Кто-то спрашивал в конце августа...

Пресвятая Дева Мария происходила из рода Авраама и царя Давида. Она была дочерью праведных Иоакима и Анны. Пресвятая Мария называется Девой, потому что Она, из любви к Богу, дала обет не выходить замуж. Приснодевой называется потому, что Она всегда (присно славянск.) пребыла девою прежде рождения Спасителя, во время и после Его рождения. Она родила Иисуса Христа чудесным образом от Духа Святого.
Пресвятая Дева Мария называется Богородицей и Богоматерью потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.
Ветхозаветные пророки предвозвещали, что Она родит Бога в плоти. Сам Господь даст вам знамение, сказал пророк Исаия: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14), что значит, поясняет Апостол, с нами Бог (Мф. 1:23). Также и праведная Елизавета, при встрече с Девой Марией, исполнившись Святого Духа, воскликнула: Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1:43)
На каком основании христиане прославляют и величают Богоматерь? Это объяснила нам Сама Богородица, когда говорила праведной Елизавете: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный (Лк. 1:46-49) И мы видим из истории, что все роды (поколения, народы) христианские ублажают Богоматерь и величают Ее потому, что величие это даровал Богородице Сам Бог.
Православная Церковь почитает Деву Марию выше всех сотворенных существ не только людей, но и ангелов как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», то есть Она Своей честью («честнейшую») и славою («славнейшую») превосходит самых высших ангелов херувимов и серафимов, так как она Матерь Самого Господа, Она ближе всех к Нему.
Почему христиане называют Богородицу благодатной и благословенной? Лишь Она одна во всем Писании названа благодатной, ибо преисполнена сил и святости Бога. Дева Мария благодатна по преимуществу. Она пронизана божественными энергиями более чем другие твари (сотворенные Богом существа), ведь Она непосредственно общалась с Господом, вселившимся в Ее чрево. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1:28).
Величают и ублажают ли Богородицу культисты? Нет, не величают и не прославляют. Они не называют Приснодеву Марию Богородицей, называют Ее прямо Марией и считают Ее женой Иосифа. При этом они ссылаются на слова евангелиста Матфея (Мф. 1:16, 20, 21, 24, 25), где Иосиф называется мужем Марии, а Она его женой.
Действительно ли они были мужем и женой в полном смысле этих слов? Нет, Иосиф был мнимым мужем Богоматери, потому что только думали люди, что Христос рожден от плотского отца (Лк. 3: 23). На самом же деле, Богоматерь родила Спасителя не от Иосифа, а от Духа Святого. Когда Ангел сказал Приснодеве Марии, что она родит Спасителя, Который будет Сыном Всевышнего, то Богоматерь сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк. 1:34, 35).
На каком основании христиане просят молитв и заступничества Богородицы? На том основании, что Она Матерь Спасителя нашего. Она еще при жизни ходатайствовала пред Господом о других людях, и Христос исполнял Ее просьбу. Так Она ходатайствовала за бедняков, у которых Она и Спаситель были на свадебном пиру, и Господь удовлетворил Ее просьбу, претворив воду в вино, в котором был недостаток (Ин. 2:1-11).
Что отвечать людям, когда они клевещут, говоря, что Божия Матерь якобы еще имела детей кроме Христа? Должно говорить, что никогда никто не докажет, что у Богоматери были дети, кроме Спасителя. Богородица пребыла Приснодевой, то есть была Девой до рождества, во время рождества и после рождества Христа. Об этом пророчествовал еще пророк Иезекииль: И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44: 2).
На каком основании христиане называют Богоматерь Царицей и Владычицей? Христос есть Царь неба и земли и Владыка наш, и естественно, что Мать Его Царица и Владычица, и почтение должно воздавать Ей, как Матери Царя.
