Уроки Православия в школе

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Alex Shevchenko
    Ветеран

    • 19 February 2007
    • 5997

    #241
    Нас интересует лишь, чтоб вы не заставляли государство собирать с нас налоги вам на купола
    Да не вопрос. Пишите на имя моего правящего Архиерея (Таврийская, оно же Запорожская и Мел. епархия) - Вам обязательно вернут Вашу долю. Я лично походатайствую.
    и не тащили бы людей в рай за яйца
    Ну почему же обязательно за яйца - некоторых можем за рога. Впрочем дурак и в раю себе забаву сыщет.
    Только и всего.
    Удачного Вам выздоровления. Только и всего.
    propter magnam Dei gloriam.
    Если уж блистаете латынью, никогда не теряйте в этой сентеции Gratias agimus tibi - и у Вас обязательно все получится
    Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

    Комментарий

    • Alex Shevchenko
      Ветеран

      • 19 February 2007
      • 5997

      #242
      Сообщение от Йицхак
      А РПЦ(МП) жаловалось в Совет национальной безопасности Украины?
      Да Бог его знает Лично я не припомню, а память, тезка, у меня хорошая. На кого собственно жаловаться? На кучку националистической мрази да орущих "халиллуя" с Банковской паперти? Чести много им будет. На Вам подобных - не наша забота, - это к социальным службам психологической помощи. Да и с энтим советом уж очень странные отношения - то бьют, то милуют, то опять бьют.
      Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

      Комментарий

      • Игорь Панфилов
        Ветеран

        • 01 December 2006
        • 1145

        #243
        Сообщение от Йицхак
        Все что положено: ездил на богомолья, посещал богослужения, молился строго по молитвослову, ставил свечи, читал акафисты, заказывал поминания, постился, мировался, целовал иконы и т.д. и т.п. и др.
        И всё это без обратной связи? Нет, мне это не понятно.
        Сообщение от Йицхак
        Само собой. Сами искавшие Христа и виноваты, что церковно-славянский не понимают и Писания с ними никто не учил.Ни раза.
        Ну не настолько ц.-с. непонятен. А через час занятий можно научиться и читать на нём. И Писание, при желании, можно изучать самостоятельно, православной литературы масса и сеть рядом. Не надо ждать, пока кто-то придёт и научит тебя. Во всех других сферах люди проявляют удивительную активность и изворотливость, но тут почему-то становятся крайне инфантильны.
        Сообщение от Йицхак
        Но Вы так и не поняли, что еврей - не этнос. Я ж говорю - так и не поняли, что до Авраама НИ ОДНОГО еврея не было, он - первый.
        Да пусть он будет первым евреем, кто с этим спорит?
        Сообщение от Йицхак
        Все кто до него предками Израиля ни Бог, ни евреи не считает ни разу.
        Это что ж, у Израиля вообще предков нет? У самого первого еврея были предки или нет?
        Сообщение от Йицхак
        Но, я так понял, мнение Бога вам не интересно, у вас свои родословия.
        Не надо про мнение Бога, я с вами разговариваю. И родословия у меня из Евангелия от Луки, но не уверен, что оно для вас авторитетно.
        Сообщение от Йицхак
        А евангельские христиане Израиль? Вот уж не знал.
        Ну раз евангельские христиане считают, что если папа язычник, то он уже не родня правоверному сыну, значит это их мировоззрение.
        Сообщение от Йицхак
        Забавно, что Вы даже прочитав как оно есть, так и не приняли, потому что имеете в мыслях какой-то выдуманный "израиль".
        Ближе вариант, что вы путаете человеческие родословия и принадлежность к Израилю (быть евреем).
        Бросьте мудрить и подведём черту. Ответ на вопрос, кем были наши предки на Руси, православными или язычниками, зависит от того, как глубоко "копать".
        Если "копать" достаточно глубоко, то и у евреев предки язычники.

        Сообщение от Йицхак
        Вариант один: кто добавит к Книге сей...и кто убавит из Книги сей...(с)
        Для информации. Во-первых, Иоанн говорит это именно о книге Апокалипсис. А то, что эта книга в конце Библии вовсе не означает, что она была написана последней.
        Во-вторых, эта цитата вообще не к месту.
        Сообщение от Йицхак
        Поэтому, выбор у Вас небогатый - или добавить к Книге, что Фарра был язычником или сказать, что никакой информации, кроме личных эмоциональных предпочтений, у Вас нет.
        Не обижайтесь, но ваша хитрость и лукавство на поверхности. Ответьте прямо был Фарра язычником или нет? Или считаете, раз нет прямой цитаты, то и факта нет?
        Сообщение от Йицхак
        Само собой. Вас ведь не интересует истина. Вы вполне довольствуетесь выдумками. Не смею мешать.
        Для начала, вы запамятовали привести жалобные обращения, доносы и просьбы к правительству со стороны РПЦ.
        Вы о каких выдумках? С президентом упомянутой евангельской централизованной религиозной организации я был знаком лично и знаю о чём говорю.
        "Кто в молодости не был либералом, у того нет сердца, кто к старости не стал консерватором, у того нет ума".
        У.Черчилль.

        Разменная монета/ Loose Change - правда об "11 сентября". Незаконное копирование и распространение строго рекомендуется.

        Комментарий

        • АлексДи
          Христианин

          • 30 May 2004
          • 6991

          #244
          Сообщение от Georgy
          И при каких условиях любовь вменяемого сына к матери может угаснуть?
          Сообщение от Alex Shevchenko
          Ну на самом то деле, Георгий, получим массу пояснений..
          Георгий, вам уже ответили за меня.. Массой пояснений.
          "Неоспоримые свидетельства." Джош МакДауэлл.

          ".. Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами..." © А.И. Солженицын

          Е. Керсновская "Сколько стоит человек".

          Комментарий

          • RehNeferMes
            Отключен

            • 23 September 2005
            • 6097

            #245
            Сообщение от Игорь Панфилов
            Reh, ваша неприязнь к РПЦ есть духовная болезнь, через которую прошли и некоторые здесь присутствующие
            Здесь присутствующие - то есть форумные критики Православия - большей частью протестанты, критикующие его за Предание, за "загрязнение человеческими вымыслами изначальной чистоты учения". То есть с сугубо богословских позиций.

            Я же, как полная нехристь, критикую его с общественно-политической позиции. То, что оно (Православие) соответствует или не соответствует какому-то канону, мне по барабану.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            А ругают РПЦ независимо от её действий. Сначала говорят "да куда она смотрит, везде пропаганда насилия, разврата, бездуховность, падение нравов, а она молчит и бездействует!". Но когда РПЦ делает конкретные шаги к изменению ситуации, те же самые глашатаи меняют пластинку "да что она себе позволяет, везде хочет навязать свою религию, у нас светское государство, это нарушение конституции, мы будем жаловаться в ПАСЕ, ОБСЕ и прочие СЕ ". Таким образом этих товарищей, иначе как лукавыми делателями, назвать нельзя.
            Позвольте:
            1) разве эти требования к РПЦ - взаимоисключающие, я согласен - исходят из одних и тех же уст? Мне сдаётся, что первые обвинения идут от консерваторов-урапатриотов, и вторые - от либерально мыслящих.

