8 страдания, которые терпят избранные от начал и властей, мыслятся Павлом как содействующие ко благу избранных. Кроме того, начала, власти и силы мыслятся Павлом творениями Бога (Рим 8: 38-39), главою которых есть Христос (Кол. 2:10)
Именно Бог дал стихиям мира Тору, для того чтобы они преподали ее Израилю и чтобы Израиль, таким образом, подчинился стихиям как детоводителям, которые привели бы их ко Христу (Галл 4: 1-3).
Из всего этого следует, что и сопротивление Евангелию, которое сатана производит в людях, осуществляется по Воле Бога. Это вполне согласуется с мыслью Павла. Так, в Рим 9 Апостол прямо пишет, что Бог кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает.
Кто выше всего? Он. Кто умнее всего? Он. Кто могущественней всего? Он. Кто сделал для человека больше всего благ? Он. Кто имеет больше всех прав? Он. Перед кем нужно меньше всего стараться спорить? Перед Ним.
Кто же такой бог века сего? Гностики пришли к выводу, что это существо правящее миром - Бог описанный в Танахе. В этом выводе они, главным образом, опирались на следующие соображения:
1) Подчиненные бога этого века стихии мира, описаны Павлом как даровавшие Тору Моисею (Гал. 3: 19-20); и нахождение под Торой это нахождение именно под их властью (Галл. 4:3) , а значит под властью бога века сего. В это же самое время в Танахе нахождение под Законом названо служением Богу Яхве (ВЕЛИК ОН!), который и даровал Тору. Отсюда делается вывод, что бог века сего, описанный Павлом, это Бог Яхве.
2) Павел считал Бога Благим, поэтому не мыслимо, чтобы Благой Бог даровал злому существу власть над миром, а значит это существо является богом этого века от самого себя, что может быть в том случае, если оно мир и сотворило. В Танахе же именно Яхве Элохим описан как Творец мира.
Однако сам Павел отождествляет бога этого века с сатаной/дьяволом (в Септуагинте, которую цитировал зачастую Павел, сатан переводится как диаблос, например здесь: Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов) и велиаром. Это следует из того что сатане/диаволу/велиару и богу века сего приписываются одинаковые качества. Так, сатана, подобно богу века сего, пытается подчинить людей Торе, это осуществляет он через своих апостолов (2 к Кор. 11:15), в его подчинении имеются ангелы (2 к Кор. 12:7) и, наконец, именно в его подчинение находятся мироправители, даровавшие Тору. Это следует из того, что борьба против них названа кознями дьявола: «11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6)
Что касается имени велиар, то Павел называет язычество поклонением велиару (2 к Кор.6:15), а это означает, что весь языческий мир (а это почти весь мир времен Павла) поклоняется велиару, другими словами, он бог мира.
Сатанам мыслится Павлом, как и в Танахе, действующим по предопределению Бога. Так, при необходимости, Апостол, силой Иисуса, предает людей сатане (1 к Кор.5:5). Другой пример, когда ангел сатаны напал на Павла, то это было сделано Господом для того чтобы Павел не превозносился чрезмерность откровений и чтобы через немощь в нем осуществилась сила Христа, поэтому Господь и не ответил на мольбу Павла об удалении от него сатаны (2 к Кор. 12:7-9).
Так же в Рим 8 страдания, которые терпят избранные от начал и властей, мыслятся Павлом как содействующие ко благу избранных. Кроме того, начала, власти и силы мыслятся Павлом творениями Бога (Рим 8: 38-39), главою которых есть Христос (Кол. 2:10)
Именно Бог дал стихиям мира Тору, для того чтобы они преподали ее Израилю и чтобы Израиль, таким образом, подчинился стихиям как детоводителям, которые привели бы их ко Христу (Галл 4: 1-3).
Из всего этого следует, что и сопротивление Евангелию, которое сатана производит в людях, осуществляется по Воле Бога. Это вполне согласуется с мыслью Павла. Так, в Рим 9 Апостол прямо пишет, что Бог кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает.
Кто выше всего? Он. Кто умнее всего? Он. Кто могущественней всего? Он. Кто сделал для человека больше всего благ? Он. Кто имеет больше всех прав? Он. Перед кем нужно меньше всего стараться спорить? Перед Ним.
Комментарий