Сообщение от aka Zhandos
Моя шкала же отношения к этому вопросу ориентируется на
Моральную оценку гомосексуализма в свете Евангелия
<...>
Kаково отношение Иисуса к гомосексуальной практике?
Некоторые вводятся в заблуждение тем, что Сам Христос нигде не говорит, что это грех.
Однако если он о чем-то не высказывается конкретно, мы можем все же узнать это отношение по следующим признакам.
1. Несмотря на то, что некоторые разделяют Ветхий и Новый Завет, прежде всего мы обратимся к Ветхому. Поясню, почему это важно.
Христос - это Мессия, ожидаемый именно праведниками Ветхого Завета. Он - Исполнитель Ветхого Завета, всегда подчеркивает неразрывную связь между Собой и Откровением Ветхого Завета (Мф. 5:17). Он относится к Ветхому Завету как к Откровению Божию, постоянно цитирует его, говорит, что ни одна черта или йота из закона не прейдет, говорит, что христиане должны быть праведнее ревнителей ветхозаветного закона фарисеев (Мф. 5:20). Он никогда не снижает норм нравственности Ветхого Завета, а только повышает их (например, в Нагорной проповеди - Мф. вся 5 глава).
Таким образом, Он должен признавать то, что сказано о грехах, в т.ч. гомосексуализма в Ветхом Завете, хотя его подход к грешнику отличен от ветхозаветного. Он старается исправить человека, а не просто уничтожить носителя греха (Ин. 8:1-11).
Ветхий Завет относится к гомосексуализму как к мерзости, за которую полагается смерть (Лев. 20:13). Именно это было верхом беззаконий Содома (Быт. 19 гл). Сегодня этот эпизод перетолковывают, но следует заметить, что "познать" кого-то - именно так обозначается половой акт в Ветхом Завете. Конечно, не все содомляне были гомосексуалистами: Библия часто выражается образно, гиперболизированно. Но все они были грешны, за это и погибли. Из истории Древнего Востока мы знаем о языческой практике храмовой проституции (3 Цар. 14:24, 15:12, 22:46 - еврейский текст имеет мужчин-проститутов, на русский переведено нейтрально "блудники"), и именно с этими обществами так боролся Израиль.
Некоторые, тем не менее, возражают, что многие ветхозаветные постановления отменены. Например, в книге Левит речь идет о жертвоприношениях и разных ритуалах, которые больше не применяются. На это следует сказать, что Христос исполнил все, что касается жертвоприношений, сам став Жертвой. В Православной Церкови совершается теперь бескровная Жертва - Евхаристия (Причастие Тела и Крови Христовой). Моральные же установления остаются неизменными.
2. Единственная форма сексуальных отношений, о которой говорит Сам Спаситель - это супружеский союз между мужчиной и женщиной, и этот союз установлен Богом, свят и ненарушим (Мк. 10:4-12). Другой формой жизни христианина может быть отказ от полового общения (Мф. 19:12). Об остальном мы можем судить хотя бы потому, что даже похотливый взгляд на другого человека является грехом (Мф. 5:28), что уж говорить о похотливых действиях...
3. Христос и Его ученики - это одна и та же Церковь, и они ничего не прибавляют и не убавляют к учению Христову, а только разъясняют его с помощью Святого Духа (Ин. 14:26). И вот уже ученики Христовы очень конкретно выражаются по поводу гомосексуализма:
апостол Петр в 1 Петр. 4:1-5:
"Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых".
апостол Иуда, брат Господень в Иуд. 1:7,8:
"Kак Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти".
апостол Павел в 1 Тим. 1:8-10, Рим. 1:21-27, 1 Кор. 6:9-11,
"А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению".
"Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение".
"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего".
Отношение Церкви к гомосексуальности
Не хотелось бы просто переписывать сюда обличительные речи, обращенные к мужеложникам, или цитировать статьи кодексов церковного права. Интереснее посмотреть на само явление с точки зрения аскетики.
Чтобы лучше уяснить отношение Церкви к гомосексуальности, следует заметить, что Церковь называет это явление "страстью".
Любая страсть - это не просто проступок, не просто дефект личности. Первоначально грех совершается по собственной воле, но не без подсказки бесов. Однако затем он входит в привычку, свивает гнездо в душе, становится как бы второй природой души (именно поэтому некоторые считают гомосексуализм врожденным). Так рождается страсть. Иногда это состояние переходит даже в одержимость.
И вот, если на этом этапе говорить о моральной оценке происходящего, то можно заметить, что грех, ставший страстью - это не только юридическая вина, но уже и болезнь, и беда (этимологически слово "страсть" происходит от слова "страдание"). Страсть терзает сердце человека, лишая совесть покоя, отнимая мир у души, расстраивая его отношения с близкими и Богом. Как говорит апостол, люди получают сами в себе должное возмездие за свое заблуждение. И если бы это кончалось только со смертью...
