31. В девятом часу утра начали вызволять машину из болотного плена.
32. На небе было пасмурно, и на душе тоже, нудный дождик теребил нервы. Леха Дунаев, вылезая из танка, ушел по развилку в грязь в коротких сапогах. Потом он сидел у костра в одних носках на болотной кочке и «сушился» - смотреть на его потуги было жалко, ему же самому было пофиг. Альбина и Вера примостилась рядом у костра, и терпеливо ждали (ждать на Севере все умеют). Вера пугала погоду красными трикотажными сапожками и каким-то немыслимым пальто. Под брезентом с утра обнаружилась непонятно откуда появившаяся лайка, которая разделила наш вынужденный бивак.
33. Поперечно закладываемые болваны возымели эффект, и танк продвинуться назад на полметра, задралась корма, освободив из грязи фаркоп.
34. В болото уходило бревно за бревном, на вязки израсходовали метров 40 новой альпинисткой веревки, всю имеющуюся проволоку, трос, распущенный на жилы, а большего эффекта не достигли. Последние продольные бревна ухнули в болото, как в молоко, похоронив надежды на самовылаз.
35. Безрезультатные попытки заняли три часа, и осталось надеяться только на другой вездеход. Оставив болото с его добычей, мы нестройной колонной поплелись назад в избу. Таня и Вова остались перекладывать груз после «вечеринки».
В МиронВаськапавл проторчали долго, хотя могли выйти через час после прихода и засветло прийти в Тресколье. Но вышли через 3 часа по старой «мансийской традиции». Ждали Вову, терли о том, что уже тысячу раз перетерли. Короче, бездарно тратили светлое время, а четверым (мне, Лехе-охотнику, Вере и Мише), еще предстоял неблизкий путь. Единственное утешение, пока ждали Вову и Таню, я успел закончить начатое несколько дней назад анкетирование Альбины. Ничего необычного в ответах не было. Для ее возраста она хорошо отвечает, только надо удерживать ее внимание легко переключается.
Вышли в 5 вечера, шли почти не отдыхая 3,5 часа, около 15 км. По пути удалось, как следует, допросить Мишу на счет охоты, где, сколько, как и почем впервые за последние 5 дней у нас нашлось время пообщаться, и он с удовольствием мне все рассказал. Он оказался самым ярым противником строящейся турбазы на Ушминском озере, так как его охотничьи угодья находятся как раз в тех краях. Сказал, что хочет закодироваться
Пришли в глубоких сумерках. За всю дорогу попался один рябчик, которого Миша без промедления шлепнул так быстро, что я даже птицу не успел разглядеть. Тресколье казалось вымершим ни огонька навстречу сквозь противную морось. Ужинали у Миши. Жена его встретила скупо, пришел ну и ладно. Дом у них большой, с пристроем-тамбуром, прилегающее хозяйство классическое мансийское (см. описание Тресколья отд. файл). Перегородок внутри дома нет, только отгорожен небольшой закуток в дальнем левом углу. В правом дальнем красный угол. Что находилось под платком не видел, навряд ли иконы. Света с двумя детьми по традиции занимает ближний левый угол, в ближнем правом стоит большая буржуйка. Ужин был самым традиционным мансийским, который я уже неоднократно пробовал. Суп из глухаря с картошкой и репчатым луком на первое, крепкий чай с сахаром, свой хлеб с маслом-маргарином на второе. Только у Светы еще оказался необычный хлеб с начинкой из клюквы, перетертой с сахаром. Света к столу подала еще просто клюквы по просьбе Миши. До чего же вкусная ягода!
Решили затопить баню, а для этого надо было принести воды. Прихватив алюминиевую бочку, мы пошли с Лехой к колодцу под горку, на которой стоит поселок. Тип колодца и его происхождение такое же как на Лепле полуметровая яма в заболоченной пойме ручья Керасколъя. Снова на своей шкуре я ощутил, что, значит, принести одну бочку воды для нужд дома. Мы порядком запыхались, таща ее в гору, и собрали на себя всю воду с кустов. За второй не пошли, хотя планировали. Как таскает воду Света, чтобы кипятить многочисленные пеленки, я не представляю. Зимой еще хуже, так как «бурана» у Миши тоже нет.
