В храм надо ходить за Христом

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Яна 2013
    Ветеран

    • 04 May 2016
    • 6929

    #76
    Сообщение от о. Павел
    Согласен с тем что вы написали. Но не забывайте, что центральной частью христианской службы является Евхаристическое приобщение к Телу и Крови Христа.
    Батюшка, исполняя одну Христову заповедь и нарушая другие, разве не становится человек преступником перед Христом? Разве такового недостойно причащающегося не ждёт беда?
    Полагаю, только невежество, когда человек любит Христа и простосердечно не ведает, что хронически и злостно нарушает Заповеди, является основанием милосердия Божьего. Если же таковой, например, я, знает, что пребывая в неком собрании (церкви), пусть даже с очень древней историей..., нарушает Заповеди и умышленно недостойно подходит к Чаше, то ничего хорошего его не ждёт...

    с другой стороны, Тайная вечеря и Братская агапа апостольских времён мало похожи на греко-римскую мистериальную теургическую теофагию в целях теозиса и т.п....
    Бог во Христе Сам Себе людей, тех, на ком будет Его Дух, выбирает, никакой теургической практикой этого не достичь....
    Стадо Его мало, увы, отнюдь не тучные многомиллионные стада верующих.... Которым надо окормление, но видимо какое-то другое, ибо без Заповедей подобное (псевдо)служение Богу становится бессмысленным, бременами неудобоносимыми и даже смертельно опасным в вечности...
    Последний раз редактировалось Яна 2013; 17 August 2018, 01:24 AM.
    "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Колос. 2:8).

    Комментарий

    • ВованМол
      Ветеран

      • 15 December 2011
      • 2626

      #77
      Сообщение от олег колыванов
      Совершенно верно сегодняшнюю концепцию церкви меняет полностью как и Иисус и апостолы поменяли иудейскую церковь отменив и их дела закона и их таинства и священство и храм и прочее неважное так что то что мы видим сегодня это возврат к иудаизму и их же моделям церкви.
      К сожалению, большинство христиан и многие пастора нуждаются в видимых атрибутах веры, поэтому церковь все сильней тянется в сторону обрядовости. Именно поэтому те, кто в самом деле знают Христа, нужны церкви, иначе погибающие так и погибнут в обрядах, искренне считая себя верящими Богу. Но когда рядом есть живой пример жизни в доверии Христу, это многое меняет. Люди могут видеть разницу между следованием за обрядами и жизнью по словам и Духу Христа.

      Комментарий

      • о. Павел
        Ветеран

        • 02 May 2016
        • 1579

        #78
        Сообщение от Яна 2013
        Батюшка, исполняя одну Христову заповедь и нарушая другие, разве не становится человек преступником перед Христом? Разве такового недостойно причащающегося не ждёт беда?
        Полагаю, только невежество, когда человек любит Христа и простосердечно не ведает, что хронически и злостно нарушает Заповеди, является основанием милосердия Божьего. Если же таковой, например, я, знает, что пребывая в неком собрании (церкви), пусть даже с очень древней историей..., нарушает Заповеди и умышленно недостойно подходит к Чаше, то ничего хорошего его не ждёт...

