Меня всегда удивляло, как могло случиться так, что человек, чьим устам принадлежит на то время самое сильное откровение про Иисуса: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» так быстро соблазнится о Нём. Но внимательное рассмотрение даже тех крох свидетельств об этом человеке всё же позволит нам кое-что увидеть.
Если взять жизнь и служение Иоанна Крестителя, то мы видим человека, проповедующего в пустыне. Имел он «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед». Итак, питался он очень скудно. Иисус, в других словах, сказал про него, что он «ни хлеба не ест, ни вина не пьет». Сколько времени Иоанн находился в пустыне, не сказано, но, скорее всего, очень долго, потому что имя его было известно по всей Иудее. Чем же он прославился в народе и почему имел такой большой авторитет, что люди приходили и крестились от него, хотя нигде нет упоминаний, чтобы он сотворил хоть одно чудо? По всей видимости, люди видели в нём элементы большой праведности: высокий аскетизм, бесстрашие, уверенность в своей правоте. У Иоанна Крестителя был сильный свой человеческий дух, которым он победил свои похоти. Я думаю, это послужило благоприятной почвой для рождения в нём червоточины. Он просто не видел, в чём ему нужно было каяться. Отсюда у него развилась самоправедность. Отсюда и надменный и осуждающий тон, с которым он говорил с людьми. Он говорил как судья, как будто имел на то право. Самоправедность возносит человека в его глазах. Такая позиция духа ожесточает сердце человека, делает его гордым, высокомерным. А что печальнее всего, человек этого в себе не замечает.
Почему Иоанн не бросился идти сразу же за Иисусом, не стал Его учеником, а продолжил своё Иоанново служение. Ведь он получил такие явные свидетельства от Бога: увидел Духа Божия, сходящего, как голубь, на Иисуса, слышал глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Что же ещё надо? Какие более грандиозные доказательства нужны? Я думаю, что встреча с истинным светом Христа смутила его. Иоанн Креститель ждал Мессию жёсткого, требовательного, карающего за грехи, и считал себя вполне готовым встретить его. Ведь он был сыном священника и наверняка был рьяным законником. А тут он видит фейерверк милости, прощения и любви. Непонятки для него уже начались тогда, когда Иисус пришёл креститься от него. Чего угодно ждал Иоанн, но никак не умаляющего Себя и служащего Господа. При первом же соприкосновении его духа с духом Иисуса, Иоанн понял, что Он для него чуждый. В свете любви и свободы Иисуса он начал видел, что вся его праведность - есть ничто. Он не мог принять этого: как это, ест и пьёт, друг мытарей и грешников. И теперь ему нужно было выбрать между двумя ценностями: Иисусова праведность или своя. Он выбрал последнее, потому что, по-видимому, он был законником и приложил много труда и силы воли для того, чтобы добиться высоких результатов. А принятие Иисуса перечеркнуло бы все его достижения, все его убеждения, всю его жизнь, его «Я». Он не захотел потерять себя и совершил серьёзнейшую ошибку.
На первый взгляд для спасения победа над соблазнами это как бы благоприятный фактор, и кажется, остаётся для полноты какой-то пустяк, а вот, оказывается, и нет. Оказывается, для спасения нужно просто умереть для себя и поставить в центр своей жизни Иисуса. Вот и получается, что кому нечего терять, нищим, бедным легко и радостно принимать Господа, а великим, знатным и богатым - трудно. Не смог Иоанн переступить через себя, во всяком случае, до момента своих слов: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?» И что же ответил на то Иисус?: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». Какой ужасный вердикт. Что толку, что ты такой великий, когда тебе нет места в Царстве Отца.
Не знаю, покаялся Иоанн перед смертью. Не думаю. Если посмотреть на события, которые происходили во времена служения Иисуса на Земле, то мы видим чудеса, исцеления. В присутствии Иисуса не было никаких смертей, которые не заканчивались бы воскрешением. Ученики горя не знали со своим учителем: были накормлены духовно и физически, имели постоянно защиту. Он утихомирил шторм, когда они находились в лодке на озере, Петру не дал утонуть. Даже в момент ареста Иисуса, никто из Его учеников не пострадал. Это время было временем большой благодати для слушающих слова Господа, а тут голова на блюде. Это о чём-то и говорит. Не было над Иоанном Крестителем той всеобщей милости, пребывающей на людях в присутствии Сына Божьего.
Итак, подводя итог, можно сказать следующее. Конечно, служение Иоанна Крестителя уникально. Он сделал для Царства Божьего очень большую работу, можно сказать грандиозную работу. Но что это дало ему? Ничего!
