КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ
Деян. 1:5. «Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым».
Одна из основных доктрин Писания это крещение Святым Духом (см. Деян. 1:4, примечание о возможности перевода «крещение в ...» вместо творительного падежа). О крещении в Святом Духе Слово Божье учит следующему.
(1) Крещение Святым Духом предназначено для каждого, кто испове-дует веру в Христа, рожден свыше и принял пребывающего в нем Святого Духа .
(2) Одна из главных целей Христа в Его земном служении состояла в том, чтобы крестить Свой народ Святым Духом (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33). Он наставлял Своих учеников не начинать свидетельства, пока не будут крещены Святым Духом и облечены в силу свыше: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». (Лк. 24:49); (Деян. 1:4-5:8,). Сам Иисус Христос не вступал в служение, пока не был «помазан Духом и силою» (Деян. 10:38; ср. Лк. 4:1, 18).
(3) Крещение Святым Духом это действие Святого Духа, отличное от Его же действия, которое называется возрождением. Точно так же, как освящающая работа Святого Духа отличается от действия возрожде-ния, дополняет его, так и крещение Святым Духом дополняет возрожда-ющее и освящающее действие Духа. В день воскресения Христа Он дунул на учеников и сказал: «Примите Духа Святого» (Ин. 20:22), указывая на то, что им даётся возрождение и новая жизнь . После этого Он сказал им, что они должны также «облечься в силу» Святым Духом (Лк. 24:49; ср. Деян. 1:5, 8). Для учеников это было явно опытом, следующим после возрождения (см. Деян. 11:17, примечание). Можно быть возрожденным и иметь в себе Святого Духа, но еще не быть при этом крещенным Святым Духом : «и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». (см. Деян. 19:6).
(4) Быть крещенным Духом означает быть исполненным Духом: «ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (ср. Деян. 1:5; 2:4). Однако такое крещение произошло впервые только в день Пятидесятницы и происходило после этого; о тех же, кто испол-нялся Духом до дня Пятидесятницы (например, Лк. 1:15, 67), Лука не употребляет термин «крещение Духом». Само крещение могло произойти только после вознесения Христа (Лк. 24:49-51; Ин. 16:7-14; Деян. 1:4).
(5) Книга Деяний представляет говорение на языках как изначальное знамение, сопровождающее крещение Святым Духом (Деян. 2:4; 10:45-46;19:6). Крещение Святым Духом так тесно связано с внешним проявле-нием говорением на языках что должно считаться нормой, что говорение на языках сопровождает крещение .
(6) Крещение Святым Духом придает личное дерзновение и силу Святого Духа жизни верующего, чтобы совершать великие дела во имя Христа и сделать действенным свидетельство и проповедь верующего (ср. Деян. 1:8; 2:14-41; 4:31; 6:8; Рим. 15:18-19; 1 Кор. 2:4). Эта сила не есть какая-то безликая сила, но проявление Святого Духа, через присутствие которого слава и дела Иисуса обитают в Его народе: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.». (Ин. 14:16-17; 16:14); (1 Кор. 12:7).
(7) Другие результаты подлинного крещения Святым Духом
а) пророчествование и прославление Бога (Деян. 2:4, 17; 10:46;1 Кор. 14:2); (6) повышенная чувствительность к греху, который оскорбляет и огорчает Святого Духа, великое стремление к праведности и уподоблению Христу, более глубокое сознание суда Божьего на всякое нечестие (см. Ин. 16:8, примечание; Деян. 1:8, примечание); (в) жизнь, прославляющая Иисуса Христа (Ин. 16:13-14; Деян. 4:33); (г) новые откровения (Деян. 2:17); (д) проявление различных даров Святого Духа (1 Кор. 12:4-10); (е) великое желание молиться и ходатайствовать (Деян. 2:41-42; 3:1; 4:23-31; 6:4; 10:9; Рим. 8:26); (ж) более глубокая любовь к Слову Божьему и понимание Его (Ин. 16:13; Деян. 2:42) и (з) все увеличивающееся познание Бога как своего Отца (Деян. 1:4;Рим. 8:15; Гал. 4:6).
(8) Слово Божье указывает несколько условий, на которых дается крещение Святым Духом, (а) Мы должны принять верой Иисуса Христа как Господа и Спасителя и отвратиться от греха и мира (Деян. 2:38-40;8:12-17). Это подразумевает подчинение нашей воли Богу («пови-нующимся Ему», Деян. 5:32). Мы должны отвратиться от того, что оскорбляет Бога, чтобы стать «сосудом в чести, освященным и благо-потребным Владыке, годным на всякое дело» (2 Тим. 2:21). (б) Мы должны желать исполнения. Христиане должны глубоко алкать и жаждать крещения Святым Духом (Ин. 7:37-39; ср. Ис. 44:3; Мф. 5:6; 6:33). (в) Мы часто получаем крещение в ответ на определенную молитву (Лк. 11:13; Деян. 1:14; 2:1-4; 4:31; 8:15, 17). (г) Нам следует ожидать, что Бог будет крестить нас Святым Духом (Мк. 11:24; Деян. 1:4-5).
(9) Крещение Святым Духом поддерживается в жизни верующего через молитву (Деян. 4:31), свидетельство (4:31, 33), поклонение в Духе: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:18-19) и освященную жизнь (см. Еф. 5:18). Каким бы мощным ни было первое схождение Святого Духа на верующего, если это не находит выражение в молитвенной жизни, свидетельстве и святости, то яркость первого опыта скоро может померкнуть и так и остаться воспоминанием.
