«Иди, Даниил; удовлетворись тем, что тебе позволили увидеть такие отдаленные события будущего, и здесь остановись. Иди и вновь служи своему царю (Дан 8:27). Иди и запиши то, что ты увидел и услышал сейчас, для пользы потомков, и в настоящее время не старайся увидеть или услышать больше». Отметьте: общение с Богом не является нашим постоянным удовольствием в этом мире; мы иногда становимся свидетелями славы Христа и можем сказать: «Хорошо нам здесь быть», но мы должны спуститься с горы, ибо не имеем здесь вечного города. Знающие много знают лишь часть, и есть еще много непонятного, в отношении чего они остаются в неведении, и, похоже, такими они и будут, пока завеса не будет разорвана; до сих пор их знание дойдет, но не дальше. «Иди, Даниил, довольствуйся тем, что имеешь».
(2) Он не должен ожидать, что сказанное ему будет понято во всем объеме до того, как совершится: «Сокрыты и запечатаны слова сии; они вызывают недоумение и, похоже, такими и останутся до последнего времени, пока все это не закончится, более того, до конца всего этого». Даниилу велено запечатать книгу сию до последнего времени (ст. 4). Евреи раньше говорили: «Когда Илия придет, он расскажет нам все». «Эти слова сокрыты и запечатаны: то, что они должны открыть, решено и завершено; ничего не должно быть добавлено или убрано отсюда, ибо слова сии сокрыты и запечатаны, поэтому больше не спрашивай о них». Nescire velle quae magister maximus docere non vult erudita inscitia est Много знает тот, кто желает оставаться невежественным в том, что великий учитель не желает сообщать.
(3) Он не должен рассчитывать ни на что другое, пока мир стоит; в нем всегда будет пребывать хорошее и плохое, что мы сейчас и видим (ст. 10). На поле Божьем нам хотелось бы видеть только пшеницу, но не плевела, а на Божьем гумне только зерно, но не шелуху. Но так будет лишь тогда, когда настанет время сбора урожая и день, когда будут отвеивать шелуху; должны расти вместе то и другое до жатвы. Как было, так есть и будет: нечестивые же будут поступать нечестиво, а мудрые уразумеют. Откровение св. Иоанна заканчивается так же, как Книга Даниила: «...нечистый пусть еще сквернится, и святый да освящается еще».
[1] Нет такого средства, которое помешало бы нечестивым поступать нечестиво; такие люди есть и будут в этом мире до конца времен. Как говорит древняя притча: «От беззаконных исходит беззаконие» (1Цар 24:14), и нынешние времена доказывают эту истину. Плохие люди будут совершать плохие дела, а худое дерево приносит и плоды худые. Собирают ли с терновника виноград и приносят ли добрые плоды из злого сокровища в сердце? Нет, нечестивые поступки являются естественным результатом нечестивых принципов и наклонностей. Не удивляйся этому (Еккл 5:8). Еще раньше нам сказали, что нечестивые будут поступать нечестиво; нам не следует ничего лучшего ожидать от них, но что еще хуже, так это то, что не уразумеет сего никто из нечестивых. Частично это является, во-первых, результатом их греха. Они не уразумеют; они закрывают свои глаза от света, а самыми слепыми являются те, кто не желает видеть. Они нечестивы, так как не разумеют. Если бы они правильно понимали истины Божьи, то с готовностью повиновались бы законам Божьим (Пс 81:5). Добровольный грех это результат сознательной невежественности; они не разумеют, потому что нечестивы ; они возненавидели свет и не приходят к свету, потому что дела их злы (Ин 3:19). Или, во-вторых, их наказанием. Они поступают нечестиво, и поэтому Бог ослепил их умы и сказал о них: «Неуразумеют и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф 13:14−15). Бог не даст им очей, чтобы видеть, потому что они поступают нечестиво (Втор 29:4).
[2] Но каким бы плохим ни был этот мир, Бог сохранит в нем для себя остаток благочестивых людей. В нем будут те (и их будет много), для кого провидения и постановления Божьи являются запахом живительным на жизнь, в то время как для других они запах смертоносный на смерть. Во-первых, провидения Божьи будут им во благо: они очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении своими страданиями (ср. с Дан 11:35) теми же страданиями, которые пробудят пороки нечестивых и сделают их более нечестивыми. Отметьте: страдания благочестивых предназначены для их испытания; благодаря им они очищаются и убеляются, освобождаются от своих пороков, их благодати становятся ярче, а они сами более энергичными и заметными, достойными похвалы и чести и славы (1Пет 1:7). Для тех, кто освящен и благочестив, всякое событие освящено, все содействует их благу и делает их лучше. Во-вторых, слово Божье будет им во благо. Когда нечестивые не разумеют и претыкаются о слово, то мудрые уразумеют. Мудрые в своих поступках поймут доктрину; кто находится под влиянием и руководствуется божественным законом и любовью, тот будет просвещен божественным светом, ибо кто совершает волю Его, тот узнает истину (Ин 7:17). Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее.
