- К сожалению, против учебника ведется активная кампания по дискредитации и уничтожению. Какие разделы учебника вызвали наиболее отрицательную реакцию?
- Я бы не хотела об этом говорить. С этим должны разобраться юристы, специалисты. Тех, кто выступает против учебника, смущают моменты канонического Евангелия. Но ведь никому в голову не приходит исправлять наши исторические памятники, тем более, что речь идет о Священном писании. Этих людей возмущает то, что мы хорошо, с любовью говорим о своем народе, о Православной Церкви.
- Отчего пошел такой негатив?
- Вы знаете, мне тоже бы хотелось знать, в чем дело. Те, кто выступает против учебника, жалуются в суды, обращаются в прокуратуру. Пытаются светскую рецензию использовать для привлечения по 286 статье УК. Может быть, это какой-то политический заказ. Мне бы хотелось, чтобы правоохранительные органы разобрались. Может, это и какие-то другие причины, бескультурье, невежество, я могу только догадываться, но утверждать не могу. Известный философ И.А. Ильин писал о том, что есть люди, у которых атрофирован "орган духа". "Идея родины ничего не говорит их душе... духовно мертвый человек не будет любить свою родину и будет готов предать ее потому, что ему нечем воспринять ее и найти ее он не может", - пишет Ильин. А есть еще понятие - Геростратова слава. Люди любят найти какую-то тему, где ничего не надо разрабатывать, а можно сделать какую-то пакость, и получить известность. Но, тем не менее, надо говорить о наших правах на культуру. Даже если бы она интересовала только меня, то я имею право ее изучать, отстаивать, сохранять. Почему нам кто-то должен диктовать, как нам строить свою жизнь. Права на культуру, на язык закреплены конституцией, и государство пока никто не отменял. Я очень люблю свой народ, верю в свой народ и думаю, нам не нужно комплексовать по поводу своей культуры.
- Ожидали ли вы такую реакцию?
- Ксенофобская кампания в СМИ против учебника была для меня неожиданностью, так же как и провокации в центре Сахарова, как и когда-то попытки растлевающего полового воспитания, как и ложь в СМИ, как развал культуры и образования. Я, например, не устаю удивляться, почему правительство и лично президент России допускают эти безобразия, почему допускают использование СМИ с целью пропаганды насилия, разрушения культуры, разжигания национальной вражды. Сейчас есть такая практика - раздувать истерию вокруг слов "русский", "православный", "иудей", "еврей". Но ведь эти слова есть в словаре, что же в них такого ужасного? запретного? Думаю, что с таким положением нужно бороться. У нас общий язык, культура. Когда Советский Союз распался, народы, которые отделились от Союза, стали возрождать свою культуру, передавать ее детям. Куда, интересно, делась русская культура? По какому праву надо ее уничтожать?
- Как вы относитесь к заявлениям о том, что введение "Основ православной культуры" - это мракобесие?
- Мракобесие? Считаю, что подобные заявления должны быть наказуемы. Это оскорбление. И противостоять этому можно и нужно.
- Помогал ли вам кто-то?
- Меня защищали не какие-то организации. Меня защищали именно православные люди. Звонили и предлагали свою помощь. Поддерживали, делали заключения, а это огромная работа, ведь нужно прочитать материал, все проверить. И это совершенно бескорыстно. Вот это и есть Православие живое. И если это будет развиваться, то нам ничего не страшно.
- Но это идет вразрез с современной идеологий по типу "бери от жизни все"...
- Да, потому так на учебник так и ополчились, что понимают, что это связано с Православием. Когда о том, что нужно сделать такой курс, написать такой учебник, говорили из года в год на разных конференциях, то никто особо не возражал. Понимали, что Закон Божий не войдет в школы, религиоведение - не интересно школьнику, поэтому перспектив особенных не было. А сейчас можно говорить об историко-культурологическом курсе, когда мы не навязываем детям веру, не агитируем в Православие. Я никогда не спрашивала учеников, к каким конфессиям они принадлежат. Мы изучаем культуру. Если человек воспитан в другой культуре, изучение "Основ православной культуры" ему не помешает, оно не собьет его с его пути. Мы ничего не навязываем. Не учим детей, например, молиться.
- Ведется ли уже преподавание по вашему учебнику?

- Может, поэтому учебник вызвал такую обостренную реакцию, что он живой, интересный, а не скучный, сухой?