        с другой стороны, Тайная вечеря и Братская агапа апостольских времён мало похожи на греко-римскую мистериальную теургическую теофагию в целях теозиса и т.п....
        Бог во Христе Сам Себе людей, тех, на ком будет Его Дух, выбирает, никакой теургической практикой этого не достичь....
        Стадо Его мало, увы, отнюдь не тучные многомиллионные стада верующих.... Которым надо окормление, но видимо какое-то другое, ибо без Заповедей подобное (псевдо)служение Богу становится бессмысленным, бременами неудобоносимыми и даже смертельно опасным в вечности...
        Яна, я опять согласен с тем что вы написали, или почти. Но что руководило вами в этот момент Вот вы сами рассудите: любая критика будет благой, если она подразумевает принятие правильного решения, к которому она призывает. Вот, например, вы написали, что опасно недостойно подходить к участию в Евхаристии. Так правильным решением будет для человека примириться с Богом и участвовать в ней! А вы что предлагаете не участвовать?
        Или, вы написали, что исполняют одни заповеди, но нарушают другие. Правильным решением будет двигаться в нужном направлении, сосредотачивать свои усилия, прозревать на своё состояние и духовно совершенствоваться. Падения бывают у всех, но Господь поднимает и ведёт дальше. Главное не нарушать нашего обета данного в день нашего христианского посвящения, главное не падать сознательно, добровольно. Главное поднимаясь делать правильные выводы для себя, и приобретать полезный опыт.
        Яна, все люди разные и для каждого есть свой, более предпочтительный практический путь к христианскому совершенству. Это нужно учитывать, выбирая этот путь. Для одних это путь деятельный, внешне активный. Для других он более мистический, созерцательный. Для одних важно ровное состояние духа, для других ярко протекающий религиозный экстаз. Каждый должен выбрать своё и на этом пути его будет ждать Благодать Божия.
        Стены, разделяющие Церковь, не доходят до Небес!

        История учит нас тому, что некоторых, к сожалению, она ничему не учит.

        Комментарий

        • sam1
          Метафизический Сам

          • 15 January 2009
          • 19049

          #79
          Сообщение от ВованМол
          К сожалению, большинство христиан и многие пастора нуждаются в видимых атрибутах веры
          В видимых атрибутах выражения своей веры нуждаются все. Если за 2000 лет накопленный опыт в Церкви Христовой отбрасывается, разум человека начинает искать ему замену. И тогда "сон разума рождает чудовищ".
          Пишите по теме, пожалуйста.

          Комментарий

          • ВованМол
            Ветеран

            • 15 December 2011
            • 2626

            #80
            Сообщение от sam1
            В видимых атрибутах выражения своей веры нуждаются все. Если за 2000 лет накопленный опыт в Церкви Христовой отбрасывается, разум человека начинает искать ему замену. И тогда "сон разума рождает чудовищ".
            Не надо за всех говорить. Получается глупо и самоуверенно.

            Комментарий

            • Володя77
              Отключен

              • 15 December 2003
              • 12012

              #81
              Сообщение от sam1
              В видимых атрибутах выражения своей веры нуждаются все. Если за 2000 лет накопленный опыт в Церкви Христовой отбрасывается, разум человека начинает искать ему замену. И тогда "сон разума рождает чудовищ".
              ...одно такое чудовище уже родилось... - спустя около 1000 лет после создания Христом Своей Церкви...
              И оно, от своего рождения и до сих пор нагло "качает" свои права..., говоря, большей частью, лживо, надменно, лукаво, лицемерно и притворно.

              Комментарий

              • олег колыванов
                Ветеран

                • 29 January 2017
                • 3681

                #82
                Сообщение от ВованМол
                К сожалению, большинство христиан и многие пастора нуждаются в видимых атрибутах веры, поэтому церковь все сильней тянется в сторону обрядовости.
                Совершенно верно и это нехорошо. Когда то Аарон и народ так же понуждались в видимых атрибутах их веры и создали идолов и веселились и были за это убиты и наказаны Богом и Моисеем и это нам пример чтобы мы не хотели видимых атрибутов ибо они бесполезны и вредны часто как и был вреден змей сделаный Моисеем и которого стер в порошок царь Езекия отвращающий людей от их идолов, потому то даже на первый взгляд вроде бы хорошие и правильные изображения не слишком хороши и полезны.

                Сообщение от ВованМол
                Именно поэтому те, кто в самом деле знают Христа, нужны церкви, иначе погибающие так и погибнут в обрядах, искренне считая себя верящими Богу. Но когда рядом есть живой пример жизни в доверии Христу, это многое меняет. Люди могут видеть разницу между следованием за обрядами и жизнью по словам и Духу Христа.
                Истинные христиане всегда соль раздражеющая но и сохраняющая веру в Бога и поэтому плотские люди гонят духовных ибо им кажется что говоря против их крестов и богородиц христианин богохульствует и им даже в голову не приходит что эти атрибуты их веры ничто в сравнении с Самим Христом Которого они пытаются подменить суетностью и иконами с крестом.

