История церкви подкидывает на размышление тяжелый вопрос.
Вот если у нас, православных, образцом православия традиционно считаются византийские греки, то нет ли связи, корреляции между торжеством православия (в смысле вершин богословия, литургики, канонического права, церковного искусства) с одной стороны - и каким-то исключительным в истории лицемерием и коварством византийцев - с другой?
Пока ромеи еще не стали византийцами, было у нас два иерарха на Константинопольской кафедре: Григорий Богослов (в почти домашней церковке), а потом Иоанн Златоуст.
Это было ЗАДОЛГО ДО торжества православия.
А после его провозглашения (условно, скажем 842 г, окончательное преодоление иконоборчества) не было уже таких святителей и равных им.
С 9-10 века серьезных ересей в империи не осталось. (Варламы-Акиндины 14 века - это несерьезно) О православии заявили, как о торжестве.
Но Боже, какие нравы тех времен этого торжества! Жуть какая-то.
Почему развитые до совершенства:
- учение,
- богослужение,
- и культура,
так и не преобразили человеческих нравов??
Есть ли тут какая-то связь?
А Русская Церковь не похожа ли?
Когда Иларион митрополит говорит о нас, как о дикой маслине, мизинице Христовой, пришедшей в первыйнадесять час, - ну вот, у нас есть и он сам, и Печерские монахи, и Борис и Глеб - и как-то все это очень светло. Подвиг есть, радость спасения во Христе есть.
А ужасных Иванов и сжиганий в срубах - этого еще нет.
Когда же по Византийскому образцу, наконец, встали на ноги, осознались третьим Римом, выправили все, что можно... Паршивых латинов, собак, начали перекрещивать (тоже у греков срисовали). Если не мы, то кто? Круче нас только яйца...
Службы такие вели, что у Павла Алеппского пятки к полу примерзали.
Все чудесно.
И вот тут-то и самая незадача, самая позорная, самая горькая и отвратительная страница в церковной нашей истории. Даже при Ужасном Иване такого кошмара именно в самой церкви - все-таки не было.
Опять спрошу: есть тут связь или нет?
Вот если у нас, православных, образцом православия традиционно считаются византийские греки, то нет ли связи, корреляции между торжеством православия (в смысле вершин богословия, литургики, канонического права, церковного искусства) с одной стороны - и каким-то исключительным в истории лицемерием и коварством византийцев - с другой?
Пока ромеи еще не стали византийцами, было у нас два иерарха на Константинопольской кафедре: Григорий Богослов (в почти домашней церковке), а потом Иоанн Златоуст.
Это было ЗАДОЛГО ДО торжества православия.
А после его провозглашения (условно, скажем 842 г, окончательное преодоление иконоборчества) не было уже таких святителей и равных им.
С 9-10 века серьезных ересей в империи не осталось. (Варламы-Акиндины 14 века - это несерьезно) О православии заявили, как о торжестве.
Но Боже, какие нравы тех времен этого торжества! Жуть какая-то.
Почему развитые до совершенства:
- учение,
- богослужение,
- и культура,
так и не преобразили человеческих нравов??
Есть ли тут какая-то связь?
А Русская Церковь не похожа ли?
Когда Иларион митрополит говорит о нас, как о дикой маслине, мизинице Христовой, пришедшей в первыйнадесять час, - ну вот, у нас есть и он сам, и Печерские монахи, и Борис и Глеб - и как-то все это очень светло. Подвиг есть, радость спасения во Христе есть.
А ужасных Иванов и сжиганий в срубах - этого еще нет.
Когда же по Византийскому образцу, наконец, встали на ноги, осознались третьим Римом, выправили все, что можно... Паршивых латинов, собак, начали перекрещивать (тоже у греков срисовали). Если не мы, то кто? Круче нас только яйца...
Службы такие вели, что у Павла Алеппского пятки к полу примерзали.
Все чудесно.
И вот тут-то и самая незадача, самая позорная, самая горькая и отвратительная страница в церковной нашей истории. Даже при Ужасном Иване такого кошмара именно в самой церкви - все-таки не было.
Опять спрошу: есть тут связь или нет?
Комментарий