Закон Божий Каким Бог объявил Свой закон народу Израильскому? "И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас. И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятисловие, и написал его на двух каменных скрижалях" (Втор. 4:12, 13; читайте также Неем. 9:13, 14; Исх. 20:2-17). Природа Божьего Закона Что говорит о Законе Божьем апостол Павел? "Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра". "Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху" (Рим. 7:12. 14). Примечание. Разъясняя в Нагорной проповеди смысл шестой и седьмой заповедей, Христос раскрыл духовную природу Божьего Закона, объяснив, что он касается не только внешней стороны наших поступков, но также и мыслей, и сердечных намерений (см. Мф. 5:2!-2.S. Евр. 4:12). Десятая заповедь говорит: "не пожелай", запрещая человеку иметь нездоровые желания (см. Рим. 7:7). Следовательно, повиновение этой заповеди требует не только внешней порядочности, но и сердечной искренности и бескорыстия. Только в возрожденном и обновленном благодатию Божием сердце будет жить естественное стремление повиноваться заповедям Божиим. "Закон Господа совершен, укрепляет душу" (Пс. 18:8). "Может ли быть, чтобы закон был совершенным? Да, может. Все исходящее от Бога несет на себе печать Его совершенства. Закон, над которым мы размышляем, дан нам Самим Богом, но в наших руках он утрачивает свое первозданное совершенство, потому что мы пытаемся что-то убрать из него, а что-то добавить. Однако не стоит забывать, что, хотим мы того или нет, в Законе Божием сокрыта святость Его Автора - Иисуса Христа, и поэтому он не может быть несовершеннее, чем он есть ("The Augsburg Sunday School Teacher [Lutheran], август 1937, т. 63, No 8, с. 483). Насколько всеобъемлющ Божий Закон? "Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека" (Еккл. 12:13). Примечание. "Ни один законодатель не смог бы издать такой закон, каким является Десятисловие. Это совершенный закон. Все самые справедливые человеческие законы можно разглядеть между строк этого немногословного свода нравственности, добра и совершенства, в котором выражено все, что Бог хочет дать людям, и все лучшее, что есть у людей" (С. Н. Spurgeon, Sermons, Ser. 2 (1857), p. 280). Какой принцип лежит в основе Его закона? "Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10). На каких заповедях утверждается этот закон? "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:37-40). Примечание. Если вы любите Бога всем своим сердцем, этим вы исполняете заповеди, записанные на первой скрижали; если Вы любите своих ближних, как самих себя, этим вы исполняете остальные заповеди. Назначение закона Почему нам нужно бояться Бога и соблюдать Его заповеди? "Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо" (Еккл. 12:13, 14). Что будет мерилом на суде? "Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы" (Иак.2:12). Что такое грех? "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие" (1 Ин. 3:4). Непослушание закону Сколько заповедей нужно нарушить, чтобы стать нарушителем закона? "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: "не прелюбодействуй", сказал и: "не убей"; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона" (Иак.2:10, 11). Примечание. "Десять Заповедей - это не десять различных законов. Они объединяются в единый закон. Если человека подвесить в воздухе цепью, состоящей из десяти звеньев, и он сломает одно из них, то упадет на землю точно так же, как если бы он сломал все десять. Если запрещено выходить за определенные рамки, то нет разницы, где именно будет нарушен этот запрет" (D. L. Moody Weighed and WunSing [1898], p. 119). "Десять Синайских повелений были не самостоятельными заповедями, а десятью гранями единого Божьего Закона" (G. Campbell Morgan, The Ten Commandments (1901 ed.J, p. 11). "Поскольку он (член методистской церкви) любит Бога, он исполняет Его заповеди, не отдельные заповеди или большую их часть, а все - от наименьшей до наибольшей. Он не довольствуется соблюдением всего закона, нарушая при этом какую-нибудь из его заповедей. Он соблюдает его полностью, и его совесть чиста перед Богом и перед людьми" (John Wesley, The Character of Methodist. Works, vol. 8 [1830], p. 344). В чем Христос обличал фарисеев? "Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: "почитай отца и мать" (см. Исх. 20:12); и: "злословящий отца или мать смертью да умрет" (см. Исх. 