                - - - Добавлено - - -

                Сообщение от sam1
                В видимых атрибутах выражения своей веры нуждаются все. Если за 2000 лет накопленный опыт в Церкви Христовой отбрасывается, разум человека начинает искать ему замену. И тогда "сон разума рождает чудовищ".
                Ну да есть нуждающиеся например вот эти:

                13 Услышав [сие], Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? 14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. 15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; 17 кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. 18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.

                А теперь подумайте сколько было не нуждающихся в изображениях и святынях а лишь в Боге и к чему привело нуждающихся их святыни?

                Комментарий

                • 4еловек
                  ********

                  • 27 August 2016
                  • 1028

                  #83
                  Царство Божие, внутрь вас есть.
                  Подумайте, кто есть Царь в этом Царстве.
                  Когда поймете, все эти церкви с их попами, станут ложью.
                  Я знаю, что ничего не знаю - Сократ
                  Кто знает, тот не говорит, кто говорит, не знает." - Лао Цзы
                  Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. - Ап.Павел


                  Что бы что-то познать - будь как ничего незнающий.
                  К сожалению на этом форуме все наоборот:
                  Каждый думает, что имеет ответ на любой вопрос - хотя на самом деле, не знает абсолютно ничего. (4еловек)

                  Комментарий

                  • олег колыванов
                    Ветеран

                    • 29 January 2017
                    • 3681

                    #84
                    Сообщение от 4еловек
                    Царство Божие, внутрь вас есть.
                    Подумайте, кто есть Царь в этом Царстве.
                    Когда поймете, все эти церкви с их попами, станут ложью.
                    Вы частично правы царство небесное внутри нас есть и мы есть храмы Духа Божьего, но как можно назвать ложью всех кого поставил тот жу Дух в церкви?

                    11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

                    По моему проблема не в священниках а в нас самих делающих их как неких великих от глупости забывших о том что надо проверять по писанию всех даже апостолов и тогда проблемы не будет а глупые пойдут за слепыми в яму а рассудительные отвергнут этот путь и пойдут за теми кто говорит правду и истину

                    10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. 11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.

                    Комментарий

                    • Яна 2013
                      Ветеран

                      • 04 May 2016
                      • 6929

                      #85
                      Сообщение от о. Павел
                      Яна, я опять согласен с тем что вы написали, или почти. Но что руководило вами в этот момент Вот вы сами рассудите: любая критика будет благой, если она подразумевает принятие правильного решения, к которому она призывает. Вот, например, вы написали, что опасно недостойно подходить к участию в Евхаристии. Так правильным решением будет для человека примириться с Богом и участвовать в ней! А вы что предлагаете не участвовать?
                      Или, вы написали, что исполняют одни заповеди, но нарушают другие. Правильным решением будет двигаться в нужном направлении, сосредотачивать свои усилия, прозревать на своё состояние и духовно совершенствоваться. Падения бывают у всех, но Господь поднимает и ведёт дальше. Главное не нарушать нашего обета данного в день нашего христианского посвящения, главное не падать сознательно, добровольно. Главное поднимаясь делать правильные выводы для себя, и приобретать полезный опыт.
                      Яна, все люди разные и для каждого есть свой, более предпочтительный практический путь к христианскому совершенству. Это нужно учитывать, выбирая этот путь. Для одних это путь деятельный, внешне активный. Для других он более мистический, созерцательный. Для одних важно ровное состояние духа, для других ярко протекающий религиозный экстаз. Каждый должен выбрать своё и на этом пути его будет ждать Благодать Божия.
                      Батюшка, вы совершенно правы.
                      Не знаю, насколько достижимо для меня совершенство, не мне об этом судить, кажется, это далеко от меня как соседняя галактика... Совершенство в Господе, а я - просто человек. Пока для меня - просто исполнение Заповедей.... Пытаться исполнять. Лишаясь одной, как бы бонусной (евхаристическая Чаша Христова с бескровной жертвой ведь может быть и реальной, наполнена таким содержимым, что пить такую реально страшно, типа какую апостолам довелось испить..) , пытаться выполнить и другое... Падать и зачастую больно биться. В самом деле, после падения надо постараться встать... Уяснить причину этого падения...И желательно иметь в этом какую-то опору. В т.ч моральное обоснование.