Был еще очень любопытный инцидент. У Лехи и Миши так «горела жаба», что они решили попытать счастья у бабы Шуры тлел слабый огонек в окошке. Баба Шура прихворала ухом, мы видел ее по пути вперед с перевязанной головой и на обратном пути хотели забрать в Ушму. Долго безрезультатно стучали (она глуховата), пока не помигали в окно фонарем. Я не заходил, а когда Миша вышел ни с чем, я спросил, отчего не дала. Он признался, что не смог попросить бутылку вид больной бабушки его смутил и растревожил. В итоге серьезно рассматривался вариант идти в ночь до Ушмы, еще 11 км, чтобы там залить глотку. Разум (или усталость) восторжествовал.
36. С утра мы двинулись в путь. По пути Леха стрельнул трех рябчиков.
37. Через 2 часа 20 минут, мы вошли в подозрительно тихую Ушму. Уже через полчаса примчался с Лепли скороход Вова. Таксофоны, оба, конечно же, не звонили дерьмо собачье, зла не хватает. Они как бы работали, но абонента не слышно, вне зависимости, откуда идет звонок. Деньги в эти ящики угроханы большие, чинят их регулярно, но это чудо российской техники, не только не работает исправно, но и портит сон, так как грохочет почище танка, когда работает движок. Днем в поселок заехала вахтовка геологов и с ней передали сигнал «sos».
Из-за неработающего таксофона только вечером получили еще одно дурное известие его привез сочувствующий манси, погорелец Вижая, пьющий без просыху с момента пожара. В Ивделе, на квартире, зарезали манси Марину Анямову, мать двоих детей, и еще двух человек. Бытовуха на пьяной почве. Тут же уехали за ее братом Колей, на Ушминское озеро, где он сторожит стройку. Старший сын Марины школьник, как раз тоже на озере, а младший был в Ивделе и все видел, еле убежал.
Убийц взяли по горячим следам, но Коле от этого не легче. Он остался один из своей когда-то многочисленной семьи, похоронив к 26 годам отца, мать, брата и теперь сестру. Своей смертью из них никто не умер.
P.S. На следующий день я уехал. Потом звонил. Вездеход достали, груз довезли до места. Марину похоронили в Тресколье. Коля взял в свою семью Марининых детей.











1. Вау-ан-Намус спящий вулкан в окружении черного песка. (George Steinmetz)
3. Северный край песчаной пустыни Эдейен-Мурзук. (George Steinmetz)
4. Северная часть Тадрарт-Акакуса. (George Steinmetz)
5. Наземное искусство туристов по пути к Вау-ан-Намус. (George Steinmetz)
6. Проект кругового орошения вдоль песчаной пустыни Эдейен-Мурзук. (George Steinmetz)
7. Наскальные рисунки в Вади-Метхандуш, некоторым из которых около 12 000 лет. (George Steinmetz)
8. Разбитый автомобиль в воскресное утро перед зданием регионального собрания в Себхе. (George Steinmetz)
9. Гид по пустыне Калед Дердера с рулем от грузовика, оставшимся после исследовательской команды в пустыне Мурзук. (George Steinmetz)
10. Основание звездной дюны в пустыне Мурзук. (George Steinmetz)
11. Размытые песчаные вершины Маридет. (George Steinmetz)
12. Размытые песчаные вершины к востоку от арки Афозедзара в южной части Тадрарт-Акакус. (George Steinmetz)
13. Наскальные изображения войны на археологическом месте Вади Тихеден в районе Ташвинат, в горах Акакуса. (George Steinmetz)
14. Озеро Умм аль-Маа (Мать воды) в пустыне Убари. (George Steinmetz)
15. Озеро Умм аль-Маа в пустыне Убари. Озеро потихоньку высыхает из-за повышенного орошения. (George Steinmetz)
16. Озеро Трона одно из самых северных озер группы Убари имеет пурпурный оттенок из-за высокого содержания минералов. (George Steinmetz)
17. Высохшее озеро в 10 км к востоку от озера Умм аль-Маа в пустыне Убари. (George Steinmetz)
18. Доисламское место захоронения на юго-западе Маридета. (George Steinmetz)
19. Северная часть региона Акакус, где оранжевые пески Оан Казы сбились в песчаные долины. (George Steinmetz)
20. Камни Тадрарт-Акакус, подвергшиеся воздействию ветров. (George Steinmetz)








1. Обычно пустыня это не то место, которые мы ассоциируем с изобилием жизни. Однако наша планета полна сюрпризов. Кактус сагуаро способен выжить в невероятно суровых условиях.
