Ошибка проектировщиков
христианский взгляд на «Проект Россия»
На днях прочитал первую часть нашумевшей анонимной трилогии «Проект Россия» и по горячим следам хочу поделиться впечатлением. Сама по себе книга довольно увлекательная, злободневная, полемичная, изложена живым и в то же время доступным языком, затрагивает по-настоящему важные вопросы современного мироустройства. Рекомендую к прочтению всем думающим и небезразличным к судьбе России и мира. Авторы, на мой взгляд, хорошие психологи и грамотные аналитики, пишут по существу и убедительно, не распыляясь на частности. И правильно, ибо за мелочами зачастую теряется суть.
До тех пор, пока авторы проекта разоблачают порочность рыночной демократии (а это добрая половина книги), соглашаешься с ними почти во всем. Но как только, перебрав всевозможные политические системы и отбросив их ввиду несостоятельности, авторы предлагают в качестве альтернативы православное самодержавие, общее впечатление от прочитанного сразу меняется в сторону негатива. Ведь если верен анализ, но ошибочно заключение, последний факт сводит на нет остальные. Впрочем, уже во второй части трилогии авторы вроде бы сами отказываются от данной идеи, что отчасти их реабилитирует.
В любом случае хочется спросить апологетов самодержавия: с чего вы собственно взяли, будто монархический строй как-то особо угоден Богу? Разве кто-нибудь интересовался Его мнением на сей счет? Впрочем, в данном случае мнение это, пожалуй, неважно. Ведь если мы для себя определимся, что монархия богоугодна, поверим в ее божественное происхождение и внушим веру в ее непоколебимый авторитет другим, то какое нам дело до мнения Бога? Пусть оставит его при себе. Человеческая вера и без того способна творить чудеса, а именно их нам и нужно.
В Священном Писании повествуется, как введя институт царизма заметьте, против воли Божьей Израиль вскоре отступил от Бога, прежде правившего Своим народом самолично посредством духоносных и воинственных судей-пророков. Именно внедрение чуждого института монархии в значительной степени послужило дальнейшему духовному разложению израильтян. Так что если и говорить об идеальном политическом устройстве с точки зрения христианства (а именно к нему то и дело апеллируют авторы проекта), то это скорее теократия, т.е. непосредственная власть Бога, а вовсе не царизм.
Правда, с прямым Божьим правлением очевидно возникнут проблемы, поскольку оно подразумевает установление личных взаимоотношений с Творцом со всеми чреватыми для грешного homo sapiens последствиями. Куда удобнее использовать Бога как некое отстраненное понятие, Сверх-идею, религиозную ширму в собственных благородных целях таких, например, как спасение родины.
Христианство и православие, как его средоточие, христоцентричны. Это означает, что главное и центральное место в жизни истинно верующего занимает Бог, а не семья, страна, цивилизация и даже церковь. Когда же Господь из главной цели нашей жизни превращается в средство достижения мирского благополучия, в душе незримо расцветает идолопоклонство. Библейская история полна примеров, когда человек пытался использовать Божий дар в небожьих целях, что всякий раз заканчивалось трагично. В данном же случае налицо попытка превратить Бога в инструмент для реализации очередного великого замысла (а по сути того же самого). Ничего хорошего из этого, разумеется, не выйдет. Спекулировать святыней кощунство, поэтому авторам проекта следовало бы всерьез пересмотреть собственные жизненные ориентиры и приоритеты.
Мало того, что сама идея восстановления монархического строя весьма сомнительна, неосуществима, и по большому счету надуманна, так еще в этой внешне богоугодной затее кроется такой смертный грех как манипулирование Богом. С человеческой точки зрения вроде бы все логично: признаем православие в качестве единственного нравственного ориентира и в результате гарантированно получаем Божье благословение (по крайней мере, в глазах народа). На самом же деле впадаем в тяжкий грех и вместо благословения стяжаем проклятие. Ища благословения вместо Бога, в итоге не получим ни того, ни другого, а только обратный эффект. Не говоря уж о том, что признание православия в качестве оплота режима сослужит медвежью услугу самому православию.
Не секрет, что во времена гонений Церковь в лице своих лучших представителей демонстрировала незаурядную стойкость и силу духа, в отличие от времен приближенности к престолу. Даже в разгар демократии и относительной свободы вероисповедания у православия больше шансов проявить свое духовное величие, нежели при православном самодержце. Ибо, будучи узаконенной, и вдобавок при полном отсутствии здоровой конкуренции, Церкви, как и обществу, свойственно самоуспокаиваться и почивать на лаврах, что приводит к духовному охлаждению и бесчувствию.
По мере прочтения первой книги не покидало ощущение, будто авторов больше заботит судьба терпящего бедствие корабля «Великая Россия», нежели тех, кто на нем плывет. То, что команда спивается страшно не само по себе, но лишь потому, что тем самым она ставит под угрозу дальнейшее плавание и существование судна. Корабль же, будучи уникален и бесподобен (не имея аналогов в мировой истории), должен быть спасен любой ценой. В конце концов, люди приходят и уходят, а чудо-корабль останется на века.