- Конечно. Мне так и говорят - в этом учебнике есть душа. Он живой. Те, кто ненавидят нашу культуру и пытаются лишить нас настоящего образования, подлинного образования, стараются навязать нам чисто информативные подходы в обучении. Сделать так, чтобы культуру образование не передавало. Но функция образования в том и состоит, чтобы передать именно культуру. Не надо делать из нас бездушные существа, рабов. Человек имеет право оставаться человеком. Понятие человек подразумевает и то, что у него есть духовность. Превращать нас в животных никто не имеет права. Надо сопротивляться. Надо просто дальше работать - и это и есть наше сопротивление.
- Где уже используется учебник и курс?
- Учебник используется в разных районах. И в Курске, и в Оптиной пустыни, в Хабаровске, в Тюмени. Его на Украину берут и говорят о том, что его надо распространять.
- Какие задачи на будущее?
- Надо разрабатывать учебную программу дальше. Разрабатываю и я, и другие специалисты. Православная культура - необъятна, она очень богата. Я считаю, что в моей программе содержится какой-то минимум. Должны быть и пособия, и хрестоматии, эта область привлекает серьезное внимание. И даже за рубежом. Практика покажет, что наиболее приемлемо для нашей культуры. А мы будем трудиться, делать свое дело.
- Тяжело Вам, наверное?
- Непросто. Особенно, когда предают. А мне нужна была очень большая помощь, и не только молитвенная. К сожалению, бывает такой перекос, такое равнодушие, когда говорят: "Ну, как Господь сделает". Но Господь живет в людях. Совесть - это вот проявление Господа. И если нам больно становится - то вот Он живет. Мы должны сделать так, чтобы совесть была жива, человек должен жить, активно жить внутренне. И уж конечно, помощь ближнему - это самое сердце Православия. Мы должны помогать друг другу, служить ближним. Я, например, служу - народу, ближним, детям.
С Аллой Валентиновной Бородиной беседовала Анна Гальперина
- Я бы не хотела об этом говорить. С этим должны разобраться юристы, специалисты. Тех, кто выступает против учебника, смущают моменты канонического Евангелия. Но ведь никому в голову не приходит исправлять наши исторические памятники, тем более, что речь идет о Священном писании. Этих людей возмущает то, что мы хорошо, с любовью говорим о своем народе, о Православной Церкви.
- Отчего пошел такой негатив?
- Вы знаете, мне тоже бы хотелось знать, в чем дело. Те, кто выступает против учебника, жалуются в суды, обращаются в прокуратуру. Пытаются светскую рецензию использовать для привлечения по 286 статье УК. Может быть, это какой-то политический заказ. Мне бы хотелось, чтобы правоохранительные органы разобрались. Может, это и какие-то другие причины, бескультурье, невежество, я могу только догадываться, но утверждать не могу. Известный философ И.А. Ильин писал о том, что есть люди, у которых атрофирован "орган духа". "Идея родины ничего не говорит их душе... духовно мертвый человек не будет любить свою родину и будет готов предать ее потому, что ему нечем воспринять ее и найти ее он не может", - пишет Ильин. А есть еще понятие - Геростратова слава. Люди любят найти какую-то тему, где ничего не надо разрабатывать, а можно сделать какую-то пакость, и получить известность. Но, тем не менее, надо говорить о наших правах на культуру. Даже если бы она интересовала только меня, то я имею право ее изучать, отстаивать, сохранять. Почему нам кто-то должен диктовать, как нам строить свою жизнь. Права на культуру, на язык закреплены конституцией, и государство пока никто не отменял. Я очень люблю свой народ, верю в свой народ и думаю, нам не нужно комплексовать по поводу своей культуры.
- Ожидали ли вы такую реакцию?
- Ксенофобская кампания в СМИ против учебника была для меня неожиданностью, так же как и провокации в центре Сахарова, как и когда-то попытки растлевающего полового воспитания, как и ложь в СМИ, как развал культуры и образования. Я, например, не устаю удивляться, почему правительство и лично президент России допускают эти безобразия, почему допускают использование СМИ с целью пропаганды насилия, разрушения культуры, разжигания национальной вражды. Сейчас есть такая практика - раздувать истерию вокруг слов "русский", "православный", "иудей", "еврей". Но ведь эти слова есть в словаре, что же в них такого ужасного? запретного? Думаю, что с таким положением нужно бороться. У нас общий язык, культура. Когда Советский Союз распался, народы, которые отделились от Союза, стали возрождать свою культуру, передавать ее детям. Куда, интересно, делась русская культура? По какому праву надо ее уничтожать?