2. А кто-то даже способен сделать этот кактус своим домом. Например, этот вид дятла, кажется, чувствует себя более чем уверенно среди шипов.
3. Хотя сагуаро национальное растение штата Аризона, он также растет в Мексике.
4. Его название произошло от сочетания испанского и местного индейского языков. По традиции, они собирали красные плоды сагуаро, которые были для них важным источником еды.
5. Этот золотой шилоклювый дятел не найдет здесь много дерева, но, тем не менее, он чувствует себя довольно уютно в пустыне и на этом кактусе.
6. Кактус привлекает столько живых организмов, что это просто удивительно.
7. Очень редко увидишь колибри, порхающую над огромным, похожим на канделябр кактусом. Очень-очень давно этот кактус сагуаро начал свое восхождение к небу. Хотя иногда эти кактусы вырастают до 15 метров, цвести он начинает лишь к 50-ти годам.
8. Здешних колибри можно взвесить в граммах, а сам Сагуаро может весить до 9 000 кг. Вот это разница.
9. Разница в возрасте тоже может поражать. Сагуаро может жить до 200 лет. Когда первый сагуаро пустил свои корни, шли Наполеоновские войны, а Авраам Линкольн еще даже не родился. Даже несмотря на то, что это довольно солидный возраст, умирают они, в основном, если их вырывает с корнем ветер, или же их смывает. Однако даже после их смерти они бывают полезны, например, этому домовому крапивнику. Если присмотреться к фотографии, внизу можно увидеть еще одного обитателя кактуса ящерицу.
10. А эта стайка зябликов использует кактус как смотровую площадку, чтобы понаблюдать за близлежащим озером. Корни кактуса очень широки, они впитывают влагу с большой территории вокруг.
11. Хотя кактус и поражает нас своей высотой и формой, его цветы очень маленькие.
12. Однако они имеют идеальную форму и привлекают большое число насекомых, готовых взять производимую растением пыльцу.
13. Цветы растут ночью и остаются раскрытыми на следующий день, так что многие считают, что птицы и насекомые главные опылители растения. Может, так и не кажется с первого взгляда, но цветы кактуса сагуаро дают плоды, в которых может быть до 2000 семян.
14. Кактус закрепил хорошие отношения с окружающей природой, потому что его цветы несовместимы друг с другом. Это значит, что они не могут опылять себя сами, так что им нужна помощь местных млекопитающих, птиц и насекомых. Так как для опыления нескольких тысяч семян нужно большое количество пыльцы, кактус становится центром жизни, когда цветет. На фото: бумажные осы сделали необычный выбор для гнезда.
15. Когда плод созревает, он приобретает красноватый оттенок, привлекающий птиц, например, этого домового крапивника. Эти фрукты составляют важную часть диеты этих птиц.
16. Хотя некоторые птицы не столь благодарны. Например, этот дятел иногда вьет гнезда в сагуаро, с которыми кактус не справляется. Известно, что построенные не в том месте гнезда могут убить растение.
17. Все птицы определенного размера должны быть осторожны, приземляясь на кактус. Например, эта белокрылая горлица.
18. Однако, успешно приземлившись, можно считать себя в безопасности и даже пригласить друга на полуденную чистку крыльев.
19. Кактус привлекает не только необычных и экзотических птиц даже домовый воробей не устоял перед соблазном устроить себе дом в кактусе. Например, этот самец, кажется, чувствует себя как дома в аризонском кактусе.
20. Однако именно необычные посетители, как эта колибри, действительно радуют глаз и поражают воображение.
21. Виргинский филин и краснохвостый сарыч также не раз посещают этот кактус, но привлекает их как раз не само растение, а, скорее, добыча, которую они видят среди обитателей кактуса.
22. Хотя сагуаро является источником еды для многих животных, есть те, которые знают, что к нему лучше не соваться.
23. Остается только надеяться, что эта уникальная и удивительная экосистема выживет.
24. И все же, даже если вы не устроили в кактусе дом или не вкусили терпкости его плодов, всегда можно воспользоваться им в качестве хорошего насеста, на котором можно погреться на солнышке после плотного обеда.
4. Капельки росы на пауке рано утром в Лалитпуре, Индия. (Reuters/Navesh Chitrakar)

































Комментарий