- обходится без ссылок на сайты, имеющие отношение к ЦИХСПд и ее учению
Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней
Свернуть
X
-
Сразу оговорюсь, я никоим образом не хочу обсуждать действия модераторов, ведь проблема не в них, а в том, что им пришлось растянуться в шпагате между правилами форума и здравым смыслом. Опять-таки, я и правила не обсуждаю: правила, как правила, могут быть, проблема и не в них, а в том, что кто-то в руководстве форума имеет особое мнение о том, что Церковь, носящая имя Иисуса Христа, к Иисусу Христу отношения не имеет. Вот это особое мнение ничем неподтвержденное и нигде официально не зафиксированное и является причиной всего деструктива в этой теме, длящегося годами. Мы, СПД, воспитаны очень конкретно: либо Книга Мормона - полная ложь, а значит Джозеф Смит обманщик и весь мормонизм бессмысленен, либо абсолютная правда, тогда ЦИХСПД - единственная Церковь Бога на земле. Не бывает полуправды! Я прекрасно понимаю, что те, кто называет себя христианами привыкли мыслить иначе и измеряют правду в процентах. Именно это даёт им право считать друг друга братьями несмотря, что их взгляды на доктринальные вопросы кардинально расходятся, именно компромиссный способ мышления, выработанный столетиями под впечатлением различных соборов и обуславливает их сегодняшнее поведение. Как поступить: вырубить ветку - значит открыто объявить себя мракобесами, сеющими религиозную рознь; относиться к мормонам, как равным - поступиться личными принципами. Отсюда и полумеры и полурекомендации: вы пишите, но хоть как-нибудь, хоть для отвода глаз, Библию используйте, пишите, во что верите, но на свои сайты не ссылайтесь, чтобы чего не вышло. В этом и есть всё "христианство", начиная от Никейского собора: полуправда, полусовесть, полувыгода, полупредательство, вот такой компромисс. Это ни упрёк и не претензии, просто мысли в слух.Si Deus Nobiscum quis contra nosКомментарий
-
Ну не я придумывал правила форума и не я отнес ЦИХСПД к культу. Ну нет у вас пока признания как у Христианской церкви. И тут я вам ничем не помогу, если вы сами не захотите это признать. Ведь Вы же не услышали слов, которые я приводил вам из КМ. Не соблюдаете слова Христа и КМ? Что ж, ваше право.
А ведь то, о чем я вам говорил, приблизило бы ЦИХСПД ко Христу и удалило бы от культа.Комментарий
-
огласите весь список,пжлста(с)
встречал мнение,что ЦИХСПД это христианство.как с этим быть?кто определяет правильность отнесения?
где и среди кого?половина деноминаций не имеет признания,но...
а ваш точка зрения единственно возможная?
вам были даны разъяснения,вы их не приняли.это ваше право,НО с чего вы решили,что ваша точка зрения...
).
Последний раз редактировалось Looking; 25 June 2012, 04:55 PM.подташнивает от "христианской любви" замешанной на глупости.
на форуме нет свободы слова.Комментарий
-
Там представлены и обоснования моей позиции, которая основана на словах из КМ. Но
сейчас я не активный участник этой темы и просматриваю ее в основном как модератор. Не имею ни кому из участников личных претензий и предлагаю всем вернуться в русло темы.Комментарий
-
Перечитайте тему и мои посты, когда я был активным участником темы и вы найдете для себя ответы, на ваши вопросы.
2)Там представлены и обоснования моей позиции, которая основана на словах из КМ. Но
сейчас я не активный участник этой темы и просматриваю ее в основном как модератор. Не имею ни кому из участников личных претензий и предлагаю всем вернуться в русло темы.
1)вы проигнорировали самый неудобный вопрос.(как будет определяться малейшее библейское подтверждение? в каждой деноминации свое понимание.)
2) вы лишь повторили свои слова.повторю и я:вам были даны разъяснения,вы их не приняли.это ваше право,НО с чего вы решили,что ваша точка зрения единственно возможная?подташнивает от "христианской любви" замешанной на глупости.
на форуме нет свободы слова.Комментарий
-
ВОТ ЧТО ПИШЕТ МАРК ТВЕН О МОРМОНАХ
Марк Твен. Мормоны (Из книги "Налегке")
By Виталий Питанов on 7 сентября, 2011 - 11:07
Минут через сорок на станции, где меняли наших лошадей, мы попали на ужин к мормонскому "ангелу-мстителю". Насколько мне известно, "ангелы-мстители" - это "святые наших дней", как называют себя мормоны, на которых мормонская церковь возложила постоянную заботу об истреблении нежелательных граждан. Я очень много слышал об этих грозных "ангелах" и об их темных кровавых делах и не без трепета вошел в дом мормона, у которого нам предстояло поужинать. Но-увы! - вопреки нашим романтическим иллюзиям, он оказался просто-напросто крикливым, вульгарным нахалом и сквернословом! Быть может, он был достаточно кровожаден и вполне оправдывал свое звание "мстителя", но допустимо ли, чтобы в ангеле, хотя бы и мстящем, не было и тени благородства? Можно ли примириться с ангелом в грязной рубашке и без подтяжек?
Можно ли уважать ангела, который ржет, как лошадь, и чванится, как морской разбойник?
Были там и другие непристойные личности - собратья нашего хозяина. Среди них выделялся джентльменской наружностью и поведением только один сын Хибера К. Кимбелла, высокий, стройный молодой человек лет тридцати. Множество неопрятных женщин торопливо сновало по комнате с кофейниками, нарезанным хлебом и другими принадлежностями ужина. Нам сказали, что это жены хозяина - если не все, то некоторые. Так оно, конечно, и было; ибо, будь они служанками, они не потерпели бы такого потока брани и сквернословия по своему адресу даже от ангела с небес, а тем паче от этого исчадия ада.
Таково было наше первое знакомство со "своеобразным институтом" Запада, и, надо сказать, он не очень нам понравился. Мы не стали особенно приглядываться к нему, а спешно отправились в обитель "святых наших дней", цитадель пророков, столицу единственной в Америке абсолютной монархии - в Город Соленого Озера. С наступлением ночи мы нашли пристанище в гостинице "Соленое озеро" и распаковали свои вещи...