21:17). А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: "дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался", тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим" (Мф. 15:3-б). Как оценил Христос их религию? "Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф. 15:9). Может ли человек знать Бога, не соблюдая Его заповеди? "Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины" (1 Ин. 2:4). Необходимость послушания закону Как Христос относился к Божьему Закону? "Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс. 39:8,9; см. Евр. 10:5, 7). Кто войдет в Царство Небесное? "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7:21). Как будут названы люди в соответствии с тем, насколько они были послушны закону Божию? "Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5:19). Примечание. "Десять Заповедей представляют собой краткое изложение обязанностей человека перед Богом. Эти заповеди лежат в основании человеческой морали и нравственности. Они столь же важны для христиан сегодня, как и для евреев во времена Моисея" ("The Snowden Doiiyluss Sunday School Lessons". 1946, p. 17). Каким образом человек может повиноваться закону? Почему плотские помышления являются враждой против Бога? "Плотские помышления суть вражда против Бога: ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8:7). Может ли человек самостоятельно, без помощи Христа соблюдать весь закон? "Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:5; читайте также Рим. 7:14, 19). Что сделал Бог для того, чтобы мы могли исполнить Его закон? "Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилость в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 8:3, 4). Какие чувства к Закону Божьему испытывает обновленное благодатью сердце верующего? "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его: и заповеди Его не тяжки" (1 Ин. 5:3). Благословения от послушания закону Какое благословение получат соблюдающие заповеди Божий? "И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда" (Пс. 18:12). Какие Божьи благословения ожидали древний Израиль, если бы народ соблюдал Божьи заповеди? "О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские" (Ис. 48:18). Какие еще благословения получают следующие заповедям Божьим? "Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, соблюдающих заповеди Его" (Пс. 110: 10). Какое обетование Бог оставил всем соблюдающим Его заповеди? "Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли" (Ис. 1:19). Непреложность Закона Божия Законодатель О скольких законодателях говорит Священное Писание? "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить" (Иак. 4:12). Что сказано в Священном Писании о неизменности характера Божия? "Я - Господь, Я не изменяюсь" (Мал. 3:6). Насколько долговечны Божьи нравственные принципы? "Дела рук Его истинам суд, все заповеди Его верпы, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте" (Пс. 110:7, 8). Примечание. "Этот закон непреложен, ибо находится в гармонии с неизменной сущностью Божией. Бог желает, чтобы люди отражали святость Его характера, и с этой целью он дал им Свой закон. То, что было всегда, пребудет вовек" (J.C. S. Wallace, What Baptise Believe. 1934, p. 81). Христос исполнял закон Христос пришел упразднить или исполнить закон? "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф. 5:17). Примечание. "Поскольку слово "закон" в Библии употребляется с различным смыслом, мы начнем наше изучение Закона Божьего с краткого обзора различных употреблений этого слова... Древнееврейским словом "тора", использованным в этом тексте (речь идет о Ветхом Завете), называют законы, данные через Моисея. Однако следует заметить, что эти законы подразделялись на три категории: а) гражданские законы имели отношение исключительно лишь к избранному Богом народу. Они применялись в особых обстоятельствах во время странствования по пустыне и в земле обетованной. Интересно отметить, что эти законы стали образцом, по которому другие цивилизованные народы впоследствии стали создавать свои гражданские законы. И по сей день эти законы не утратили своей моральной значимости; б) церемониальный закон также был дан только Израильскому народу и обращенным из язычества и носил временный и символический характер (см. Гал.4:3,9; Кол.2:16,17,20,21; Евр.7;!8. 