Церковь, очевидно, не то же самое, что и мир сей. Есть некоторая граница, отделяющая Церковь от внецерковного. Где же проходит эта граница?
Часто ее проводят между людьми. Вот этот человек - в Церкви, а вот этот - нет. Иногда это распространяется и на целую конфессию. Люди ломают голову - ну как же, кругом наворочено схизм и расколов, а где же Церковь?! Та, которую не одолеют врата ада? И со многих сторон выходят в ответ на этот духовный запрос освобожденные работники конфессий и бодро заявляют: Церковь - это у нас, только тут; вливайтесь, записывайтесь в наши ряды, и тогда будете в Церкви.
Но вспомним же слова Символа Веры, когда мы говорим: верую "во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Отсюда увидим, что Церковь - это объект веры, вера же, по выражению Апостола, это уверенность в невидимом. Значит Церковь - невидима нам, человекам, но мы в Нее веруем. И увидим, что Церковь свята, без греха. Раз невидима и свята, значит зря ищут Ее границу между людьми, поскольку границы людей видимы и люди грешны. А где же тогда?
Граница Церкви проходит не между людьми, но внутри них, внутри каждого человека.
Так, что каждый человек отчасти в Церкви, а отчасти - вне Ее. Там, где Царствие Небесное внутрь нас есть - там и Церковь. Грехами же своими люди - вне Церкви, вне святого Тела Христова. Только Господь наш, Иисус Христос, глава Церкви, без греха; остальные же все - и святые, и апостолы - уже не без греха и лишь отчасти пребывают в Церкви. А именно: святой частью своей. В качестве примера вспомним апостола Петра и слова Господа в Евангелии Его:
Матф.16:15-18
Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
Итак, каков же камень? Тот ли, что после отречется трижды? Нет. Святой любовью ко Иисусу Христу камень. Здесь Господь разделяет: Петр не от плоти и крови, а от Отца. Не весь Симон есть камень Петр. А только святая часть Симона есть Петр, камень Господень.
Как было со времен апостолов, так и поныне. Церковь апостольская есть собор святых частей каждого из верующих. И отнюдь не грешных их частей. А то, что каждый верующий имеет опыт собственной святости, пишет и ап. Павел: "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1Кор 12:3). Итак всякий, кто уверовав назвал Иисуса Господом, уже тем самым, хоть на миг, испытал опыт единения с Духом Святым, опыт святости. Уподобившись хотя бы одной минутой жизни апостолу Петру, и хотя бы одной этой частью себя пребывая в Церкви.
Церковь едина. А значит она есть все Та же Самая Церковь везде там, где Святой Дух дышит. А Дух дышит где хочет. В самых неожиданных местах. И никто, кроме Бога, не знает всех ее точных границ. Границы Церкви - тайна домостроительства Божия. Но каждый может знать лишь Ее границу внутри себя, в остальном же - не знает, но верует в Церковь.
И раз граница не между людьми, то значит поиск "правильной" или "неправильной" конфессии имеет не так уж много смысла. Мой участок границы - внутри меня. Моя задача не в том, чтобы какие-то люди группировались так или сяк, или я с ними или не с ними группировался, а в том, чтобы внутри меня едина Святая Церковь была бы победительницей.
А тогда уже и нет печали о событиях вроде великой схизмы, или экуменизма, или споров юрисдикций. Тем более всякой политической возни и толканий. Все это - в сущности иллюзорно, и происходит не с Церковью. Она же - едина и свята, безгрешна, все грехи людей вне Ее. И нет дела до того, кто там куда перешел, пошел, вышел, бывший, будущий, истинный, простой, какие где произошли автокефалии или деноминации. Потому что все это до Церкви не касается, а может считаться "яко не бывшим".
Часто ее проводят между людьми. Вот этот человек - в Церкви, а вот этот - нет. Иногда это распространяется и на целую конфессию. Люди ломают голову - ну как же, кругом наворочено схизм и расколов, а где же Церковь?! Та, которую не одолеют врата ада? И со многих сторон выходят в ответ на этот духовный запрос освобожденные работники конфессий и бодро заявляют: Церковь - это у нас, только тут; вливайтесь, записывайтесь в наши ряды, и тогда будете в Церкви.
Но вспомним же слова Символа Веры, когда мы говорим: верую "во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Отсюда увидим, что Церковь - это объект веры, вера же, по выражению Апостола, это уверенность в невидимом. Значит Церковь - невидима нам, человекам, но мы в Нее веруем. И увидим, что Церковь свята, без греха. Раз невидима и свята, значит зря ищут Ее границу между людьми, поскольку границы людей видимы и люди грешны. А где же тогда?
Граница Церкви проходит не между людьми, но внутри них, внутри каждого человека.
Так, что каждый человек отчасти в Церкви, а отчасти - вне Ее. Там, где Царствие Небесное внутрь нас есть - там и Церковь. Грехами же своими люди - вне Церкви, вне святого Тела Христова. Только Господь наш, Иисус Христос, глава Церкви, без греха; остальные же все - и святые, и апостолы - уже не без греха и лишь отчасти пребывают в Церкви. А именно: святой частью своей. В качестве примера вспомним апостола Петра и слова Господа в Евангелии Его:
Матф.16:15-18
Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
Итак, каков же камень? Тот ли, что после отречется трижды? Нет. Святой любовью ко Иисусу Христу камень. Здесь Господь разделяет: Петр не от плоти и крови, а от Отца. Не весь Симон есть камень Петр. А только святая часть Симона есть Петр, камень Господень.
Как было со времен апостолов, так и поныне. Церковь апостольская есть собор святых частей каждого из верующих. И отнюдь не грешных их частей. А то, что каждый верующий имеет опыт собственной святости, пишет и ап. Павел: "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1Кор 12:3). Итак всякий, кто уверовав назвал Иисуса Господом, уже тем самым, хоть на миг, испытал опыт единения с Духом Святым, опыт святости. Уподобившись хотя бы одной минутой жизни апостолу Петру, и хотя бы одной этой частью себя пребывая в Церкви.
Церковь едина. А значит она есть все Та же Самая Церковь везде там, где Святой Дух дышит. А Дух дышит где хочет. В самых неожиданных местах. И никто, кроме Бога, не знает всех ее точных границ. Границы Церкви - тайна домостроительства Божия. Но каждый может знать лишь Ее границу внутри себя, в остальном же - не знает, но верует в Церковь.
И раз граница не между людьми, то значит поиск "правильной" или "неправильной" конфессии имеет не так уж много смысла. Мой участок границы - внутри меня. Моя задача не в том, чтобы какие-то люди группировались так или сяк, или я с ними или не с ними группировался, а в том, чтобы внутри меня едина Святая Церковь была бы победительницей.
А тогда уже и нет печали о событиях вроде великой схизмы, или экуменизма, или споров юрисдикций. Тем более всякой политической возни и толканий. Все это - в сущности иллюзорно, и происходит не с Церковью. Она же - едина и свята, безгрешна, все грехи людей вне Ее. И нет дела до того, кто там куда перешел, пошел, вышел, бывший, будущий, истинный, простой, какие где произошли автокефалии или деноминации. Потому что все это до Церкви не касается, а может считаться "яко не бывшим".
Комментарий