            Что до меня, то РПЦ как христианская церковь, конечно, должна бороться с порнографией, детской преступностью, аморалкой и т.п. Но исключительно силой свободно внимаемой проповеди, силой свободно внимаемого слова. А что предлагает РПЦ? Вместо того чтобы внушать людям отвращение к греху, чтоб им САМИМ расхотелось грешить - она пытается просто лишить их возможности грешить (причём лишить чужими руками, руками государства), например, закрыть эротические каналы ТВ.

            То есть: человек не перестал хотеть смотреть порнуху, он по-прежнему хочет её смотреть - только ему смотреть негде. Он по-прежнему тянется к греху, но ему теперь стало негде его утолять. Это напоминает борьбу с жаждой путём засыпания колодцев.

            На самом-то деле любитель клубнички, разумеется, по-прежнему насытит свою страсть - но теперь в подпольном видеосалоне. И это всё, чего добьётся РПЦ; и то же самое со всеми последними общественными инициативами РПЦ; если они и целебны для общества, то лекарство хуже самой болезни.

            Она не умеет работать с людьми, и оттого пытается работать с государством. Она не умеет внушить им своих идеалов, и оттого просит государство внушить их им через силу. А протестанты - хотят и умеют, и это зримо бесит РПЦ МП.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            Во-вторых, хоть вы и "нехристь", но должны понимать, что как коня можно привести на водопой, но нельзя заставить пить, так и веру в Бога нельзя вызвать силком и угрозами, но можно создать благоприятные условия для её зарождения, для чего и нужен ОПК.
            Тогда зачем этот водопой оплетают проволокой и водят на него строем под конвоем? Почему ОПК хотят сделать всеобщим и обязательным? Почему хотят, чтоб оценка по Православному Закону Божию (давайте называть ОПК его настоящим именем) играла в среднем балле при поступлении в российские ВУЗы?

            Это и есть насильственное вливание воды коню в глотку.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            Это нереально, одних мусульман несколько миллионов.
            Вот именно! Так подумайте же, как можно в стране, на четверть состоящей из мусульман, делать ОПК федеральным (!) обязательным (!) компонентом. Как будут молодые мусульмане читать "Богородице дево радуйся", и как получать двойки за её не-прочтение.

            Да вам в мусульманских регионах храмы поджигать начнут. И поделом, если вы это безобразие всё-таки пролоббируете.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            Вы сами себе можете объяснить почему вы ненавидите РПЦ?
            За ксенофобию и неофобию. За то, что она с усердием, достойным лучшего применения, консервирует и пестует худшие черты североправославной цивилизации (термин А.Тойнби). Они растут в ней, как бациллы в агар-агаре.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            РПЦ страдала от государства больше, чем кто-либо и сращивание с ним не является её целью.
            Её дела говорят обратное. Я предпочитаю судить по делам.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            Если взять 90-е годы, да, темпы роста были серьёзные на фоне духовного голода, сейчас уже всё наелись "неопротестантизмом" до горькой отрыжки.
            Тогда сейчас этот рост должен был бы остановиться, и перестать тревожить РПЦ. А она регулярно обращается к обществу и государству, выражая свою тревогу по поводу роста инославия. Значит, растёт по-прежнему - если не выкручивают рук, не затыкают рот и не запугивают людей.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            А то, что неопротестанты - "пятая колонна", это и к бабке не ходи.
            Равно как и жиды, цыгане, ведьмы и т.д; словом, вздорный православный фольклор.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            Я думаю, что русский, мыслящий, порядочный человек может быть вне РПЦ, но не может быть против неё.
            Если этот человек уважает Конституцию своей страны, и если РПЦ пытается нарушить и её дух, и её букву - может и должен.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            Враждовать то можно, много ума не надо, только зачем?
            Чтоб не оказаться в один прекрасный день у участкового на допросе: отчего год не ходил к православной исповеди. (Так было заведено в столь любимой православными Российской империи - обязательная годовая исповедь для всего великорусского населения. С отказниками разбирались жандармы и околоточные.)
            Сообщение от Игорь Панфилов
            Вы сейчас про какой период истории говорите?
            Про любой, когда РПЦ не являлась частью государства и в неё не загоняли полицейским аппаратом. Например, ельцинское время.
            Сообщение от Игорь Панфилов
            Например.
            Извольте: GlobalRus.ru :: Суждения :: Крестовый поход из гетто. Русская церковь в уходящем году.

            Комментарий

            • RehNeferMes
              Отключен

              • 23 September 2005
              • 6097

              #246
              Сообщение от Alex Shevchenko
              Да не вопрос. Пишите на имя моего правящего Архиерея (Таврийская, оно же Запорожская и Мел. епархия) - Вам обязательно вернут Вашу долю. Я лично походатайствую.
              Пока ещё возвращать нечего. Пока ещё вам от меня не попало ни копейки, бо РФ и РПЦ - вещи раздельные. Вот я и хочу, чтоб они таковыми и оставались. Собирайте себе на купола сугубо промеж своих, и не пытайтесь срастись с государством - оно и моё тоже, а я на ваши купола не хочу давать ни единой полушки.

              Лучше я голодного котёнка накормлю... только позавчера подобрал тут одного гаврошика. Тимкой назвал. Ласковый!..
              Сообщение от Alex Shevchenko
              Ну почему же обязательно за яйца - некоторых можем за рога.
              Понимаю, совсем не тащить - ни за что - не можете; инстинкт заставляет. Но "за рога" силушки не хватит: можете получить тем рогом в православный глаз. В двадцатые годы, видно, вам мало показалось.

              Мало того что совершаете ошибки, так ещё и не учитесь на них.
              Сообщение от Alex Shevchenko
              Удачного Вам выздоровления. Только и всего.
              Благодарю вас, я совершенно здоров - умственно, морально, духовно и физически. Не считая пары лишних килограммов.

              Комментарий

              • Alex Shevchenko
                Ветеран

                • 19 February 2007
                • 5997

                #247
                Но "за рога" силушки не хватит: можете получить тем рогом в православный глаз. В двадцатые годы, видно, вам мало показалось.
                Хватит Мы то вот они - бельмо в Вашем глазу. А где милые кумачевые головы двадцатых ....
                Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

                Комментарий

                • Alex Shevchenko
                  Ветеран

                  • 19 February 2007
                  • 5997

                  #248
                  Сообщение от АлексДи
                  Георгий, вам уже ответили за меня.. Массой пояснений.
                  А То Вы с каждым разом все лучше и лучше усваиваете главное искусство спора - успеть сделать хорошую мину при плохой игре.
                  Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

                  Комментарий

                  • RehNeferMes
                    Отключен

                    • 23 September 2005
                    • 6097

                    #249
                    Сообщение от Alex Shevchenko
                    Хватит Мы то вот они - бельмо в Вашем глазу. А где милые кумачевые головы двадцатых ....
                    Там же, где и вы и я будем в своё время: в могиле.