Поэтому в данном случае Церковь просто говорит: "Не стоит идти этим путем, ничего хорошего не будет, только еще больше разрушишь свою жизнь. Лучше покайся, т.е. обратись к Богу, прими благодатную помощь свыше, - и твоя жизнь изменится". И это относится не только к гомосексуализму, но и к любому другому отклонению от цели христианской жизни - святости.
Учитывая все это, можно утверждать, что христианство не стигматизирует гомосексуалистов, как пытаются утверждать геи. Церковь всего лишь свидетельствует о норме жизни и предлагает свои благодатные средства для того, чтобы вернуться в этой норме жизни. Церковь Христова учит никогда не относиться негативно к самому человеку, но жалеть его. К человеку мы должны относиться как к образу Божию, как к тому, в ком живет Сам Христос.
Но вот грех нужно ненавидеть, иначе от него не избавишься. К сожалению, далеко не все эту разницу улавливают.
Моральная оценка гомосексуализма
На основании вышеприведенных текстов можно убедиться, что в христианской традиции гомосексуализм однозначно порицается. С чем это связано? Во-первых, уже в этих заповедях, если к ним присмотреться, видны некоторые аргументы. Но если говорить об этом конкретнее, следует заметить, что в этике есть некоторый набор постулатов, который никак не обоснован, как и в любой науке - это некоторые аксиомы. Мы можем, конечно, искать доводы для их обоснования, но это неблагодарное занятие. Гомосексуализм есть извращение священного института брака, вне которого невозможна нормальная реализация эротической любви, и этим все сказано.
Тем не менее, если кому-то захочется покопаться в этом, представим несколько тезисов.
Для этого, прежде всего, обратимся к описанию любви у апостола Павла (1 Кор. 13:4-8).
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает".
Cравним это описание с тем, что мы видим в гомосексуальных отношениях.
1. Гомосексуальность неразрывно связана с болезненным нарциссизмом (самолюбием, эгоизмом - у этого качества много синонимов). Человек, одержимый гомосексуальностью, тщеславно озабочен собой: своей внешностью, тем, как его воспринимают окружающие. Он не способен увидеть и полюбить другого человека по-настоящему. Как Нарцисс из древнегреческого мифа, в гомоотношениях он ищет отражение самого себя.
2. Гомосексуальность связана с завистью. В данном случае, притягивает нас то, чего мы субъективно не ощущаем в себе, чему мы завидуем в окружающих. Печально здесь то, что секс с парнем не дает восполнить это недостающее, а только еще больше заставляет почувствовать свою ущербность и вызывает болезненную ревность.
Здоровые гетеросексуальные отношения, напротив, помогают возрасти человеку как личности, оставляют чувство настоящего взаимодополнения, а сексуальность в них играет гораздо меньшую роль.
3. Гомосексуальность связана с идолопоклонством. На место Бога в кумиры попадает телесность, причем самая неприглядная; хотя сначала отношения могут (и должны в нормальном случае) развиваться в русле дружбы, в дальнейшем происходит просто фетишизация партнера, а потом столь же серьезное в нем разочарование. Как правило, отношения гомосексуалистов построены не на жертвенной отдаче себя другому человеку, а либо на полном безразличии к душе (важен только секс с красивым телом), либо на попытках привязать другого человека к себе посредством манипуляций, получивших спец. название "эмоциональной созависимости", что особенно характерно для отношений между женщинами. Как правило, последнее не осознается, поскольку является копией тех отношений, что наблюдались в семье, и других отношений человек просто не знает.
4. Гомосексуальность не дает выйти за рамки своего я не только в горизонтальном плане (с партнером), но и в вертикальном - она не предполагает передачу любви третьему человеку - ребенку. Хотя и существуют гомопары, усыновляющие детей, мотивы такого усыновления зачастую являются далекими от настоящей любви.
5. Заметим, мы даже не касались особенностей практики гомоотношений - промискуитета (неверности партнеров), привязанности к порнографии, извращенных форм секса, связи с педофилией...
Мы также не останавливались подробно на дружеских аспектах отношений. Укажем лишь, как гомосексуалы относятся к своему отцу (чаще всего враждебность и обиды) и мужчинам в принципе (амбивалентность: либо ненавижу/завидую/презираю, либо нравится как объект страсти), к матери и женщинам (эмоциональный инцест с матерью и так часто полная холодность к сверстницам). К сожалению, поэтому в гей-среде нормальной дружбы практически не найдешь, об этом свидетельствуют сами геи.
<...>(с) В.
Комментарий