                      4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины;

                      1-е Иоанна 2 гл.


                      14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
                      15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
                      16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».
                      17 «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас».

                      2-е Коринфянам 6 гл.
                      "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Колос. 2:8).

                      Комментарий

                      • о. Павел
                        Ветеран

                        • 02 May 2016
                        • 1579

                        #86
                        Сообщение от Яна 2013
                        Пытаться исполнять. Лишаясь одной, как бы бонусной (евхаристическая Чаша Христова с бескровной жертвой ведь может быть и реальной, наполнена таким содержимым, что пить такую реально страшно, типа какую апостолам довелось испить..)

                        4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины;

                        1-е Иоанна 2 гл.


                        14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
                        15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
                        16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».
                        17 «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас».

                        2-е Коринфянам 6 гл.
                        Всё правильно. Только легкомысленный человек может без страха приступать к Великой Святыне.
                        Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. (1 Кор. 11:17-34).
                        Нет такого человека, кроме самого Сына Божьего, который в своей личной святости был бы достоин. Поэтому христиане приступают к Святыне через Благодать Христа. И сам Спаситель освятил и благословил для нас это Таинство.
                        Так и Апостол Пётр после причастия совершил большие ошибки, но раскаявшись получил прощение и благословение. Кровь и Тело Христово являются средством получения необходимой Благодати для нашего спасения. Так же, как и Крещение и другие таинства, в которых под видимым образом мы получаем невидимую Благодать Божию. Станем ли мы себя лишать того к кому мы стремимся
                        Стены, разделяющие Церковь, не доходят до Небес!

                        История учит нас тому, что некоторых, к сожалению, она ничему не учит.

                        Комментарий

                        • олег колыванов
                          Ветеран

                          • 29 January 2017
                          • 3681

                          #87
                          Сообщение от о. Павел
                          Так и Апостол Пётр после причастия совершил большие ошибки, но раскаявшись получил прощение и благословение.
                          А где вы видели чтобы он каялся? И разве после этого он не делал снова ничего худого?

                          Комментарий

                          • Яна 2013
                            Ветеран

                            • 04 May 2016
                            • 6929

                            #88
                            Сообщение от олег колыванов
                            А где вы видели чтобы он каялся? И разве после этого он не делал снова ничего худого?
                            Апостол Петр, трижды отрекшись от Христа из-за своего малодушия и страха, потом плакал... Взрослый, крепкий мужчина... Он поведал это свое прегрешение всем, всему миру и на все века. И свое покаяние тоже.
                            Когда на него снизошел Святой Дух, он не делал уже ничего такого...