                    А силушки у вас - нет, не хватит всю страну поставить своим православным раком. Маловато вас всё-таки для этого. Да и сопртивление будет огого, когда вы людям в жизнь по-настоящему полезете.

                    Комментарий

                    • Alex Shevchenko
                      Ветеран

                      • 19 February 2007
                      • 5997

                      #250
                      Там же, где и вы и я будем в своё время: в могиле.
                      Ну от чего спорить - приидет время - посмотрим.
                      А силушки у вас - нет, не хватит всю страну поставить своим православным раком. Маловато вас всё-таки для этого. Да и сопртивление будет огого, когда вы людям в жизнь по-настоящему полезете.
                      Повторяетесь - от сего скучны и предсказуемы. Но скучны боле.
                      Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

                      Комментарий

                      • Димитрий73
                        Ветеран

                        • 30 April 2008
                        • 1976

                        #251
                        То есть: человек не перестал хотеть смотреть порнуху, он по-прежнему хочет её смотреть - только ему смотреть негде. Он по-прежнему тянется к греху, но ему теперь стало негде его утолять. Это напоминает борьбу с жаждой путём засыпания колодцев.

                        На самом-то деле любитель клубнички, разумеется, по-прежнему насытит свою страсть - но теперь в подпольном видеосалоне. И это всё, чего добьётся РПЦ; и то же самое со всеми последними общественными инициативами РПЦ; если они и целебны для общества, то лекарство хуже самой болезни.
                        Закрыв канал, Православие отсекает тем самым, тот массовый доступ к нему людей разного возраста, а особенно подрастающего поколения.
                        Это раз.
                        Второе это то, что если ты смотришь на женщину с вожделением, ты уже прелюбодействуешь. Это два.
                        Третьим будет наше отношение к этому. Никакой терпимости к беззаконию. Никакой толерантности.
                        Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
                        "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5, 20).
                        "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе" (2 Тим. 1, 13). "дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4, 14)http://www.pravoslavie.ru/images/b88x31c.gif.

