Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.
Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.
«Храм образ мистического Тела Христова, Единой, Святой, Соборной Апостольской Церкви. Слово «церковь» применяется одновременно и к Церкви, как Царству Христову, состоящему из верующих, и к храму. «Церковь храм, то есть воздвигнутый из земной материи Дом Божий, место лицезрения Божия и поклонения твари Творцу» [32] , образуемое соборным единством всей Иерархии Церкви небесной и Церкви земной, пребывающей в истинной вере.
Именно поэтому возможно рассмотрение видимых форм земного Дома Божия храма, как символов духовной Иерархии, составляющей незримо Тело Христово [33] .
Пребывание в храме это важнейшая сторона сложной духовной работы, это форма духовного развития, это путь через видимое к невидимому.
В храме все подчинено единой цели, храм это путь к обожению, это священное место, где члены Церкви приобщаются божественной жизни в Таинствах. Поэтому храм это частица грядущего Царствия Божия, предвосхищающая Его пришествие. Одновременно храм это образ всего Царства Божия, к которому Церковь ведет весь мир. И, наконец, храм это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.
Символика храма, таким образом, есть выражение литургической жизни Церкви, важнейшая сторона церковного Предания. Общение с Богом, возрождение для новой жизни, «нового Неба» и «новой Земли», осуществляется, прежде всего, в таинстве Евхаристии, происходящем в храме. Именно поэтому храм - «дом Господень» - отличен от всякого другого здания.
Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном Предании, которое восходит не только к апостолам, но и к Закону Ветхого Завета. Уже с IV века символика храма начинает подробно разъясняться («История Церкви» Евсевия). Детальное раскрытие символики храма получает в IV-VIII веках в трудах святых Отцов - творцов канонов (Св. Максим Исповедник, Св. Софроний, Св. Герман, Св. Андрей Критский, Св. Иоанн Дамаскин, Св. Симеон Солунский).
Символика христианского храма раскрылась постепенно. Ветхозаветная скиния, прообраз нашего храма, воплощала в устройстве идею всего мира. Она была построена по образу, показанному Моисею на горе Синай. Бог как бы дал не только общий ее план, но и определил все ее устройство. Вот описание скинии, данное Иосифом Флавием: «Внутренность скинии разделена была в длину на три части. Сие троечастное разделение скинии представляло некоторым образом вид всего мира: ибо третья часть, между четырьмя столбами находившаяся и неприступная самим священникам, означало некоторым образом Небо, Богу посвященное; пространство же на двадесять локтей, как бы землю и море представляющее, над которыми свободный путь имеют люди, определялось для одних священников (Иудейские древности, кн. III, глава 6). Третья часть соответствовала подземному царству, шеолу области умерших. Символика Ветхозаветной Церкви выражала предощущение прихода Спасителя, поэтому ни Скиния, ни храм Соломона, который был построен по ее образу, не могли выразить идею Церкви во всей полноте.
Основная тема, определяющая всю символику храма, это сближение человеческого и божественного, это движение к будущему Царству Божию, горнему Иерусалиму. В храме верующий оказывается причастным к искупительной жертве Спасителя и, пройдя своим крестным путем, может достичь Царства Небесного. В храме же открывается и смысл этой жертвы: преображение человека и мира, павшего по его вине. Храм осуществленное примирение человека, вверяющего себя Богу, с Богом, принесшим за человека искупительную жертву.
О символике первохристианских храмов известно немного. С появлением ересей возникает необходимость теоретически сформулировать догматические истины вероучения и символическую сторону богослужения.
Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль, должен иметь три двери, как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
В основе этой части работы лежат результаты исследований и глубоких обобщений такого православного ученого-богослова, как Николай Иванович Троицкий (1851-1920) [34] «Христианский православный храм в его идее» [35] , а также редкие по своей уникальности работы православных исследователей символики Михаила Кудрявцева и Татьяны Кудрявцевой «Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм», «Русский храм» (М. Кудрявцев) и философская работа К.В. Бобкова и Е.В. Шевцова «Символ и духовный опыт православия», раскрывающая логику развития традиционной русской культуры, духовный потенциал Православия, сущность православного символизма, пронизывающего все уровни русской духовности. Эти авторы так же использовали результаты работ Н.И. Троицкого.
Рассмотрим символику отдельных частей храма внутри и снаружи через призму идеи православного храма.
Стены - Сближая Церковь, живой храм Божий с самим зданием храма, Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм (X, 50), и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый Храм. Сходные воззрения на храм можно найти и у западных богословов. Петр Карнатский (XII в.) рассматривает храм, как образ мира. «В основании, - писал он, - полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в знаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. Стены означают народы, их четыре, потому, что они принимают сходящихся с четырех стран» [36] .
«Так же стены, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов зримый образ Закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах так же пишутся............ ГЛАВА II. ИДЕЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В СИМВОЛИКЕ ЕГО АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ
Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе.