                            - - - Добавлено - - -

                            Сообщение от о. Павел
                            Всё правильно. Только легкомысленный человек может без страха приступать к Великой Святыне.
                            Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. (1 Кор. 11:17-34).
                            Нет такого человека, кроме самого Сына Божьего, который в своей личной святости был бы достоин. Поэтому христиане приступают к Святыне через Благодать Христа. И сам Спаситель освятил и благословил для нас это Таинство.
                            Так и Апостол Пётр после причастия совершил большие ошибки, но раскаявшись получил прощение и благословение. Кровь и Тело Христово являются средством получения необходимой Благодати для нашего спасения. Так же, как и Крещение и другие таинства, в которых под видимым образом мы получаем невидимую Благодать Божию. Станем ли мы себя лишать того к кому мы стремимся
                            Батюшка, вы ведь наверное не пойдете, даже под сенью смертного часа, причащаться туда где наряду с верой в Христа как Сына Божия практикуют элементы языческих культов, а то поклонение идолам и мертвым, камлание, жертвоприношение животных и т.п...
                            Есть, например, всякие латиноамерикански, афрохристианские культы, который и Христа чтут, и африканские божества, и занимаются всякими магическими ритуалами типа забоя черных собак на удачу... И причащаются тоже...
                            Является ли чаша Великой Святыни у них реально великой святыней?
                            А, представьте, если бы эти культы поддерживала гос.власть, как например в Римской империи, в которой поддерживалось то христианство, тот культ, которое было угодно императорам, то таковые в Южной Америке смогли бы стать через несколько десятилетий христианской нормой... И типа апостольским христианством...
                            могло такое статься? И где тут место Благодати?
                            "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Колос. 2:8).

                            Комментарий

                            • sam1
                              Метафизический Сам

                              • 15 January 2009
                              • 19049

                              #89
                              Сообщение от о. Павел
                              Нет такого человека, кроме самого Сына Божьего, который в своей личной святости был бы достоин. Поэтому христиане приступают к Святыне через Благодать Христа.
                              Есть такие люди, у которых нет ничего святого. А именно: Бог в их понимании не освятил материю, самого человека, и мир лежит в бесконечном зле, против которого нельзя ничего сделать. Поэтому понятны их агрессивные нападки на святую воду, иконы, храмы, мощи святых, служение священников и прочие видимые явления силы Божьей через Церковь Христову.
                              Пишите по теме, пожалуйста.

                              Комментарий

                              • о. Павел
                                Ветеран

                                • 02 May 2016
                                • 1579

                                #90
                                Сообщение от Яна 2013
                                вы ведь наверное не пойдете, даже под сенью смертного часа, причащаться туда где наряду с верой в Христа как Сына Божия практикуют элементы языческих культов, а то поклонение идолам и мертвым, камлание, жертвоприношение животных и т.п...
                                Есть, например, всякие латиноамерикански, афрохристианские культы, который и Христа чтут, и африканские божества, и занимаются всякими магическими ритуалами типа забоя черных собак на удачу... И причащаются тоже...
                                Является ли чаша Великой Святыни у них реально великой святыней?
                                А, представьте, если бы эти культы поддерживала гос.власть, как например в Римской империи, в которой поддерживалось то христианство, тот культ, которое было угодно императорам, то таковые в Южной Америке смогли бы стать через несколько десятилетий христианской нормой... И типа апостольским христианством...
                                могло такое статься? И где тут место Благодати?
                                Можно сказать, что христиане везде живут в мире в окружении сложившихся народных традиций. Народные традиции и религиозные традиции это разные понятия, при том, что некоторые внешние их выражения могут выглядеть одинакова.

                                Это хорошо иллюстрирует - 1 Кор. 10:25:

                                Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью.

                                А это толкование на это место Библии Свт. Иоанна Златоуста:

                                Сказав, что невозможно пить чашу Господню и вместе чашу бесовскую, внушив совершенное воздержание от тех (бесовских) трапез примером иудеев, соображениями человеческими, указанием на страшные тайны и на то, что совершается в капищах, и возбудив (в коринфянах) великий страх, далее, чтобы этим страхом не ввести их в другую крайность, чтобы они по чрезмерной осторожности не стали опасаться подобного осквернения каким-либо образом без их ведома, например на торжище, или как-нибудь иначе, (апостол) избавляет их от такого опасения и говорит: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования».

                                Если, говорит, будешь есть, не зная и не слыша (что это идоложертвенное), то не подлежишь наказанию, так как это дело неведения, а не невоздержания. И не только от такого опасения избавляет их, но и от другого, предоставляя им великую независимость и свободу: не дозволяет им даже сомневаться, т. е. исследовать и разведывать, идоложертвенное ли это или нет; а заповедует просто есть все, находящееся на торжище, не расспрашивая, что такое предлагаемое.

