Для сомневающихся в исторической достоверности содержания Евангелий, хотелось бы привести мнения людей от христианства далеких, а иногда даже ему враждебных. В основном, конечно же, речь идет о римлянах, так как во времена Христа именно они были главными летописцами Средиземноморского региона.
Иосиф Флавий в Иудейской археологии писал: Появляется около этого времени Иисус, человек мудрый, если его должно называть человеком. Он творил чудеса, учил тех, кто с радостью приемлют истину, и увлек за собой многих иудеев и многих из эллинов. Это был Христос. И после того, как Пилат по доносу старейшин нашего народа присудил его к распятию, те, которые вначале его полюбили, не перестали его (чтить), ибо он им явился на третий день (после смерти) снова живым, согласно предсказаниям божественных пророков, предвестивших как это (чудо), так и многое другое относительно него, достойное удивления. Еще поныне не прекратилась секта христиан, названных так по его имени Эти слова написаны почти по следам евангельских событий (ориентировочно в 70 г.н.э.). Следует подчеркнуть, что по свидетельству современных ученых Иосиф Флавий считается не только одним из самых авторитетных историков древнего Рима, но и знатоком иудейских обычаев, так как по происхождению был евреем, принявшим римское подданство. Есть упоминание о Христе и в его Истории иудейских войн: Тогда появился один человек, если его можно назвать человеком. Его природа и внешний вид были человеческими, но его появление было сверхчеловеческое. Он делал чудеса посредством невидимой силы. Одни говорили, что это наш первый законодатель, воскресший из мертвых и творящий много исцелений и чудес. Другие думали, что он был послан Богом
А вот свидетельство Гайа Светония Транквилла, автора и ныне популярной книги Жизнь 12 цезарей: В числе этих событий указано два, на которых нам следует остановиться. Первое имело место в царствование императора Клавдия и отмечено следующим образом: Иудеев, под влиянием Христа упорно волновавшихся, он изгнал из Рима
Тацит по этому поводу отмечает в своих Анналах: Но ни помощь, оказанная (посланными Нероном) людьми, ни щедроты самого Кесаря, ни религиозные церемонии не могли остановить позорных (для Нерона) слухов о том, что пожар возник по его приказанию, и вот, чтобы рассеять эти слухи, Нерон объявил виновниками пожара так называемых христиан, возбуждавших своими пороками общую к себе ненависть, и предал их изысканным карам. Тот, от которого произошло это название, Христос, был при императоре Тиберии предан смерти. Временно (после этого) подавленное пагубное суеверие стало снова распространяться, и не только по Иудее, где оно возникло, но и в самом Риме, где самые возмутительные и постыдные заблуждения, приносимые отовсюду, встречают горячих поклонников. Как истинный римлянин почитающий императора богом, Тацит не мог смириться с варварским суеверием противоречащим элементарной логике и здравому смыслу.
Стремительность экономического и политического развития не позволила Великому Риму спокойно и органично сформировать собственную оригинальную духовную традицию, а потому пантеон богов он заимствовал у греков сменив лишь имена Зевса на Юпитера, Хроноса на Сатурна, Афродиту на Венеру и т.п. В то же время римляне, как нация молодая и динамично развивающаяся, бесспорно имели и собственные достижения. Римские полководцы сказали веское слово в совершенствовании военного искусства и фортификации, строители внедрили новые принципы использования арочных конструкций, римское право легло в основу мировой теории и практики юриспруденции. А вот духовности римлянам явно не хватало. Держать огромную империю в повиновении было невероятно сложно. Для этого требовались определенный либерализм и веротерпимость эффективность принципа разделяй и властвуй римляне знали прекрасно. Поэтому покоренным народам они позволяли исповедовать религию предков при условии признания верховенства Рима и Кесаря во всех светских вопросах, да исправной уплаты податей.
Смириться с фактом религиозной автономии далеких провинций прагматичным римлянам было не сложно. Однако многих римских аристократов и интеллектуалов возмущало либеральное отношение к религиям варваров в самом Риме. Вечный город, подобно Вавилону, был одержим всеми пороками, какие только может вообразить человек. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с вышеуказанной книгой того же Светония. Христиане бросали вызов Риму и римскому образу жизни уже самим фактом своего существования. Праведник всегда вызывает лютую ненависть грешников, потому что даже без упреков и обличений, на его фоне грешник чувствует собственную порочность особенно остро. Как говорит Библия: Мерзость для праведников человек неправедный, и мерзость для нечестивого идущий прямым путем [Пр. 29.27]. Тем не менее среди христиан было немало представителей римской элиты, которые вопреки логике Тацита раздавали свое имущество и шли за апостолами Христа. И это воспринималось римлянами, как особая дерзость и вопиющий цинизм, как вызов общественным ценностям и морали римской империи. А потому казни и пытки, которым подвергали христиан власти, у местного населения особого сочувствия не вызывали. В биографии Нерона Тацит вспоминает: Были подвергнуты мукам христиане люди, исповедующие новое и зловредное суеверие.