Мы пробыли в Солт-Лейк-Сити всего два дня и потому не успели, как положено, вникнуть в систему многоженства, собрать соответствующие фактические данные и сделать нужные выводы, чтобы затем лишний раз привлечь внимание всей нации к этому вопросу. Я очень хотел это сделать. Со всем пылом самонадеянной молодости я жаждал очертя голову ринуться в бой и одержать великую победу - пока не увидел мормонских женщин. Тут я смягчился. Сердце мое оказалось мудрее ума. Оно преисполнилось сострадания к этим убогим, нескладным и до жалости некрасивым созданиям, и, отворотясь, дабы скрыть великодушные слезы, увлажнившие мои глаза, я сказал себе: "Нет! Мужчина, который берет одну из них в жены, проявляет христианское милосердие и достоин не сурового осуждения, а искренних похвал всего человечества; тот же, кто берет в жены шестьдесят из них, совершает деяние столь высокой и бескорыстной самоотверженности, что народы земли должны обнажать головы перед ним и поклоняться ему в благоговейном молчании".Комментарий
-
ГЛАВА XV. Языческий вертеп.- Толки омногоженстве.- Внучка и бабушка.- Курятник для жен в отставке.- Детей надометить.- Отеческая забота о подкидышах. Семейная кровать. Где еще услышишь столько увлекательныхрассказов об умерщвлении непокорных язычников? Трудно представить себечто-нибудь более уютное, чем вечерок, который мы провели в Солт-Лейк-Сити, ввертепе одного язычника, покуривая трубки и слушая повесть о том, как Бэртонверхом на коне врезался в толпу умоляющих о пощаде беззащитных людей и, точнособак, расстреливал из пистолета мужчин и женщин. И как Билл Хикмен,"ангел-мститель", застрелил Драуна и Арнолда за то, что они через судпотребовали от него уплаты долга. И как Портер Рокуэл творил свои страшныедела. И как опрометчивые люди, приехав в Юту, порой неодобрительно отзываются оБригеме Янге, или о многоженстве, или еще о чем-либо, столь же священном, и уженаутро их находят распростертыми в каком-нибудь глухом переулке, где онитерпеливо дожидаются похоронных дрог. Не менее интересно слушать разговорыязычников о многоженстве; тут можно узнать, как некий толстобрюхий боров,старейшина или епископ, женился на девочке - и ему понравилось, женился на еесестре - понравилось, женился на второй сестре - понравилось, женился натретьей - понравилось, женился на ее матери-понравилось, женился на ее отце,дедушке, прадедушке, а потом, не насытившись, снова явился и попросил еще. Икак нередко бойкая одиннадцатилетняя девчонка оказывается любимой женой, а еесобственная почтенная бабушка падает в глазах их общего супруга до последнегоранга и отсылается спать на кухню. И как мормонские женщины потому терпят такоебезобразное положение вещей, при котором мать и дочери копошатся в одном гниломгнезде и молоденькая девушка выше родной матери рангом и имеет большую власть,что, согласно их вероучению, чем больше у человека на земле жен и чем больше онвырастит детей, тем более высокое место всем им уготовано в будущей жизни,-быть может, не столь высокое, сколь жаркое, но об этом они ничего не говорят. По словам наших друзей язычников, гаремБригема Янга насчитывает от двадцати до тридцати жен. Часть из них будто быдостигла преклонного возраста и уволена с действительной службы, но они хорошообеспечены и живут с полным комфортом в своем курятнике - или "Львиномдоме", как его почему-то называют. При каждой жене ее дети, в общейсложности - пятьдесят штук. Когда дети не шумят, в доме царит тишина и порядок.Все домочадцы едят в одной комнате; и, говорят, такая трапеза может служитьобразцом мирного счастья в семейном кругу. Ни одному из нас не довелосьотобедать у мистера Янга, но один язычник, по фамилии Джонсон, утверждал, чтоон как-то раз имел удовольствие позавтракать в "Львином доме". Он далнам яркое описание "переклички" и других предварительных церемоний, атакже кровопролитного боя, который разыгрался, когда подали гречневые оладьи.Но он несомненно приукрашивал. Если верить его рассказу, мистер Янг повторилнесколько острых словечек, принадлежавших кое-кому из его"двухлеток", заметив при этом не без гордости, что уже много летснабжает такого рода материалом один журнал, издаваемый в восточных штатах;потом он пожелал показать мистеру Джонсону того ребенка, который отпустилпоследнюю удачную остроту, но никак не мог его найти. Он долго рассматриваллица ребят, но безуспешно. В конце концов он отступился и проговорил совздохом: "Я думал, что признаю этого сорванца, да вот нет, непризнал". Потом, пословам Джонсона, мистер Янг сказал, что жизнь - печальная, очень печальнаяштука, "потому что каждый раз, как человек вступает в новый брак, радостьего обычно омрачают досадные похороны одной из предыдущих жен". И ещеДжонсон рассказывал, что, пока они с мистером Янгом мило беседовали, явиласьодна из его супружниц и потребовала брошку, ссылаясь на то, что, как ей удалосьузнать, он подарил брошку номеру шестому, и пусть он не воображает, что такаявопиющая несправедливость сойдет ему с рук без скандала. Мистер Янг напомнил ейо присутствии постороннего. Миссис Янг ответила, что, если постороннему ненравятся порядки в их доме, он может выйти вон. Мистер Янг пообещал ей брошку,и она удалилась. Но через минуту явилась другаяКомментарий
-
миссис Янг и тоже потребовалаброшку. Мистер Янг начал было усовещевать ее, но миссис Янг оборвала его наполуслове. Она сказала, что номер шесть получила брошку, а номеру одиннадцатомуброшка обещана, и "пусть он не увиливает, свои права она знает". Онобещал, и она удалилась. Еще через минуту явились три супружницы, и на головумистера Янга обрушился ураган слез, упреков и настойчивых просьб. Им, мол, ужевсе известно про номер шесть, номер одиннадцать и номер четырнадцать. Мистер Янгпообещал подарить еще три брошки. Не успели они удалиться, как еще девятьсупружниц проследовали в комнату, и новый ураган забушевал вокруг пророка и егогостя. Еще девять брошек были обещаны, и воинственные жены проследовалиобратно. Затем явилось еще одиннадцать, с плачем, воем и скрежетом зубовным. Иснова мир был куплен ценой обещанных брошек. - Вот вам наглядный пример,- сказал мистер Янг.