                                Следовательно и тот, кто ест (идоложертвенное) по неведению, остается невиновным. Идоложертвенное дурно не по природе своей, но производит осквернение по расположению вкушающего. Потому он и говорит: «без всякого исследования ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор.10:2526), а не демонов. Если же Его земля, и плоды, и все бессловесные животные, то нет ничего нечистого; нечистым же делается что-либо вследствие расположения и преслушания человека. Потому он не только дал позволение, но и присовокупил: «если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1Кор.10:27). Заметь опять снисхождение его: он не повелевает и не предписывает ходить, но и не возбраняет; идущих же избавляет от всякого подозрения.

                                Для чего? Чтобы излишняя осторожность не показалась делом страха и опасения, потому что кто разведывает, тот делает это по страху, а кто воздерживается после того, как узнал дело, тот воздерживается по нерасположению, презрению и отвращению. Поэтому Павел, желая устроить то и другое, говорит: «все, предлагаемое вам, ешьте Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам» (1Кор.10:2728). Он повелевает воздерживаться (от жертв идольских), не как от имеющих силу, но как от достойных отвращения. Избегайте (идоложертвенного), говорит, не потому, чтобы оно могло причинить вред, оно не имеет никакой силы. Впрочем на том основании, что оно не имеет никакой силы, не вкушайте его безразлично, так как это трапеза врагов и нечестивых.

                                Потому и присовокупляет: «не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее». Видишь ли, как он, и дозволяя есть, и заповедуя воздерживаться, приводит одно и то же доказательство? Не потому говорит, я возбраняю, будто это чуждая вещь, «Господня бо земля», но, как сказано, за совесть, т. е. чтобы не сделать вреда. Следовательно, надобно разведывать? Нет, говорит, я разумею не твою совесть, а другого; ведь я предварительно сказал: «ради того, кто объявил»; и еще: «совесть же разумею не свою, а другого» (1Кор.10:29)

                                Но, может быть, кто-нибудь скажет: ты справедливо щадишь братьев и не дозволяешь нам есть идоложертвенное для них, чтобы «совесть его, как немощного, не расположила и его есть идоложертвенное» (1Кор.8:10); а для чего ты заботишься об язычнике? Не ты ли сказал: «ибо что мне судить и внешних?» (1Кор.5:12). Для чего же заботишься о них? Не о них, говорит, я забочусь, но и здесь о тебе же. Потому и присовокупляет: «ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» Свободой он называет не быть обязанным соблюдать и не подвергаться запрещению; в этом и состоит свобода, чуждая иудейского рабства. А смысл слов его следующий: Бог создал меня свободным и поставил выше всякого вреда: но язычник не умеет ни судить о моем любомудрии, ни понимать щедродательности моего Владыки, а станет осуждать меня и скажет сам себе: учение христиан басня: они удаляются идолов, избегают демонов, а от приносимого им не отказываются; велико их чревоугодие. Какой же, скажешь, для нас вред оттого, и что он будет судить так несправедливо? Но не гораздо ли лучше вовсе не подавать ему повода к осуждению?

                                Если ты будешь воздерживаться, то он не скажет и этого. Как, говоришь, не скажет? Видя, что я не разведывая пользуюсь всем и на торжище и на пиру, как он не скажет и не осудит меня, что я употребляю все безразлично? Точно, нет, потому что ты пользуешься этим не как идоложертвенным, но как чистым; не разведывая, ты показываешь, что не боишься предлагаемого. Потому войдешь ли ты в дом язычника, или придешь на торжище, я не дозволяю тебе разведывать, чтобы тебе не быть беспокойным и трусливым и не навлекать на себя излишних забот.

                                Гомилия 25 на 1-е послание к Коринфянам.
                                Стены, разделяющие Церковь, не доходят до Небес!

                                История учит нас тому, что некоторых, к сожалению, она ничему не учит.

                                Комментарий

                                Обработка...