(4) Он должен утешиться приятным предвидением блаженства, которое обретет после смерти и суда, длящееся всю вечность (ст. 13). В то время Даниил был очень стар; на протяжении всего этого времени он непосредственно общался с небесами и был занят гражданским служением на земле. Но теперь он должен быть готов распрощаться со своим нынешним положением: «А ты иди к твоему концу».
Даниил 12 глава Библия Комментарии Мэтью Генри.
(2) Он не должен ожидать, что сказанное ему будет понято во всем объеме до того, как совершится: «Сокрыты и запечатаны слова сии; они вызывают недоумение и, похоже, такими и останутся до последнего времени, пока все это не закончится, более того, до конца всего этого». Даниилу велено запечатать книгу сию до последнего времени (ст. 4). Евреи раньше говорили: «Когда Илия придет, он расскажет нам все». «Эти слова сокрыты и запечатаны: то, что они должны открыть, решено и завершено; ничего не должно быть добавлено или убрано отсюда, ибо слова сии сокрыты и запечатаны, поэтому больше не спрашивай о них». Nescire velle quae magister maximus docere non vult erudita inscitia est Много знает тот, кто желает оставаться невежественным в том, что великий учитель не желает сообщать.
(3) Он не должен рассчитывать ни на что другое, пока мир стоит; в нем всегда будет пребывать хорошее и плохое, что мы сейчас и видим (ст. 10). На поле Божьем нам хотелось бы видеть только пшеницу, но не плевела, а на Божьем гумне только зерно, но не шелуху. Но так будет лишь тогда, когда настанет время сбора урожая и день, когда будут отвеивать шелуху; должны расти вместе то и другое до жатвы. Как было, так есть и будет: нечестивые же будут поступать нечестиво, а мудрые уразумеют. Откровение св. Иоанна заканчивается так же, как Книга Даниила: «...нечистый пусть еще сквернится, и святый да освящается еще».
[1] Нет такого средства, которое помешало бы нечестивым поступать нечестиво; такие люди есть и будут в этом мире до конца времен. Как говорит древняя притча: «От беззаконных исходит беззаконие» (1Цар 24:14), и нынешние времена доказывают эту истину. Плохие люди будут совершать плохие дела, а худое дерево приносит и плоды худые. Собирают ли с терновника виноград и приносят ли добрые плоды из злого сокровища в сердце? Нет, нечестивые поступки являются естественным результатом нечестивых принципов и наклонностей. Не удивляйся этому (Еккл 5:8). Еще раньше нам сказали, что нечестивые будут поступать нечестиво; нам не следует ничего лучшего ожидать от них, но что еще хуже, так это то, что не уразумеет сего никто из нечестивых. Частично это является, во-первых, результатом их греха. Они не уразумеют; они закрывают свои глаза от света, а самыми слепыми являются те, кто не желает видеть. Они нечестивы, так как не разумеют. Если бы они правильно понимали истины Божьи, то с готовностью повиновались бы законам Божьим (Пс 81:5). Добровольный грех это результат сознательной невежественности; они не разумеют, потому что нечестивы ; они возненавидели свет и не приходят к свету, потому что дела их злы (Ин 3:19). Или, во-вторых, их наказанием. Они поступают нечестиво, и поэтому Бог ослепил их умы и сказал о них: «Неуразумеют и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф 13:14−15). Бог не даст им очей, чтобы видеть, потому что они поступают нечестиво (Втор 29:4).
[2] Но каким бы плохим ни был этот мир, Бог сохранит в нем для себя остаток благочестивых людей. В нем будут те (и их будет много), для кого провидения и постановления Божьи являются запахом живительным на жизнь, в то время как для других они запах смертоносный на смерть. Во-первых, провидения Божьи будут им во благо: они очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении своими страданиями (ср. с Дан 11:35) теми же страданиями, которые пробудят пороки нечестивых и сделают их более нечестивыми. Отметьте: страдания благочестивых предназначены для их испытания; благодаря им они очищаются и убеляются, освобождаются от своих пороков, их благодати становятся ярче, а они сами более энергичными и заметными, достойными похвалы и чести и славы (1Пет 1:7). Для тех, кто освящен и благочестив, всякое событие освящено, все содействует их благу и делает их лучше. Во-вторых, слово Божье будет им во благо. Когда нечестивые не разумеют и претыкаются о слово, то мудрые уразумеют. Мудрые в своих поступках поймут доктрину; кто находится под влиянием и руководствуется божественным законом и любовью, тот будет просвещен божественным светом, ибо кто совершает волю Его, тот узнает истину (Ин 7:17). Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее.
(4) Он должен утешиться приятным предвидением блаженства, которое обретет после смерти и суда, длящееся всю вечность (ст. 13). В то время Даниил был очень стар; на протяжении всего этого времени он непосредственно общался с небесами и был занят гражданским служением на земле. Но теперь он должен быть готов распрощаться со своим нынешним положением: «А ты иди к твоему концу».
Даниил 12 глава Библия Комментарии Мэтью Генри.
однако в всём собрании Комментариев в 3-х томах он ничего не пишет о конце света.
Комментарий