Выходит, не только Бог является средством осуществления грандиозной мечты, но также и люди. Таким образом, и Бог, и человек одинаково становятся на службу великой идее спасения отечества-человечества. Во имя абстрактного «дальнего» приносится в жертву конкретный ближний. Стоит ли говорить, что это есть чистой воды утопизм, хотя и ряженый в христианские одежды. Перефразируя Христа: «государство для человека, а не человек для государства», поскольку человек несоизмеримо больше и важнее государства и его жизнь многократно ценнее в очах Божьих. Хотя бы по той причине, что человек вечен, а государство нет. Человек есть «образ и подобие Бога», душа живая, тогда как государство есть, по сути, бездушная система, созданная человеческим интеллектом и насилием. У проектировщиков же все наоборот (хочется верить, что пока).
Итак, если что и может спасти Россию, то не совершенная и богоугодная политическая система, а исключительно национальное покаяние, всеобщее и индивидуальное, в тех грехах, которые российский народ совершил в прошлом, включая грехи царизма, большевизма, капитализма и так далее. Без подобного покаяния (а предпосылок пока не видно), а также без обращения от лично содеянных грехов к Богу персонально каждого россиянина, ни о каком подлинном духовном возрождении и величии России не может идти и речи. Израиль только тогда возрождался, когда сердца всего народа обращались к Богу Живому. Не к царю-помазаннику, не к религии предков, не к преданьям старины глубокой, а лично ко Христу, который есть единый истинный Царь и Слуга Своего народа. Акцент неизменно должен быть на Христе. Как только он смещается в сторону, мы теряем все.
Однако, как упоминалось выше, с реальным Богом не просто сладить: Он требователен, неподкупен и не потворствует человеческим прихотям. Это не истукан, которому достаточно приносить жертвы по своему усмотрению и верить, что задобренное божество будет на вашей стороне. В случае с Богом подобные магическим приемчики (понастроили храмов, и Бог автоматически благословил) не работают. Он Сам привык управлять так, как считает нужным и при этом не отчитываться ни перед кем. Волей-неволей придется следовать Его планам, в которых идея великой России может вполне оказаться не на ведущем месте. А если Ему вообще нет дела до чьей-либо великодержавности, что тогда?
христианский взгляд на «Проект Россия»
На днях прочитал первую часть нашумевшей анонимной трилогии «Проект Россия» и по горячим следам хочу поделиться впечатлением. Сама по себе книга довольно увлекательная, злободневная, полемичная, изложена живым и в то же время доступным языком, затрагивает по-настоящему важные вопросы современного мироустройства. Рекомендую к прочтению всем думающим и небезразличным к судьбе России и мира. Авторы, на мой взгляд, хорошие психологи и грамотные аналитики, пишут по существу и убедительно, не распыляясь на частности. И правильно, ибо за мелочами зачастую теряется суть.
До тех пор, пока авторы проекта разоблачают порочность рыночной демократии (а это добрая половина книги), соглашаешься с ними почти во всем. Но как только, перебрав всевозможные политические системы и отбросив их ввиду несостоятельности, авторы предлагают в качестве альтернативы православное самодержавие, общее впечатление от прочитанного сразу меняется в сторону негатива. Ведь если верен анализ, но ошибочно заключение, последний факт сводит на нет остальные. Впрочем, уже во второй части трилогии авторы вроде бы сами отказываются от данной идеи, что отчасти их реабилитирует.
В любом случае хочется спросить апологетов самодержавия: с чего вы собственно взяли, будто монархический строй как-то особо угоден Богу? Разве кто-нибудь интересовался Его мнением на сей счет? Впрочем, в данном случае мнение это, пожалуй, неважно. Ведь если мы для себя определимся, что монархия богоугодна, поверим в ее божественное происхождение и внушим веру в ее непоколебимый авторитет другим, то какое нам дело до мнения Бога? Пусть оставит его при себе. Человеческая вера и без того способна творить чудеса, а именно их нам и нужно.
В Священном Писании повествуется, как введя институт царизма заметьте, против воли Божьей Израиль вскоре отступил от Бога, прежде правившего Своим народом самолично посредством духоносных и воинственных судей-пророков. Именно внедрение чуждого института монархии в значительной степени послужило дальнейшему духовному разложению израильтян. Так что если и говорить об идеальном политическом устройстве с точки зрения христианства (а именно к нему то и дело апеллируют авторы проекта), то это скорее теократия, т.е. непосредственная власть Бога, а вовсе не царизм.