«Храм образ мистического Тела Христова, Единой, Святой, Соборной Апостольской Церкви. Слово «церковь» применяется одновременно и к Церкви, как Царству Христову, состоящему из верующих, и к храму. «Церковь храм, то есть воздвигнутый из земной материи Дом Божий, место лицезрения Божия и поклонения твари Творцу» [32] , образуемое соборным единством всей Иерархии Церкви небесной и Церкви земной, пребывающей в истинной вере.
Именно поэтому возможно рассмотрение видимых форм земного Дома Божия храма, как символов духовной Иерархии, составляющей незримо Тело Христово [33] .
Пребывание в храме это важнейшая сторона сложной духовной работы, это форма духовного развития, это путь через видимое к невидимому.
В храме все подчинено единой цели, храм это путь к обожению, это священное место, где члены Церкви приобщаются божественной жизни в Таинствах. Поэтому храм это частица грядущего Царствия Божия, предвосхищающая Его пришествие. Одновременно храм это образ всего Царства Божия, к которому Церковь ведет весь мир. И, наконец, храм это мир, вселенная, смысл которой придает соучастие в деле Спасения.
Символика храма, таким образом, есть выражение литургической жизни Церкви, важнейшая сторона церковного Предания. Общение с Богом, возрождение для новой жизни, «нового Неба» и «новой Земли», осуществляется, прежде всего, в таинстве Евхаристии, происходящем в храме. Именно поэтому храм - «дом Господень» - отличен от всякого другого здания.
Основные принципы архитектуры храма, его внутреннего устройства и росписи передаются в церковном Предании, которое восходит не только к апостолам, но и к Закону Ветхого Завета. Уже с IV века символика храма начинает подробно разъясняться («История Церкви» Евсевия). Детальное раскрытие символики храма получает в IV-VIII веках в трудах святых Отцов - творцов канонов (Св. Максим Исповедник, Св. Софроний, Св. Герман, Св. Андрей Критский, Св. Иоанн Дамаскин, Св. Симеон Солунский).
Символика христианского храма раскрылась постепенно. Ветхозаветная скиния, прообраз нашего храма, воплощала в устройстве идею всего мира. Она была построена по образу, показанному Моисею на горе Синай. Бог как бы дал не только общий ее план, но и определил все ее устройство. Вот описание скинии, данное Иосифом Флавием: «Внутренность скинии разделена была в длину на три части. Сие троечастное разделение скинии представляло некоторым образом вид всего мира: ибо третья часть, между четырьмя столбами находившаяся и неприступная самим священникам, означало некоторым образом Небо, Богу посвященное; пространство же на двадесять локтей, как бы землю и море представляющее, над которыми свободный путь имеют люди, определялось для одних священников (Иудейские древности, кн. III, глава 6). Третья часть соответствовала подземному царству, шеолу области умерших. Символика Ветхозаветной Церкви выражала предощущение прихода Спасителя, поэтому ни Скиния, ни храм Соломона, который был построен по ее образу, не могли выразить идею Церкви во всей полноте.
Основная тема, определяющая всю символику храма, это сближение человеческого и божественного, это движение к будущему Царству Божию, горнему Иерусалиму. В храме верующий оказывается причастным к искупительной жертве Спасителя и, пройдя своим крестным путем, может достичь Царства Небесного. В храме же открывается и смысл этой жертвы: преображение человека и мира, павшего по его вине. Храм осуществленное примирение человека, вверяющего себя Богу, с Богом, принесшим за человека искупительную жертву.
О символике первохристианских храмов известно немного. С появлением ересей возникает необходимость теоретически сформулировать догматические истины вероучения и символическую сторону богослужения.
Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль, должен иметь три двери, как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
В основе этой части работы лежат результаты исследований и глубоких обобщений такого православного ученого-богослова, как Николай Иванович Троицкий (1851-1920) [34] «Христианский православный храм в его идее» [35] , а также редкие по своей уникальности работы православных исследователей символики Михаила Кудрявцева и Татьяны Кудрявцевой «Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм», «Русский храм» (М. Кудрявцев) и философская работа К.В. Бобкова и Е.В. Шевцова «Символ и духовный опыт православия», раскрывающая логику развития традиционной русской культуры, духовный потенциал Православия, сущность православного символизма, пронизывающего все уровни русской духовности. Эти авторы так же использовали результаты работ Н.И. Троицкого.
Рассмотрим символику отдельных частей храма внутри и снаружи через призму идеи православного храма.
Стены - Сближая Церковь, живой храм Божий с самим зданием храма, Св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм (X, 50), и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый Храм. Сходные воззрения на храм можно найти и у западных богословов. Петр Карнатский (XII в.) рассматривает храм, как образ мира. «В основании, - писал он, - полагается камень с изображением храма и 12 других камней, в знаменование того, что Церковь покоится на Христе и 12 апостолах. Стены означают народы, их четыре, потому, что они принимают сходящихся с четырех стран» [36] .
«Так же стены, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов зримый образ Закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах так же пишутся............ ГЛАВА II. ИДЕЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В СИМВОЛИКЕ ЕГО АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ
Комментарий