                        Комментарий

                        • Димитрий73
                          Ветеран

                          • 30 April 2008
                          • 1976

                          #252
                          Сообщение от АлексДи
                          Георгий, вам уже ответили за меня.. Массой пояснений.
                          В наши дни уже удается вводить предмет «Основы православной культуры» во многих учебных заведениях. Есть регионы, где в школах этот предмет включен в программу как обязательный. Есть регионы, где он принят в качестве факультатива. В некоторых местах борьба еще продолжается. Но уже становится очевидным, что предмет этот, скорее всего, войдет в курс современной школьной программы. И в связи с этим важно выяснить некоторые очень насущные вопросы. Конечно, было много дискуссий о том, что вообще означает этот предмет «Основы православной культуры». Существуют разные формулировки, определения вообще культуры и православной культуры в частности, поэтому для нас, чтобы не потеряться в этих формулировках, важно понять самое главное. У России, как, наверное, многие согласятся, очень богатое культурное наследие. А что находится в основе этого наследия? Несомненно, Православие. Известные русские писатели, поэты, музыканты, ученые были воспитаны в Православии. Поэтому часто в произведениях нашей отечественной литературы встречаются сюжеты, которые невозможно понять, будучи человеком неправославным. Допус*тим, в основе романов Ф.М. Достоевского полагаются глубокие евангельские истины. Вне Православия Достоевский непонятен. Или вспомним «Капитанскую дочку» Пушкина: Гринев, оказавшись под временным арестом, начинает молиться и чувствует в душе облегчение неверующий читатель воспримет это просто как суеверие, но Пушкин вкладывал другой смысл: в тяжелой ситуации только молитва способна уравновесить внутренние силы. А вот особенно интересный факт: из записок секретаря Л.Н. Толстого Валентина Булгакова, проведшего при писателе последний год его жизни, становится известно, что супруга Льва Николаевича Софья Андреевна незаметно привязала к ножке его кровати православный образок, и в итоге Толстой, словно влекомый невидимой силой, едет в Оптину пустынь. Конечно, мы знаем, что у него не хватило сил и решимости пойти на исповедь, но оказывается, что и для него, и для его супруги Православие тоже хоть что-то, да значило, по крайней мере, где-то в глубинах своей души они это, несомненно, чувствовали.
                          Собственно, понять, что такое культура России, понять вообще историю нашего отечества невозможно без знания основ Православия. Автор этих строк учился в советской школе, окончание ее пришлось на перестроечные времена, но учебники были еще старые. И когда я поступил в Духовную семинарию, оказалось, что я не знал многих важнейших событий русской истории, хотя по истории у меня в школьном аттестате отличная оценка. Дело в том, что в советских учебниках упор делался на классовой борьбе и коммунистической идеологии. Пропускалось описание важнейших исторических событий по той простой причине, что это были события, в которых Россия представлялась неразрывной от Православия. Допустим, описание Крещения Руси и той перемены, которая произошла с князем Владимиром, личность преподобного Сергия Радонежского и его взаимоотношения с благоверным князем Димитрием Донским, роль Церкви в эпоху смутного времени, Оптина пустынь с ее преподобными старцами и их влияние на видных людей XIX века, личность святителя Филарета Московского, которого глубоко уважали и с которым советовались три императора, и многое-многое другое. Сама славянская письменность неразрывна от православной веры. И, не зная вот этих основ нашей истории и нашей культуры, невозможно быть культурным русским человеком. Поэтому в наши дни предмет «Основы православной культуры» поможет правильно понять отечественную историю, раскрыть для себя ценность русского культурного наследия и разобраться в проблемах сегодняшнего дня.
                          Вместе с тем существует реальная опасность, что преподавание основ православной культуры превратится в изучение только внешних составляющих, допустим только сухой истории главных церковно-исторических событий или внешних форм христианского искусства. То есть учащиеся будут прекрасно знать, в каком году был построен Успенский собор Кремля или Троицкий собор Сергиевой лавры, но при этом сами не сделают и шага, чтобы прийти в храм и от души помолиться за своих родителей или о самих себе. Они будут хорошо знать, кто изображен на иконах преподобного Андрея Рублева, но, возможно, не будут понимать, а зачем нам вообще нужны иконы. Все это станет восприниматься просто как религиозное творчество, культурное наследие православной старины. Это подобно тому как воспринимать праздник Пасхи только по обилию куличей и крашеных яиц и при этом быть совершенно далеким от подлинной веры в Воскресшего Христа.
                          И вот здесь нам важно понять, что сама культура есть выражение вещей более глубинных. Когда египтяне воздвигали свои пирамиды, бальзамировали умерших, это был не просто бездумный обряд, а исповедание их личной веры в загробную жизнь. Религиозное искусство неразрывно от духовной жизни религии, это есть исповедание во внешних формах сокровенной сущности религии. И в связи с этим важно помнить, что православный храм не просто вид религиозной архитектуры, а место богообщения, то место, где человек освобождается от грехов, от гнетущих его душу проблем, где он обретает подлинную радость от стяжания Духа Святого. Говорят: «Человека встречают по одежке, а провожают по уму». Культура это одежда религии, и еще можно сказать, что она отражение внутреннего содержания религии. И если человек чужд самой православной веры, если он чужд веры в Бога и не видит потребности в молитве и церковных таинствах, то и сама православная культура будет для него чужой. Поэтому изучать только культурную составляющую, игнорируя сокровенное содержание Православия, это все равно как изучать только тело человека и не замечать его душу. То есть это будет познание мертвое.