-Сами видите, что получается. Можете судить, какая у меня жизнь. Человек неможет всегда поступать благоразумно. Забывшись на минуту, я совершилопрометчивый поступок: моей любимой номер шесть - простите, что я так называюее, другое ее имя выскочило у меня из головы,- я подарил брошку. Она стоилавсего-навсего двадцать пять долларов - то есть такова была ее видимая цена,- ноя мог бы догадаться, что в конечном счете она обойдется мне много дороже. Наваших глазах цена ее выросла до шестисот пятидесяти долларов, и - увы! - этоеще не предел! Ибо по всей территории Юта у меня имеются жены. Существуютдесятки моих жен, чьи номера - не говоря уж об именах - я могу вспомнить,только заглянув в семейную библию. Они разбросаны по всем горам и долам моихвладений. И заметьте, поголовно все они услышат об этой злополучной брошке ивсе от первой до последней умрут, но не отступятся. Брошка номера шестого будетстоить мне не двадцать пять, а две с половиной тысячи долларов. К тому же этибесстыдницы начнут сравнивать подарки, и, если окажется, что одна брошка чутьлучше остальных, они швырнут их мне обратно, и я должен буду заказать новуюпартию ради сохранения мира в моем семействе. Вы, сэр, вероятно, и не заметили,а ведь все время, пока вы были с моими ребятишками, за каждым вашим движениемзорко следили мои слуги. Попытайся вы дать одному из детей монетку, илиледенец, или еще какой-нибудь пустяк, вас бы тут же выволокли за дверь,- еслитолько это удалось бы сделать до того, как вы выпустили подарок из рук. Иначевам надлежало бы в точности так же одарить всех моих детей,- и, зная по опыту,сколь это важно, я сам позаботился бы о том, чтобы никто не остался обделенным.Однажды некий джентльмен подарил одному из моих детей костяную свистульку -поистине измышление дьявола, которое внушает мне невыразимый ужас, да и вам,сэр, внушало бы, будь у вас в доме без малого сотня детей. Но дело былосделано, а злодей скрылся. Я знал, что мне предстоят, и жаждал мщения. Я выслалотряд ангелов-мстителей, я они погнались за ним в неприступнее горы Невады. Ноони так и не изловили его... ...Вы, сэр, понятия не имеете, что такоесемейная жизнь. Я богат, и все это знают. Я щедр, и все этим пользуются. У менясильно развит отцовский инстинкт, и всех подкидышей стараются всучить мне.Каждая женщина, которая желает добра своему дитяти, ломает голову над тем, какбы так устроить, чтобы ее сокровище попало в мой дом. Вообразите, сэр, однаждысюда явилась женщина с ребенком, у которого кожа была какая-то странная, словнонеживая (да и у матери тоже), и клялась, что ребенок мой, а она моя жена, что яженился на ней в такое-то время, в таком-то месте, но она забыла свой номер, ая, естественно, не запомнил ее имени. Она обратила мое внимание на сходствомежду ребенком и мною, и в самом деле - он как будто походил на меня,- весьмачастый случай в нашей территории; короче говоря, я сунул ребенка в детскую, аженщина ушла. И что же? О тень Орсона Гайда! Когда с ребенка смыли белила, он оказалсякраснокожим! Нет уж, как хотите, а вы и понятия не имеете, что такое семейнаяжизнь. Это собачья жизнь, сэр, просто собачья. Беречь деньги - никакойвозможности. Я пытался завести один подвенечный наряд на все случаи. Не вышло.Сперва тебя венчают с существом, похожим на обмотанную ситцем жердь, а потомберешь водянку на двух ногах, и нужно наставлять платье остатками лопнувшеговоздушного шара. Вот оно как. А счет от прачки (простите мне невольные слезы) -девятьсот восемьдесят четыре штуки белья в неделю! Нет, сэр, в таком хозяйстве,как мое, нечего и мечтать об экономии. Одних люлек сколько нужно - вы толькоподумайте! А глистогонного! А сиропа от колик! А колец, когда прорезываютсязубки! А "папиных часов" для развлечения младенцев! А щеток и тряпокдля чистки мебели! А серных спичек, чтобы наглотаться, и осколков стекла, чтобыпораниться! Суммы, затрачиваемой на одно стекло, уж наверно хватило бы насодержание вашей семьи, сэр. Как ни жмись, как ни урезай расходы, не могу ябыстро идти в гору, а ведь следовало бы, при моих-то возможностях! Скажу вампрямо, сэр, было время, когда я просто рвал на себе волосы оттого, что тысячидолларов лежат мертвым капиталом в семидесяти двух кроватях, на которых спятсемьдесят две жены, а не отданы в рост, как полагается; и я взял да и продалвсю партию, продал в убыток, сэр, и смастерил одну кровать семи футов длиной идевяноста шести футов шириной. Но это оказалось ошибкой. Я глаз не могсомкнуть. Мне казалось, что храпят все семьдесят две женщины сразу. Уши не выдерживали.А как это было опасно! Я просто дрожал от страха. Все они одновременно вдыхаливоздух, и я прямо видел, как стены втягивались внутрь, а при каждом выдохе онивыпячивались наружу, и я слышал, как трещат стропила и скрипит черепица накрыше. Друг мой, примите совет старика, не обременяйте себя большой семьей, -уверяю вас, ни к чему это. Только в маленькой семье, в тесном домашнем кругу вынайдете уют и тот душевный покой, который есть лучшее и наивысшее благо из всехуготованных нам в этом мире и утрату которого нам не возместят ни богатство, нислава, ни власть, ни величие. Поверьте мне, десять - от силы одиннадцать - женпредостаточно для вас, не переступайте этой границы. Не знаюпочему, но этот Джонсон не внушал мне особенного доверия. Однако слушать егобыло интересно. И я сомневаюсь, удалось ли бы нам почерпнуть все эти ценныесведения из какого-либо другого источника. Во всяком случае, он выгодноотличался от неразговорчивых мормонов.Комментарий
-
ГЛАВА XVI Мормонская библия.-Доказательстваее божественного происхождения.Плагиат.- Рассказ Нефи.- Примечательная битва.-Посрамление килкеннийских кошек. Все знают понаслышке о мормонской библии, нолишь немногие, кроме "избранных", видели ее, а кто и видел, вряд липотрудился ее прочесть. Я вывез один экземпляр из Солт-Лейк-Сити. По-моему, этабиблия - редкостная диковина: сколько претензий, а какая она вялая, сонная!Трудно представить себе более пресную мешанину - хлороформ, а не книга. Если еенаписал Джозеф Смит, то он совершил просто чудо - хотя бы тем, что не заснул,сочиняя ее. Если же, как гласит преданье, он только перевел ее с покрытыхтаинственными письменами древних медных пластинок, которые, по его утверждению,были найдены им под камнем в какой-то глухой местности, тогда перевод этот тожечудо, и по той же причине. Насколько я могу судить, мормонская библиявсего лишь бесталанный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого Завета идополненный скучным пересказом Евангелия. Автор силился придать своим словам иоборотам речи то необычное, отдающее стариной звучание, которое отличаетперевод Священного Писания на английский язык, сделанный по приказу короляЯкова; в итоге получился ублюдок - то современный бойкий язык, то древняяпростота и торжественность. Последнее звучит тяжеловесно и натянуто, первоекажется естественным, но рядом с архаической речью-нелепо и смешно. Когда авторчувствует, что у него выходит слишком по-современному,- а это на каждом шагу,-он всовывает какое-нибудь библейское выражение вроде "зелопрогневался", "и случилось так" и тому подобное, и дело опятьидет на лад. "И случилось так" - его излюбленное словечко. Не будьего, вся библия вышла бы не толще брошюрки. На титульном листе начертано: Мормонова книга: отчет, записанный на скрижаляхрукой Мормона. Со скрижалей Нефи. Посему это является сокращенной историейнарода