Сергей, я думаю, что Библия в чем-то пошаговая инструкция, а в чем-то не пошаговая (сложно, например, отрицать инструктаж в словах Петра, скажем из 2Пет. 1:5-7). Я в принципе (надеюсь что) понимаю современное православное храмостроительство вместе с богослужением как попытку отразить эсхатологию христианской церкви, ее чаяние, которое скорее следовало бы связать с богослужением в небесном храме из книги Откровения, чем с ветхозаветным богослужением. Но не могу согласиться, что в данном случае у вас есть свобода решать что делать, а что нет. В этом плане, имхо, православные христиане - заложники традиции и, конечно, не апостольской. Идея - хороша, но она не передавалась от апостолов по цепочке традиции по причине ожидания теми скорой парусии, как я говорил. Ранние христиане устремлялись мысленно вперед, не собирались задерживаться на земле (которая должна была быть уничтожена по их представлениям) и единственное их озирание было на совершенно Христом дело на Голгофе во время Вечери Господней. Они были милленариями и верили, что через ряд катаклизмов Христос уничтожит существующую политическую систему и установит Свое царство. Это уже потом, когда милленаризм стали отвергать как толкование "не от большого ума" (Евсевий о Папии) и когда христианином стал император, стали думать о том, что светская власть поможет распространению церкви, а сами церковные богослужении и богослужебные здания должны были теперь быть под стать императору. Или как говорит Евсевий о времени после окончания гонений:
Сам император и способствовал строительству пышных храмовых зданий, каких не знали раннее христиане. Из письма Константина Макарию Иерусалимскому о постройке великолепного собора:
"Богослужение предстоятелей и священнодействие священников стали совершенными, церковные обряды сделались благолепными; пение псалмов и слушание слов, переданных нам от Бога, сменяла Божественная таинственная служба с ее неизреченными символами спасительных Страстей" (Церковная История, 10.3.3). |
"... твоя прозорливость должна так распорядиться и о всем необходимом иметь такое попечение, чтобы не только самый храм был великолепнее всех храмов, но и другие при нем здания были бы гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений. Что касается до возведения и изящной отделки стен, то знай, что заботу об этом мы возложили на главного управляющего теми славными областями, друга нашего Дракилиана, и на правителя вашей провинции. По требованию моего благочестия, приказано, чтобы их попечением немедленно доставляемы были тебе и художники, и ремесленники, и все, по усмотрению твоей прозорливости, необходимое для постройки. Что же касается до колонн и мрамора, то какие признаешь ты драгоценнейшими и полезнейшими, рассмотри обстоятельно и, нимало не медля, пиши ко мне, чтобы из твоего письма я видел, сколько каких требуется материалов, и отовсюду доставил их, ибо самое дивное место в мире должно быть и украшено, как следует. Сверх того хочу знать, какой нравится тебе свод храма, мозаичный или отделанный иначе. Если мозаичный, то прочее в нем можно будет украсить золотом. Твое преподобие в самом скором времени имеет известить вышеупомянутых судей, сколько потребуется ремесленников, художников и каковы будут издержки. Постарайся также немедленно донести мне не только о мраморе и колоннах, но и о мозаике, какую признаешь лучшей. Да сохранит тебя Бог, возлюбленный брат!" (Сократ Схоластик, Церковная история 1.9) |
Комментарий