По поводу остального я отвечаю в своем предыдущем посте в конце 3 страницы данной темы.
To friends пишет:
Да, произошло недоразумении, а я-то имел в виду вторую заповедь, в смысле вторую по значимости, которую назвал Христос: «возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Что же касается второй заповеди из десяти, то я ее понимаю как следствие из первой.
То есть не только не имей других богов, как сказано в первой заповеди, но и не делай никакого изображения, ни богов, ни Бога для какого-либо сужения этим изображениям.
Так как сказано:
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на Хориве из среды огня».
(Вт. 4; 15 )
Вот вторая заповедь, насколько я понимаю ее, заповедует отсутствие образа, о котором тут сказано.
Примерно также это понимается и в православном библейском богословии:
"4-6 Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный без внешних форм, идолов они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор 4:15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел»; Втор 4:16) и под другими формами, образами («всякое подобие:» евр. «векол темуна», темуна образ, облик (Втор 4:15, Иов 4:16), являющимися воспроизведением светил небесных («на небе вверху»), людей, скота, птицы, гада («на земле внизу») и рыб («в воде ниже земли», Втор 4:1619)."
(А.П. Лопухин «Толковая Библия»)
Лопухин ошибается только в том, что вторая заповедь, по его мнению, не касается изображений языческих богов, а только изображения Бога, то есть Лопухин пишет: « Языческие боги имеют характер чувственный без внешних форм, идолов они немыслимы».
Еще как мыслимы!
И потому вторая заповедь касается и изображений богов, и изображения Бога.
О мыслимости языческих богов без внешних форм, например, хорошо пишет известный специалист по языческой религии Ф.Ф. Зелинский:
«И тут дело совершенно ясно, уже начиная с Гомера. Когда Зевс дарует Фетиде исполнение ее просьбы, когда Афина воодушевляет Диомеда, когда Аполлон охраняет Гектора - что это, самовольно ли движущиеся небесные боги или их сделанные человеческой рукой кумиры? И спрашивать нечего - тем более что кумиров ахейская эпоха, представляемая Гомером, даже и не знает. Но,быть может, в следующую эпоху, построившую богам их храмы и поставившую в них их кумиры, произошел такой сдвиг религиозного чувства, и кумиры заняли в сознании верующих место тех, которых они должны были представлять? Посмотрим. Многотысячная толпа афинян следит в театре за "Орестеей" Эсхила; она видит, как преследуемый Эриниями герой сидит на Акрополе, обнимая своими руками кумир Паллады; вслед за тем к нему спускается сама Паллада, становясь таким образом рядом со своим кумиром. Достаточно ли ясно этим сказано, что кумир - лишь изображение божества, а не само божество? Но все же ему поклонялись! Да, конечно; но совершенно в таком же смысле, в каком верующие древнехристианских исповеданий "поклоняются"(термин не важен) своим изображениям Христа, Богородицы и святых; и афинянин, воскурявший фимиам перед кумиром своей Паллады, делал это с совершенно таким же чувством, с каким и поныне католик или православный в субботний вечер зажигает лампаду перед образом Пресвятой Девы. И как у нас верующие выделяют "чудотворные" иконы из числа других, приписывая им большую святость, так же, буквально так же, и про кумир Аполлона в Магнесии на Меандре полагали, что он имеет "силу для каждого дела". Аналогия здесь полная, что и неудивительно, так как мы имеем дело именно с античным корнем христианства».
(Ф.Ф. Зелинский «Древнегреческая религия», глава 4 )
Эту книгу Зелинского можно полностью прочитать здесь:
To friends пишет:
про вторую заповедь я имела в виду вторую из десяти!!! поняла, что иное в виду имелось
Что же касается второй заповеди из десяти, то я ее понимаю как следствие из первой.
То есть не только не имей других богов, как сказано в первой заповеди, но и не делай никакого изображения, ни богов, ни Бога для какого-либо сужения этим изображениям.
Так как сказано:
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на Хориве из среды огня».
(Вт. 4; 15 )
Вот вторая заповедь, насколько я понимаю ее, заповедует отсутствие образа, о котором тут сказано.
Примерно также это понимается и в православном библейском богословии:
"4-6 Запрещая служение языческим богам, первая заповедь запрещает поклонение и их изображениям, от которых они неотделимы. Языческие боги имеют характер чувственный без внешних форм, идолов они немыслимы. Ввиду этого особое запрещение изображений языческих богов представляется уже излишним. Следовательно, во второй заповеди предметом запрещения является не делание изображений других богов, а создание изображений Бога откровения, Сущего. Побуждением к такому запрещению могло служить то обстоятельство, что свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом (Втор 4:15) могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних идолопоклонству. Всевышний не должен быть представляем в виде кумира, изваяния (евр. «песел»; Втор 4:16) и под другими формами, образами («всякое подобие:» евр. «векол темуна», темуна образ, облик (Втор 4:15, Иов 4:16), являющимися воспроизведением светил небесных («на небе вверху»), людей, скота, птицы, гада («на земле внизу») и рыб («в воде ниже земли», Втор 4:1619)."
(А.П. Лопухин «Толковая Библия»)
Лопухин ошибается только в том, что вторая заповедь, по его мнению, не касается изображений языческих богов, а только изображения Бога, то есть Лопухин пишет: « Языческие боги имеют характер чувственный без внешних форм, идолов они немыслимы».
Еще как мыслимы!
И потому вторая заповедь касается и изображений богов, и изображения Бога.
О мыслимости языческих богов без внешних форм, например, хорошо пишет известный специалист по языческой религии Ф.Ф. Зелинский:
«И тут дело совершенно ясно, уже начиная с Гомера. Когда Зевс дарует Фетиде исполнение ее просьбы, когда Афина воодушевляет Диомеда, когда Аполлон охраняет Гектора - что это, самовольно ли движущиеся небесные боги или их сделанные человеческой рукой кумиры? И спрашивать нечего - тем более что кумиров ахейская эпоха, представляемая Гомером, даже и не знает. Но,быть может, в следующую эпоху, построившую богам их храмы и поставившую в них их кумиры, произошел такой сдвиг религиозного чувства, и кумиры заняли в сознании верующих место тех, которых они должны были представлять? Посмотрим. Многотысячная толпа афинян следит в театре за "Орестеей" Эсхила; она видит, как преследуемый Эриниями герой сидит на Акрополе, обнимая своими руками кумир Паллады; вслед за тем к нему спускается сама Паллада, становясь таким образом рядом со своим кумиром. Достаточно ли ясно этим сказано, что кумир - лишь изображение божества, а не само божество? Но все же ему поклонялись! Да, конечно; но совершенно в таком же смысле, в каком верующие древнехристианских исповеданий "поклоняются"(термин не важен) своим изображениям Христа, Богородицы и святых; и афинянин, воскурявший фимиам перед кумиром своей Паллады, делал это с совершенно таким же чувством, с каким и поныне католик или православный в субботний вечер зажигает лампаду перед образом Пресвятой Девы. И как у нас верующие выделяют "чудотворные" иконы из числа других, приписывая им большую святость, так же, буквально так же, и про кумир Аполлона в Магнесии на Меандре полагали, что он имеет "силу для каждого дела". Аналогия здесь полная, что и неудивительно, так как мы имеем дело именно с античным корнем христианства».
(Ф.Ф. Зелинский «Древнегреческая религия», глава 4 )
Эту книгу Зелинского можно полностью прочитать здесь:
Комментарий