                          Итак, преподавание основ православной культуры должно быть неразрывно связано с изучением духовной составляющей Православия. Основы православной культуры невозможно понять без живого соприкосновения с духовным опытом Православия, тем опытом, который вдохновлял лучших представителей Православия, таких, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский, и многих других к осуществлению в своей личной жизни Евангелия, а посредством их преображал духовно-нравст*венную жизнь и окружавших их людей. Когда мы говорим о бездуховности, о развитии в нашей стране наркомании, о растлении молодежи что стоит за всем этим? Только ли дело в том, что молодежь незнакома с внешними атрибутами Православия? Что вообще такое бездуховность и какого духа нет у современного общества? В этом отношении нам подсказывают уже упомянутые нами святые отцы, что человеческой душе не хватает Духа Божия, Святого Духа, стяжание Которого доставляет сердцу удивительную свободу, ясность, чистоту и радость. Собственно, сама духовная жизнь, о которой должна идти речь на уроках основ православной культуры, согласно святым отцам, и есть стяжание Духа Святого. Перед лицом соблазнов невозможно выстоять за счет только своего собственного, человеческого духа. Поэтому основные проблемы возникают тогда, когда человек внутренне далек от того главного, что есть в Православии, то есть от живого опыта, опыта жизни во Христе. И, на наш взгляд, предмет «Основы православной культуры» должен обращать внимание именно на это, то есть на духовные основы, фундамент, на то самое главное, что находит выражение во внешних формах православной культуры, на богообщение. В связи с этим важно подвести учащихся к пониманию того, что Православие не просто древняя религиозная традиция а чистый путь ко Христу, что духовная жизнь не томительное самоограничение, как полагают многие, что это не ущемление себя а освобождение сердца от уз греха, радость общения с Богом, что богослужение не последовательность устаревших обрядов а священнодействие, приобщающее к благодати Божией.
                          Несомненно, определяющим в дальнейшей судьбе «Основ православной культуры» станет вопрос: а кто же именно будет преподавать этот предмет? Представьте, что в медицинском вузе хирургию возьмется преподавать не хирург, а человек, знающий понаслышке или прочитавший из книг, как оперировать людей. Наверное, такое преподавание будет очень поверхностным, потому что преподаватель сам, по своей жизни, оказывается вне этого предмета. Так и преподать основы православной культуры сможет только искренний православный педагог, который живет Православием и знает о нем не понаслышке. Вот такой преподаватель, даже если он повествует о внешней, только культурной составляющей Православия, все равно сможет через это указать на красоту православной веры, на саму жизнь, жизнь во Христе православных христиан. И подобно тому как в X веке посланники князя Владимира, которые еще мало что знали о содержании православной веры, но которых само созерцание внешнего благолепия собора святой Софии в Константинополе уже убедило в превосходстве Православия над другими религиями, так и в наши дни возможно возводить школьников через познание красоты православной культуры к пониманию внутренней красоты Православия, но только в том случае, если педагог сам будет жить Православием и видеть во внешних формах православной культуры проявление внутренней евангельской силы и жизни.
                          Мне известен пример одного бывшего адвентиста, причем он являлся даже диаконом, который ради расширения своего кругозора решил изучать православное богослужение, познакомиться с ним практически, для чего приходил в храм, и постепенно наше богослужение так привлекло его, что он перешел из адвентизма в Православие. Вот так практическое ознакомление с православной культурой сделало православным представителя иной христианской конфессии. Внешняя красота, благолепие православной культуры, несомненно, свидетельствуют о внутренней красоте самой веры. Но и эту, внешнюю красоту надо еще научиться видеть, поэтому от преподавателя требуется настоящий подвиг, чтобы донести до современных юношей и девушек, а что же есть истинная красота и в каких формах она способна находить свое подлинное воплощение. Конечно же, школьные лекции о православной культуре необходимо подкреплять практическим ознакомлением, приводить учеников в храмы, возить в монастыри, объясняя при этом каждый момент богослужения, объясняя храмовую и богослужебную символику. Тогда постепенно дет*ская душа станет откликаться, чувствуя благодать Божию, и, будем надеяться, откроет для себя удивительную красоту святых таинств Православной Церкви.
                          Также важно устраивать встречи школьников с опытными священно*служителями, духовниками, проповедниками, православными миссионерами. Бывает, что те же самые истины, но произнесенные новым человеком, более опытным, с живыми и яркими примерами, становятся для школьников наконец очевидным и убедительным свидетельством. Это поможет представить истины Православия намного богаче и глубже. Раскрывая для себя смысл православной веры, учащиеся начнут по-новому к ней относиться. Возможно, кто-то из них теперь поймет, что все это не просто уважение к древней традиции или, напротив, дань современной моде. А эта вера, собственно, отвечает той потребности, той жажде духовного света, которая есть в сердце каждого человека. Эта вера упорядочивает внутренний строй души и наполняет жизнь человека особенным, высшим смыслом. И вот тогда, открыв для себя смысл, внутреннее содержание Православия, человек станет радостным делателем на ниве собственного вечного спасения. А это, наверное, и есть конечная цель предмета «Основы православной культуры».
                          Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
                          "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5, 20).
                          "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе" (2 Тим. 1, 13). "дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4, 14)http://www.pravoslavie.ru/images/b88x31c.gif.