Нефи, а такоже ламанитян; написано для ламанитян, кои суть остатки домаИзраиля; а такоже к иудеям и язычникам; написано в качестве заповеди, а такожев духе пророчеств и откровения. Написано и запечатано и скрыто у Бога, дабы непропало и дабы обнаружилось даром и силой Господа в настоящем толковании;запечатано рукой Морони и скрыто у Бога, дабы обнаружилось в должное времячерез язычников; в настоящем толковании по дару Господа. А такоже краткоеизложение книги Ефир; она же летопись народа Иареда, каковой рассеялся на лицуземли, когда Бог смешал языки, потому что люди строили башню, чтобы долезть донеба. "По дару" - это хорошо. Хорошо и"посему", хотя зачем "посему"? Можно бы и проще сказать, -правда, тогда было бы непохоже на Библию. На первой странице читаем: СВИДЕТЕЛЬСТВО ТРЕХОЧЕВИДЦЕВ. Да будет известно всем народам, коленам,языкам и людям, до коих дойдет сей труд, что мы милостью Бога-Отца и Господанашего Иисуса Христа видели скрижали с этим отчетом, он же есть летопись народаНефи, а такоже ламанитян, его братьев, а такоже народа Иареда, пришедшего отбашни, о коей уже была речь; и мы такоже знаем, что вырезанное на скрижаляхпереведено даром и силой Господа, ибо глас его воззвал к нам; посему мы знаемдоподлинно, что это не вранье. И мы такоже свидетельствуем, что виделивырезанное на скрижалях и что они явлены были нам силой Божией, а нечеловеческой. И мы подтверждаем со всем здравомыслием, что ангел Божий сошел снеба и принес и положил пред наши очи, дабы мы узрели и видели скрижали и то,что вырезано на них; и мы знаем, что милостью Бога-Отца и Господа нашего ИисусаХриста мы видели их, и свидетельствуем, что это правда истинная; и мы дивуемся;но поскольку глас Божий повелел нам возвестить о сем, мы, покорные заветуБожию, о сем и свидетельствуем. И мы знаем, что, ежели будем верны во Христе,мы очистим одежды свои от крови всех людей и предстанем непорочными передХристовым престолом и будем вечно пребывать с ним на небеси. И слава Отцу иСыну и Святому Духу, кои суть един Бог. Аминь. Оливер Каудери, Давид Уитмер, Мартин Гаррис Есть люди, которым требуются горыдоказательств, прежде чем они найдут в себе силы хоть отчасти поверить чему-нибудь,но я, когда человек говорит мне, что он "видел письмена наскрижалях", и-мало того-при этом присутствовал ангел и видел, как онвидел, и, вероятно, взял с него надлежащую расписку, - то я уже чувствую, чтодалеко ушел по пути безоговорочной веры,- пусть даже я никогда и не слыхивал обэтом человеке и не знаю ни как зовут ангела, ни какой он национальности. Далееследует: А ТАКОЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ВОСЬМИ ОЧЕВИДЦЕВ.Комментарий
-
Да будет известно всем народам,коленам, языкам и людям, до коих дойдет сей труд, что Джозеф Смит-младший,переводчик сего труда, показал нам скрижали, о которых шла речь и которые имеютвид золота; и все до единого листы, переведенные упомянутым Смитом, мы пощупалируками своими; и мы такоже видели вырезанные письмена, и все они имеют вид стариннойработы и редкостного художества. И мы свидетельствуем со всем здравомыслием,что упомянутый Смит показал их нам, ибо мы видели их, и прикинули их вес, изнаем доподлинно, что упомянутый Смит держит означенные скрижали у себя. И мыобъявляем миру наши имена, свидетельствуя перед миром о том, что мы видели; имы не солгали, в чем Бог нам свидетель. Кристиан Уитмер, Джейкоб Уитмер, ПитерУитмер-младший, Джон Уитмер, Хайрам Пейдж, Джозеф Смит-старший, Хайреи Смит,Сэмюел Г. Смит. А когда я, уже далеко уйдя по путибезоговорочной веры, натыкаюсь на восьмерых очевидцев, которые сообщают мне -пусть не очень грамотно,- что они не только видели листы, но и "пощупалиих", то для меня этого достаточно. Подпишись под этим свидетельством хотьвесь род Уитмеров, я и то не проникся бы столь глубокой и несокрушимой верой. Мормонскую библию составляют пятнадцать"книг", а именно: книга Иакова, Эноса, Харама, Омни, Мосии, Зерифа,Альмы, Хеламана, Ефира, Морони, две книги Мормона и три - Нефи. В первой книге Нефи имеется плагиат -списанный с Ветхого Завета рассказ об исходе из Иерусалима детей Лехи; далеетам рассказано о том, как они восемь лет блуждали в пустыне под водительствомнекоего Нефи, наделенного сверхъестественным даром. В конце концов они достигли"Страны изобилия" и расположились у моря. "По прошествии многихдней" - сказано, правда, по-библейски, но весьма неопределенно - Нефи былоповеление свыше построить корабль и "перевезти народ через воды". Онпародировал Ноев ковчег, однако действовал согласно предписанию. Корабль онсоорудил в один день, а братья его стояли тут же, насмехаясь над его работой, акстати и над ним, говоря: "Наш брат глупец, ибо он мыслит, что можетпостроить корабль". Не дожидаясь, пока дерево высохнет, все племя-илинарод-назавтра пустилось в плаванье. И тут-то обнаружился уголок истиннойчеловеческой природы, о чем Нефи поведал чистосердечно, с библейскойоткровенностью, они устроили кутеж! Они, а такоже их жены предались веселью,стали плясать, петь и говорить зело непотребно; воистину они вознеслись докрайнего непотребства. Нефи пытался прекратить это безобразие, но онисвязали его, и разгульное веселье продолжалось. Но смотрите, как пророк Нефиперехитрил их с помощью невидимых сил: И вот, после того как они связали меня, такчто я двинуться не мог, компас, который был от Господа, перестал работать,посему они не знали, куда вести корабль; и поднялась буря, сделалось великоеволнение, и нас отбрасывало назад по водам,- и так три дня; и они очень испугались,опасаясь, чтобы им не утонуть в море; однако же меня не развязали. И начетвертый день ветер, гнавший нас обратно, сделался зело сильным. И случилось так, что нас чуть было непоглотила пучина морская. Тогда они развязали его. И случилось так, что они развязали меня, явзял компас, и он заработал, как я пожелал. И я воззвал к Богу; и когда явоззвал к Богу, тотчас ветры утихли и стала великая тишина. Обладание компасом, видимо, давало этимдревним мореплавателям большое преимущество перед Ноем. Путь они держали в "землюобетованную" - другого имени они ей не дали. Они благополучно добрались донее. Многоженство - недавний догмат мормонскойрелигии, введенный Бригемом Янгом уже после смерти Джозефа Смита. До этогомногоженство считалось "мерзостью". Вот стих из главы второй книгиИакова в мормонской библии: И вот говорит Господь: Народ сей погряз вбеззаконии; он не разумеет священного писания, ибо он ищет оправдать своеблудодейство ссылками на царя Давида и сына его Соломона; верно, что Давид иСоломон имели множество жен и наложниц, и было сие мерзостью предо мною,-говорит Господь; посему,- говорит Господь,- я вывел народ сей из землиИерусалимской, рукою крепкою, дабы взрастить ветвь праведную от плода