(10) Крещение Святым Духом происходит только однажды в жизни верующего и является своего рода посвящением христианина на дело Божье для свидетельства в силе и праведности. Библия учит, что могут быть и новые исполнения Духом после того, как верующий уже крещен Святым Духом (см. Деян. 4:31; ср. 2:4; 4:8, 31;13:9; Еф. 5:18). Таким образом крещение Духом устанавливает между верующим и Духом такие отношения, которые следует обновлять: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением». (Деян. 4:31) и поддерживать: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18).
Деян. 1:5. «Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым».
Одна из основных доктрин Писания это крещение Святым Духом (см. Деян. 1:4, примечание о возможности перевода «крещение в ...» вместо творительного падежа). О крещении в Святом Духе Слово Божье учит следующему.
(1) Крещение Святым Духом предназначено для каждого, кто испове-дует веру в Христа, рожден свыше и принял пребывающего в нем Святого Духа .
(2) Одна из главных целей Христа в Его земном служении состояла в том, чтобы крестить Свой народ Святым Духом (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33). Он наставлял Своих учеников не начинать свидетельства, пока не будут крещены Святым Духом и облечены в силу свыше: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». (Лк. 24:49); (Деян. 1:4-5:8,). Сам Иисус Христос не вступал в служение, пока не был «помазан Духом и силою» (Деян. 10:38; ср. Лк. 4:1, 18).
(3) Крещение Святым Духом это действие Святого Духа, отличное от Его же действия, которое называется возрождением. Точно так же, как освящающая работа Святого Духа отличается от действия возрожде-ния, дополняет его, так и крещение Святым Духом дополняет возрожда-ющее и освящающее действие Духа. В день воскресения Христа Он дунул на учеников и сказал: «Примите Духа Святого» (Ин. 20:22), указывая на то, что им даётся возрождение и новая жизнь . После этого Он сказал им, что они должны также «облечься в силу» Святым Духом (Лк. 24:49; ср. Деян. 1:5, 8). Для учеников это было явно опытом, следующим после возрождения (см. Деян. 11:17, примечание). Можно быть возрожденным и иметь в себе Святого Духа, но еще не быть при этом крещенным Святым Духом : «и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». (см. Деян. 19:6).
(4) Быть крещенным Духом означает быть исполненным Духом: «ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (ср. Деян. 1:5; 2:4). Однако такое крещение произошло впервые только в день Пятидесятницы и происходило после этого; о тех же, кто испол-нялся Духом до дня Пятидесятницы (например, Лк. 1:15, 67), Лука не употребляет термин «крещение Духом». Само крещение могло произойти только после вознесения Христа (Лк. 24:49-51; Ин. 16:7-14; Деян. 1:4).
(5) Книга Деяний представляет говорение на языках как изначальное знамение, сопровождающее крещение Святым Духом (Деян. 2:4; 10:45-46;19:6). Крещение Святым Духом так тесно связано с внешним проявле-нием говорением на языках что должно считаться нормой, что говорение на языках сопровождает крещение .
(6) Крещение Святым Духом придает личное дерзновение и силу Святого Духа жизни верующего, чтобы совершать великие дела во имя Христа и сделать действенным свидетельство и проповедь верующего (ср. Деян. 1:8; 2:14-41; 4:31; 6:8; Рим. 15:18-19; 1 Кор. 2:4). Эта сила не есть какая-то безликая сила, но проявление Святого Духа, через присутствие которого слава и дела Иисуса обитают в Его народе: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.». (Ин. 14:16-17; 16:14); (1 Кор. 12:7).
(7) Другие результаты подлинного крещения Святым Духом

(8) Слово Божье указывает несколько условий, на которых дается крещение Святым Духом, (а) Мы должны принять верой Иисуса Христа как Господа и Спасителя и отвратиться от греха и мира (Деян. 2:38-40;8:12-17). Это подразумевает подчинение нашей воли Богу («пови-нующимся Ему», Деян. 5:32). Мы должны отвратиться от того, что оскорбляет Бога, чтобы стать «сосудом в чести, освященным и благо-потребным Владыке, годным на всякое дело» (2 Тим. 2:21). (б) Мы должны желать исполнения. Христиане должны глубоко алкать и жаждать крещения Святым Духом (Ин. 7:37-39; ср. Ис. 44:3; Мф. 5:6; 6:33). (в) Мы часто получаем крещение в ответ на определенную молитву (Лк. 11:13; Деян. 1:14; 2:1-4; 4:31; 8:15, 17). (г) Нам следует ожидать, что Бог будет крестить нас Святым Духом (Мк. 11:24; Деян. 1:4-5).
(9) Крещение Святым Духом поддерживается в жизни верующего через молитву (Деян. 4:31), свидетельство (4:31, 33), поклонение в Духе: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:18-19) и освященную жизнь (см. Еф. 5:18). Каким бы мощным ни было первое схождение Святого Духа на верующего, если это не находит выражение в молитвенной жизни, свидетельстве и святости, то яркость первого опыта скоро может померкнуть и так и остаться воспоминанием.
(10) Крещение Святым Духом происходит только однажды в жизни верующего и является своего рода посвящением христианина на дело Божье для свидетельства в силе и праведности. Библия учит, что могут быть и новые исполнения Духом после того, как верующий уже крещен Святым Духом (см. Деян. 4:31; ср. 2:4; 4:8, 31;13:9; Еф. 5:18). Таким образом крещение Духом устанавливает между верующим и Духом такие отношения, которые следует обновлять: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением». (Деян. 4:31) и поддерживать: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18).
Комментарий