                          Комментарий

                          • Димитрий73
                            Ветеран

                            • 30 April 2008
                            • 1976

                            #253
                            Сообщение от АлексДи
                            Георгий, вам уже ответили за меня.. Массой пояснений.
                            Из всех существующих в мире педагогических систем, только педагогика, ощутившая в развитии личности ту таинственную глубину, силы которой не находятся в распоряжении самой личности, вплотную подходит к религиозной постановке педагогических проблем. Религиозное направление в педагогике хочет только открыто и прямо признать этот факт и систематически связать, в надлежащих местах, педагогическое мышление с религиозной сферой. Оно меньше всего хочет отрицать свободу педагогической мысли или практики, отрицать все неоценимое значение эксперимента и исканий в школьном деле или отодвинуть на задний план все те богатейшие данные, которыми пользуется педагогика из отдельных наук или философских дисциплин. Но религиозное направление стремится открыто признать факт связи педагогической мысли с системой религиозных идей и эту связь понять и осмыслить.Религиозное обоснование педагогики чуждо, надо открыто признать это, значительному числу современных педагогов, даже лично религиозных. С одной стороны, это связано с общей реакцией в культурном сознании Европы после Средневековья; у педагогов эта реакция против авторитарной системы до сих пор очень остра, в силу чего так часто современные педагоги боятся миросозерцательной установки, возбуждающей подозрение возможностью фанатического насилия над свободной мыслью. С другой стороны, у педагогов есть свои особые мотивы видеть в принципе свободы нечто священное и дорогое: они сознают, что их первое призвание охранять свободу ребенка, свободу раскрытия им своей индивидуальности. Это признание за ребенком права быть самим собой, отвращение ко всякому насилию над детской личностью вызывают у педагогов особое ревнивое отношение к принципу свободы.
                            «Но охрана свободы в развитии ребенка вовсе не противоречит религиозному обоснованию педагогики, а, наоборот, только в нем и получает надлежащий свой смысл. Когда наши современные русские педагоги возражают против религиозного обоснования педагогики и видят в этом возврат к эпохе К.П. Победоносцева (который исказил замечательные идеи С.А. Рачинского во имя политических мотивов), то в этом ничего, кроме недоразумения, видеть нельзя. Превращение школы в орудие политики вовсе не связано с религиозным подходом к проблемам воспитания, а в наши дни порабощение школы разными идеокрактическими системами превосходит все, что было свойственно духу времени Победоносцева. Такое же недоразумение имеет место и у тех, кто боится сближения школы и Церкви и утверждает, что нельзя отдавать школу во власть духовенству, критикой которого занимались всегда, занимаются и теперь так охотно. Религиозное обоснование педагогики, конечно, ставит школу в связь с Церковью, но вовсе не делает ее административно подчиненной духовенству (по той простой причине, что понятие Церкви никогда не может быть отожествляемо с понятием клира). Пора в свете всего пережитого сбросить с себя власть старых, утерявших ныне всякий смысл предрассудков, порожденных в отношении к Церкви политическими факторами. Религиозное обоснование педагогики вообще не означает никакого возврата к какой бы то ни было прежней системе школьного дела. Можно спокойно не спорить вообще в этом направлении, ибо сама жизнь учит иначе глядеть на все эти вещи. Но за вычетом этих поверхностных и по инерции еще действующих сомнений в недоверии педагогов к религиозному обоснованию педагогики есть нечто более глубокое «внутренний секуляризм», который хочет полной «автономии» школы и педагогики».[i]
                            Но в то же время для всех сфер культуры и не только для педагогики нельзя сводить явление секуляризации к одному негативному источнику, к одной реакции против средневековья. Чтобы понять явление секуляризации, необходимо уяснить себе тот положительный и творческий пафос, который одушевляет культурные процессы Нового времени. Этот положительный и творческий корень секуляризации лежит в вере в человека, в вере в его творческую силу, способность к прогрессу, в вере в историю как путь и силу прогресса. Сама по себе эта вера не только не противоположна христианству, но, взятая с известными дополнениями, образует центральное ядро христианства, основанного на факте Боговоплощения и спасения человека через смерть и воскресение Спасителя. Христианство не просто возвышает человека над природой, присваивая ему царственное значение, но в идеале обожения оно расширяет царство человека за пределы космоса, ибо людям дана «власть быть чадами Божьими» (Инн. 1; 12). Христианство есть не только спасение человечества, но и некое откровение о человеке, о его грядущей судьбе, о Церкви, которая есть тело Христово, но которая в то же время есть Богочеловеческий организм, то есть неслиянное и нераздельное сочетание Божественного и человеческого начал. Христианство больше знает о человеке, больше верит в него, глубже понимает человека, чем приведенная выше формула философии Просвещения.
                            Но в силу особой диалектики западноевропейской истории вера в человека стала воскресать уже в чисто светской культуре, в безрелигиозной философии; она здесь стала опорой безрелигиозной культуры, но все же она по существу была возвращением к забытой истине, к забытому откровению о человеке. Именно эта вера в человека и одушевляла деятелей культуры XVIII и ХIХ вв. Своего апогея все это умонастроение достигло у Руссо, которому было дано впервые с исключительной силой почувствовать правду и красоту детской души и тем напомнить о новозаветном отношении к детям.
                            Развитие педагогики выдвигало, естественно, на первый план все то, что оправдывает ее веру в детскую душу: на этой вере основывается весь смысл педагогического вхождения в жизнь ребенка. Но двусмысленность педагогического натурализма, как он с особой силой проявился у Руссо, а затем у его последователей, привела к тому, что вера в детскую душу вела к забвению или устранению учения о первородном грехе. Здесь надо искать объяснения того, отчего тема воспитания в новейшей культуре оторвалась от темы спасения. Этот разрыв двух тем, по существу глубоко связанных одна с другой, имел самое роковое влияние на развитие педагогики. Воспитание ребенка ставилось вне всего основного христианского благовестия о спасении. Кроме реакции против церковной культуры средневековья причина этого лежала в недостаточном раскрытии христианского откровении о человеке и в одностороннем развитии этой христианской идеи в системе натурализма.
                            Но ведь само христианство это не просто комплекс неких идей, овладевших умами, а новая жизнь, новый человек, свидетельствующий о своих новых ощущениях, чувствах и мыслях. А Церковь есть именно собрание новых людей, делящихся друг с другом своим духовным опытом. Эти новые люди обрели и новое призвание: по словам апостола Павла, все мы призваны к святости (1. Сол. 4:7). Поэтому-то в христианстве жизнь человека обретает особый смысл и значение.
                            Отсюда и православная педагогика опирается не на какую бы то ни было философскую идею, а на само бытие Церкви как нового богоданного союза человека и Бога. Основанием ее стало, с одной стороны, христианское учение, а с другой духовный опыт Церкви, то есть многообразные человеческие пути к святости. И, конечно же, на первом месте в православной педагогике стоит воспитание. Но и воспитание здесь не есть вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношения, а живая духовная реакция на происходящее. В православной педагогике мы не должны иметь жесткого свода нормативов и примеров, под которые нужно подогнать ребенка, жизнь каждого ценна именно своим личным путем и личным трудом, на это педагог и должен ориентироваться.
                            На что же опирается православная педагогика, как на свою незыблемую идейную основу? На то, что составляет основу и православного богословия, и богослужебной практики Церкви, и домашнего благочестия:
                            на Священное Писание,
                            на жизненную силу Таинств Церкви,
                            на Священное Предание.
                            Но педагогу нужно всегда помнить, что кроме Священного Предания Церкви есть предания исторические, "предания старины глубокой". В жизни они тесно переплетены, и педагогу нужно научиться их различать, чтобы не впасть в догматизацию исторических, этнических или культурных особенностей бытия Церкви.
                            И потому учить детей нужно, прежде всего, содержанию, а не форме. Это применимо ко всем областям знаний и человеческого опыта, необходимо для правильного развития и становления духовной жизни ребенка: научение внешним формам благочестия никогда не приводит к правдивости и духовной глубине. Формальные знания опасны тем, что при определенном количестве они начинают восприниматься как формальность. Пожалуй, это главная опасность православной педагогики, постоянное ее искушение.
                            Нужно различать священное и историческое, священное и талантливое, священное и то, что нам нравится. Здесь необходимо вспомнить слова отца Георгия Флоровского: «Два соблазна зачаровывают русскую душу. Соблазн священного быта, это соблазн Древней Руси, соблазн старообрядчества... И соблазн пиэтического утешения, очарование душевного уюта».[ii] В полной мере эти соблазны искушают православную школу: стремление воспитать у детей чистую правильную веру часто оборачивается воспитанием обрядоверия.
                            Ведь что такое обрядоверие? Это пристрастие к той или иной форме обряда. Оно плохо, прежде всего, тем, что это пристрастие, что человек перестает чувствовать центр священного, а большее внимание обращает на форму. Есть и духовный корень в обрядоверии: человек страшится остаться в поиске, в неведении, ему легче иметь пример для подражания и алгоритм действия, это дает определенную опору, ему начинает казаться, что он знает, как жить и что делать.
                            Теперь следует сопоставить две вещи: педагогику и проповедь. Проповедь это, прежде всего, слово веры, которое может стать началом движения человека к истинной жизни. Педагогика это само движение, совместное движение учителя и ученика в пространстве диалога: слово веры должно непременно соединиться здесь с делом веры. Даже проповедь апостола Павла в ареопаге необыкновенный образец ораторского искусства была услышана только несколькими людьми, а после его слов о воскресении мертвых часть людей вообще перестала слушать, и только некоторые подошли к нему.
                            Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
                            "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5, 20).
                            "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе" (2 Тим. 1, 13). "дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4, 14)http://www.pravoslavie.ru/images/b88x31c.gif.