из чреслИосифа. Посему я, Господь Бог, не потерплю, чтобы народ сей поступалпо-старому. Однако план не удался - по крайней мере почасти современных мормонов, ибо Бригем "терпит" это. Вот еще стих изтой же главы: Говорю вам, ламанитяне: братья ваши, коих выненавидите за их распутство и за язвы, покрывающие их тело, праведнее, чем вы,- ибо они не забыли веления Господа, заповеданного их отцам, чтобы не иметь имжен, кроме одной; и наложниц не иметь им. Нижеследующий стих (из главы девятой книгиНефи) содержит сведения, вряд ли известные многим: И случилось так, что Иисус вознесся не небо,толпа рассеялась, и каждый взял свою жену и детей и пошел восвояси. И случилось так, что наутро, когда толпасобралась, явился Нефи и брат его, которого он воскресил из мертвых, имя емуТимофеи, а такоже сын его, имя ему Иона, и Мафони, и Мафония, брат его, иКумен, и Куменонхи, Иеремия, и Шемнон, и Иона, и Зедекия, и Исаия; сие сутьимена учеников, коих избрал Иисус. Для того чтобы читатель мог убедиться, какэффектно и живописно (по утверждению мормонских апостолов) происходил один изсамых трогательных эпизодов в жизни Спасителя - чего, по-видимому, никто, кромених, не заметил, - привожу отрывок из той же книги Нефи: Ислучилось так, что Иисус обратился к ним и повелел им встать. И они встали сземли, и он сказал им: Благословенны вы за веру вашу. И вот я преисполненрадости. И сказав им эти слова, прослезился, и вся толпа свидетельствует о том,и он брал детей одного за другим, и благословлял их, и молился о них Отцу. И,помолившись опять прослезился, и говорил к толпе, и сказал им: Взгляните намалых сих. И они взглянули на них и подняли глаза к небу - и увидели небесаотверстыми и ангелов, сходящих прямо с неба, как бы среди пламени; и ангелысошли на землю и окружили детей, и они были окружены пламенем; и ангелыприслуживали им, и толпа слышала и видела и свидетельствовала о том; и онизнают, что свидетельство их истинно, ибо все они видели и слышали, каждыйКомментарий
-
человек в отдельности; а числомих было около двух тысяч пятисот душ; и состояло оно из мужчин, женщин и детей. А из чего, собственно, оно могло бы ещесостоять? Книга Ефир - это какая-то малопонятная каша "исторического"содержания, все больше про осады и битвы между народами, о которых читатель,вероятно, никогда не слыхал и которые населяли страну, не упомянутую вгеографии. Был там царь, носивший приметное имя Кориантумр, и воевал он сШаредом, и с Либом, и с Шизом, и со многими другими на "равнинах Гешлон",и в "долине Гилгал", и в "пустыне Акиш", и в "краюМоран", и на "равнинах Агош", и "Огаф", и"Рама", и в "земле Корихор", и на "горе Комнор",и у "вод Риплианкума" и так далее и т. п. "И случилосьтак", что после многих сражений Кориантумр подытожил свои потери, иоказалось, что "были убиты два миллиона сильных воинов, а такоже их жены идети" - итого от пяти до шести миллионов,- "и он опечалился в сердцесвоем". Давно бы так! Тогда он написал Шизу, предлагая прекратить военныедействия и уступить свое царство ради спасения народа. Шиз готов былсогласиться, но только при одном условии: что Кориантумр предварительно явитсяк нему и даст отрубить себе голову; но этого условия Кориантумр не принял.Война возобновилась на некоторое время, а потом в течение четырех лет обестороны собирали войско для решающей схватки, а за сим воспоследовала битва,по-видимому, самая примечательная из всех известных истории - кроме развесражения килкеннийских кошек, которое она отчасти напоминает. Вот описаниевоенных приготовлений и самой битвы: 7. И тогда они собрали весь народ по всемулицу земли, всех, кто не были убиты, кроме Ефира. И случилось так, что Ефирвидел все, что делал народ, и он видел, что те, кто был за Кориантумра,притекали к войску Кориантумра; и все, кто был за Шиза, притекали к войскуШиза; и так в течение четырех лет они собирали народ дабы собрать всех по всемулицу земли и усилить свою мощь, как только могли ее усилить. И тогда все онисобрались вместе, каждый в том войске, в каком пожелал, с женами и детьми; ивсе мужи, женщины и дети были вооружены оружием войны, щитами, и нагрудниками,и шеломами, и облачены в одежды войны, и они вышли друг против друга на бой; иони бились весь день, но не победили. И когда настала ночь, они утомились ивозвратились в свои станы, а возвратясь в свои станы, они подняли вопль и плачвеликий по убитым воинам своего народа; и такова была сила их стенаний, воплейи криков, что разрывался воздух. И когда настало утро, они снова пошли на бой,и день тот был великий и страшный; но они не победили, и когда опять насталаночь, их крики, жалобы и вопли по убитым воинам своего народа опять разрываливоздух. 8. И случилось так, что Кориантумр вторичнонаписал Шизу, прося его больше не идти на бой, но взять царство и пощадитьжизнь народа. Но се Дух Божий покинул их, и Сатана овладел сердцами народа, ибоотданы они были во власть жестокосердия своего и слепоты своей, дабы погибнутьим; и посему они опять пошли на бой. И сражались они весь тот день, и когданастала ночь, они уснули на мечах своих, и наутро они опять пошли в бой исражались до ночи; и когда настала ночь, они опьянели от гнева, как человекпьянеет от вина; и опять они уснули на мечах своих; и наутро они сражалисьопять, и к ночи все они пали от меча; и осталось их пятьдесят два из народаКориантумра и шестьдесят девять из народа Шиза. И спали они в ту ночь на мечахсвоих, а наутро опять сражались и бились друг с другом, соревнуясь в мощи мечейи щитов; и так весь день; и когда настала ночь, их было тридцать два из народаШиза и двадцать семь из народа Кориантумра. 9. И случилось так, что они ели и спали иготовились наутро умереть. И были они мужи рослые и крепкие силою мышц. Ибились они три часа и, потеряв много крови, обессилели. И когда воиныКориантумра набрались сил, они пустились наутек, но се - Шиз поднялся, и с нимвойско его, и он поклялся в гневе своем, что умертвит Кориантумра либо погибнетот меча; и так он преследовал их, к утру настиг, и они опять сражались. Ислучилось так, что когда все они пали, кроме Кориантумра и Шиза, Шиз обессилел,потеряв много крови. И тогда Кориантумр передохнул слегка, опершись на своймеч, и отрубил Шизу голову. И когда он отрубил Шизу голову, Шиз поднялся наруках, и упал, и, глотнув воздуха, умер. И тогда Кориантумр пал на землюзамертво. И Бог сказал Ефиру, говоря: Иди. И он пошел и увидел, что сказанноеГосподом исполнилось; и он докончил свою летопись; и сотой доли ее я ненаписал. Жаль, жаль, что Смит написал так мало и,наполнив предыдущие главы скучнейшей пошлостью, оборвал свой рассказ как раз натом месте, где он, чего доброго, мог бы стать занимательным. Мормонская библия - глупая книга, и читать ее- нудное занятие, но в ее поучениях нет ничего зловредного. Против изложенногов ней кодекса морали возразить нечего: он "скатан" с Нового Завета -даже без ссылки на источник. А. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МОРМОНОВ Соснования мормонской общины прошло не больше сорока лет, однако история их былабурной с самых первых шагов своих, и в дальнейшем своем шествии она обещаетбыть не менее волнующей. Мормоны подвергались преследованиям и гонениям по всейстране, отчего они на долгие годы возненавидели всеми силами души всех"язычников" без разбору. Джозеф Смит, нашедший пресловутую КнигуМормона и считающийся основоположником их религии, вынужден был из штата в штатперетаскивать свои таинственные медные пластинки и чудодейственные камни, спомощью которых он разбирал письмена, на них начертанные. В конце концов оносновал в штате Огайо "церковь", членом которой сделался некий БригемЯнг. Начались гонения, а с ними и вероотступничество. Бригем твердо держалсяизбранной им веры и работал не покладая рук. Ему удалось приостановитьдезертирство. Более того - в самые тяжелые времена он умудрился многих обратитьв свою веру. Постепенно он стал пользоваться все большим влиянием и доверием убратии. Вскоре он сделался одним из двенадцати "апостолов церкви", азатем завоевал еще более влиятельное и высокое положение, став президентомДвенадцати. После того как огайцы поднялись и изгнали мормонов из своего штата,мормоны осели в штате Миссури. Бригем сопровождал их. Миссурийцы прогнали их, иони отступили в Науву, штат Иллинойс. Там они начали процветать и воздвиглихрам с притязанием на архитектурное изящество,- в краю, где кирпичное зданиесуда с куполом, возвышающимся над железной кровлей, вызывало почтительныйтрепет, этот храм обратил на себя внимание. Но и здесь мормонов продолжалитеснить и преследовать. Не помогали прокламации, в которых Джозеф Смит клеймили осуждал многоженство, как противоречащее правилам мормонов: обитатели обоихберегов Миссисипи утверждали, что среди мормонов процветает пышным цветоммногоженство, да и многое другое. Бригем вернулся из поездки в Англию, где оносновал мормонскую газету и откуда вывез несколько сотен новообращенных. Скаждым шагом возрастало его влияние на братию. Затем "язычники" изМиссури и Иллинойса вторглись в Науву и убили Джозефа Смита. Некий мормон поимени Ригдон провозгласил было себя главой мормонской церкви и мормонскойобщины вместо покойного Смита; он попробовал даже свои силы в качестве пророка.Однако идущий за ним был сильнее его. Улучив момент, Бригем, все преимуществокоторого состояло в обладании более острым умом и крепкой волей, свергнулРигдона с его высокого поста и занял его сам. Больше того - он проклял Ригдонаи его приверженцев сложным проклятием, объявил, что его "прорицания"исходили от дьявола, и в заключение предал "лжепророка Сатане на тысячулет", - на такой срок ещеКомментарий
-
никого не осуждали в Иллинойсе!Народ признал своего властелина. Тотчас подавляющим большинством голосов онизбрал Янга своим президентом и до сего дня относится к нему с беззаветнойпреданностью. Бригем умел заглядывать вперед - свойство, которым никто другойиз видных мормонов как будто не обладал. Он понял, что лучше податься в пустынюсвоей волей, нежели ждать, когда их туда оттеснят. И вот по его приказуподданные его собрали свои скудные пожитки, обратили спины к домам своим, алица к пустыне и морозной февральской ночью, при свете зарева от горящего совсей священной утварью храма, который они подожгли собственноручно, потянулисьпечальной чередой через Миссисипи. А через несколько дней они расположилисьлагерем на западной границе штата Айова, и бедность, лишения, голод, холод,недуги, тоска и травля сделали свое дело: многие, не выдержав всех этихневзгод, погибли. Что бы там ни говорили, это были настоящие мученики! Те, ктовыжил, задержались там еще на два года, в то время как Бригем с небольшимотрядом пересек пустыню и основал город Грейт-Солт-Лейк-Сити (город ВеликогоСоленого Озера), нарочно для этого избрав место, которое не являлосьсобственностью ненавистного американского правительства и находилось вне егоюрисдикции. Этот факт не следует забывать. Описанные события относятся к 1847 году.Не успел Бригем со своим народом поселиться в новом городе, как их постигло ещеодно бедствие-кончилась война, и Мексика передала убежище Бригема неприятелю -Соединенным Штатам Америки. В 1849 году мормоны образовали "свободное инезависимое" правительство и объявили себя "Штатом Дезерет", аБригема Янга своим президентом. Однако на следующий год конгресс СоединенныхШтатов дал щелчок по их самолюбию, и то же самое сочетание гор, полыни,солончаков и всеобщего запустения превратил в "территорию Юта", нопри этом все же назначил Бригема Янга ее губернатором. В течение последующихлет переселенцы волна за волной тянулись через пустыни и земли мормонов вКалифорнию, но, несмотря на это, церковь оставалась незыблема и верна своемуповелителю и господину. Голод, жажда, нужда и горе, ненависть, презрение ипреследования со стороны окружающих не пошатнули мормонов в их вере ипреданности своему вождю. Они устояли даже против соблазна золота,- а ведь ускольких народов загубило оно цвет молодежи, выкачало последние соки! Из всехвозможных испытаний испытание золотом - самое суровое, и в народе, еговыдержавшем, должно быть заложено нечто весьма основательное. Территория Юта и Грейт-Солт-Лейк-Ситипроцветали. Перед тем как покинуть Айову, Бригем Янг напоследок явился вцерковь, облачившись в одежды всеми оплакиваемого пророка Смита, и совершил отего лица торжественное рукоположение "президента Бригема Янга"! Народс восторгом проглотил это благочестивое мошенничество, и власть Бригемаокончательно укрепилась. А затем - и пяти лет не прошло! - он объявилмногоженство одним из основных догматов церкви, сославшись на"откровение", которое якобы еще девять лет назад сошло на ДжозефаСмита, хотя всем известно, что Джозеф Смит до самой смерти своей боролся смногоженством. Бригем по скромному началу своей карьеры ипостепенному продвижению к великолепию и славе мог равняться с самим ЭндрюДжонсоном. Последовательно прошел он все ступени: рядовой мормон, миссионер народине, миссионер за границей, издатель и редактор, апостол, президентапостольского департамента, глава мормонской общины, наделенный духовной исветской властью; волею неба - преемник Смита, "пророк","прорицатель", "провидец". Оставалась одна лишь ступень, ион смиренно взошел на нее - объявил себя господом богом! Ему уготован, так утверждает он, собственныйрай после смерти, где он будет богом, жены его - богинями, а дети - князьями икняжнами небесными. Все верные мормоны будут допущены в этот рай вместе сосвоими семьями и займут там положение соответственно количеству