Без Иисуса, без истинного основания жизни, какие бы ты великие дела не делал, всё для тебя разрушиться, всё обратиться в прах.
Если взять жизнь и служение Иоанна Крестителя, то мы видим человека, проповедующего в пустыне. Имел он «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед». Итак, питался он очень скудно. Иисус, в других словах, сказал про него, что он «ни хлеба не ест, ни вина не пьет». Сколько времени Иоанн находился в пустыне, не сказано, но, скорее всего, очень долго, потому что имя его было известно по всей Иудее. Чем же он прославился в народе и почему имел такой большой авторитет, что люди приходили и крестились от него, хотя нигде нет упоминаний, чтобы он сотворил хоть одно чудо? По всей видимости, люди видели в нём элементы большой праведности: высокий аскетизм, бесстрашие, уверенность в своей правоте. У Иоанна Крестителя был сильный свой человеческий дух, которым он победил свои похоти. Я думаю, это послужило благоприятной почвой для рождения в нём червоточины. Он просто не видел, в чём ему нужно было каяться. Отсюда у него развилась самоправедность. Отсюда и надменный и осуждающий тон, с которым он говорил с людьми. Он говорил как судья, как будто имел на то право. Самоправедность возносит человека в его глазах. Такая позиция духа ожесточает сердце человека, делает его гордым, высокомерным. А что печальнее всего, человек этого в себе не замечает.
Почему Иоанн не бросился идти сразу же за Иисусом, не стал Его учеником, а продолжил своё Иоанново служение. Ведь он получил такие явные свидетельства от Бога: увидел Духа Божия, сходящего, как голубь, на Иисуса, слышал глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Что же ещё надо? Какие более грандиозные доказательства нужны? Я думаю, что встреча с истинным светом Христа смутила его. Иоанн Креститель ждал Мессию жёсткого, требовательного, карающего за грехи, и считал себя вполне готовым встретить его. Ведь он был сыном священника и наверняка был рьяным законником. А тут он видит фейерверк милости, прощения и любви. Непонятки для него уже начались тогда, когда Иисус пришёл креститься от него. Чего угодно ждал Иоанн, но никак не умаляющего Себя и служащего Господа. При первом же соприкосновении его духа с духом Иисуса, Иоанн понял, что Он для него чуждый. В свете любви и свободы Иисуса он начал видел, что вся его праведность - есть ничто. Он не мог принять этого: как это, ест и пьёт, друг мытарей и грешников. И теперь ему нужно было выбрать между двумя ценностями: Иисусова праведность или своя. Он выбрал последнее, потому что, по-видимому, он был законником и приложил много труда и силы воли для того, чтобы добиться высоких результатов. А принятие Иисуса перечеркнуло бы все его достижения, все его убеждения, всю его жизнь, его «Я». Он не захотел потерять себя и совершил серьёзнейшую ошибку.
На первый взгляд для спасения победа над соблазнами это как бы благоприятный фактор, и кажется, остаётся для полноты какой-то пустяк, а вот, оказывается, и нет. Оказывается, для спасения нужно просто умереть для себя и поставить в центр своей жизни Иисуса. Вот и получается, что кому нечего терять, нищим, бедным легко и радостно принимать Господа, а великим, знатным и богатым - трудно. Не смог Иоанн переступить через себя, во всяком случае, до момента своих слов: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?» И что же ответил на то Иисус?: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». Какой ужасный вердикт. Что толку, что ты такой великий, когда тебе нет места в Царстве Отца.
Не знаю, покаялся Иоанн перед смертью. Не думаю. Если посмотреть на события, которые происходили во времена служения Иисуса на Земле, то мы видим чудеса, исцеления. В присутствии Иисуса не было никаких смертей, которые не заканчивались бы воскрешением. Ученики горя не знали со своим учителем: были накормлены духовно и физически, имели постоянно защиту. Он утихомирил шторм, когда они находились в лодке на озере, Петру не дал утонуть. Даже в момент ареста Иисуса, никто из Его учеников не пострадал. Это время было временем большой благодати для слушающих слова Господа, а тут голова на блюде. Это о чём-то и говорит. Не было над Иоанном Крестителем той всеобщей милости, пребывающей на людях в присутствии Сына Божьего.
Итак, подводя итог, можно сказать следующее. Конечно, служение Иоанна Крестителя уникально. Он сделал для Царства Божьего очень большую работу, можно сказать грандиозную работу. Но что это дало ему? Ничего!
Без Иисуса, без истинного основания жизни, какие бы ты великие дела не делал, всё для тебя разрушиться, всё обратиться в прах.
Комментарий