                            Комментарий

                            • Димитрий73
                              Ветеран

                              • 30 April 2008
                              • 1976

                              #254
                              Для православной педагогики более подходит неразделенный образ Марфы и Марии (Лук. 10: 38-42) деятельного и созерцательного христианства: внимаем слову и действуем по слову. Это первая заповедь православного педагога, этому же надо учить и детей. Если же педагогику сводить к проповеди, что часто и происходит в наших школах, то мы оставим ребенка в одиночестве.
                              В большую жизнь, которая детей ожидает, входит не только жизнь Церкви, но и жизнь общества, которое их окружает дома, в школе, на улице. Православный педагог не может учить жить детей отдельно от жизни мира. Нужно ориентировать ребенка на жизнь глубоко самостоятельную и полную. Отсюда и проблема развития ребенка решается в православной педагогике так же, как и в школах с другим мировоззрением: таланты надо развивать, это дары, которые Господь послал людям. Но само развитие должно быть целомудренным, не развращающим, а, наоборот, собирающим воедино все силы души человека. Такое развитие личности по-настоящему и возможно только тогда, когда она начинает осознавать себя как образ и подобие Божие. Только тогда человек получает как бы истинную систему координат и может ориентироваться в жизни. Мир начинает восприниматься им не как общественно-бытовое поприще приложения своих сил и талантов в социуме, а как школа для праведной жизни, как начало пути к себе, к своему истинному «я». Знания о Церкви ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь, то есть труды строительства себя по образу и подобию Божию.
                              Таким образом, становится понятен кризис схоластической системы христианской педагогики, которая стремилась, прежде всего, наполнить ребенка христианскими знаниями. А знания не определяют жизнь ребенка. По сути, кризис схоластики это кризис обучения, не связанного с воспитанием. Как видно, в христианской педагогике этот вопрос стоит острее, чем в других школах. Живые формы педагогики рождались в самой Церкви на протяжении многих веков, но всегда они встречались с почти демоническим противостоянием схоластики, которая является соблазном для каждого нового поколения учителей. Хорошую профилактическую помощь может оказать здесь сама история православной педагогики.
                              Замечателен вклад в православную педагогику Николая Дмитриевича Ушинского. Его "Педагогическая антропология" в которой разбираются глубочайшие проблемы формирования личности ребенка, должна стать настольной книгой православного учителя.[iii] Важны также работы Н.И. Пирогова, горячо радеющего о целостном воспитании.[iv] Ни с чем не сравним необыкновенный опыт Сергея Александровича Рачинского, который создал свою сельскую школу-общину,[v] крайне полезны современному учителю педагогические интуиции и установки протоиерея Василия Васильевича Зеньковского.[vi]
                              Но, к сожалению, таких примеров мало. А ведь преподавание Закона Божьего в гимназиях, реальных училищах и школах было обязательным стало быть, педагогов Закона Божьего было очень много. Почему же история страны и история литературы сохранили так много отрицательных примеров? Можно ли посчитать это тенденциозной ошибкой? Вряд ли. Повсеместное господство схоластики в духовной школе не давало возможности родиться православной педагогике как живой системе духовного воспитания детей. Педагогический опыт святого Иоанна Кронштадтского с его пылким стремлением пробудить в ребенке любовь к Богу для конца ХIХ начала ХХ века был, скорее, исключением, чем правилом.[vii] Кроме того, он практически неповторим, так как держится на необыкновенной духовной силе личности святого. Массовое же учительство в области Закона Божьего было ориентировано на начетничество, то есть на заучивание Священных истин вне какой бы то ни было связи с духовной жизнью самого ребенка.[viii]
                              Однако разрыв в традиции, который исторически образовался в православной педагогике России, в современных условиях не следует слишком драматизировать: с позиций сегодняшнего дня возможно трезво увидеть, что в православной школе дореволюционной России было вызвано требованиями времени, что человеческими слабостями и страстями, а что поистине являло собой педагогическое открытие и честное служение христианина.
                              Саму же традицию в православной педагогике должно понимать не как повторение и воспроизведение старых, привычных форм учебного процесса, а как единение с истиной, как рождение новых форм и методов образования, во времени соответствующих священному содержанию жизни Церкви. Таким образом, само собой уточняется и понятие развития в православной педагогике. Характер, направление и уровень православного образования в первую очередь обусловлены духовным, каноническим, моральным и организационным состоянием самой Церкви, которая уже в предшествующий революции период и тем более после 70-летнего открытого избиения, оказалась в тяжелом внутреннем положении. Поэтому только целеустремленная, благожелательная и неустанная работа по искреннему признанию и разрешению этих болезней, способна дать всем нашим образовательным центрам ту силу в практике православной педагогике, которая духовно оздоровит и укрепит как саму Церковь, так и Отечество.
                              Сейчас пришло время творческого развития системы православной культуры в России, изучения в наших школах основ этой культуры, в рамках которой должна со временем быть построена целостная система православной педагогики. «Это замысел, имеющий в виду органически связать проблемы педагогики с духом и основными началами Православия, имеет самую глубокую связь с общей задачей построения системы православной культуры. Завоевание школы для этой идеи, одушевление ею педагогических деятелей, действительное приближение школьного и внешкольного воспитательного дела к путям православной культуры являются грандиознейшей, а вместе с тем исключительно важной задачей. Если не удастся ничего сделать в этом направлении, то напрасны будут все теоретические построения и организационные начинания ибо отрава современным дуализмом культуры происходит еще на школьной скамье».[ix]
                              Разумеется, не может быть и речи о том, чтобы православная школа, которая к тому же есть еще тема исканий, насаждалась сверху, путем государственных декретов. Если мы стремимся к новой школе, внутренне, а не внешне проникнутой началами христианства, руководимой духом Церкви, а не ее властью, то имеем в виду начинания отдельных групп, частную инициативу, и поддержку этих благих начинаний власть предержащими. Рост православной культуры, культуры, проникнутой духом Православия и в сознании своем утверждающей эту связь, мыслится через «островки» или оазисы православной культуры, которые своим очарованием, своей правдой должны изнутри овладеть душой ребенка и целого народа, столько десятилетий пребывавшего без Веры и Церкви во мраке атеизма.
                              «Основной замысел всякой православной школы состоит не в том, чтобы искусственно связать истины Православия с проблемами и построениями современной педагогики, а в том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает Христианство. Этот синтез должен быть органическим, а не искусственным, подлинным, а не словесным. Современный православный педагог пытается выстроить систему педагогики в свете и в духе Православия, т.е. оживить современную педагогику тем учением о человеке, о его внутреннем мире, о его судьбе, какие живут в православном сознании, сознании неразрывно связанным с верой».[x] Известный славянофил Иван Киреевский не случайно говорил: "Человек - это его вера". Но вера, пишет апостол Павел, от слышания, слышание же от проповедующего (Рим. 10; 14-17). Не потому ли Сам Христос последней и главной заповедью для апостолов повелел: «Идите, научите все народы» (Мф. 28; 19), заложив тем самым основание всей христианской педагогики?
                              В наши дни отовсюду говорят о критической запущенности российской системы образования, о необходимости ее реформирования. Представляется, что в творческом делании будущего необходимо учитывать опыт прошлого. Сто лет назад товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Николай Жевахов пророчески мудро отметил: «Коренная реформа всякой школы сделалась кричащей необходимостью нашего времени. Но в чем бы она ни выразилась, она достигнет цели только тогда, когда, давая ученику знания, даст и ответ на вопрос, зачем ему эти знания нужны».[xi] Очевидно, что основной задачей православных педагогов является необходимость разъяснить нашему юношеству, зачем ему нужна Вера в Бога и в Святое Православие. Такая задача не только дает импульс к творческому развитию православной педагогики и всех ее институтов, но и доказывает необходимость положительного разрешения всех споров относительно преподавания «Основ православной культуры» в современной школе России.
                              Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
                              "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5, 20).
                              "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе" (2 Тим. 1, 13). "дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4, 14)http://www.pravoslavie.ru/images/b88x31c.gif.

                              Комментарий

                              • Димитрий73
                                Ветеран

                                • 30 April 2008
                                • 1976

                                #255
                                Сообщение от АлексДи
                                Георгий, вам уже ответили за меня.. Массой пояснений.
                                АЛЛА БОРОДИНА: "КСЕНОФОБСКАЯ КАМПАНИЯ В СМИ СТАЛА ДЛЯ МЕНЯ НЕОЖИДАННОСТЬЮ"
                                ИНТЕРВЬЮ С АВТОРОМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ "ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ" И УЧЕБНИКА "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"