Правда, с прямым Божьим правлением очевидно возникнут проблемы, поскольку оно подразумевает установление личных взаимоотношений с Творцом со всеми чреватыми для грешного homo sapiens последствиями. Куда удобнее использовать Бога как некое отстраненное понятие, Сверх-идею, религиозную ширму в собственных благородных целях таких, например, как спасение родины.
Христианство и православие, как его средоточие, христоцентричны. Это означает, что главное и центральное место в жизни истинно верующего занимает Бог, а не семья, страна, цивилизация и даже церковь. Когда же Господь из главной цели нашей жизни превращается в средство достижения мирского благополучия, в душе незримо расцветает идолопоклонство. Библейская история полна примеров, когда человек пытался использовать Божий дар в небожьих целях, что всякий раз заканчивалось трагично. В данном же случае налицо попытка превратить Бога в инструмент для реализации очередного великого замысла (а по сути того же самого). Ничего хорошего из этого, разумеется, не выйдет. Спекулировать святыней кощунство, поэтому авторам проекта следовало бы всерьез пересмотреть собственные жизненные ориентиры и приоритеты.
Мало того, что сама идея восстановления монархического строя весьма сомнительна, неосуществима, и по большому счету надуманна, так еще в этой внешне богоугодной затее кроется такой смертный грех как манипулирование Богом. С человеческой точки зрения вроде бы все логично: признаем православие в качестве единственного нравственного ориентира и в результате гарантированно получаем Божье благословение (по крайней мере, в глазах народа). На самом же деле впадаем в тяжкий грех и вместо благословения стяжаем проклятие. Ища благословения вместо Бога, в итоге не получим ни того, ни другого, а только обратный эффект. Не говоря уж о том, что признание православия в качестве оплота режима сослужит медвежью услугу самому православию.
Не секрет, что во времена гонений Церковь в лице своих лучших представителей демонстрировала незаурядную стойкость и силу духа, в отличие от времен приближенности к престолу. Даже в разгар демократии и относительной свободы вероисповедания у православия больше шансов проявить свое духовное величие, нежели при православном самодержце. Ибо, будучи узаконенной, и вдобавок при полном отсутствии здоровой конкуренции, Церкви, как и обществу, свойственно самоуспокаиваться и почивать на лаврах, что приводит к духовному охлаждению и бесчувствию.
По мере прочтения первой книги не покидало ощущение, будто авторов больше заботит судьба терпящего бедствие корабля «Великая Россия», нежели тех, кто на нем плывет. То, что команда спивается страшно не само по себе, но лишь потому, что тем самым она ставит под угрозу дальнейшее плавание и существование судна. Корабль же, будучи уникален и бесподобен (не имея аналогов в мировой истории), должен быть спасен любой ценой. В конце концов, люди приходят и уходят, а чудо-корабль останется на века.
Выходит, не только Бог является средством осуществления грандиозной мечты, но также и люди. Таким образом, и Бог, и человек одинаково становятся на службу великой идее спасения отечества-человечества. Во имя абстрактного «дальнего» приносится в жертву конкретный ближний. Стоит ли говорить, что это есть чистой воды утопизм, хотя и ряженый в христианские одежды. Перефразируя Христа: «государство для человека, а не человек для государства», поскольку человек несоизмеримо больше и важнее государства и его жизнь многократно ценнее в очах Божьих. Хотя бы по той причине, что человек вечен, а государство нет. Человек есть «образ и подобие Бога», душа живая, тогда как государство есть, по сути, бездушная система, созданная человеческим интеллектом и насилием. У проектировщиков же все наоборот (хочется верить, что пока).
Итак, если что и может спасти Россию, то не совершенная и богоугодная политическая система, а исключительно национальное покаяние, всеобщее и индивидуальное, в тех грехах, которые российский народ совершил в прошлом, включая грехи царизма, большевизма, капитализма и так далее. Без подобного покаяния (а предпосылок пока не видно), а также без обращения от лично содеянных грехов к Богу персонально каждого россиянина, ни о каком подлинном духовном возрождении и величии России не может идти и речи. Израиль только тогда возрождался, когда сердца всего народа обращались к Богу Живому. Не к царю-помазаннику, не к религии предков, не к преданьям старины глубокой, а лично ко Христу, который есть единый истинный Царь и Слуга Своего народа. Акцент неизменно должен быть на Христе. Как только он смещается в сторону, мы теряем все.
Однако, как упоминалось выше, с реальным Богом не просто сладить: Он требователен, неподкупен и не потворствует человеческим прихотям. Это не истукан, которому достаточно приносить жертвы по своему усмотрению и верить, что задобренное божество будет на вашей стороне. В случае с Богом подобные магическим приемчики (понастроили храмов, и Бог автоматически благословил) не работают. Он Сам привык управлять так, как считает нужным и при этом не отчитываться ни перед кем. Волей-неволей придется следовать Его планам, в которых идея великой России может вполне оказаться не на ведущем месте. А если Ему вообще нет дела до чьей-либо великодержавности, что тогда?
Комментарий