Вопрос правильный и сложный. Мой не очень верующий отец задаёт похожий вопрос по отношению ко всему христианству, к Церкви. Где результаты двухтысячелетней деятельности христиан? Почему люди до сих пор преимущественно ведут себя как животные по отношению друг к другу, а не как люди? Думаю он хотел бы видеть в качестве результата торжество гуманизма.
Но. Гуманизм - это рай на земле, при чём желательно без Бога. Это некое идеальное состояние человеческого общества, которое якобы будет достигнуто в результате развития науки, культуры и т.д. Обратите внимание как это перекликается с Вашей цитатой.
Христианство же предполагает, что не всё общество будет преобразовано. Христианство - религия меньшинства. Как показала история, даже в случае государственной поддержки христианства лишь немногие становились достойными представителями христианства. Многие скатывались в ереси, поддавались искушениям и т.д.
Нравственность христиан - результат духовности, а не учения, культуры. Возможно усвоение учения и культуры, созданных предшественниками, невозможно без духовности. Внешне всё будет похоже, но в целом всё будет перевёрнуто с ног на голову.
Кроме того, первый аргумент, который приходил мне в голову, очень похожий на оправдание - чем ближе человек к совершенству, тем сильнее на него ополчается сатана. Не все христиане побеждают в этой битве. Церковь в целом возможно тоже подвержена подобным нападкам. Во время торжества сатана так подступает, что вместо торжества оказывается позор. Но и в этим периоды находятся "искусные", "побеждающие". Вот по эти плодам и нужно судить православие, а не по всеобщей нравственности или безнравственности.
Интересно, что даже многие христиане не понимают "результативность" святых, признанных Церковью. Наверное они подходят как раз с той "мирской" меркой к ним. Им нужны результаты, которые можно "пощупать". Накормить, излечить и т.д. Хотя и это было, но не так, чтоб раз и по молитве святого весь народ пьёт-гуляет, а в голод по молитве святого даётся хлеб насущный, чтобы не умереть.
Но. Гуманизм - это рай на земле, при чём желательно без Бога. Это некое идеальное состояние человеческого общества, которое якобы будет достигнуто в результате развития науки, культуры и т.д. Обратите внимание как это перекликается с Вашей цитатой.
Христианство же предполагает, что не всё общество будет преобразовано. Христианство - религия меньшинства. Как показала история, даже в случае государственной поддержки христианства лишь немногие становились достойными представителями христианства. Многие скатывались в ереси, поддавались искушениям и т.д.
Нравственность христиан - результат духовности, а не учения, культуры. Возможно усвоение учения и культуры, созданных предшественниками, невозможно без духовности. Внешне всё будет похоже, но в целом всё будет перевёрнуто с ног на голову.
Кроме того, первый аргумент, который приходил мне в голову, очень похожий на оправдание - чем ближе человек к совершенству, тем сильнее на него ополчается сатана. Не все христиане побеждают в этой битве. Церковь в целом возможно тоже подвержена подобным нападкам. Во время торжества сатана так подступает, что вместо торжества оказывается позор. Но и в этим периоды находятся "искусные", "побеждающие". Вот по эти плодам и нужно судить православие, а не по всеобщей нравственности или безнравственности.
Интересно, что даже многие христиане не понимают "результативность" святых, признанных Церковью. Наверное они подходят как раз с той "мирской" меркой к ним. Им нужны результаты, которые можно "пощупать". Накормить, излечить и т.д. Хотя и это было, но не так, чтоб раз и по молитве святого весь народ пьёт-гуляет, а в голод по молитве святого даётся хлеб насущный, чтобы не умереть.
Комментарий