Вчера думал по поводу того, что протестанты не одобряют обращение с просьбой к умершему святому, чтобы он помолился Богу за нас. Также не одобряют молитвы за умерших людей.
1. С одной стороны, Библия говорит нам о том, что человек умирает на земле и затем воскреснет в теле только перед Судом. То есть, как бы отключили его как под наркозом перед операцией, а затем включили после операции. Может пройти миллион лет до Суда, а для этого человека субъективно не пройдет и мгновения. И нет никакой загробной жизни между смертью здесь на земле, и воскрешением тела в день Суда. Душа же, согласно этой точке зрения, как я думаю, пребывает в бессознательном состоянии в это время, потому что она без тела не может функционировать полноценно (человек это душа плюс тело).
Если исходить только из этой точки зрения, то протестанты правы - нет смысла молиться за усопших, чтобы им сейчас в загробной жизни стало легче; нет смысла просить о помощи перед Богом святых угодников Божиих (которые уже умерли), потому что их души сейчас пребывают в бессознательном состоянии в ожидании соединения с телом и Суда.
2. С другой стороны, согласно Лк. 16:19-31, души умерших уже сейчас ведут активный сознательный образ жизни, что дает нам возможность с ними взаимодействовать через молитвы.
Такое противоречие вчера объяснилось мне следующим:
вечность не имеет прошедшего, настоящего и будущего. В вечности все события, которые наш мозг, находясь в земной юдоли, интерпретирует как имеющие продолжительность во времени (отсюда возникает прошлое, настоящее и будущее), происходят одновременно и длятся вечно. Мы сейчас здесь смотрим как бы сквозь мутное стекло, наш мозг не может представить, как так может быть - все события прошлого, настоящего и будущего происходят одновременно и длятся вечно. Но когда после земной смерти выйдем на уровень вечности (за горизонт пузыря времени), то будем жить именно в таком состоянии. Пока же не можем это понять, потому что на нас надеты кожаные ризы.
Таким образом, пока мы в своей земной юдоли земным мозгом видим воскрешение мертвых и Суд как отдаленный момент в будущем, за пределами пузыря времени, в вечности, воскрешение и Суд уже происходят вчера, сегодня, завтра. И жизнь воскресших грешников и праведников после Суда уже идет вчера, сегодня, завтра. Все события протекают в вечности сразу и вечно.
Поэтому можно молиться за усопших, можно просить о помощи усопших святых - потому что в вечности они уже и судятся, и прошли суд, и ведут активный сознательный образ жизни.
Вот даже и в Церкви во время Литургии Христос умирает и воскресает каждый день, а не 2000 лет назад. Потому что в вечности эти события протекают всегда и сразу, а разделяются они во времени только в нашем мозгу земной юдоли.
Это у протестантов, наверное, Иисус Христос - историческое лицо, родившееся и умершее 2000 лет назад, которого поминают во время хлебопреломления (да, дескать, был такой когда-то). А у нас Он - мистический Христос внутри каждого. Который вечно рождающийся и вечно умирающий.
У протестантов история идет линейно, как стрела, от начала к концу. А у нас, в традиционном понимании, как и в других традиционных мировоззрениях разных народов мира, время идет по кругу, по тому что оно вечно. И рождение, и смерть, и Суд и жизнь - днесь: вчера, сегодня, завтра. И уже здесь, на земле это можно видеть хотя бы символически - во время годового круга Богослужений, суточного круга. Когда всё повторяется снова и снова.
Вот то, что мне вчера открылось утром. Может это бред моего больного воображения, я не знаю.
1. С одной стороны, Библия говорит нам о том, что человек умирает на земле и затем воскреснет в теле только перед Судом. То есть, как бы отключили его как под наркозом перед операцией, а затем включили после операции. Может пройти миллион лет до Суда, а для этого человека субъективно не пройдет и мгновения. И нет никакой загробной жизни между смертью здесь на земле, и воскрешением тела в день Суда. Душа же, согласно этой точке зрения, как я думаю, пребывает в бессознательном состоянии в это время, потому что она без тела не может функционировать полноценно (человек это душа плюс тело).
Если исходить только из этой точки зрения, то протестанты правы - нет смысла молиться за усопших, чтобы им сейчас в загробной жизни стало легче; нет смысла просить о помощи перед Богом святых угодников Божиих (которые уже умерли), потому что их души сейчас пребывают в бессознательном состоянии в ожидании соединения с телом и Суда.
2. С другой стороны, согласно Лк. 16:19-31, души умерших уже сейчас ведут активный сознательный образ жизни, что дает нам возможность с ними взаимодействовать через молитвы.
Такое противоречие вчера объяснилось мне следующим:
вечность не имеет прошедшего, настоящего и будущего. В вечности все события, которые наш мозг, находясь в земной юдоли, интерпретирует как имеющие продолжительность во времени (отсюда возникает прошлое, настоящее и будущее), происходят одновременно и длятся вечно. Мы сейчас здесь смотрим как бы сквозь мутное стекло, наш мозг не может представить, как так может быть - все события прошлого, настоящего и будущего происходят одновременно и длятся вечно. Но когда после земной смерти выйдем на уровень вечности (за горизонт пузыря времени), то будем жить именно в таком состоянии. Пока же не можем это понять, потому что на нас надеты кожаные ризы.
Таким образом, пока мы в своей земной юдоли земным мозгом видим воскрешение мертвых и Суд как отдаленный момент в будущем, за пределами пузыря времени, в вечности, воскрешение и Суд уже происходят вчера, сегодня, завтра. И жизнь воскресших грешников и праведников после Суда уже идет вчера, сегодня, завтра. Все события протекают в вечности сразу и вечно.
Поэтому можно молиться за усопших, можно просить о помощи усопших святых - потому что в вечности они уже и судятся, и прошли суд, и ведут активный сознательный образ жизни.
Вот даже и в Церкви во время Литургии Христос умирает и воскресает каждый день, а не 2000 лет назад. Потому что в вечности эти события протекают всегда и сразу, а разделяются они во времени только в нашем мозгу земной юдоли.
Это у протестантов, наверное, Иисус Христос - историческое лицо, родившееся и умершее 2000 лет назад, которого поминают во время хлебопреломления (да, дескать, был такой когда-то). А у нас Он - мистический Христос внутри каждого. Который вечно рождающийся и вечно умирающий.
У протестантов история идет линейно, как стрела, от начала к концу. А у нас, в традиционном понимании, как и в других традиционных мировоззрениях разных народов мира, время идет по кругу, по тому что оно вечно. И рождение, и смерть, и Суд и жизнь - днесь: вчера, сегодня, завтра. И уже здесь, на земле это можно видеть хотя бы символически - во время годового круга Богослужений, суточного круга. Когда всё повторяется снова и снова.
Вот то, что мне вчера открылось утром. Может это бред моего больного воображения, я не знаю.
Комментарий