Явная предвзятость в отношении к христианам, но вместе с тем и плохо скрываемое удивление их духовной стойкостью сквозит в словах Лукиана: Эти безумцы убеждены, что они бессмертны, что будут жить вечно. Поэтому они презирают смерть и идут на нее добровольно. Их первый законодатель им внушил, что все они друг для друга братья с тех пор, как они отреклись от эллинских богов. Они обожают своего распятого мудреца и живут по его закону. Они с презрением смотрят на земные блага и считают их общим достоянием. Но это учение ни на чем не основано. Достаточно какому-нибудь обманщику, желающему использовать положение, прийти к ним (и объявить себя христианином), чтобы сразу разбогатеть, что нисколько не мешает ему смеяться в глаза этим простакам .
Как человек образованный, Лукиан подчеркивает очевидную наивность, а значит, экономическую и политическую бессмысленность следования христианским принципам. Но именно этот фактор раскрывает Голгофу и ее последствия, как величайший парадокс мировой истории. Но именно экономическая и политическая нелепость жертвы Спасителя является одним из самых веских аргументов подтверждающих реальность и истинность миссии Иисуса Христа. Даже память об этом событии с точки зрения здорового прагматизма абсурдна и нелепа, а потому должна была раствориться еще не оформившись. И не смотря на все это сегодня христиан в мире около 2,5 млрд., причем число их увеличивается из года в год вопреки достижениям НТР, популярности оккультизма и неувядающей моде на псевдовосток. И тем не менее количество приверженцев древней Библии неуклонно растет. Ни одна мировая религия в истории человечества не имела и не имеет такого количества последователей. Торжествует именно христианство, пусть толкуемое на разные лады, пусть оскверненное ошибками прошлого, пусть раздираемое конфессиональными противоречиями, но христианство.
Иосиф Флавий в Иудейской археологии писал: Появляется около этого времени Иисус, человек мудрый, если его должно называть человеком. Он творил чудеса, учил тех, кто с радостью приемлют истину, и увлек за собой многих иудеев и многих из эллинов. Это был Христос. И после того, как Пилат по доносу старейшин нашего народа присудил его к распятию, те, которые вначале его полюбили, не перестали его (чтить), ибо он им явился на третий день (после смерти) снова живым, согласно предсказаниям божественных пророков, предвестивших как это (чудо), так и многое другое относительно него, достойное удивления. Еще поныне не прекратилась секта христиан, названных так по его имени Эти слова написаны почти по следам евангельских событий (ориентировочно в 70 г.н.э.). Следует подчеркнуть, что по свидетельству современных ученых Иосиф Флавий считается не только одним из самых авторитетных историков древнего Рима, но и знатоком иудейских обычаев, так как по происхождению был евреем, принявшим римское подданство. Есть упоминание о Христе и в его Истории иудейских войн: Тогда появился один человек, если его можно назвать человеком. Его природа и внешний вид были человеческими, но его появление было сверхчеловеческое. Он делал чудеса посредством невидимой силы. Одни говорили, что это наш первый законодатель, воскресший из мертвых и творящий много исцелений и чудес. Другие думали, что он был послан Богом
А вот свидетельство Гайа Светония Транквилла, автора и ныне популярной книги Жизнь 12 цезарей: В числе этих событий указано два, на которых нам следует остановиться. Первое имело место в царствование императора Клавдия и отмечено следующим образом: Иудеев, под влиянием Христа упорно волновавшихся, он изгнал из Рима
Тацит по этому поводу отмечает в своих Анналах: Но ни помощь, оказанная (посланными Нероном) людьми, ни щедроты самого Кесаря, ни религиозные церемонии не могли остановить позорных (для Нерона) слухов о том, что пожар возник по его приказанию, и вот, чтобы рассеять эти слухи, Нерон объявил виновниками пожара так называемых христиан, возбуждавших своими пороками общую к себе ненависть, и предал их изысканным карам. Тот, от которого произошло это название, Христос, был при императоре Тиберии предан смерти. Временно (после этого) подавленное пагубное суеверие стало снова распространяться, и не только по Иудее, где оно возникло, но и в самом Риме, где самые возмутительные и постыдные заблуждения, приносимые отовсюду, встречают горячих поклонников. Как истинный римлянин почитающий императора богом, Тацит не мог смириться с варварским суеверием противоречащим элементарной логике и здравому смыслу.