жен я детей,которыми они успели обзавестись. Если кто из верных умрет, не успев нажить жени детей в количестве, необходимом для того, чтобы пользоваться уважением взагробном мире, кто-нибудь из друзей может взять себе несколько жен во имяпокойника и вырастить ему недостающее потомство; все они будут зачтеныпокойнику и соответственно повысят его в ранге. Не следует забывать, что мормоны по большейчасти вербуются среди людей невежественных, наивных, малоразвитых, обладающихограниченным кругозором; не следует также забывать, что жены мормонов стоят натом же уровне и что дети, рожденные от их союза, вряд ли сильно отличаются отсвоих родителей; не следует упускать из виду и того, что в течение сорока летэтих несчастных травили - травили без устали, без жалости! Толпа улюлюкала имвслед, избивала их и стреляла по ним; их подвергали проклятиям, презрению иизгнанию; они бежали в глушь, в пустыню, уже изможденные болезнями и голодом,стенаниями нарушая вековую тишину и усеивая долгий путь свой могилами. И всеэто они претерпели за то лишь, что пожелали жить и верить так, как велела им ихсовесть. Все это необходимо помнить, и тогда станет понятна та неумирающаяненависть, которую мормоны питают к нашему народу и правительству. Ненависть эта стала подниматься на дрожжахдревней обиды с той самой поры, как мормонский край Юта начал процветать, ацерковь богатеть и крепнуть. Бригем в качестве губернатора территориинедвусмысленно дал всем понять, что Мормония существует для мормонов.Соединенные Штаты пытались поправить дело назначением правительственныхчиновников из Новой Англии и других антимормонских областей, но Бригемзначительно осложнил въезд этих чиновников в территорию, находящуюся под егоуправлением. Соединенным Штатам пришлось прогнать трехтысячное войско черезпустыню, чтобы водворить своих чиновников на предназначенные для них посты.Однако, когда сии джентльмены были водворены, толку от них было не больше, чемот каменных идолов. Они издавали законы, на которые никто не обращал внимания икоторые не могли быть проведены в жизнь. В стране, где преступления и насилиенад личностью совершались на каждом шагу, федеральные судьи заседали лишь напотеху дерзкой толпе, что собиралась поглазеть на них в свободное время, ибо судитьбыло некого, делать было нечего, да и дел-то никаких не велось. Если истцом был"язычник", мормонские присяжные выносили решение, какое им былоугодно, с приговором же федерального суда мормоны не считались, и привести егов исполнение не было никакой возможности. Наши президенты слали в Юту однупартию чиновников за другой, и всякий раз результат был один - они мрачноотсиживали какое-то время, день за днем глотая оскорбления, видя кругом угрюмыефизиономии и при всякой попытке выполнять свой долг нарываясь на косые взглядыи прямые угрозы, - и наконец либо сдавались и становились жалким орудиеммормонов, либо, не выдержав, запуганные вконец, покидали территорию. Если жеслучайно чиновник оказывался человеком неробкого десятка и ему удавалось показатьсвою храбрость, тотчас какой-нибудь покладистый президент вроде Бьюкенена илиПирса смещал его с должности и на его место ставил очередное бревно. В 1857году, в том самом, когда Крэдлбо был судьей, губернатором Юты чуть было неназначили генерала Харни; слово "страх" в сознании этих двоих имелосмысл самый абстрактный. Хотя бы потому, что они внесли бы разнообразие внесколько монотонную историю угодливости и беспомощности федеральных властей,приходится пожалеть, что этим двум не суждено было служить одновременно втерритории Юта. Такоеположение дел мы застали, когда нам довелось побывать в Юте. Управлениетерриторией проявило позорную беспомощность, и единственной реальной силой тамбыл Бригем Янг. Это был абсолютный монарх - монарх, который не считался с нашимпрезидентом, смеялся над нашей армией, когда она осаждала его столицу, и, безКомментарий
-
малейшего смущения выслушав весть о том, что августейший конгресс Соединенных Штатов торжественно объявил многоженство противозаконным, преспокойно завел себе еще двадцать пять или тридцать жен.
Б. РЕЗНЯ НА ГОРНОМ ЛУГУ.
Мормоны мстили и мстят за преследования, коим подвергались и - как они считают - продолжают подвергаться по сей день, ибо самоуправления им так и не дали. Почти забытая ныне "резня на Горном лугу" была делом их рук. История эта в свое время нашумела порядком - по всей стране только и разговоров было, что об этом зверстве. Освежим ее в памяти читателя в общих чертах. Однажды большой обоз переселенцев из Миссури и Арканзаса проследовал через Солт-Лейк-Сити; к обозу присоединилось несколько мормонов из недовольных, в надежде под его прикрытием совершить побег. Этого одного было бы достаточно, чтобы воспламенить гнев мормонских главарей. Но сюда еще присоединилось то обстоятельство, что переселенцы - сто сорок пять или полтораста ничего не подозревающих душ - ехали из Арканзаса, где незадолго до описываемых событий был убит крупный мормонский миссионер, и из Миссури - штата, о котором мормоны вспоминали как о самом рьяном гонителе первых "святых" в эпоху, когда мормонская община была малочисленна, бедна и не имела друзей. Таким образом, путники не внушали к себе симпатий. И, наконец, в обозе были большие богатства - скот, лошади, мулы и всякое другое имущество,- как же было мормонам, которые во всем стремились подражать древнему израильскому племени, как же было им не схватить "добычу" у неприятеля, когда сам господь бог "предал ее им в руки"?
Итак, говоря словами миссис С. В. Уэйт в ее любопытной книге "Мормонский пророк", случилось, что "Бригему Янгу, Великому и Верховному Государю, иначе говоря - Богу, было "откровение", на основании которого он приказал президенту Дж. С. Хейту, епископу Хигби и Джону Д. Ли (приемный сын Бригема) собрать побольше людей из тех, на кого можно положиться, одеть их индейцами, напасть на проклятых язычников (так говорилось в "откровении") и сразить всех до единого стрелами Всевышнего, чтобы никто не мог поведать миру, как обстояло дело; если понадобится, привлечь настоящих индейцев в качестве союзников, посулив им часть добычи. Долг свой выполнить точно и без промедления, скот пригнать до наступления зимы, ибо такова воля Всемогущего Господа Бога".
Задание, заключенное в "откровении", было добросовестно выполнено. Большой отряд мормонов, нарядившись индейцами и разрисовав себе лица, нагнал обоз примерно в трехстах милях к югу от Солт-Лейк-Сити и там на него напал. Переселенцы тотчас окопались, превратили свои фургоны в редуты и мужественно и успешно отбивались целых пять дней. Миссурийцев и арканзасцев не очень-то запугаешь жалкой пародией на "свирепых индейцев", прозябающих в Юте! Каждый переселенец готов был сражаться с пятьюстами из них.