Почему христиане обращаются к Богородице с просьбой «спаси нас», ведь спасает нас Христос, а не Она? Божия Матерь спасает нас Своими молитвами и благодатью Сына Своего. Даже апостол Павел говорит: не спасу ли некоторых из них (Рим. 11:14). Не тем ли более может спасти Божия Матерь?! Примером позволительности такого обращения могут служить и слова апостола к Тимофею: так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:16).
Можем ли мы считать Пресвятую Деву Марию нашей духовной Матерью?
Протоиерей Геннадий Фаст, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены г. Абакана:
Когда Иисус страдал на Кресте, Его Матерь стояла рядом, здесь же стоял Иоанн Богослов. Обращаясь к Иоанну, Господь говорит: Се, Матерь твоя! (Ин. 19:27), а обращаясь к Матери: Жено! Се, сын Твой (Ин. 19:26). Уходя из жизни, Иисус заботится о Своей Матери, это лежит на поверхности. Но православное сознание всегда отмечало и более глубинный смысл этих слов. Матери Господа усыновляется Иоанн Богослов апостол. Мы с вами составляем Апостольскую Церковь, т. е. Церковь, основанную на апостолах.
И если Мария является Матерью апостола, то, значит, Она является Матерью и всем нам, Матерью всей Апостольской Церкви. Действительно, всякий человек из апостольских уст услышал евангельское благовестие, от апостолов принял Святое Крещение, если не от тех двенадцати апостолов, то от их преемников, епископов и пресвитеров, тем самым мы усыновлены Божией Матерью. Мы все Ее дети. Следовательно, Богородица в истории Церкви является Матерью.
Как в доме, где есть отец, глава семейства, а есть мать, так и в Церкви: есть Бог Отец, Творец и Спаситель, а есть Мать. И Матерь Господа из нас, из людей, и мы Ее дети. Она не с неба пришла, это не четвертая ипостась Божия. Ее роль, которая прослеживается в течение всех веков христианской истории, это роль материнства.
Православное почитание Пресвятой Богородицы Храм святого апостола Андрея Первозванного г. Уфы

Пресвятая Дева Мария происходила из рода Авраама и царя Давида. Она была дочерью праведных Иоакима и Анны. Пресвятая Мария называется Девой, потому что Она, из любви к Богу, дала обет не выходить замуж. Приснодевой называется потому, что Она всегда (присно славянск.) пребыла девою прежде рождения Спасителя, во время и после Его рождения. Она родила Иисуса Христа чудесным образом от Духа Святого.
Пресвятая Дева Мария называется Богородицей и Богоматерью потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.
Ветхозаветные пророки предвозвещали, что Она родит Бога в плоти. Сам Господь даст вам знамение, сказал пророк Исаия: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14), что значит, поясняет Апостол, с нами Бог (Мф. 1:23). Также и праведная Елизавета, при встрече с Девой Марией, исполнившись Святого Духа, воскликнула: Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1:43)
На каком основании христиане прославляют и величают Богоматерь? Это объяснила нам Сама Богородица, когда говорила праведной Елизавете: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный (Лк. 1:46-49) И мы видим из истории, что все роды (поколения, народы) христианские ублажают Богоматерь и величают Ее потому, что величие это даровал Богородице Сам Бог.
Православная Церковь почитает Деву Марию выше всех сотворенных существ не только людей, но и ангелов как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», то есть Она Своей честью («честнейшую») и славою («славнейшую») превосходит самых высших ангелов херувимов и серафимов, так как она Матерь Самого Господа, Она ближе всех к Нему.
Почему христиане называют Богородицу благодатной и благословенной? Лишь Она одна во всем Писании названа благодатной, ибо преисполнена сил и святости Бога. Дева Мария благодатна по преимуществу. Она пронизана божественными энергиями более чем другие твари (сотворенные Богом существа), ведь Она непосредственно общалась с Господом, вселившимся в Ее чрево. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1:28).
