Данная статья навеяна форумными дискуссиями о 6 главе Ев. От Иоанна, относительно повеления Господня о Евхаристии и является попыткой подробно прояснить суть вопроса.
Я задался вопросом, что кроется в большинстве своём в сути протестантского непонимания и как следствие неприятия святоотеческой мысли Церкви о Евхаристии?
Отчего протестантизм в своём деноминационном большинстве видит в Господнем повелении о вкушении Плоти и Крови Его всего лишь СИМВОЛЫ?
Понять это, имхо, невозможно без рассмотрения следующего основополагающего, двухсоставного вопроса:
Если окинуть взором ветхозаветное видение сего вопроса, то цель жертв вроде бы ясна умилостивить Бога за прегрешения человеческие и указать на грядущую Жертву Агнца
Языческие верования по сути идут в схожем ключе дать жертву и умилостивить т.н. богов
Но вот, уходит ветхозаветное время и наступает время Голгофы
Меняется ли что-то в понимании сути Жертвы?
Общеизвестно, что Жертва была принесена ради нас и ради нашего спасения, но зададимся теперь вопросом:
в чём видит суть Жертвы Христовой католицизм и протестантизм?
Если кратко, то суть католического богословия искупление.
А суть протестантского богословия по данному вопросу оправдание.
Т.е. обе точки зрения близки по своей сути и всё это можно назвать одним словом ЮРИДИЗМ
Чтобы исцелить больного, врачу прежде необходимо диагностировать болезнь и назначить лечение.
Пред нами человек: грех это болезнь, поразившая ПРИРОДУ человека.
Скажите, каким боком касается искупление и оправдание ГРЕШНОЙ ПРИРОДЫ человека?
Может искупление и оправдание изменить ПРИРОДУ?
Вопрос что называется риторический
А что же говорит о жертве Христовой Православие?
Есть ли какие принципиальные отличия от католицизма и протестантизма?
Есть.
С Божьей помощью, вкупе со святоотеческим наследием и надеюсь, с помощью братьев православных постараемся показать это.
Вот, например, рассуждение св. Григория Богослова:
"Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита излиянная за нас кровь - кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и по тому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием"
Итак, жертва была принесена не Лукавому, но в тоже время не была принесена и Богу, а человеку!
Об этом ещё раз можно найти подтверждение в знаменательном отрывке, который многие христиане знают наизусть:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
1. Суть православного богословия не юридизм, а Божья Жертвенная ЛЮБОВЬ
2. Жертва принесена не Богу и тем более не Лукавому, а ЧЕЛОВЕКУ!
3. Бог чрез Деву Марию и Дух Святой воплощаясь, воспринимает тленную природу человека, освящает её и делает совершенным чрез страдание Евр2:10, смерть и воскресенье -1Кор15:54 и отдаёт нам свою уже прославленную Плоть как Пищу и Кровь как Питие с целью сделать нас сопричастниками БОЖЕСТВА, т.е. цель в конечном счёте ОБОЖЕНИЕ 2Пет1:4.
Таким образом, в свете вышенаписанного, слова Господа нашего «Я хлеб живый» и «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» приобретают не символическое, а реальное наполнение и православный человек ВЕРУЯ Слову Божьему, не нуждается в неких заумствованиях о т.н. хлебомясе
Ответ на вопрос озвученной в заглавии темы такой: Жертва Христа была принесена Человеку с целью исправить падшую природу и в итоге соделав сопричастниками Божества ОБОЖИТЬ ЧЕЛОВЕКА!
Хочу напоследок напомнить слова Божьи:
По вере вашей да будет вам
Я задался вопросом, что кроется в большинстве своём в сути протестантского непонимания и как следствие неприятия святоотеческой мысли Церкви о Евхаристии?
Отчего протестантизм в своём деноминационном большинстве видит в Господнем повелении о вкушении Плоти и Крови Его всего лишь СИМВОЛЫ?
Понять это, имхо, невозможно без рассмотрения следующего основополагающего, двухсоставного вопроса:
Кому(!) и для чего(!) была принесена жертва Христа?
Если окинуть взором ветхозаветное видение сего вопроса, то цель жертв вроде бы ясна умилостивить Бога за прегрешения человеческие и указать на грядущую Жертву Агнца
Языческие верования по сути идут в схожем ключе дать жертву и умилостивить т.н. богов
Но вот, уходит ветхозаветное время и наступает время Голгофы
Меняется ли что-то в понимании сути Жертвы?
Общеизвестно, что Жертва была принесена ради нас и ради нашего спасения, но зададимся теперь вопросом:
в чём видит суть Жертвы Христовой католицизм и протестантизм?
Если кратко, то суть католического богословия искупление.
А суть протестантского богословия по данному вопросу оправдание.
Т.е. обе точки зрения близки по своей сути и всё это можно назвать одним словом ЮРИДИЗМ
Чтобы исцелить больного, врачу прежде необходимо диагностировать болезнь и назначить лечение.
Пред нами человек: грех это болезнь, поразившая ПРИРОДУ человека.
Скажите, каким боком касается искупление и оправдание ГРЕШНОЙ ПРИРОДЫ человека?
Может искупление и оправдание изменить ПРИРОДУ?
Вопрос что называется риторический
А что же говорит о жертве Христовой Православие?
Есть ли какие принципиальные отличия от католицизма и протестантизма?
Есть.
С Божьей помощью, вкупе со святоотеческим наследием и надеюсь, с помощью братьев православных постараемся показать это.
Вот, например, рассуждение св. Григория Богослова:
"Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита излиянная за нас кровь - кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и по тому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием"
Итак, жертва была принесена не Лукавому, но в тоже время не была принесена и Богу, а человеку!
Об этом ещё раз можно найти подтверждение в знаменательном отрывке, который многие христиане знают наизусть:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
1. Суть православного богословия не юридизм, а Божья Жертвенная ЛЮБОВЬ
2. Жертва принесена не Богу и тем более не Лукавому, а ЧЕЛОВЕКУ!
3. Бог чрез Деву Марию и Дух Святой воплощаясь, воспринимает тленную природу человека, освящает её и делает совершенным чрез страдание Евр2:10, смерть и воскресенье -1Кор15:54 и отдаёт нам свою уже прославленную Плоть как Пищу и Кровь как Питие с целью сделать нас сопричастниками БОЖЕСТВА, т.е. цель в конечном счёте ОБОЖЕНИЕ 2Пет1:4.
Таким образом, в свете вышенаписанного, слова Господа нашего «Я хлеб живый» и «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» приобретают не символическое, а реальное наполнение и православный человек ВЕРУЯ Слову Божьему, не нуждается в неких заумствованиях о т.н. хлебомясе
Ответ на вопрос озвученной в заглавии темы такой: Жертва Христа была принесена Человеку с целью исправить падшую природу и в итоге соделав сопричастниками Божества ОБОЖИТЬ ЧЕЛОВЕКА!
Хочу напоследок напомнить слова Божьи:
По вере вашей да будет вам

Комментарий