                                Учебник "Основы православной культуры"
                                - Алла Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о вашем учебнике?
                                - Учебник "Основы православной культуры" создан по авторскому курсу история религиозной культуры и соответствует 5 разделу курсу, который так и называется "Основы православной культуры". Это один из десяти разделов курса. Разрабатывая историко-культурологическую программу "История религиозной культуры" я ставила перед собой цель - повышение качества базового гуманитарного образования средствами религиоведческого содержания и духовно-нравственного воспитания, в том числе, гражданского, патриотического, через углубление историко-культурологического материала.
                                Учебник "Основы православной культуры" прошел экспертизу в Отделе религиозного образования катехизации Русской Православной Церкви, в учебно-методическом объединении по классическому университетскому образованию при МГУ им. Ломоносова. Имеет ряд положительных заключений в частности, проректора Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) кандидата богословия иерея Алексия Емельянова, доцента МДА, члена комиссии по канонизации святых, директора центра и музея Павла Флоренского игумена Андроника (Трубачева), декана филологического факультета ПСТБИ, кандидата филологических наук Ирины Бугаёвой, профессора богословского факультета иерея Бориса (Левшенко), из института этнологии и антропологии РАН, игумена Луки (Головкова), ректора иконописной школы при МДА, сопредседателя координационного совета по взаимодействию Министерства образования и Московского Патриархата митрополита Солнечногорского Сергия, заместителя министра образования Леонида Гребнева, профессора Московской консерватории Медушевского, профессора МДА К.Е Скурата и многих других специалистов. Учебник подготовлен под руководством первого проректора Московского института образования С.Б. Романова.
                                - Скажите, как возникла идея написать учебник?
                                - Создание учебника и всего курса - это моя личная инициатива, мой личный труд, и ни одна организация не планировала их разработку и не финансировала работу.
                                - Почему вы решили взяться за эту работу?
                                - Потому что совершенно очевидно, что в содержании образования не достает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам - литературе, русскому языку, истории, искусству. Естественно, эта составляющая связана с самобытностью народа, с ментальностью, с глубинными основами отечественной культуры. Это - религия, и, прежде всего, православная культура. Эту составляющую искали многие педагоги, в том числе и я. Не сговариваясь друг с другом, специалисты-практики начали разработку таких курсов. Специального заказа от государственных структур не было. Не знаю, были ли такие заказы от Церкви. Когда труд был выполнен, я принесла его на рецензию.
                                - Почему оказался востребован именно этот курс?
                                - Необходимость в разработке такого курса и такого учебника назрела давно. Все были в ожидании, и в том числе я. Но когда я поняла, что культуру, самобытность, может спасать только сам народ, решила выполнять эту работу. Сегодняшний день характеризуется увеличением информации о мире через СМИ, через интернет. Но через эти же каналы распространяется и насилие, безнравственность, пропагандируется оккультизм и деструктивные секты. В этой ситуации встает острая потребность в повышении качества гуманитарного образования ребенка, чтобы, вооружив его знаниями, защитить от обрушившейся лавины зла, перемешанной с новыми интересными и полезными явлениями в нашей жизни.
                                - Как построен учебник, что главное вы хотели донести до детей?
                                - Учебный курс, как и учебник, изначально разработан для общеобразовательной государственной "массовой" школы. Это стало возможно за счет использования историко-культурологического, системного подхода. Системность обеспечивается не только организационной формой обучения, но, в первую очередь, тщательной продуманностью постепенного погружения в предмет: от простого, родного, более доступного - к более сложному, все более глубокому осмыслению религиозного содержания, сохранившему до наших дней, живущему в памятниках культуры. Я не ставлю вероучительных задач, но не включать в содержание разделы о догматах, об истории Церкви невозможно. Это историческое содержание православной культуры, и оно там присутствует. Но учебник совершенно ненавязчивый, я даже сознательно построила его так, чтобы избежать каких-то нравоучений. Думаю, что надо оставлять ребенку возможность с семьей разобраться, во что ему верить, как ему верить. Но к традициям своего народа, безусловно, нужно относиться с уважением. Создавать учебник по "Основам православной культуры" и не писать хорошо, с любовью и уважением о предмете, было бы просто аморально. Тем более, наша культура является частью мировой культуры. И отечественные исследователи, и зарубежные подчеркивают ее главную особенность - духовность. И нам нечего этого стесняться.
                                - Как, по-вашему, можно совместить эти два понятия - Православие и культура?
                                - Так исторически сложилось, что русская культура формировалась на основе православных ценностей. Это не значит, что мы всегда идеально поступали, наверное, как и любой народ, и любой человек, мы имеем много слабостей, но идеалы наши - из Православия. Федор Достоевский писал, что о русском народе надо судить по его идеалам. Все наиболее значимое и для нас, и для всей мировой культуры: поэзия, особенно поэзия "серебряного века", иконопись, живопись, древнерусская литература, творчество Ф. Достоевского, А. Толстого, Н. Лескова, А. Пушкина, М. Лермонтова и других писателей - прочно опирается на православную этику, христианские символы, понятия, идеалы. Все эти сокровища не могут быть осмыслены без достаточного освоения религиозной, особенно - православной культуры. И это ощущают все учителя. Духовная лексика вытесняется из нашего языка, а литература и поэзия строится, прежде всего, на философско-религиозных понятиях, иногда они скрыты за образами, но эти образы имеют конкретные корни. И если мы знаем, что стоит за этими образами, то все произведение раскрывается перед нами, если не знаем, то, конечно, все остается закрытым и непонятным. Когда я готовила этот учебник, были разные вопросы, в том числе, и по сочетанию слов Православие и культура, причем, даже было такое мнение, что нельзя соединять эти понятия на сегодняшней ступени развития общества. Тем более, что СМИ делают все, чтобы культура снижалась и говорить о культуре в отношении к Православию сегодня довольно сложно. Но, тем не менее, православное отношение к жизни, к людям, нам присуще.
                                - Как построен учебник, что в него вошло?
                                - Сам учебник рассчитан только на 1 год. Он соответствует 5 разделу программы, там 36 часов, 36 уроков. В основном, использован исторический, культурологический материал, есть раздел, посвященный храму, раздел посвященный иконописи, включено изучение богословских понятий и символов. Сами уроки должны строиться не как нравоучительные беседы. Это обычный урок. Никаких расчетов на интуицию или "посещение духа" быть не должно. Дух гармонии присутствует там, где есть добросовестный труд, профессионализм, уважение к детям, учет их возрастных особенностей и убеждений. Здесь должна быть определенная концепция - любящий подход. Бывает так, что к детям приходят люди, которые принимаются за это дело именно по религиозным убеждениям, но без педагогического образования и опыта. В результате, уроки превращаются в проповеди, а дети теряют всякий интерес к предмету. Но с функцией проповеди прекрасно справляется Православная Церковь.
                                Есть и другой подход - чистое религиоведение. Этот подход также неприемлем для школы. В одном из предлагаемых современных учебников под руководством Шабурова, построенных по религиоведческому принципу всего 20 страниц отведено на Православие. А для ислама выделено более 50 страниц, для иудаизма - то же самое. В разделе "Православие", например, написано, что Евангелие - это жанр литературы.
                                - Ничего себе...
                                - Да, вот и твори в этом жанре! Но это и есть настоящая провокация - писать для России такой учебник. Просто проинформировать, где, кто и как верит - это неинтересно. Зачем мы будем забивать голову ребенка ненужной информацией? Это подходит для высших ступеней образования. А школьное образование должно быть больше человечным, оно не должно строиться ни на критике, ни на сухой информации. Тем более, как строится религиоведение? Изучение начинается с брахманизма. С чего бы это для российских школ вдруг начинать обучение с брахманизма? Все это интересно, но интересно тогда, когда ты со своими традициями разберешься. И тогда возникает вопрос - а как у других? А если начинают рассказывать о том, что есть много религий, учений, все это на целый год, а только в 11 классе 20 страниц выделяют на Православие - это провокационно. И только мы в силу своего православного мировоззрения можем относиться ко всему этому терпеливо...
                                - А вот некоторые считают, что и брахманизм - необходим в школьной программе...
                                - Мы говорим об отечественной культуре. Для изучения японской культуры или Индии нужны иные культурологические, религиоведческие знания. Вся школьная программа ориентирована на русскую культуру, на русскую историю. Почему же мы должны начинать с брахманизма? Тем более что русские по природе своей пытливы и без того интересуются другими культурами и историями. Но сначала мы должны изучить свою культуру. Кстати, курс "История религиозной культуры" так и построен: начальные классы и средняя школа изучают христианство, в 10 классе - древние религии, в 11 - современная конфессиональная картина мира. Мы не ущемляем никого. Но 80% содержания курса должно быть посвящено Православию. Все должно быть справедливо.
                                Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
                                "Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5, 20).
                                "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе" (2 Тим. 1, 13). "дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф. 4, 14)http://www.pravoslavie.ru/images/b88x31c.gif.

                                Комментарий

                                Обработка...