Величают и ублажают ли Богородицу культисты? Нет, не величают и не прославляют. Они не называют Приснодеву Марию Богородицей, называют Ее прямо Марией и считают Ее женой Иосифа. При этом они ссылаются на слова евангелиста Матфея (Мф. 1:16, 20, 21, 24, 25), где Иосиф называется мужем Марии, а Она его женой.
Действительно ли они были мужем и женой в полном смысле этих слов? Нет, Иосиф был мнимым мужем Богоматери, потому что только думали люди, что Христос рожден от плотского отца (Лк. 3: 23). На самом же деле, Богоматерь родила Спасителя не от Иосифа, а от Духа Святого. Когда Ангел сказал Приснодеве Марии, что она родит Спасителя, Который будет Сыном Всевышнего, то Богоматерь сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лк. 1:34, 35).
На каком основании христиане просят молитв и заступничества Богородицы? На том основании, что Она Матерь Спасителя нашего. Она еще при жизни ходатайствовала пред Господом о других людях, и Христос исполнял Ее просьбу. Так Она ходатайствовала за бедняков, у которых Она и Спаситель были на свадебном пиру, и Господь удовлетворил Ее просьбу, претворив воду в вино, в котором был недостаток (Ин. 2:1-11).
Что отвечать людям, когда они клевещут, говоря, что Божия Матерь якобы еще имела детей кроме Христа? Должно говорить, что никогда никто не докажет, что у Богоматери были дети, кроме Спасителя. Богородица пребыла Приснодевой, то есть была Девой до рождества, во время рождества и после рождества Христа. Об этом пророчествовал еще пророк Иезекииль: И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44: 2).
На каком основании христиане называют Богоматерь Царицей и Владычицей? Христос есть Царь неба и земли и Владыка наш, и естественно, что Мать Его Царица и Владычица, и почтение должно воздавать Ей, как Матери Царя.
Почему христиане обращаются к Богородице с просьбой «спаси нас», ведь спасает нас Христос, а не Она? Божия Матерь спасает нас Своими молитвами и благодатью Сына Своего. Даже апостол Павел говорит: не спасу ли некоторых из них (Рим. 11:14). Не тем ли более может спасти Божия Матерь?! Примером позволительности такого обращения могут служить и слова апостола к Тимофею: так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:16).
Можем ли мы считать Пресвятую Деву Марию нашей духовной Матерью?
Протоиерей Геннадий Фаст, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены г. Абакана:
Когда Иисус страдал на Кресте, Его Матерь стояла рядом, здесь же стоял Иоанн Богослов. Обращаясь к Иоанну, Господь говорит: Се, Матерь твоя! (Ин. 19:27), а обращаясь к Матери: Жено! Се, сын Твой (Ин. 19:26). Уходя из жизни, Иисус заботится о Своей Матери, это лежит на поверхности. Но православное сознание всегда отмечало и более глубинный смысл этих слов. Матери Господа усыновляется Иоанн Богослов апостол. Мы с вами составляем Апостольскую Церковь, т. е. Церковь, основанную на апостолах.
И если Мария является Матерью апостола, то, значит, Она является Матерью и всем нам, Матерью всей Апостольской Церкви. Действительно, всякий человек из апостольских уст услышал евангельское благовестие, от апостолов принял Святое Крещение, если не от тех двенадцати апостолов, то от их преемников, епископов и пресвитеров, тем самым мы усыновлены Божией Матерью. Мы все Ее дети. Следовательно, Богородица в истории Церкви является Матерью.
Как в доме, где есть отец, глава семейства, а есть мать, так и в Церкви: есть Бог Отец, Творец и Спаситель, а есть Мать. И Матерь Господа из нас, из людей, и мы Ее дети. Она не с неба пришла, это не четвертая ипостась Божия. Ее роль, которая прослеживается в течение всех веков христианской истории, это роль материнства.
Православное почитание Пресвятой Богородицы Храм святого апостола Андрея Первозванного г. Уфы
Комментарий