- Как вы относитесь к заявлениям о том, что введение "Основ православной культуры" - это мракобесие?
- Мракобесие? Считаю, что подобные заявления должны быть наказуемы. Это оскорбление. И противостоять этому можно и нужно.
- Помогал ли вам кто-то?
- Меня защищали не какие-то организации. Меня защищали именно православные люди. Звонили и предлагали свою помощь. Поддерживали, делали заключения, а это огромная работа, ведь нужно прочитать материал, все проверить. И это совершенно бескорыстно. Вот это и есть Православие живое. И если это будет развиваться, то нам ничего не страшно.
- Но это идет вразрез с современной идеологий по типу "бери от жизни все"...
- Да, потому так на учебник так и ополчились, что понимают, что это связано с Православием. Когда о том, что нужно сделать такой курс, написать такой учебник, говорили из года в год на разных конференциях, то никто особо не возражал. Понимали, что Закон Божий не войдет в школы, религиоведение - не интересно школьнику, поэтому перспектив особенных не было. А сейчас можно говорить об историко-культурологическом курсе, когда мы не навязываем детям веру, не агитируем в Православие. Я никогда не спрашивала учеников, к каким конфессиям они принадлежат. Мы изучаем культуру. Если человек воспитан в другой культуре, изучение "Основ православной культуры" ему не помешает, оно не собьет его с его пути. Мы ничего не навязываем. Не учим детей, например, молиться.
- Ведется ли уже преподавание по вашему учебнику?

Учебник "Основы православной культуры". Книга для учителя
- Уже целые регионы преподают по учебнику "Основы православной культуры". И надо сказать, что, поскольку к учебнику сейчас возник обостренный интерес, это дает даже положительные результаты. Мне звонят директора школ, которые прочитывают учебник по нескольку раз. Они проверяют текст и по Священному Писанию, и по истории Церкви. Директор одной школы сказала: "Я прочитала его уже столько раз, что выучила его наизусть. Хоть убейте, я не вижу ничего здесь дурного, здесь все так хорошо. Настолько живая, заинтересовывающая книга". Многие открывают этот учебник и уже не расстаются с ним.- Может, поэтому учебник вызвал такую обостренную реакцию, что он живой, интересный, а не скучный, сухой?
- Конечно. Мне так и говорят - в этом учебнике есть душа. Он живой. Те, кто ненавидят нашу культуру и пытаются лишить нас настоящего образования, подлинного образования, стараются навязать нам чисто информативные подходы в обучении. Сделать так, чтобы культуру образование не передавало. Но функция образования в том и состоит, чтобы передать именно культуру. Не надо делать из нас бездушные существа, рабов. Человек имеет право оставаться человеком. Понятие человек подразумевает и то, что у него есть духовность. Превращать нас в животных никто не имеет права. Надо сопротивляться. Надо просто дальше работать - и это и есть наше сопротивление.
- Где уже используется учебник и курс?
- Учебник используется в разных районах. И в Курске, и в Оптиной пустыни, в Хабаровске, в Тюмени. Его на Украину берут и говорят о том, что его надо распространять.
- Какие задачи на будущее?
- Надо разрабатывать учебную программу дальше. Разрабатываю и я, и другие специалисты. Православная культура - необъятна, она очень богата. Я считаю, что в моей программе содержится какой-то минимум. Должны быть и пособия, и хрестоматии, эта область привлекает серьезное внимание. И даже за рубежом. Практика покажет, что наиболее приемлемо для нашей культуры. А мы будем трудиться, делать свое дело.
- Тяжело Вам, наверное?
- Непросто. Особенно, когда предают. А мне нужна была очень большая помощь, и не только молитвенная. К сожалению, бывает такой перекос, такое равнодушие, когда говорят: "Ну, как Господь сделает". Но Господь живет в людях. Совесть - это вот проявление Господа. И если нам больно становится - то вот Он живет. Мы должны сделать так, чтобы совесть была жива, человек должен жить, активно жить внутренне. И уж конечно, помощь ближнему - это самое сердце Православия. Мы должны помогать друг другу, служить ближним. Я, например, служу - народу, ближним, детям.
С Аллой Валентиновной Бородиной беседовала Анна Гальперина
Комментарий