Стремительность экономического и политического развития не позволила Великому Риму спокойно и органично сформировать собственную оригинальную духовную традицию, а потому пантеон богов он заимствовал у греков сменив лишь имена Зевса на Юпитера, Хроноса на Сатурна, Афродиту на Венеру и т.п. В то же время римляне, как нация молодая и динамично развивающаяся, бесспорно имели и собственные достижения. Римские полководцы сказали веское слово в совершенствовании военного искусства и фортификации, строители внедрили новые принципы использования арочных конструкций, римское право легло в основу мировой теории и практики юриспруденции. А вот духовности римлянам явно не хватало. Держать огромную империю в повиновении было невероятно сложно. Для этого требовались определенный либерализм и веротерпимость эффективность принципа разделяй и властвуй римляне знали прекрасно. Поэтому покоренным народам они позволяли исповедовать религию предков при условии признания верховенства Рима и Кесаря во всех светских вопросах, да исправной уплаты податей.
Смириться с фактом религиозной автономии далеких провинций прагматичным римлянам было не сложно. Однако многих римских аристократов и интеллектуалов возмущало либеральное отношение к религиям варваров в самом Риме. Вечный город, подобно Вавилону, был одержим всеми пороками, какие только может вообразить человек. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с вышеуказанной книгой того же Светония. Христиане бросали вызов Риму и римскому образу жизни уже самим фактом своего существования. Праведник всегда вызывает лютую ненависть грешников, потому что даже без упреков и обличений, на его фоне грешник чувствует собственную порочность особенно остро. Как говорит Библия: Мерзость для праведников человек неправедный, и мерзость для нечестивого идущий прямым путем [Пр. 29.27]. Тем не менее среди христиан было немало представителей римской элиты, которые вопреки логике Тацита раздавали свое имущество и шли за апостолами Христа. И это воспринималось римлянами, как особая дерзость и вопиющий цинизм, как вызов общественным ценностям и морали римской империи. А потому казни и пытки, которым подвергали христиан власти, у местного населения особого сочувствия не вызывали. В биографии Нерона Тацит вспоминает: Были подвергнуты мукам христиане люди, исповедующие новое и зловредное суеверие.
Явная предвзятость в отношении к христианам, но вместе с тем и плохо скрываемое удивление их духовной стойкостью сквозит в словах Лукиана: Эти безумцы убеждены, что они бессмертны, что будут жить вечно. Поэтому они презирают смерть и идут на нее добровольно. Их первый законодатель им внушил, что все они друг для друга братья с тех пор, как они отреклись от эллинских богов. Они обожают своего распятого мудреца и живут по его закону. Они с презрением смотрят на земные блага и считают их общим достоянием. Но это учение ни на чем не основано. Достаточно какому-нибудь обманщику, желающему использовать положение, прийти к ним (и объявить себя христианином), чтобы сразу разбогатеть, что нисколько не мешает ему смеяться в глаза этим простакам .
Как человек образованный, Лукиан подчеркивает очевидную наивность, а значит, экономическую и политическую бессмысленность следования христианским принципам. Но именно этот фактор раскрывает Голгофу и ее последствия, как величайший парадокс мировой истории. Но именно экономическая и политическая нелепость жертвы Спасителя является одним из самых веских аргументов подтверждающих реальность и истинность миссии Иисуса Христа. Даже память об этом событии с точки зрения здорового прагматизма абсурдна и нелепа, а потому должна была раствориться еще не оформившись. И не смотря на все это сегодня христиан в мире около 2,5 млрд., причем число их увеличивается из года в год вопреки достижениям НТР, популярности оккультизма и неувядающей моде на псевдовосток. И тем не менее количество приверженцев древней Библии неуклонно растет. Ни одна мировая религия в истории человечества не имела и не имеет такого количества последователей. Торжествует именно христианство, пусть толкуемое на разные лады, пусть оскверненное ошибками прошлого, пусть раздираемое конфессиональными противоречиями, но христианство.
Комментарий