Leerling
В таком случае объясните мне, как может существовать природа вне своей ипостаси? 
Вот здесь как раз и не помешает обратиться к истории богословских споров и возникновению самого термина "ипостась".
Если брать "ипостась", как слово, но не богословский термин, то одним из значений его и будет "сущность" - т.е. то что мы подразумеваем под понятием "природа". Но ведь вы не станете приравнивать и путать эти понятия, как Сергей? А путаница была, когда одни понимали "ипостась", как "сущность", а другие, как проявление этой сущности в реальной действительности. Все что сделали Великие Каппадокийцы это - решили договориться говорить об ипостасях в Троице, как о проявлении сущности в действительности, в отличие от самой "сущности" (природы").
Термином "ипостась", по видимому уже стала, когда Тертуллиан, говоря от Троице, перевел с греческого на латынь слово "ипостась" как "персона", т.е. персонифицировав слово "ипостась", которое, как вы привели, относилось, не только к субъекту, но и к неодушевленным предметам и объектам.
Личности в современном понятии тогда еще не было, речь шла скорее об экзистенции, т.е. о "существовании", в отличие от "существа" ("природы"). Именно этим определяется "ипостась" - проявлением природы в действительности в конкретных неповторимых событиях.
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне,.. "
"Многообразно" - это и есть ипостасно, но не личностно. Как Личность Бог говорит через Духа Святого.
"...Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей.."
Бог во Христе говорит и ИПОСТАСНО и ЛИЧНОСТНО.
Если вы посмотрите определение Троицы в "Догматическом богословии" Давыденкова, то увидите, что речь идет о "личностных свойствах" ипостасей, но не о "личностях". Это не одно и то же. Я могу сказать, что "голоден как волк", но это еще не будет означать, что я - "волк". То же самое и с личностными свойствами. Нам трудно понять, как "сущность" может обладать несколькими "ипостасями", отсюда и желание приравнять "ипостась" к "личности". Ведь личность не привязана к природе, а владеет ей. Например у человеческой "природы" одна "ипостась", но много личностей. У Бога же - одна Личность, но три ипостаси. Но не может быть такого, чтобы природа не имела своей ипостаси, т.к. "ипостась" - по сути эмпирика, практика, с которой мы сталкиваемся в своей жизни. Именно практика побуждает нас абстрагироваться от всего многообразия конкретных проявлений, для обобщения, и она же является критерием истинности правильности этих обобщений (абстракций).
Не бывает природы без ипостаси. Несторий был прав говоря о двух природах и двух ипостасях во Христе. Можно еще сомневаться в том, что "полнота Божества телесно" относится только ипостаси Сына Бога, но уже никак не может быть, чтобы природа человека осталась во Христе без ипостаси человека.
Я , не изучая ОСНОВЫ богословия и работы по богословским спорам тех веков, нахожу что «принадлежу» к школе Кирилла, не учившись в ней.

Признаюсь, что ПОКА для меня ипостась=личность.
Объясните мне ЕЩЁ РАЗ, что такое ИПОСТАСЬ.
ὑπόστασις
1. сущность, естество;
2. реальность, действительность;
3. основание, фундамент;
4. уверенность, твердость, отважность;
5. личность, ипостась.
В Синоде слово ὑπόστασις употреблено 5 раз :
2Кор.9:4 «уверенность»
2Кор.11:17 «отважность»
Евр.1:3 «ипостась»
Евр.3:14 «жизнь»
Евр.11:1 «осуществление»
При чём, слово ὑπόστασις переведено как ИПОСТАСЬ в Синоде единственный раз.
Объясните мне ЕЩЁ РАЗ, что такое ИПОСТАСЬ.
ὑπόστασις
1. сущность, естество;
2. реальность, действительность;
3. основание, фундамент;
4. уверенность, твердость, отважность;
5. личность, ипостась.
В Синоде слово ὑπόστασις употреблено 5 раз :
2Кор.9:4 «уверенность»
2Кор.11:17 «отважность»
Евр.1:3 «ипостась»
Евр.3:14 «жизнь»
Евр.11:1 «осуществление»
При чём, слово ὑπόστασις переведено как ИПОСТАСЬ в Синоде единственный раз.
Если брать "ипостась", как слово, но не богословский термин, то одним из значений его и будет "сущность" - т.е. то что мы подразумеваем под понятием "природа". Но ведь вы не станете приравнивать и путать эти понятия, как Сергей? А путаница была, когда одни понимали "ипостась", как "сущность", а другие, как проявление этой сущности в реальной действительности. Все что сделали Великие Каппадокийцы это - решили договориться говорить об ипостасях в Троице, как о проявлении сущности в действительности, в отличие от самой "сущности" (природы").
Термином "ипостась", по видимому уже стала, когда Тертуллиан, говоря от Троице, перевел с греческого на латынь слово "ипостась" как "персона", т.е. персонифицировав слово "ипостась", которое, как вы привели, относилось, не только к субъекту, но и к неодушевленным предметам и объектам.
Личности в современном понятии тогда еще не было, речь шла скорее об экзистенции, т.е. о "существовании", в отличие от "существа" ("природы"). Именно этим определяется "ипостась" - проявлением природы в действительности в конкретных неповторимых событиях.
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне,.. "
"Многообразно" - это и есть ипостасно, но не личностно. Как Личность Бог говорит через Духа Святого.
"...Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей.."
Бог во Христе говорит и ИПОСТАСНО и ЛИЧНОСТНО.
Если вы посмотрите определение Троицы в "Догматическом богословии" Давыденкова, то увидите, что речь идет о "личностных свойствах" ипостасей, но не о "личностях". Это не одно и то же. Я могу сказать, что "голоден как волк", но это еще не будет означать, что я - "волк". То же самое и с личностными свойствами. Нам трудно понять, как "сущность" может обладать несколькими "ипостасями", отсюда и желание приравнять "ипостась" к "личности". Ведь личность не привязана к природе, а владеет ей. Например у человеческой "природы" одна "ипостась", но много личностей. У Бога же - одна Личность, но три ипостаси. Но не может быть такого, чтобы природа не имела своей ипостаси, т.к. "ипостась" - по сути эмпирика, практика, с которой мы сталкиваемся в своей жизни. Именно практика побуждает нас абстрагироваться от всего многообразия конкретных проявлений, для обобщения, и она же является критерием истинности правильности этих обобщений (абстракций).
Не бывает природы без ипостаси. Несторий был прав говоря о двух природах и двух ипостасях во Христе. Можно еще сомневаться в том, что "полнота Божества телесно" относится только ипостаси Сына Бога, но уже никак не может быть, чтобы природа человека осталась во Христе без ипостаси человека.
Комментарий