19:9:10,10:1). Он не только был прообразом христианства, но также демонстрировал неизменные принципы отношений между грешным человеком и безгрешным Богом; в) нравственный закон был дан Израилю для того, чтобы Десять Заповедей стали достоянием всего человечества. Он содержит в себе основополагающие нравственные и религиозные принципы, олицетворяя вечные основы добра и открывая человеку сущность греха. Этот закон никогда не был отменен, он неизменен, как и его Автор. В его основе сокрыто то стремление людей к общению со Своим Творцом и между собой, которое было заложено Богом еще при творении, и поэтому нравственный Закон Божий является вечным и всеобъемлющим фактором Божьего правления во Вселенной (см. Мф. 5:17-20). В седьмой статье Церковного руководства англиканской епископальной церкви говорится: "Так как закон, данный Богом Моисею, не относится к христианам в том, что касается обрядов, церемоний и ритуалов, а также гражданских предписаний, поэтому христианам Содружества не следует придерживаться этих законов. Что же касается нравственного закона, то соблюдение его заповедей является священной обязанностью каждого христианина... Приступая к более пристальному рассмотрению нравственного закона, давайте изучим его характерные особенности и то, как он был первоначально провозглашен. 1 . Его можно рассматривать как откровение Божьего разума и воли. Он всеобъемлющ по своим масштабам, но сугубо индивидуален по применению, ибо все повеления Бога записаны в личной форме и обращаются к сердцу отдельно взятого человека. 2 . Он поразительно компактен и в то же время является удивительно цельным и исчерпывающим, охватывая все стороны наших взаимоотношений с Богом и людьми и показывая наши обязанности по отношению к ним. Он касается не только того, что мы открыто говорим и делаем, но и самых потаенных наших мыслей и побуждений: первая, вторая и десятая заповеди регулируют наши желания, третья и девятая - наши слова, а остальные - наше поведение. Повеления, содержащиеся в заповедях, подразумевают запрет, а запрещая что-то, закон тем самым указывает на то, чего Бог ожидает от нас. Об этом мы читаем в Лев. 19:18, Втор. 6:5.10:12" (William С. Procter, Moody Bible Institute Monthly, октябрь 1933 г., с. 49). "Эти законы с полным правом могут быть названы всеобъемлющими... Эти Десять Заповедей являются соединением в единое целое того, что человеческая природа воспринимает как верное. И они верны, истинны и неизменны во псе века, для всех народов" (Pelouhets Select Notes [Уроки Международной воскресной школы на 20 января 1946 года], с. 35). "Он не упразднил нравственный закон, содержащийся в Десяти Заповедях, к послушанию которому призывали ветхозаветные пророки. Он пришел не для того, чтобы отменить какую-то его часть- Весь Божий Закон сохраняет свою силу и касается всех людей во все времена, и не зависит ни от времени, ни от места, ни от каких-либо других изменчивых факторов. Он содержит в своей основе Божественную и человеческую природу и неизменный характер их взаимоотношений" (John Wesley, "Upon Our Lords Sermon on the Mount", Discourse 5, Works, vol. 5 [1829], pp. 311, 312). Что означает слово "исполнить", когда речь идет о законе? Поступать, выполнять, действовать в соответствии с законом, например: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2; см. Мф. 3:15, Иак. 2:8, 9). Как относился Христос к заповедям Своего Отца? "Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Ин. 15:10). Как надлежит поступать тому, кто пребывает во Христе? "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал" (1 Ин. 2:6). Грех и Закон Что такое грех? "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие" (1 Ин. 3:4). Примечание. Обратите внимание: здесь не сказано был, но есть беззаконие. Это говорит о том, что в настоящее время, в христианскую эру, закон имеет прежнюю силу. Слово "всякий" указывает на универсальность его повелений. Всякий, совершающий грех, преступает закон. В каком состоянии находятся все люди? "Потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23). "Мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом" (Рим. 3:9). На основании чего все становятся виновными? "Но мы знаем, что закон если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом" (Рим. 3:19). Примечание. Закон открывает грех каждого. Так что все согрешили пред Богом. Вера, Любовь и Закон Божий Упраздняет ли вера закон? "Итак мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем" (Рим. 3:31).

Комментарий