На шестой день мормоны решили прибегнуть к военной хитрости. Отступив к верхнему краю "Луга", они переоделись, смыли с себя краску и, вооруженные до зубов, подъехали в фургонах к осажденным переселенцам, поднявши белый флаг парламентеров. Увидев белых людей, переселенцы побросали ружья и приветствовали их радостными криками. В ответ на белый флаг, вряд ли даже подозревая всю патетичность своего жеста, они подняли на воздух младенца, одетого в белое.
Во главе этих неожиданных белых "избавителей" стояли президент Хейт и епископ мормонской церкви Джон Д. Ли. О дальнейших действиях этих предводителей мистер Крэдлбо (исполнявший в то время обязанности федерального судьи в Юте, а впоследствии - сенатор от Невады) рассказал в своей речи, произнесенной в конгрессе:
"Заявив, что находятся в хороших отношениях с индейцами и что последние настроены весьма свирепо, они предложили свое посредничество, обещав переселенцам походатайствовать за них перед индейцами. Переговоры длились несколько часов, и после (мнимого) совещания с индейцами парламентеры предъявили ультиматум, якобы продиктованный дикарями, согласно которому переселенцам предписывалось всем до единого покинуть лагерь, оставив в нем все, вплоть до оружия. Мормонские же вожди обещали привести военные отряды и конвоировать переселенцев до ближайших поселений. Ради спасения своих семей переселенцы условия приняли. Мормоны удалились, а затем вернулись с вооруженным отрядом в тридцать или сорок человек. Переселенцы выстроились в колонну: впереди шли женщины и дети, за ними мужчины, и, наконец, шествие замыкала мормонская охрана. Когда в таком порядке они прошли примерно с милю, был дан сигнал - и началось избиение. Почти все мужчины были убиты на месте выстрелом в спину. Только двоим удалось убежать на сто пять-десять миль в пустыню, но их там нагнали и убили. Женщины и дети, пробежав ярдов двести, были добиты "охраной" и индейцами. Из всего обоза уцелели семнадцать душ - дети, из которых самому старшему не было восьми лет. Так сентября 10-го в год 1857 совершилось одно из самых жестоких, подлых и кровожадных убийств во всей истории нашей родины".
В этой бойне мормоны уничтожили сто двадцать человек. С неслыханным мужеством открыл судья Крэдлбо заседание суда и призвал Мормонию к ответу за массовое убийство. Какая картина! Суровый ветеран, одинокий, гордый и мужественный, гневно взирающий на мормонских присяжных и аудиторию, состоящую сплошь из мормонов,- он то издевается над ними, то обрушивает на них молнии своей ярости!
Вот что писала "Территориел энтерпрайз" в передовой, посвященной этому событию:
"Он говорил и действовал с неустрашимостью и решительностью, достойной Джексона; но присяжные отказались признать состав преступления и не захотели даже высказаться по отдельным пунктам обвинительного акта; со всех сторон неслись угрозы в адрес судьи и правительственных войск, имеющие целью заставить его отступиться от взятого им курса.
Убедившись в полной бесполезности присяжных, судья распустил их, облив их ядом своего сарказма. Затем, будучи облечен исполнительной властью, он один, без всякой посторонней помощи, принялся за дело. Он допрашивал свидетелей, производил повсеместно аресты и тем внес такое расстройство в ряды "святых", какого они не знали со дня основания мормонской общины. Перепуганные старшины и епископы, по последним сведениям, бежали, спасая шкуру; последовали удивительные разоблачения, и выяснилось, что самые высокие служители церкви замешаны в многочисленных убийствах и ограблениях "язычников", имевших место в последние восемь лет".
Если бы в ту пору губернатором Юты был Харни, Крэдлбо нашел бы у него поддержку, и тогда приведенные им доказательства виновности мормонов в последней бойне, а также во многих ранее совершенных убийствах доставили бы кое-кому из граждан бесплатный гроб и в придачу - случай им воспользоваться. Но в ту пору пост федерального губернатора занимал некий Камминг, который из странного желания щегольнуть объективностью всячески ограждал мормонов от посягательств правосудия. В одном случае он даже выступил в печати с протестом по поводу того, что судья Крэдлбо привлек правительственные войска для выполнения своих задач.
Миссис Уэйт заключает свой в высшей степени интересный отчет о зверской бойне следующим замечанием и кратким обзором улик, отличающимся точностью, достоверностью и четкими формулировками:
"Для тех, кто склонен еще сомневаться в причастности Янга и его мормонов к этому делу, предлагается настоящий свод улик и обстоятельств, которые не просто указывают на возможность их виновности, но и доказывают эту виновность с полнейшей достоверностью:
1. Показания самих мормонов-участников дела, снятые судьей Крэдлбо в присутствии помощника шерифа Соединенных Штатов Роджерса.
2. Отсутствие какого бы то ни было упоминания об этом деле в отчете, представленном Бригемом Янгом в качестве инспектора по делам индейцев. Также полное молчание обо всем в церкви, которое было нарушено лишь спустя несколько лет после упомянутых событий.
3. Бегство в горы высокопоставленных представителей как духовной, так и мирской власти мормонов в самом начале следствия, предпринятого по этому делу.
4. Замалчивание всей истории церковным органом "Дезерет ньюс" единственной газетой, выходившей в ту пору в Юте; когда же газета через несколько месяцев и высказалась по этому поводу, то лишь затем, чтобы отрицать причастность мормонов к совершенным преступлениям.
5. Показания детей, уцелевших после бойни.
6. Тот факт, что на следующий день после резни в ряде мормонских семей появились как дети, так и имущество, принадлежавшее убитым.
7. Показания индейцев, находившихся неподалеку от места резни; показания эти приводятся не только Крэдлбо и Роджерсом, но подтверждаются также и рядом офицеров, а также Дж. Форнеем, который в 1859 году занимал пост инспектора по делам индейцев в территории Юта. Свои показания упомянутым лицам индейцы давали добровольно и неоднократно.
8. Показания капитана 2-го драгунского полка, Р. П. Кембелла, откомандированного весною 1859 года в Санта-Клара для охраны путешественников по дороге в Калифорнию, а также для расследования случаев нападения на них индейцев".Комментарий
-
хватит апеллировать мнением известного атеиста.для протестантов предлогаю прочитать «Любознательная Бесси».или вот: Теперь давайте поговорим об истинном Боге.............................................. ............................
уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось.
Так вот это и есть спам, очень слабо связанный с темой о ЦИХСПд, много слабее, чем информация о ЦИХСПд, которую привел Хиадэч. Если уж удалять, тогда ваш пост.Последний раз редактировалось JURINIS; 26 June 2012, 10:36 AM.подташнивает от "христианской любви" замешанной на глупости.
на форуме нет свободы слова.Комментарий
Комментарий